Событие

Даже акустика стала лучше! Нижегородский театр оперы и балета имени Пушкина встретил зрителя суперремонтом и премьерой «Онегина».

Даже акустика стала лучше! Нижегородский театр оперы и балета имени Пушкина встретил зрителя суперремонтом и премьерой «Онегина».

Не сразу узнали нижегородцы свой любимый оперный театр 1 октября. В фойе храма искусства всех встречал не привычный бюст Пушкина, а арфа. Настоящая, которую вообще-то берегли про запас для оркестра. В Международный день музыки Нижегородский театр оперы и балета имени А. С. Пушкина распахнул свои двери в 82-й раз.

 

 


Работ такого масштаба здание не знало с 1987 года. За рекордные четыре месяца строители, художники, реставраторы капитально отремонтировали вход в театр, гардероб, фойе и коридоры на всех трех этажах и зрительный зал.

Прежний, сомнительного качества бюст поэта уже не вписывался в роскошный мрамор кассового зала. Красота нуждается порой в жертвах, ради нее оркестр простился с одной своей арфой: лучшего символа музыкального театра не придумать.

 

 

 

 

 

 

 

Зрителя встречает роскошный мраморный кассовый зал и новый символ театра.

— В театре выполнены ремонтно-реставрационные работы фасада, вестибюля, буфета, заменены двери, отреставрированы люстры зрительного зала и другие осветительные приборы, отремонтированы системы водоснабжения, продумано художественное освещение фасада, благоустройство прилегающей территории, — рассказал руководитель НП «Российская ассоциация реставраторов» по Нижегородской области, генеральный директор ЗАО «СМУ 77» Владимир Молоканов.

Специалисты справились и с уникальными потолками, лепниной на стенах зала и люстрами, которые представляют собой настоящие произведения искусства. Прославленные оперные люстры чистила всего одна сотрудница, восстанавливая прозрачность каждого стеклышка, каждой подвески.

Фрески по эскизам художника Дмитрия Арсенина, украшающие центральное фойе уже 30 лет, заиграли новыми благородными красками в гармонии с новым напольным покрытием.

— Если бы не было политической воли областных властей, то этот проект невозможно было бы реализовать, — считает директор Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина, заслуженный работник культуры РФ Анна Ермакова. — Это серьезное волевое решение губернатора Валерия Шанцева, который очень тепло относится к театру. Интерес, проявленный к реконструкции, стал большим стимулом и для реставраторов, и для артистов.

Любопытно, но после ремонта артисты почувствовали, что в зрительном зале стала лучше акустика. Не иначе как музыка по-новому зазвучала после того, как реставраторы поснимали пыль веков и ненужные налеты старой побелки. Звуки пиано доходят до последних рядов.

— Открытие оперного театра в таком виде — это наша мечта! — не скрывал восхищения и министр культуры Нижегородской области Сергей Горин. — Мы видим результат нашего общего труда. Ремонт сделан полностью на деньги бюджета Нижегородской области, и в конечном итоге его общая сумма составила более 70 миллионов рублей. Но мы не заканчиваем на этом. У нас есть планы на будущий год привести в порядок и актерскую часть — ту, которую зритель не видит.

Нижегородский оперный пошел на рискованный шаг. 1 октября он представил нижегородцам премьеру оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Для театра эта опера — своеобразная визитная карточка. Первый спектакль был сыгран 26 октября 1935 года. С тех пор «Онегин» из репертуара не уходил.

Нынешняя постановка — десятая. Что еще нового можно сказать?

Поставить «Онегина» было мечтой всей жизни главного режиссера Нижегородского театра оперы и балета, заслуженного артиста РФ Дмитрия Суханова. Будучи солистом оперы, Дмитрий Александрович сам долгие годы исполнял партию Онегина.

Удивиться режиссер-постановщик на 10-м «Онегине» заставил не раз. Например, первым перед зрителем предстает, вопреки традиции, не дом Лариных со своими обитателями, а сам Онегин.

— Потому что я рассказываю историю про Евгения Онегина! И про то, что он был любим публикой, — поясняет замысел Дмитрий Суханов. — Был любимец балов, а стал никому не нужен. Татьяна была единственной ниточкой, которая связывала его с этой жизнью. Но и она ему отказала в чувствах. Спектакль же везде про Татьяну, Ленского, но не про Онегина. Я его не защищаю. Просто не считаю злодеем. Это нормальный человек, только он должен был родиться на 25 лет позже.

На сцене ничего лишнего. Балкона и звездного неба в бессонную ночь Татьяны, к примеру, хватило, чтобы передать ее тревожное состояние публике и посеять предчувствие трагедии.

Правда, «лишнее» режиссер-постановщик решил убрать и у Чайковского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытием театра стала Светлана Ползикова (Татьяна), которая впервые поет ведущую партию именно в «Онегине». ФОТО: НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА

Так, во второй картине первого действия вы не услышите рассказа няни Татьяны о своей молодости.

— А зачем? Я хотел сделать очень динамичный спектакль. Няня рассказывает, что она вышла замуж в 13 лет. Что это дает для моей истории Онегина? Я посчитал, что могу обойтись без нее, — вынес вердикт Дмитрий Суханов.

Только не эта ли история Филиппьевны отсылает нас перечитать Пушкина, чтобы наконец понять, что Татьяне-то, которую принято считать жертвой, тоже было 13 и что 26-летний Онегин, осуждаемый из года в год на уроках литературы в наших школах, вопреки тогдашним обычаям поступил благородно, не совратив малолетнюю помещичью дочь, начитавшуюся любовных романов?

Не убрал, но скрыл режиссер-постановщик от глаз зрителя дуэль Онегина с Ленским. Но в этом, может, и «зловещность» выстрела.

Спектакль пропитан духом Пушкина и молодостью. Партии Онегина, Татьяны, Ленского, Ольги по праву отданы молодым солистам оперы.

Кстати, первыми премьеру увидели те, кто на протяжении четырех месяцев сдувал с театра пылинки, — мастера-реставраторы. Для них Нижегородский оперный устроил специальный предпремьерный показ в обновленном их же руками зале.

Зал так же был полон, как в день открытия сезона. Мастера привели на спектакль своих родителей и детей. И все слушали «Онегина» в полнейшей тишине, испытывая гордость за сопричастность к великому.


ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ.

МАРГАРИТА КАМИНСКАЯ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРИТИК (МОСКВА):
— КОГДА СКАЗАЛИ, ЧТО ВЫДЕЛИЛИ ДЕНЕГ ТОЛЬКО НА РЕМОНТ, ДУМАЛА, ЧТО-ТО ТАМ ПОДКРАСЯТ, ПОДБЕЛЯТ… НЕ ДУМАЛА, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ТАК. БУДТО СВЕЖЕГО ВОЗДУХА ГЛОТНУЛА В ЭТОМ ФОЙЕ, КОТОРОЕ МЕНЯ ВСЕГДА ДУШИЛО ТЯЖЕЛЫМИ ФРЕСКАМИ, — СЕЙЧАС РАЗДВИНУЛИСЬ СТЕНЫ.

 

Анна РОМАНОВА

Фото: фото автора

Адрес: 603001, г. Нижний Новгород,
ул. Кожевенная, дом 12, этаж 2.
Телефоны: (831)217 88 81 (приёмная/факс)