Оружие санкционного поражения. Для чего на самом деле США ввели ограничительные меры в отношении ведущих российских предприятий?

Оружие санкционного поражения. Для чего на самом деле США ввели ограничительные меры в отношении ведущих российских предприятий?

Полмиллиона человек (и это ещё — по самым скромным расчётам) могут попасть в скором времени под угрозу сокращения или вынужденной безработицы из-за бесчестной и недобросовестной конкурентной борьбы США. Чтобы вывести с рынка активного и успешного российского производителя, в штатах не придумали ничего
лучше, как прибегнуть к нерыночным способам давления, введя варварскую систему запретов.


Напомним, что санкционирую войну всему российскому народу американцы объявили 6 апреля 2018 года, когда Минфин США включил ГАЗ, Русские машины и ещё целый ряд крупных российских предприятий из разных сфер экономики в так называемый «чёрный список». Именно таким способом за океаном решили вывести успешные машиностроительные компании не только с международной арены, но и с российского рынка, заменив их американскими же производителями.
Стоит ли говорить, что в качестве основной мишени американцы выбрали именно Горьковский автомобильный завод — ведущее российское автомобилестроительное предприятие, успешно производящее не только легковые и грузовые автомобили, но и военную технику.

Цель видна
Что ж, принимать на себя вероломный вражеский удар заводу не впервой — достаточно вспомнить историю. В годы Великой отечественной войны враг целенаправленно бомбил ГАЗ. Так, серия бомбовых авиаударов со стороны немецкой авиации проводилась с осени 1941 по лето 1943 года. На наш город (тогда ещё Горький) было сброшено свыше 33 тысяч бомб. Эти бомбардировки стали самыми крупными ударами Люфтваффе по тыловым районам Советского Союза в годы войны.
Конечно, основной целью авиаударов было разрушить промышленный потенциал города. Сделать этого, к счастью, не удалось — восстановительные работы начались уже во время самих бомбардировок, для чего в Горький были привлечены строительно-монтажные бригады из Москвы, с Урала, Сибири, из Средней Азии. Восстановлением ГАЗа занималось свыше 35 тысяч человек.
Что касается нынешней ситуации, то здесь враг преследует несколько иные цели. Анализируя причины включения ГАЗа в санкционый лист, журнал «Эксперт» обратил внимание на то, что отдельного упоминания в американском санкционном списке удостоилась компания, специализирующаяся почти исключительно на гражданском автомобилестроении, а не на военной технике. «То ли американцы плохо ориентируются, то ли речь идет, как и в случае с «Рособоронэкспортом», всего лишь о недобросовестной конкуренции», - отмечает издание.
Многие эксперты уверены, что санкционный удар был направлен именно в адрес наиболее конкурентоспособных компаний из ключевых отраслей экономики страны. Глава «Опоры России» Александр Калинин отмечает, что «ГАЗ» сейчас активно выходит на внешние рынки и внесение под санкции означает попытку выдавить эту российскую компанию с международных рынков».

Перешли дорогу
Впрочем, не исключено, что основная причина включения в чёрный список заключается в том, что ГАЗ «перешел дорогу» американцам в первую очередь на нашем рынке. В России, например, давно работает Ford, который, несмотря на своё мировое лидерство в производстве легких коммерческих автомобилей, в России всё никак не может преодолеть 5%-й барьер на рынке коммерческой техники, где лидирует ГАЗ. Кроме того, ГАЗ давно стал привлекательным для международных инвесторов. Завод установил серьезные деловые отношения с европейскими, японскими и другими международными компаниями. Такие взаимовыгодные взаимоотношения, очевидно, совсем не нравятся американским властям.
Для США Россия, очевидно, стала слишком сильным конкурентом, чтобы цивилизованно сражаться на экономическом поле боя, потому в ход пошли недобросовестные методы.
При этом за океаном выбрали самый подходящий момент, чтобы больнее ударить по наиболее успешному национальному производителю коммерческой автомобильной техники. Сейчас ГАЗ достиг наилучшего за многие годы развития, стал лидером на российском рынке, создал широкую линейку современных автомобилей, автобусов, грузовиков, стал на равных конкурировать с самыми известными иностранными марками и начал расширять свое присутствие на зарубежных рынках.
Всё это в глазах США выглядит неприемлемым, ведь все мы знаем, как штаты хотят контролировать все рынки, все отрасли и весь мировой финансовый и промышленный сектор. Грубый расчёт американской стороны – ослабить российское машиностроение и подстелить соломки собственным игрокам автобизнеса. Таков современный формат войны на экономическом фронте. Оно и понятно: когда на кону экономическое превосходство американского бизнеса — все средства хороши.

