К свету!

Импрессионизм по-русски. Картины из семи музеев страны представлены на выставке в Нижегородском художественном музее.

Импрессионизм по-русски. Картины из семи музеев страны представлены на  выставке в Нижегородском художественном музее.

Атмосфера выставки «Движение к свету: русский импрессионизм» в Нижегородском художественном музее чувствуется сразу. Посетителей уже на входе встречают лайтбоксы — подсвеченные конструкции с изображением картин французских и русских импрессионистов и их мыслями об этом направлении в искусстве. Слова Ивана Крамского «нам нужно двигаться к свету, краскам и воздуху» подсказали идею и дали название выставке.

«Эталонный» Париж
Для большинства из нас импрессионизм — это солнечные пейзажи Клода Моне и эпатажный «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, ренуаровские женщины, балерины в голубом Дега и другие картины. «Женщина, смотрящая на птичку» Огюста Ренуара, открывающая экспозицию, единственное полотно французского происхождения. Оно написано в период зарождения нового течения, через которое, оказывается, в той или иной мере прошли художники разных стран мира.
- Мы сделали акцент на полотнах русских импрессионистов, - отмечает куратор выставки, искусствовед, учёный секретарь НГХМ Ирина Миронова. - Среди русских художников были яркие представители этого направления. Одни, такие как Константин Коровин, Игорь Грабарь, следовали ему всю жизнь. Для других, например, Ильи Репина, Валентина Серова, Виктора Борисова-Мусатова он стал определённым этапом их творчества.
Ирина Владимировна обращает наше внимание на картину «Париж» Константина Коровина из собраний Третьяковской галереи. По её словам, это «эталон русского импрессионизма». Кроме широких свободных мазков, размытых фигур и других отличий французского импрессионизма, виден и русский «почерк». Французы никогда не писали свою столицу ночью, они даже отказались от чёрного цвета в палитре, а Коровин изобразил Париж в огнях фонарей и уличной рекламы.
А вот ещё один Париж с рынком в предместье города, фонтанирующий сочными жёлтыми, красными, голубыми красками, который увидел его ученик Николай Тархов, художник более известный в Европе, чем в России. Уникальность выставки и в том, что она открывает широкому зрителю имена малоизвестных русских импрессионистов. Начиная с Марии Башкирцевой, оставившей множество работ, несмотря на то, что умерла художница совсем молодой - в 24 года. Демонстрируемый на выставке написанный ею портрет «Девушки с букетом сирени»из собраний Русского музея в Санкт-Петербурге считают предтечей русского импрессионизма.
Кроме упомянутых художников посетители нижегородской выставки увидят полотна Николая Мещерина, Константина Горбатова, Михаила Демьянова, Николая Фешина и других. Некоторые работы, по словам искусствоведа, стали открытием даже для специалистов. Например, «Утро» Николая Тархова, принадлежащее НГХМ. Примечательно, что работа не датирована автором и была приобретена нашим музеем в 30-е годы прошлого столетия у частного лица.
Всего около 80 работ — пейзажей, портретов, натюрмортов - конца 19-начала 20 века представлены в пяти залах экспозиции, расположившейся на третьем этаже музея.

От Москвы до Владивостока
Ещё одна особенность выставки — её масштабность.
- Это первый подобный проект для Нижнего Новгорода, - продолжает Ирина Миронова. - Кроме картин из собраний Нижегородского художественного музея в экспозиции представлены 50 работ из семи музеев страны. По пять картин — из собраний Третьяковской галереи и Русского музея, по десять - из музеев Казани и Самары, полотна из музеев Екатеринбурга, Перми, Самары, самолётом доставлены несколько произведений из Приморского музея во Владивостоке.
Нижегородским любителям искусства представляется счастливая возможность увидеть произведения того или иного художника в одном месте. Особенно, если работы его малоизвестны. Например, можно полюбоваться висящими рядом двумя полотнами Михаила Демьянова: «Сад» прибыл из Пермского музея, а «Барки» - из Самары, о чём говорят специальные информационные таблички картин.
Ирина Миронова раскрывает секреты рождения «сетевого проекта». Нужно было не только связаться с музеями, но и заинтересовать их идеей выставки. Начиная с февраля начался долгий и сложный процесс отбора. И дело не только в предпочтениях организаторов. Заинтересовавшая картина могла быть уже задействована в какой-либо выставке, проекте, быть нетранспортабельной и прочее. Но всё сложилось удачно. Самым большим комплиментом для Ирины Владимировны, по её словам, стало мнение одной из посетительниц. Неискушённая в искусстве женщина отметила: на выставке нет ни одной случайной вещи.
Не могли мы не поинтересоваться и сохранностью полотен.
- В музее надёжная трёхступенчатая защита, - говорит Ирина Владимировна. - Тем более, был опыт, когда Третьяковская галерея уже предоставляла нам свои полотна. Естественно, все картины застрахованы.

Показать, а не доказать
Посетившие выставку зрители успели по достоинству оценить её.
- Для меня импрессионизм — это воздушные пейзажи, натюрморты, - говорит одна из посетительниц. - А здесь так много портретов крестьян, на одной картине даже фабрика. Светлые краски соседствуют с тёмными. Просто открытие.
Действительно, французам не так важен был мотив и они предпочитали пейзажи: Клод Моне тридцать раз изобразил Руанский собор. Русское искусство всегда было ближе к реализму, содержание играло важнейшую роль.
- Существует мнение, что русского импрессионизма не существовало вообще, - замечает Ирина Миронова. - Мы хотели не доказать, а показать. Пусть люди сами думают.
И посетители уже оставили восторженные отзывы. От написанных печатными буквами «Спасибо за выставку, Варвара, 7 лет» до «Выставка — такой позитив! Столько света, солнца, моря, воздуха!» - Г. Симонова, Е. Гольдшмидт.
Если вы хотите окунуться в это мироощущение, приходите на выставку, которая работает по вторникам, средам и четвергам с 12 до 20 часов, по пятницам, субботам и воскресеньям — с 11 до 19 часов. Выставка продлится до 18 ноября.

Ольга Гогуленко

Фото: Елена ВАЛОВА, "НР"

Общество с ограниченной ответственностью «Ежедневная городская газета Нижегородский рабочий»
Учредитель (соучредители) - Общество с ограниченной ответственностью
«Ежедневная городская газета Нижегородский рабочий», Администрация города Нижнего Новгорода
Главный редактор - Ищенко Юрий Владимирович
Телефон: (831)217 88 81
E-mail: redaktor@nrnnov.ru
Знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Зарегистрировавший СМИ орган и регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации СМИ - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; свидетельство ПИ №ТУ 52-01231 от 15.02.2018 г., выписка о внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ
Адрес: 603001, г. Нижний Новгород, ул. Кожевенная, дом 12, этаж 2