Битва за чистую среду. Нижегородский Водоканал предлагает решать проблему несанкционированных сбросов жидких бытовых отходов31.05.2017 15:01

Битва за чистую среду. Нижегородский Водоканал предлагает решать проблему несанкционированных сбросов жидких бытовых отходов

Вы когда-нибудь были свидетелем того, как грузовые машины что-то сливают в овраги? Знайте, что это нарушители, которым лень довезти цистерну с жидкими бытовыми отходами до нижегородской станции аэрации. Именно из-за таких безответственных «утилизаторов» щелочи, кислоты и нефтесодержащие отходы регулярно попадают в почву или из ливневых колодцев - напрямую в реки. Что, соответственно, ведет к отравлению и земли, и воды. Эксперты-экологи бьют тревогу, ведь количество таких «нелегалов» растет. Именно поэтому данную проблему решили обсудить на Международном научно-промышленном форуме «Великие реки-2017», который проходил на нижегородской Ярмарке на прошлой неделе. Инициатором круглого стола «Методы борьбы с незаконным сливом жидких бытовых отходов» стал Нижегородский водоканал, специалисты которого следят за качеством воды в областном центре.

Проблема вывоза жидких бытовых отходов (ЖБО) от жилых зданий и промышленных объектов, которые не подключены к канализации, всегда была актуальной, но в последнее время обострилась, констатирует первый заместитель генерального директора ОАО «Нижегородский водоканал» Михаил Шмелев.
- Идет массовое малоэтажное строительство, выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в местах, удаленных от сетей водоотведения. Вместе с тем растет и число нелегальных подрядчиков, сбрасывающих коммунальные стоки в безлюдных местах, на землю, в малые реки, в ливневую канализацию, в канализационные стоки, - говорит он. – Количество таких подрядчиков растет в геометрической прогрессии, и это в конечном счете может привести к ухудшению экологической обстановки в Нижнем Новгороде.
Нижегородский водоканал ведет борьбу с нарушителями: блокирует доступ к канализационным люкам, но перевозчики ЖБО стали поступать еще хитрее: снимают ограничения доступа подручными средствами и специальной техников, либо сливают отходы на закрытых частных территориях,
К сожалению, существующая система штрафов не сдерживает ассенизаторов-«нелегалов». Для юридических лиц сегодня штраф составляет 150 тысяч рублей, для физлиц –1000 рублей и меньше. Но, как правило, ассенизаторский транспорт оформляют либо на гражданина, либо на ИП без образования юрлица. То есть штрафные санкции, по сравнению с прибылью нелегалов, мизерны.
Конечно, и инфраструктура по утилизации ЖБО в Нижнем развита пока слабо. В областном центре функционирует только одно место, куда разрешено сливать отходы - станция аэрации. Зато принимает отходы она совершенно бесплатно.
- В последние годы мы регистрируем рост числа жалоб нижегородцев на ухудшение условий проживания, это связано именно с участившимися случаями несанкционированного сброса жидких бытовых отходов. Также мы фиксируем ухудшение качества воды в Волге и в малых реках, - заявила заместитель руководителя отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Марина Будникова.
Специалисты отмечают – необходимо срочное строительство целого комплекса сливных станций для приема ЖБО.

Устаревшее законодательство
Проблема отсутствия сливных станций волнует не только Нижний, но и область. Председатель Ассоциации водоканалов Нижегородской области, генеральный директор ОАО «Дзержинский водоканал» Андрей Рехалов пытается разобраться в ситуации уже два года. По его словам, вопрос необходимо решать на федеральном уровне, ведь санитарные правила и нормы (СанПиН) были приняты еще в советские времена, в 1973 году, а с тех пор мир сильно изменился.
- Эти документы определяют, какой должна быть сливная станция. Много внимания уделяется помещениям для персонала, но персонал сейчас и не нужен, ведь современные станции будут автоматизированы. Построим мы станцию, ее придут принимать, а для этого станут сверяться с СанПиНом, обнаружат разночтения, и на этом все закончится.
Это не единственная сложность. По законодательству расстояние от станции до ближайшего жилого строения должно быть не меньше 500 метров. Соответственно, на месте строительства сливной станции необходим пустырь в квадратный километр! Такой найти нелегко, - говорит Александр Рехалов.
Он также сообщил, что Ассоциация обратилась с просьбой разработать законодательную инициативу к депутатам Госдумы от нашего региона.