Парализовать полностью
Чем же чреват разрыв отношений с многочисленными зарубежными партнерами, если в октябре санкции вступят в силу? Во-первых, прекратятся поставки на заводы автокомплектующих из-за рубежа, предприятия лишатся возможности работать в иностранных валютах и поставки на экспорт остановятся. Хотя на ГАЗе за последние годы и были созданы современные производства комплектующих совместно с зарубежными партнерами, все же остаются компоненты, которые в России до сих пор не производятся.
По словам заместителя гендиректора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Дениса Замотина, «кооперация наших предприятий с зарубежными высока, взять хотя бы автотранспортную отрасль, химическую, приборостроение. Есть ряд позиций, которые не только Нижегородская область, но и Россия в принципе не производит. Пока есть определенный технологический задел, но потом придется договариваться с западными партнерами или искать замену, налаживать собственное производство».
При этом речь идет о практически полном импортозамещении в российском автопроме, а это непростой и длительный процесс. Чтобы наладить производство аналогичных деталей в России, нужно несколько лет, многомиллиардные вложения и серьезные усилия государства.
Но пока страна будет переходить на полностью внутреннее производство компонентов – что будет с заводами, выпускающими конечную автомобильную продукцию? Все конвейеры будут остановлены. А в Группе ГАЗ — это 13 предприятий в 8 регионах страны: автозавод Урал, выпускающий легендарные внедорожники, Ярославский моторный завод, снабжающий двигателями всю отрасль, Павловский, Ликинский и Курганский автобусные заводы, которые поставляют пассажирский транспорт во все регионы страны, моторный завод в Ульяновске, завод автосамосвалов в Саранске и другие. Это – более 40 тысяч рабочих, у которых есть семьи и дети.
Более того, парализация деятельности предприятий ГАЗа неизбежно повлечет за собой остановку производств или серьёзное падение объемов на сотнях других российских заводах. Все они связаны с ГАЗом единой производственной цепочкой: поставщики компонентов, дилеры, производители спецтехники. А это значит, что под удар в отрасли попадут уже почти полмиллиона человек.

Купно за едино
Кстати, цинизм и вероломство действий США почувствовали не только в России. Не обрадовались санкционной атаке честные промышленники в Европе и Азии. Даже некоторые американские бизнесы, которые тесно сотрудничают с Россией, недоумевают по поводу недальновидности собственного правительства. Как поддержать странную инициативу, которая отбрасывает мировую экономику далеко назад, разрушает налаженные связи, лишает бизнес взаимовыгодного сотрудничества, а людей - работы?

Правительства многих стран мира, включая Францию, Германию и Австрию, призвали США отказаться от столь безответственных действий. После этого американцы пошли на некоторое «смягчение», растянув время окончательного вступления санкций в силу до 23 октября. После этого всем американским компаниям запретят вести дела с санкционными компаниями. Но это ещё не все, так как вторичные санкции направлены и на европейские компании, на которые оказывается американское давление, чтобы они отказались от сотрудничества с российским партнером.

Что же остаётся делать в подобной ситуации? Как когда-то объединились люди для защиты ГАЗа в военное время, и как когда-то Козьма Минин и Дмитрий Пожарский объединили русский народ против польских интервентов, так и сейчас надо всем вместе выстроить защиту от экономической агрессии американцев. Рабочие, общественники, лидеры профсоюзных организаций – все те, кто хотят с уверенностью смотреть в завтрашний день, должны сплотиться и высказать свою позицию звездно-полосатой администрации и самому Трампу. Противостоять грубому «отжиму» бизнеса c рынка и добиваться полной отмены санкций можно только сообща, ибо, по сути, каждый из нас – в санкционном списке.

Общество с ограниченной ответственностью «Ежедневная городская газета Нижегородский рабочий»
Учредитель (соучредители) - Общество с ограниченной ответственностью
«Ежедневная городская газета Нижегородский рабочий», Администрация города Нижнего Новгорода
Главный редактор - Ищенко Юрий Владимирович
Телефон: (831)217 88 81
E-mail: redaktor@nrnnov.ru
Знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Зарегистрировавший СМИ орган и регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации СМИ - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; свидетельство ПИ №ТУ 52-01231 от 15.02.2018 г., выписка о внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ
Адрес: 603001, г. Нижний Новгород, ул. Кожевенная, дом 12, этаж 2