Ценизм

Поллитра как литр. Что бы не происходило с нефтью, цены на бензин у нас только повышаются.

Поллитра как литр. Что бы не происходило с нефтью, цены на бензин у нас только повышаются.

Когда же, наконец, бензин в нашей стране начнёт дешеветь? Нас уже много лет убеждают, что цена на бензин напрямую зависит от цены на нефть и что цены на топливо высокие потому, что нефть стоит дорого. Однако мы за последние годы убедились, что никакой прямой зависимости здесь нет. Бензин у нас в стране дорожает вне зависимости от того, что происходит с нефтью. Даже когда баррель стремился к 30 долларам, стоимость бензина только повышалась. Эта тенденция не изменилась и в 2017г. В прошлом году бензин в рознице подорожал примерно на 7,5 процентов, почти втрое обогнав инфляцию. В этом году эта тенденция продолжилась. В январе рост цен на бензин марки АИ-92 составил 0,38%, на АИ-95 — 0,17%, на дизельное топливо — 0,53%. Ничего не меняется...

Прояснить кухню ценообразования топлива на пресс-конференции по итогам за 2017 год попытался руководитель регионального управления антимонопольной службы Михаил Теодорович. В интервью СМИ он объяснил, что «внутри цифры роста цены на топливо заложен как рост акцизов, так и рост цены». При этом глава нижегородского управления ФАС считает, что продавцы топлива всё-таки идут на компромисс с потребителями. И это позволяет им сохранять баланс: объемы продаж бензина не падают, а владельцы авто не отказываться от своих «коней».

Давай, плати!
Но разве только в автомобилистах дело? Со школьной скамьи каждый из нас знает: горючее входит в стоимость любого продукта, который перевозится автомобилями и доставляется другим транспортом — от производителя на базу, оттуда - в торговую сеть и т.д. И чем дороже бензин, тем дороже становятся товары и услуги, а в итоге и вся наша жизнь.
Недавно победители Всероссийского этапа международной олимпиады студентов образовательных организаций высшего образования Галина Барбышева и Виктория Харланова опубликовали доклад «Россия в мировой экономике». В нём молодые экономисты прямо говорят о том, что стоимость нефти на мировых рынках не влияет на цены внутреннего российского бензинового рынка. В отличие от стран Запада Россия не закупает нефть для переработки, а использует свою собственную. Поэтому только особенностями национальной налоговой политики можно объяснить такое противоречие: нефть дешёвая, но бензин - дорогой.
Плюс к этому на процесс удорожания бензина накладывается, по мнению молодых экономистов, монополизация рынка, дисбаланс спроса и предложения, а также желание некоторых нефтедобывающих компаний компенсировать упущенные от продаж на внешних рынках доходы за счет российских потребителей. Ни для кого не секрет, что наше государство заинтересовано в продаже как можно большего количества энергоносителей на мировых рынках, поскольку от этого во многом зависит наполняемость бюджета. Государство создает дополнительные стимулы для роста экспорта, однако это не всегда срабатывает, и чтобы как-то компенсировать упущенные от экспорта выгоды, нефтедобывающие компании залезают внутреннему потребителю в карман. Причём не только автомобилистам, как вы, наверное, уже поняли.

Надо бы поумерить аппетиты

Но почему же мы с вами должны из своего кармана инвестировать нефтедобычу? Не пора ли уже привести ситуацию в соответствие с мировыми стандартами: дешевая нефть, значит и бензин в стране, являющейся ведущим экспортёром нефти в мире, - должен быть дешёвым. На днях, во время встречи президента Владимира Путина с работниками одного из предприятий России, рабочие задали главе государства именно этот вопрос. И президент пообещал в скором времени встретиться с руководителем федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым, чтобы совместно с ним решить, как сделать так, чтобы цены на бензин в России не только росли, но и снижались. В США, например, действует именно такой механизм: когда нефть дешевеет, цены на бензин на внутреннем рынке тоже снижаются.

Вот бы нам так...

Комментарий специалиста:

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич считает, что возможность снизить цены на бензин реально есть:  

 — В ценообразовании всё большую роль играют акцизы. Именно налоги с продаж бензина проще всего собирать, поэтому правительство и выбирает такой способ пополнения бюджета. У нас, кстати, многие не понимают этого. Думают, что это нефтяные компании и владельцы автозаправочных сетей не могут умерить свои аппетиты. На самом же деле, это Минфин постоянно предлагает всё больше поднимать налоги на бензин. А потом уже компании поднимают цену, чтобы компенсировать свои потери от выросших налогов. Поэтому для начала необходимо хотя бы просто остановить рост акцизов на бензин. Одно это уже даст возможность держать цены на приемлемом уровне. 

По всем вопросам вы можете обратиться к нам в редакцию по телефону: 8(831) 217 88 81

Константин Шишарин

Фото: Елена Валова "НР"

Общество с ограниченной ответственностью «Ежедневная городская газета Нижегородский рабочий»
Учредитель (соучредители) - Общество с ограниченной ответственностью
«Ежедневная городская газета Нижегородский рабочий», Администрация города Нижнего Новгорода
Главный редактор - Ищенко Юрий Владимирович
Телефон: (831)217 88 81
E-mail: redaktor@nrnnov.ru
Знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Зарегистрировавший СМИ орган и регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации СМИ - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; свидетельство ПИ №ТУ 52-01231 от 15.02.2018 г., выписка о внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ
Адрес: 603001, г. Нижний Новгород, ул. Кожевенная, дом 12, этаж 2