Британские археологи ведут сенсационные раскопки в стоунхендже. Стоунхендж - разрушение и восстановление монумента Что осталось от Стоунхенджа

Стоунхендж (Stonehenge) — самый знаменитый мегалитический памятник на территории Великобритании и один из древнейших на планете. Это уникальное мегалитическое сооружение включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Каждый год миллионы туристов со всего мира приезжают сюда, чтобы посмотреть на это грандиозное по своим масштабам сооружение.

АРХЕОЛОГИЯ СТОУНХЕНДЖА.

Согласно археологическим исследованиям, этот невероятный каменный комплекс в Уилтшире (Wiltshire, Англия) был построен в период с 3000 года до 2000 года до нашей эры.
Радиоуглеродный анализ , проведённый в 2008 году показал, что первые синеватые (голубые) камни были установлены по большому кругу, вокруг этого участка ещё до 3000 года до нашей эры, последующие мегалиты были установлены внутри большого круга между 2400 и 2200 годами до нашей эры.

Учёные предполагают, что ещё до 3000 года до нашей эры Стоунхендж стал местом захоронения праха особо почитаемых людей , кремация которых проходила во всех частях Британии. На месте захоронения праха устанавливали первые синеватые (голубые) мегалиты.

Археологи нашли большое количество человеческих костей, побелевших от высокой температуры кремации. Радиоуглеродный анализ останков сожжённых человеческих костей показал, что кремация происходила при температуре от 900 до 1000С. Геродот в своей «Истории» зафиксировал именно такой обряд кремации у скифских племён.

Учёные провели научный эксперимент устроив погребальный костёр из трёх ярусов толстых брёвен, наверху которых положили большую свинью. Пламя костра пронизывало насквозь все три яруса брёвен, и действительно было очень мощным и достигло отметки в тысячу градусов. На следующий день учёные собрали побелевшие после кремации кости свиньи, на них были те же следы высокой температуры кремации, что и на костных останках человека.

Недалеко от Стоунхенджа найдено круглое по форме поселение, где останавливались тысячи людей для погребального пиршества. Круглые по форме поселения , найденные на территории нынешней Германии, называются поселениями.

Переход от индоарийского ведического слова - «славный», в составе которого есть - , -vaNa, -vaṇa, к слову «венеды» родственны и, очевидно, принадлежат самоназванию людей одного рода-племени. Этнографическая память о венедах сохранилась в языках финских народов, которые этим именем по сей день называют русских и Россию. Финское - «Venäläinen» (русский), «Veneman», «Venäjä» (Русь, Россия); эстонское - «Venelane» (русский), «Venemaa» (Россия), «Vene» (Русь); карельское - «Veneä» (Русь). В современном эстонском языке Vene означает «русский», то есть славянский. Начиная с Гомера и , древние авторы в своих трудах часто упоминают славян под разными именами, называя их венедами, вентами, энетами, антами, ругами (русами, росами), скифами, и сербами.

АСТРОНОМИЯ СТОУНХЕНДЖА

В глубокой древности в Стоунхендже люди не только хоронили прах своих вождей, но и ежегодно в определённое время возвращались снова на место захоронения , и пригоняли сюда большие стада свиней для жертвоприношения богам. Археологи обнаружили большое количество костей свиней, возраст которых был около 9 месяцев, что было установлено по зубам свиней с помощью радиоуглеродного анализа . Если учесть, что свинья приносит приплод весной, то к концу декабря — времени зимнего солнцестояния , свинья достигала возраста 9 месяцев. Это значит, что поминальное пиршество в Стоунхендже происходило ежегодно в день зимнего солнцестояния.

Существовала теория о том, что самое важное направление в Стоунхендже – юго-западное, на закат Солнца в день зимнего солнцестояния, а вовсе не северо-восточное, на восход в день летнего солнцестояния, поскольку вход Аллеи лежит с северо-востока и в большинстве строений, например в соборах, самое важное направление находится напротив входа.

Восход Солнца в день летнего солнцестояния и его закат в день зимнего солнцестояния не происходили в диаметрально противоположных точках. Утверждение Локьера о том, что Аллея указывает на точку появления первого луча восходящего Солнца, по существу верно для 1500 года до н. э.

В 1960 году вышла книга Джеральда Хокинса по астрономии «Блеск в небесах», автор пишет: «Должно быть, здесь происходило множество магических ритуалов, забытых с течением времени. Стоунхендж , наверное, строили, чтобы отметить день летнего солнцестояния. Е сли создателям Стоунхенджа хотелось просто указать на восход Солнца, им потребовалось бы всего два камня. Тем не менее сотни тон вулканической породы были обтесаны и расставлены в определенном порядке. Таким образом, Стоунхендж является чем-то гораздо большим… Сегодня камни безмолвствуют, но возможно, когда-нибудь нам повезёт и мы узнаем их секреты».

Люди с благоговением наблюдали за тем, как «Бог» – Солнце выходит из тёмной земли и возвращались в неё. Вполне естественно, что в Стоунхендже эти точки отмечены различными способами. Известно, что с июня по декабрь Солнце сдвигается с севера на юг. Только дважды в год: в дни весеннего и осеннего равноденствия – оно восходит точно на востоке и заходит точно на западе.