Новая программа
Директор департамента жилья и инженерной инфраструктуры Нижнего Новгорода Павел Марков согласен с тем, что строительство сливных станций в первую очередь упирается в строгие санитарные нормы.
- Первоначально концепция, которую разработал Водоканал с учетом рекомендации администрации города, предусматривала создание в каждом районе станции слива, совмещенной со станцией снеготаяния (она тоже одна сейчас, а этого крайне мало для города-миллионника), - говорит он.
По словам начальника управления водоотведения Нижегородского водоканала Александра Вершинина, в департаменте градостроительного развития и архитектуры уже предложили два варианта размещения сливных станций, территориально совмещенных со станциями снеготаяния: площадку в Шуваловской промзоне на Автозаводе и на улице Бурнаковской в Московском районе.
- Прорабатывать вопрос размещения подобных площадок предприятие будет совместно с департаментом градостроительного развития и архитектуры города, - сообщил Павел Марков. – Город застраивается гораздо быстрее, чем развивается инженерная инфраструктура. Это градостроительная проблема, которая влечет за собой и экологическую угрозу. Поэтому со временем нужно разработать новую муниципальную программу строительства площадок по приему ЖБО, как того требует законодательство. Администрация города рекомендовала Нижегородскому водоканалу подготовить дорожную карту строительства сливных станций в других районах. Изначально предполагалось, что всего в Нижнем будет 13 таких станций.

Опыт есть
В Волгограде, количество населения которого практически равно нижегородскому, проблему смогли решить два года назад. Для передачи успешного опыта в круглом столе принял участие коммерческий директор ООО «Роспромэко» Руслан Зейналов.
- Мы превратили проблему в возможность, - рассказывает Руслан Зейналов. - Построили шесть пунктов приема отходов на сегодняшний день, к концу года появится еще шесть в городе и шесть в области. Это подземные объекты с линейной инфраструктурой. Компания уже сейчас принимает порядка 32 тысяч кубических метров отходов в месяц, на конец года планируем принимать 100 тысяч кубических метров. Все наши станции оборудованы системой видеонаблюдения, а все машины – спутниковой системой ГЛОНАСС, чтобы можно было отслеживать, куда направляется транспорт и где сливает отходы. Уже заключили 23 договора с подрядчиками. Проект реализовали с привлечением средств инвесторов.
Нелицензированным перевозчикам в Волгограде создали практически невыносимые условия: на дорогах дежурят Облкомприрода, Департамент природных ресурсов, сотрудники Роспотребнадзора, участковый-уполномоченный и другие службы.
Волгоградские станции принимают ЖБО, а после обработки выдают стоки с соблюдением предельно допустимой нормы веществ.
Завершая беседу по данной проблеме, все участники круглого стола сошлись на том, что проблема сложилась исторически: частный сектор нижегородского областного центра, городские деревни и пригородные поселки не были снабжены канализацией в свое время. Проблему было решено продолжить изучать, а представители Нижегородского водоканала заверили горожан, что предприятие не выпустит из внимания эту ситуацию, требующую постоянного контроля.


Цена вопроса. По предварительным оценкам, стоимость строительства станций по приему ЖБО составляет 50 – 60 миллионов рублей. Директор департамента жилья и инженерной инфраструктуры Нижнего Новгорода Павел Марков не исключил, что в условиях ограниченности бюджетных средств администрация города прибегнет к механизму государственно – частного партнерства.

Адрес: 603001, г. Нижний Новгород,
ул. Кожевенная, дом 12, этаж 2.
Телефоны: (831)217 88 81 (приёмная/факс)
Created by GraphitPowered by TreeGraph