Кремль-брюле

Правительство прикрытия. Зачем популярному президенту понадобился непопулярный премьер?

Правительство прикрытия. Зачем популярному президенту понадобился непопулярный премьер?

Когда прошла инаугурация Владимира Путина и стали известны кандидаты на место премьера и вице-премьеров, в обществе явственно прокатился вздох разочарования. Перемены, которых многие ждали, очевидно, откладывались, а может быть и вовсе отменялись.
Переназначение Дмитрия Медведева, а особенно повышение до статуса вице-премьера министра финансов Антона Силуанова, демонстрировало, что никаких перемен в социально-экономическом курсе правительства ожидать не стоит. Об этом же, казалось, говорило и возвращение Татьяны Голиковой на «социальный» блок, и возвращение Алексея Гордеева на сельское хозяйство, и даже перемещение Виталия Мутко со спорта на строительство.


Общество, и даже многие эксперты, замерли в тягостном недоумении: зачем Владимир Путин оставляет и возвращает на ключевые посты явно непопулярных персонажей? Неужели он не чувствует в обществе запрос на перемены? Неужели «Акела промахнулся»?

Перемен требуют наши сердца!
Решения Владимира Путина не поняли, кажется, даже приближённые к власти эксперты и политологи. Даже депутаты «Единой России», голосовавшие за Медведева, казалось, не испытывают особого восторга. Особенно в первые дни было видно с каким трудом даются их спикерам объяснения, почему переназначение Медведева правильно и хорошо. Люди, похоже, сами не верили в свои объяснения.
Ведь вот же, президент заявил в своей инаугурационной речи, что «нам нужны прорывы во всех сферах жизни». Что «сейчас мы должны использовать все имеющиеся у нас возможности, прежде всего для решения внутренних, самых насущных задач развития, для экономического, технологического прорыва, для повышения конкурентоспособности в тех сферах, которые определяют будущее». Неужели Дмитрий Медведев и есть тот человек, что обеспечит подобный «прорыв»? Неужели Антон Силуанов и прочие "вице" способны организовать «рывок», о котором в последние месяцы всё чаще и настойчивее говорит президент? Все не просто видели, но и убедились, что все способности этих специалистов, все их прежние функции и задачи сводились к «стабилизации» и «таргетированию» и в иных терминах они, похоже, мыслить просто не приспособлены.
В такой постановке вопроса логику президента понять действительно трудно, если забыть о другом ключевом посыле его инаугурационной речи. «Времени на раскачку нет», заявил Владимир Путин, завершая свою речь. И Дмитрий Медведев эхом, несколько раз, повторил эту же мысль в последующие дни.
«Времени на раскачку нет». В этих словах кроется одно из объяснений очевидно непопулярного кадрового решения президента. Задачи, которые президент (а, точнее, жизнь!) ставит перед страной, столь сложны, масштабны и неотложны, что просто нет времени дожидаться пока новые люди войдут в курс проблем, встроятся в структуру власти, овладеют аппаратными рычагами, или, тем более, предложат свою собственную повестку и программу.

Цель вижу
Чтобы оценить масштаб и сложность задач, решение которых предстоит новому-старому правительству, достаточно просто перечислить основные пункты указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», подписанного президентом в день инаугурации.
1. К 2024 году снизить в два раза уровень бедности в стране.
2. Обеспечить ипотеку в 8% для семей со средним достатком и нарастить строительство жилья до 120 млн квадратных метров в год.
3. Повысить среднюю продолжительность жизни в России к 2024 году до 78 лет, а к 2030 году – до 80 лет.
4. Увеличить объем экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом.
5. Обеспечить вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира.
6. Обеспечить рост экономики выше мирового, а инфляцию – не выше 4%.
7. Достичь экспорта несырьевых товаров в 250 млрд долларов в год, экспорта услуг в 100 млрд долларов в год, продукции машиностроения в 50 млрд долларов в год, продукции АПК – в 45 млрд долларов.
8. Обеспечить рост доли автодорог регионального значения не менее чем до 50%.
9. Снизить объем вредных выбросов в атмосферу в наиболее загрязненных городах России не менее чем на 20%. Экологически оздоровить Волгу и сохранить уникальную водную систему Байкала. Обеспечить «эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов».
10. Обеспечить вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
В указе есть много чего ещё, вплоть до конкретных методов и способов достижения поставленных целей, но ограничимся пока этим. Даже из вышеперечисленного понятно - работа какого масштаба предстоит правительству на новом президентском сроке Владимира Путина, и, главное, какой направленности.
Вернёмся ещё раз к инаугурационной речи. «Новое качество жизни, благополучие, безопасность, здоровье человека – вот что сегодня главное, вот что в центре нашей политики. Наш ориентир – это Россия для людей, страна возможностей для самореализации каждого человека», - очертил круг приоритетов Владимир Путин. В этом круге и предстоит работать правительству.