На широте Стоунхенджа, если смотреть по компасу, азимут восхода Солнца в день летнего солнцестояния 51°, то есть почти северо-восток , а в день зимнего солнцестояния -129°, то есть почти юго-восток . Что составляет дугу в 78° по линии горизонта.

Нам кажется, будто Солнце совершает круг вокруг Полярной звезды каждые 24 часа, и чем дальше идёшь по земле на север, тем выше над головой висит Полярная звезда. Благодаря этой амплитуде склонения Солнца между севером и югом земляне могут следить за ходом времени. Люди каменного века воспользовались Солнцем как космическим календарем, чтобы обозначить день солнечного равноденствия, и оттолкнувшись от этого дня, рассчитать время сева и сбора урожая, охоты и прочих жизненно важных дел на весь год, пока этот день не придет снова и круг не замкнется.

Несомненно то, что Стоунхендж мог выступать в роли надежного календаря для предсказания смены времен года, мог оповещать об опасных периодах затмений Солнца и Луны. Стоунхендж мог служить прекрасной декорацией для наблюдения за движением Солнца, которое приносило тепло летом, и Луны, которая приносила холод зимой.

В Стоунхендже идеальность кольца из 56 лунок Обри, видимо, связана с точным циклом затмений, который синхронизирован со сменой времен года.

Почему именно в Стоунхендже возникло это место захоронения, почитаемое с глубокой древности всеми жителями Британии?

Археологи обнаружили глубокие многокилометровые параллельные борозды, оставленные отступающим ледником на каменном плато . Параллельные борозды ледникового периода идут от реки Эйвон в сторону Стоунхенджа, именно по этим прочерченным путям ледников шли первые люди заложившие священный некрополь и погребальные традиции на этом месте.

Откуда пришли строители Стоунхенджа?

Согласно новому исследованию археологов и геологов из Лондонского университетского колледжа (University College London, UCL), камни Стоунхенджа были привезены с холмов Презели (Preseli Hills), что в графстве Пембрукшир (Pembrokeshire) Уэльс. Люди заселили территорию нынешнего Уэльса в конце последнего ледникового периода. Место залегания голубоватых камней-мегалитов находится в 225 километрах от Стоунхенджа в Уэльсе (англ. Wales; валл. Cymru [ˈkəmrɨ]; в старой русской передаче - Валлис ), место образования конгломерата независимых кельтских королевств.

Стоунхендж — это древний кельтский некрополь.

Откуда происходит название Уэльс?

Название Уэльс (Wales) образовано от др.-англ. Wealas, во множественном числе Wealh — обще-германского слова, происходящего от названия племени вольхов, изначально обозначавшего всех кельтов.

Друиды были самыми выдающимися жрецами, или Орденом жрецов, среди кельтов. И эти древние монументы, построенные задолго до появления друидов, послужили храмами жрецам самого выдающегося Ордена, то есть друидам.

Друиды у кельтов были священниками, медиками, учителями и судьями. Античная литература изобилует упоминаниями о них. Больше всего информации мы находим в произведении Юлия Цезаря «Галльские войны».

«По всей Галлии есть два класса людей определенного значения и положения. А с простым народом обращаются почти как с рабами. Первый класс состоит из друидов, второй из рыцарей. Друиды заняты поклонением божествам, следят за правильным приношением жертв, прилюдно и без свидетелей, толкуют ритуальные вопросы: множество молодых людей собираются вокруг них, чтобы получить наставление, и относятся к ним с большим почтением. Именно друиды принимают решения почти во всех разногласиях, а если свершается преступление или убийство, или случается спор о престолонаследии или границах, решение тоже принимают они. Среди всех друидов есть самый главный. Считается, что их уклад жизни возник в Британии и впоследствии был перемещен в Галлию.

Говорят, что в школах друидов учат наизусть великое множество стихов, посему немало людей остаются в учении по двадцать лет. Они используют греческое письмо. Основная доктрина, которую они проповедуют, в том, что души не умирают, а после смерти переходят от одного к другому. Помимо этого, они также обсуждают различные вопросы, например звезды и их ход, размеры Вселенной и Земли. Все галлы весьма преданы соблюдению ритуалов, по этой причине те, кто поражен тяжелыми недугами или подвергается опасности в бою, либо приносят человеческие жертвы, либо клянутся это сделать, а друиды выступают руководителями таких церемоний. Одни верят, в сущности, что ублажить великих бессмертных богов можно, только если платить человеческой жизнью за человеческую жизнь, другие используют фигуры невероятной величины, в плетенные из веток ноги которых помещают живых людей, а затем поджигают, а люди гибнут в языках пламени. Они верят, что наказание тех, кого застали за кражей, или грабежом, или иным преступлением, приносит больше радости бессмертным богам. Но когда таких преступников становится недостаточно, они переходят к наказанию безвинных.

Галлы убеждены, что происходят от общего отца, Диса , и говорят, что такова традиция друидов. По этой причине они считают промежутки времени не количеством дней, а ночей. По их определению дней рождения, начала месяцев и новых годов, день следует за ночью».

