Без туалета и обеда

Без туалета и обеда

На днях в «НР» поступило сообщение о поджоге. От рук неизвестных пострадала будка на улице Мостотряда, в которой обедали водители маршруток. Будка эта стоит на конечной остановке — разворотной площадке маршруток № 97. Именно здесь шоферы могли купить бутерброд с чаем и посидеть с удобством за столом. С тех пор, как будки не стало, водители перекусывают прямо за рулем. Пообщавшись с маршруточниками и водителями муниципальных автобусов, корреспонденты «НР» выяснили, что удобств лишены многие разворотные площадки города. Мы выбрали шесть отстойно-разворотных площадок в разных районах города и выяснили, как обстоят дела на каждой из них. Более того, в процессе исследования выяснилось, что условия работы людей, от которых зависит жизнь и здоровье пассажиров, настолько тяжелы.

Образцом можно считать разворотную площадку в микрорайоне Кузнечиха-2. Здесь находится кольцо многих автобусов города, в их числе маршруты №№ 26, 37, 51 и другие. В диспетчерской есть буфет, в соседнем помещении стоит микроволновая печь. Есть здесь и туалет. Платный. Можно было бы предположить, что в платном туалете в диспетчерской порой проводят уборку, но факты сказали об обратном. Антисанитария, мусор на полу, грязь и отсутствие принадлежностей гигиены приводят в недоумение. Напрашивается вопрос: неужели департаменту транспорта не хватает денег на уборщицу?
Возможно, так и есть. Иначе как объяснить тот факт, что вместо обещанных 55 тысяч в месяц водителям платят всего 19? Да-да, все, кто пользуется муниципальными автобусами, знает об объявлениях внутри салона: «Нижегородпассажиравтотранс» приглашает на работу водителей, заработная плата 45 — 55 тысяч рублей».
— Любой человек посмотрит на это объявление и захочет туда устроиться, я и устроился, — говорит водитель автобуса № 26 Иван Петров (имя изменено по просьбе героя). — В этом месяце, к примеру, я отработал 180 часов, как все обычные люди, у которых 8-часовой рабочий день и два выходных в неделю. А руководство говорит, что за минималку нужно отработать 230 часов! А чтобы получить те самые за 45—55 тысяч рублей, ты должен отработать 350 часов, не вылезая из салона, а это по 11 с половиной часов в день, без выходных! Помимо этого, кондуктор обязан привезти выручку соответственно плану. А план нереально выполнить.
Про невозможность выполнения плана говорят все водители в один голос. Постоянный недовоз билетов составляет 100—150 штук.
— За последний рейс я обслужила 20 человек с деньгами и 99 с карточками, — говорит кондуктор того же автобуса № 26. — В результате скажут, что я план не сделала! А представляете, сколько я побегала по салону? Если без выходных работать, получаешь 15 тысяч рублей, это за 250 часов. С выходными 12 тысяч, а если план не выполнила, то делите пополам — шесть тысяч.
Означает ли это, что объявления в автобусах — сознательное введение в заблуждение потенциальных сотрудников «Нижегородпассажиравтотранса»?

Мусорные завалы
Второе место в нашем рейтинге получила разворотная площадка на Казанском шоссе, где находится кольцо 90, 57 и прочих маршрутов. Здесь до недавних пор был буфет, теперь организована палатка, в которой водителям продают чай и не только.
— Водителям так удобнее, — поясняет продавец, — они вечно опаздывают, времени-то у них нет, чтобы перекусить.
Не все водители, однако, с этим согласны. Многие все же предпочитают посидеть за столом во время обеда. Удобные столики, к примеру, есть на разворотке на улице Гороховецкой поселка Сортировочный. Здесь, на стоянке маршруток №47, все хорошо. У 48-х муниципальных автобусов конечная здесь же, но стоять им негде, а потому они паркуются недалеко от остановки. Возле остановки приходится стоять и 117 маршруткам, у которых разворотное кольцо находится на Нижневолжской набережной прямо у подножия Чкаловской лестницы. Здесь, само собой, нет ни туалета, ни обеденной. Аналогичную ситуацию можно наблюдать на площади Свободы.
Но, все же, нижнюю строчку нашего рейтинга заняла отстойно-разворотная площадка на улице Цветочной. Здесь вроде бы есть синяя кабинка туалета, но она не работает. Человек, пожелавший остаться анонимом, завидев корреспондентов, заявил:
— Говорить ничего не имею права, нас же всех уволят на следующий день после выхода газеты, но дела у нас паршиво! Ни поесть, ни в туалет сходить, мы завалены мусором, просто потому что нет баков!
Водители пожимают плечами, мол что тут добавить?
— У нас как все устроено? Шофер берет в аренду автобус. По сути, это можно назвать арендой автобуса в день за определенную сумму. И эту сумму я должен сдать. И если пассажиров не набралось, извиняйте! Почему гонки на дорогах? Потому что я еду — у меня трое детей, их надо накормить, конкурент едет передо мной. Он заберет мои 28 рублей, а я этого не позволю. Что касается системы логистики, то ее просто нет.

Странные планы
Интересно, что многие водители муниципальных автобусов вспоминают времена около двух с половиной лет назад, когда жилось им гораздо лучше, чем сейчас. При Олеге Кондрашове, говорят, были и доплаты, и человеческие условия у водителей.
— Раньше я получал 35 — 40 тысяч где-то, — говорит 63-летний водитель автобуса № 37 Игорь Романов (имя изменено по просьбе героя). — Сейчас с трудом отрабатываю 25 тысяч. Это притом, что на линии нахожусь без кондуктора. Сегодня убрали все доплаты, за регулярность, к примеру. Наше терпеливое поколение отработает — дальше кто будет работать, я не знаю. Молодежь месяц поработает — и уходит.
Все, кто представляет особенности работы муниципального транспорта, согласятся, что работа в общественном транспорте по плану — подход дичайший.
— Я работаю на дорогах с 1980 года, но такого безобразия, как сейчас, никогда не было, — Игорь Романов делится своими переживаниями, и чувствуется, что говорит он о самом наболевшем. — Плана просто не существовало раньше, а получали нормальную зарплату. Неужто нам с маршрутками гоняться? Но нас с ними уравняли. Плюс к тому, автобусы раньше делились на четыре категории. Новые — первая и вторая категория, старые — третья и четвертая. На старом и меньше часов ездил, и платили больше...

Новые «развалюхи»
Кстати, новые, недавно закупленные департаментом транспорта, автобусы вызывают у водителей множество нареканий: ломаются через день. Ремонтом водителям приходится заниматься самостоятельно, на месте…
Быть может, путем урезания заработных плат «Нижегородпассажиравтотранс» экономит? Поскольку, как сообщило вчера агентство «НТА-Приволжье» «долги предприятия перед поставщиками топлива только за последний месяц увеличились». На сегодняшний момент долг «Нижегородпассажиравтотранса» за дизельное и газомоторное топлива превысил 60 миллионов рублей».
Напомним, что в августе на заседании комиссии по транспорту и связи городской Думы Нижнего Новгорода депутат Алексей Гойхман заявил, что в этом году «Нижегородпассажиравтотранс» выйдет на безубыточность. Неужели за счет водителей и кондукторов?
В настоящее время «НР» ожидает комментариев по собранной нами информации из администрации города.

Яна Лямина

Фото: Елена Валова

Адрес: 603001, г. Нижний Новгород,
ул. Кожевенная, дом 12, этаж 2.
Телефоны: (831)217 88 81 (приёмная/факс)