Премьера премьера
Было бы, однако, верхом наивности полагать, что срочность и масштабность поставленных задач являлась единственным резоном при сохранении Дмитрия Медведева и ряда ключевых фигур на прежних постах. Форсируя внутреннее развитие Владимир Путин одновременно старается прикрыть страну по внешнему периметру, не столько даже от военного, сколько от экономического давления. Для этого он показательно оставляет или даже возвращает ряд фигур, которые, по идее должны понравиться Западу и смягчить его очевидный санкционный запал.
Это не уступки. Это операция прикрытия и отвлечения, столь характерная для бывшего разведчика Владимира Путина. На критически важном направлении показательно ставится фигура явно непопулярная и аллергенная, чтобы скандалами и сварами вокруг неё, отвлекать внимание от настоящей работы и истинного положения дел.
Вспомним, сколько скандалов и споров было вокруг фигуры бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. Только ленивый в своё время не счёл нужным пнуть непопулярного министра, что отчётливо создавало видимость тотального беспорядка и развала в армии. Дымовая завеса коррупционных скандалов отлично отвлекала внимание Запада, а когда выяснилось истинное положение дел, было поздно. Реформированная и перевооружённая армия, возглавленная намного более популярным министром, показала свою мощь, без единого выстрела вернув Крым и остановив экспансию агрессивного ислама и западных спецслужб в Сирии. Разработки новейшего оружия, которые Путин демонстрировал в марте в послании Федеральному собранию, тоже были либо начаты, либо шли в своей завершающей фазе при Сердюкове, которые не были замечены ни противниками, ни союзниками России. Операция прикрытия и отвлечения сработала идеально.

Отвлекающий манёвр
Екатерина Великая не любила менять министров. Она оставляла не справляющихся на своих постах, но начинала работать с их более инициативными и исполнительными подчинёнными. Система, таким образом, сохраняла и нужную стабильность и необходимую динамику. Владимир Путин, похоже, пользуется тем же приёмом.
За спинами непопулярных министров реальная работа всё больше начинает вестись другими, более влиятельными и эффективными людьми и агентами. В условиях санкционной войны их приходится скрывать и уводить подальше от внимательных и недоброжелательных глаз. Как, например, Промсвязьбанк, который готовится стать опорным банком российского ВПК и руководство которого будет засекречено. Как, очевидно, объёмы и схемы финансирования.
Да, это не понравится отечественным борцам с коррупцией, но тяжёлые времена требуют нестандартных и непопулярных мер. Дважды за последние сто с лишним лет Россия совершала впечатляющий модернизационный рывок – перед Первой и перед Второй мировой войной, и дважды Запад нападал на Россию, пытаясь сорвать модернизацию, за которой попросту не успевал сам. После чего России приходилось начинать буквально с самого начала.
Владимир Путин осторожен. Он не собирается в третий раз наступать на те же грабли. Да, военным путём Запад сейчас вряд ли остановит Россию, но финансовым и экономическим путём он ещё вполне способен это сделать. Россия критически зависима от целого ряда западных технологий и финансовых инструментов, и пока эта зависимость не ликвидирована Путин будет продолжать дипломатические манёвры и реверансы в сторону «партнёров», оставляя им надежду, что рано или поздно Москва одумается и вернётся на «правильный путь».
Для этого он оставляет в правительстве статусных либералов, делая вид, что готов к переговорам и уступкам, а деньги, тем временем, медленно, но верно переводятся из доллара в золото. Не будет никакой помпезной и разрекламированной программы модернизации и мобилизации. Просто то там, то тут периодически будут открываться новые мосты, дороги, порты, аэропорты, заводы, трубопроводы, лаборатории и много чего ещё.
Во всяком случае хотелось бы, чтобы это было так.

Алексей Ларин

Общество с ограниченной ответственностью «Ежедневная городская газета Нижегородский рабочий»
Учредитель (соучредители) - Общество с ограниченной ответственностью
«Ежедневная городская газета Нижегородский рабочий», Администрация города Нижнего Новгорода
Главный редактор - Ищенко Юрий Владимирович
Телефон: (831)217 88 81
E-mail: redaktor@nrnnov.ru
Знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Зарегистрировавший СМИ орган и регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации СМИ - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; свидетельство ПИ №ТУ 52-01231 от 15.02.2018 г., выписка о внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ
Адрес: 603001, г. Нижний Новгород, ул. Кожевенная, дом 12, этаж 2