Знай наших!

«Человек-амфибия». Технику, собранную по чертежам нижегородского изобретателя, не могут повторить в Китае.

«Человек-амфибия». Технику, собранную по чертежам нижегородского изобретателя, не могут повторить в Китае.

С техникой Станислав Алексеев всегда был на «ты». В юности увлекался мотоспортом, и даже получал награды за свои достижения из рук Ольги Чкаловой, жены летчика-испытателя. Богатый опыт в конструировании Станислав Сергеевич приобрел под руководством своего однофамильца, советского кораблестроителя, создателя судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолетов Ростислава Евгеньевича Алексеева на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол». Из-за однозвучности фамилий многие полагали, что Станислав — сын Ростислава.

 

Станислав Сергеевич Алексеев — человек во всех отношениях необычный. Разработанную им амфибийную технику закупают в Арабских Эмиратах, Болгарии, Финляндии и других странах мира, включая Китай. Причем инженеры Поднебесной откровенно признаются, что сломали себе головы, пока пытались повторить нижегородские суда.

— Ваша техника потрясает наших специалистов! — говорит президент Хэуядзинской торгово-экономической компании города Харбин Хе Хонг Бо. — Нигде в мире нет ничего подобного: конструкция легкая и очень надежная! Наши так и не поняли, как вы это делаете.

Станислав Сергеевич утверждает, что мастерство пришло с опытом, ведь с самого раннего детства он наблюдал за работой инженеров, — отец нижегородского изобретателя, Сергей Васильевич Алексеев, заведовал цехом на машзаводе. Когда маленькому Славе было семь, он уже умел управлять автомобилем, а в 12 лет собрал мотор из разрозненных деталей и приладил его к своему велосипеду — тот поехал со скоростью 80 километров в час! Дальше— больше.

BMW ВЫСОЦКОГО
— Мы только поженились, сынишке было два года, когда Слава собирал у нас в квартире вертолет— огромный, во всю комнату! —рассказывает жена изобретателя Ирина Юрьевна Алексеева. — Муж собирал все сам, своими руками, и ведь собрал — вертолет поднялся.
Только когда лопастями Славе изрезало фуражку, летать я ему запретила.

Станислав Алексеев жену послушал, но конструировать на этом, конечно же, не прекратил. И следующим шагом для него стало создание мерседеса.

— Отца наградили мерседесом за работу в военное время, — рассказывает нижегородец, — и тогда эта машина была единственным мерседесом во всем городе. А техпаспорт на него дали пустой. И я решил сделать под этот документ свой собственный автомобиль.

— И какой сделал! — подхватывает жена Ирина. — Капот выпиливал из дерева сначала, потом железо выгибал так, чтобы форму сделать один в один похожую, решетку переднюю на заводе ему отфрезеровали… И когда готовая блестящая ярко-красная машина прибыла на техосмотр, то получила заключение: «Мерседес-Бенц»! А в то, что авто самодельное, никто не поверил.

Дважды посмотреть на диковину приезжала съемочная команда телепередачи «Поехали». На этой машине Алексеевы ездили несколько лет, пока совершенно случайным образом в руки Станислава Сергеевича не попали несколько коробок, набитых автомобильными деталями. Как оказалось, детали эти — разобранный BMW-2500, принадлежавший ранее Владимиру Высоцкому. Артисту машину подарила некогда Марина Влади. Казалось бы, собрать авто просто невозможно, ведь оно представляло собой кучу разрозненных железяк, некоторых к тому же не хватало. Но золотые руки Станислава Алексеева с задачей справились. На сборку ушло полтора года, а проездил BMW по нижегородским дорогам десять лет.

НАШИ В АВСТРАЛИИ

Однажды, во времена работы на «Соколе», Станиславу Алексееву удалось добыть чертежи легендарного самолета конструкции Вадима Шаврова «АШ-2». Это был первый советский самолет-амфибия, который сняли с производства к тому времени, когда Станислав Алексеев решил его возродить. Именно эта модель спасала челюскинцев из ледяного плена. Самолет был в точности воспроизведен и представлен на выставке в Москве наряду с современными истребителями. Там самолет увидел знаменитый изобретатель русского автомата Михаил Калашников и пришел в неистовый восторг — другие модели конструктора-оружейника уже не интересовали.

Еще один интересный случай произошел со Станиславом Алексеевым в Австралии на конференции морских инженеров. Там, в Сиднее, изобретатель заприметил судно — оно красовалось недалеко от берега как музейный экспонат. В нем нижегородец узнал продукцию завода «Красное Сормово». «Смотри, — сказал Станислав приятелюамериканцу. — Этот катер сделаа у меня на родине». Знакомый не поверил — поспорили. Американец связался с людьми, обладающими информацией, и выяснил, что судно действительно красносормовское!

Австралия, к слову, как и другие страны, предлагала Станиславу Алексееву уехать из России, но конструктор оказался верен родине. С завода, однако, супруги в итоге ушли и открыли собственную компанию «Амфибийная техника».

Сейчас фирма наладила выпуск девяти моделей водного транспорта и обеспечивает ими всю страну. Судами Станислава Сергеевича пользуются нижегородские МЧС и полиция, недавно несколько образцов закупили спасатели с Камчатки. Восторженные отзывы приходят из разных уголков страны. «Спасибо большое, хороший аппарат изготовили, летает у нас на реке, все министерство охраны природы обзавидовалось!» — говорит эколог якутского природного парка «Ленинские столбы» Уйгулаан Кыльяров.

Финны, прежде чем закупить технику, решили устроить ей проверку. «Видите этот лед? Здесь только что прошел ледокол. Если ваш катер преодолеет расстояние, покупаем!» — сказали они. И катер прошел.

 

 

 

 

 

 

 

 

Суда-амфибии, придуманные нашими инженерами, пользуются большим спросом у спасателей — по всей стране и за рубежом

ДОЛОЙ ЗАКЛЕПКИ

— Секрет успеха, наверное, в том, что мы вовремя поняли: надо уходить от клепаных конструкций, — рассуждает Станислав Сергеевич. — Сделали новые матрицы, благодаря им форма техники очень красивая, с плавными изгибами. Это как печь блины: если есть сковородка, блинов можно изготовить сколько угодно. Только сковорода в нашем случае — матрица.

Уже 40 лет супруги все делают вместе. Вместе учились в Горьковском техническом университете, вместе и работают. Станислав придумывает, Ирина — воплощает.

— Последняя разработка — кольцевой отбор воздуха, — говорит супруга изобретателя. — Она изменила сущность изделий. Воздушная подушка — такое изделие, где необходимо создать тягу, чтобы воздух подавался под днище. До сегодняшнего дня ставили два двигателя или использовали дополнительные вентиляторы —масса недостатков была. А теперь работает кольцевая тяга.

Кстати, в прошлом году ООО «Амфибийная техника» было признано лучшим экспортером по Нижегородской области.

ПРИГОДИТСЯ В ХОЗЯЙСТВЕ.

Все разработки Станислава Алексеева запатентованы в патентном бюро «Патент-НН», которое оказывает услуги на все виды патентных работ по защите интеллектуальной собственности: изобретения, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, лицензионные договоры. По словам конструктора, были и незапатентованные изобретения, что сейчас используются в стране. «Мы не просто так изобретаем — мы работаем на потребление, — говорит Станислав Алексеев. — Делаем то, что нужно
народному хозяйству. Цель наша — создавать предельно надежную и несложную технику».

Яна ЛЯМИНА

Адрес: 603001, г. Нижний Новгород,
ул. Кожевенная, дом 12, этаж 2.
Телефоны: (831)217 88 81 (приёмная/факс)