Всё в кучу. Глеб Никитин начинает реформу административно-территориального деления области.14.02.2018 22:20

Всё в кучу. Глеб Никитин начинает реформу административно-территориального деления области.

1 января 2018 года нижегородцы проснулись в новом территориальном образовании - нижегородской агломерации, куда вместе с Нижним Новгородом вошли Дзержинск, а также Кстовский и Богородский районы. Зачем понадобилась создание агломерации и чего теперь ожидать ее обитателям?
 

Полномочные представители

С этого года вступил в силу областной закон «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области». Официально сообщается, что «закон принят в целях формирования нижегородской агломерации». Часть полномочий органов местного самоуправления городских округов Нижний Новгород и Дзержинск, Богородского и Кстовского районов «перешли на региональный уровень». Речь идет о градостроительных полномочиях.

Справка: Агломерация - термин из лексикона урбанистов и архитекторов. Википедия (свободная энциклопедия в интернете) определяет городскую агломерацию как «компактное скопление населённых пунктов, объединённых в сложную динамическую систему». И дальше: «Близость населённых пунктов иногда даёт так называемый агломерационный эффект – экономическую и социальную выгоду за счёт снижения издержек».

Ради так называемого агломерационного эффекта, похоже, всё и затевалось. Градостроительные полномочия в последнее время непозволительно часто передают из Нижнего Новгорода в область, а потом возвращают обратно. В итоге сегодня потенциальные инвесторы, для которых якобы стараются чиновники, похоже, окончательно запутались.


Чья земля?

Все происходящее в регионе с отнятием и возвратом градостроительных полномочий – не что иное как борьба за контроль над землей. Земля – важнейший ресурс обществ с рыночной экономикой. Не менее важный, чем деньги. Если у предпринимателя есть деньги, но нет выделенного земельного участка, чтобы вложить деньги в строительство и приумножить свой капитал, считается, что условия развития его бизнеса серьезно ограничены.

Процесс отъема градостроительных полномочий у муниципалитетов начался при Валерии Шанцеве. 13 декабря 2005 был создан инвестиционный совет при губернаторе как некий коллегиально-совещательный орган. Любой инвестор, желающий отныне что-либо строить на территории региона, обязан был пройти со своим проектом пройти через игольное ушко инвестсовета. Ранее выдачей разрешений на строительство занимались главы муниципальных образований. Без оглядки на область. Считалось, что процесс выдачи разрешений на строительство в муниципалитетах носил спонтанный и неуправляемый характер. Чтобы инвестору «положительно решить свой вопрос» приходилось обходить массу чиновничьих кабинетов. (Возможно, даже куда-то заходить «не с пустыми руками»).

Шанцев забрал полномочия в область. Ни один инвестпроект в регионе не мог быть реализован без санкции областного правительства. На местах лишь согласовывали решения региональных властей (перечить никто не решался, в России так не принято). Порой сверхцентрализация власти приводила к курьезам.

В 2012 году Арзамасский городской суд запретил предпринимателю Михаилу Пяткину строительство коттеджного поселка на территории района, хотя у того было на руках решение инвестсовета и вся разрешительная документация от местных органов власти. Однако в прокуратуре Арзамасского района посчитали, что малоэтажное строительство ведется незаконно. Прокурорские работники оперировали сведениями из Арзамасского межрайонного лесничества, где сказано, что территория, определенная под строительство коттеджного поселка, входит в границы Пустынского государственного заказника, а, значит, строительство там запрещено. А решение инвестсовета как прокурорских, так и судейских работников, похоже, мало интересовало. Ходили разговоры, что Шанцеву таким образом «передавал привет» полпред президента в ПФО Михаил Бабич, якобы дававший понять, что шанцевский инвестсовет «создан криво», но документального подтверждения слухи не получили.

В 2016 году градостроительные полномочия Нижнему Новгороде и другим муниципалитетам были возвращены. Вероятнее всего, это произошло под давлением депутатского городского лобби в заксобрании региона. Врио губернатора Глеб Никитин, едва придя к власти, снова отобрал у Нижнего Новгорода вожделенные градостроительные полномочия. Причем, отбирал он их (как считалось) у «зарвавшегося» Сорокина, который до прихода во власть считался одним из самых успешных застройщиков региона, однако на деле Никитин лишил права распоряжаться землей в Нижнем Новгороде… своего протеже, нового главу Нижнего Новгорода Владимира Панова.

А кто здесь начальник?

Ещё в 2011 году Владимир Путин говорил:

"Нам необходимо запустить новую волну индустриального технологического развития России, создать условия для притока долгосрочных, «умных» инвестиций и передовых технологий".

Только вот по разным причинам «новая индустриализация» в глобальном масштабе в России никак не начиналась. Медлить стало больше нельзя.

Создавая агломерацию, региональная власть преследует вроде бы благие цели, сформулированные властью федеральной. Нам, дескать, нужно строить новые производства. Отдавать процесс контроля за выделением земельных участков под строительство, говоря прежним языком, заводов и фабрик на откуп местным властям при этом было бы неправильно. Поэтому мы (область) создаем новую административную единицу – нижегородскую агломерацию.

Один из аргументов создания новой структуры – 99 процентов обманутых дольщиков в регионе находятся на территории вновь созданной агломерации. Дескать, проблемы дольщиков решить проще при таком раскладе. Особенно, если обманутыми дольщиками будет заниматься один и тот же крупный застройщик, пришедший из другого региона (СМИ чаще всего называют компанию «Орелстрой»).

Другой аргумент – уже упомянутое промышленное строительство в Кстовском районе и Дзержинске в русле «новой индустриализации». Априори считается, что главам муниципалитетов верить нельзя, «они всё испортят» и так далее.

Однако, пока всё, похоже, делается без какого-то четкого плана, интуитивно, на ощупь.

– На законодательном уровне вопросы агломерации пока никак не отрегулированы, но вся динамика развития идет именно к такой модели, - сообщил и.о. заместителя губернатора Нижегородской области Антон Аверин.

- А кто будет руководить создаваемой агломерацией? - задается закономерным вопросом председатель комитета по государственной власти и МСУ законодательного собрания Валерий Осокин.

– На сегодняшний день законодательно этот момент никак не урегулирован. Можно закрепить это всякими соглашениями, - неуверенно отвечает ему Антон Аверин

Какая-то мутная история, честное слово. То ли есть агломерация, то ли ее нет, то ли существует у создаваемой территориально-административной единицы начальник, то ли пока нет никого. При этом многих интересует - почему в агломерацию не включили Борский и Балахнинский районы? Вот какое объяснение этому даёт Антон Аверин:

– На сегодняшний день существует транспортный разрыв. Чтобы Бору стать полноценным членом агломерации, нужно туда построить еще один мост как минимум. Аналогичная ситуация с Северным обходом и Балахной.

Деньги любят агломерацию

Мнения относительно целесообразности создания агломерации разошлись.

- Агломерация - чрезвычайно рискованное первопроходческое мероприятие. Еще нужно понять, куда мы будем в итоге двигаться?- считает заместитель председателя законодательного собрания Нижегородской области Владислав Егоров.

В то же время у идеи создания агломерации существует немало сторонников. Но даже они высказывают опасения относительно возможной судьбы проекта.

- Формирование агломераций – это естественный процесс. Но без четкой постановки конкретных целей агломерационный процесс может привести к неэффективному использованию возможностей территории и к созданию проблем в экономическом развитии области в будущем, - заявил председатель законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев.

Одна из основных причин создания агломерации – сугубо прагматическая. И скрывать это было бы глупо.

- Агломерация в отчетности страны сразу обратит на себя внимание и позволит иметь столичную инфраструктуру вокруг, а областным властям упростит управление, плюс экономия на масштабе. Городские же округа со скудными бюджетами будут медленно угасать, - убежден экс-председатель думы Нижнего Новгорода Сергей Абышев.

Итак, создание агломерации – прекрасная возможность для региона получить из федерального бюджета дополнительное финансирование.

- Для чего Глеб Сергеевич ( Никитин – ред.) пошел на создание агломерации? Потому что когда что-то новое начинается, есть возможность под это получить деньги, - не скрывает очевидного и.о. заместителя губернатора Нижегородской области Роман Антонов.

Оправдается ли этот стратегический расчёт?

 

Сергей Анисимов

Общество с ограниченной ответственностью «Ежедневная городская газета Нижегородский рабочий»
Учредитель (соучредители) - Общество с ограниченной ответственностью
«Ежедневная городская газета Нижегородский рабочий», Администрация города Нижнего Новгорода
Главный редактор - Ищенко Юрий Владимирович
Телефон: (831)217 88 81
E-mail: redaktor@nrnnov.ru
Знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Зарегистрировавший СМИ орган и регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации СМИ - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; свидетельство ПИ №ТУ 52-01231 от 15.02.2018 г., выписка о внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ
Адрес: 603001, г. Нижний Новгород, ул. Кожевенная, дом 12, этаж 2