Друиды почитают самым священным в мире омелу и древо , на котором растёт она, то есть дуб. Возможно, названы они вследствие этого друидами в Греции, что означает «жрецы дуба» (по-древнегречески «дуб» – «друс», поэтому этимология Плиния может оказаться верной).

Каменные руины Стоунхенджа были сооружены в бронзовом веке, с 1500 года до н.э. по 1000 год до н. э. , то есть задолго до прихода саксов, датчан и даже до романизации Британии.

Первое письменное свидетельство о Стоунхендже относится к средневековью — к XII веку. Английский исследователь Генри Хантингтон упоминает о месте под названием Станендж, где установлены необычайно большие камни, и высказывает удивление по поводу того, как такие огромные глыбы могли поднять на большую высоту. Описания Стоунхенджа неоднократно встречались в трудах средневековых историков, которые выдвигали свои версии о предназначении мегалитического сооружения. Упоминания о Стоунхендже встречаются во многих более поздних произведениях английской литературы.

Пока нет объяснения, как люди в древности могли транспортировать огромные валуны на такие расстояния.

РЕКОНСТРУКЦИЯ СТОУНХЕНДЖА.

Нет сомнения в том, что Стоунхендж это настоящий мегалитический памятник , но Стоунхендж, который мы видим сегодня, начали реконструировать ещё в 1901 году, а в период с 1901 по 1964 год большинство камней в круге было восстановлено по сохранившимся рисункам, схемам, начерченным археологами во время исследования памятника. По словам одного из археологов, этот объект стал «продуктом XX века».

Многочисленные фото, и видео-свидетельства подтверждают, что гигантские камни Стоунхенджа на самом деле были установлены в наше время. Другими словами, Стоунхендж - это «новодел».

В каком виде Стоунхендж пребывал до своего преображения в прошлом веке и насколько приближена к действительности существующая на данный момент реконструкция памятника?

В последнее время Стоунхендж всё чаще становится предметом споров и скандальных публикаций. Вполне понятно, что стремление британских специалистов придать памятнику «первоначальный» вид ещё в прошлом веке, вызвало недоумение и возмущение общественности и даже привело к журналистскому расследованию.

Журналисты и археологи комментируют интересные фотографии прошлого века, на которых видно, как десятки рабочих при помощи современной техники, подъёмных кранов перемещают гигантские каменные глыбы Стоунхенджа, и устанавливают их, ориентируясь по современным приборам, чтобы в момент зимнего солнцестояния, солнце проглядывало сквозь две каменные арки, стоящие друг против друга.

На фотографиях, датируемых концом XIX - началом XX века, также видно, что расположение камней отличается от современных: имеются наклонные блоки и меньшее количество камней-арок.

На фотографиях отчетливо видно, что расположение камней Стоунхенджа несколько отличается, и становится ясно, что была добавлена одна пара каменных блоков с перекрытием в центре и одна пара по периметру сооружения.

Один из сотрудников Кембриджского университета признал, что во время этой реконструкции почти все камни, из которых состоит Стоунхендж, были перемещены , а их положение было зафиксировано при помощи бетона. А также, была произведена смена положения мегалитов из горизонтального в вертикальное положение и даже сооружены новые элементы, такие как мегалитические арки с перекрытиями.

Уильям Гоуланд (William Gowland) наблюдал за первой крупной реставрацией памятника, которая включала в себя изменение положения и фиксацию бетоном саренского камня №56, поскольку ему грозило падение. Выпрямив положение камня, он переместил его примерно на полметра от первоначального положения.

Во время реставрации 1920 года Уильям Хоули (William Hawley) вёл раскопки неподалеку от Старого Сарума (Old Sarum) и нашёл отдельное сооружение из шести мегалитических камней с выходящей наружу канавой.

В 40-х и 50-х годах прошлого века Ричард Аткинсон (Richard Atkinson), Стюарт Пигготт (Stuart Piggott) и Джон Ф.С. Стоун (John F. S. Stone) провели повторные археологические раскопки Старого Сарума (Old Sarum) , обнаружили изображения резных топоров и кинжалов на камнях Сарсена (Sarsen Stones).
В 1958 году камни снова реставрировали - три из камней Сарсена были передвинуты и установлены на специально подготовленных основаниях. Последняя реставрация была проведена в 1963 году после того, как камень №23 из Круга Сарсена (Sarsen Circle) упал.

Археологический архивариус Кембриджского университета и автор многочисленных статей по Стоунхенджу Кристофер Чиппиндейл (Christopher Chippindal) признался:

Ничто из того, что мы видим в Стоунхендже, не осталось первозданным (неприкосновенным).

Другой исследователь истории, студент Брайан Эдвардс (Brian Edwards), нашёл редкие снимки Стоунхенджа. Он сказал:

Слишком долго люди были в неведении о реставрации Стоунхенджа. Я поражен тем, как мало людей знает об этом и замечательно, что в учебниках теперь будут рассказывать всю историю об этом объекте.

При строительстве кольца сарсенов большинство визирных линий, проходящих через опорные камни, было сохранено . Например, линии 94–91, 92–93 имеют точность 2 фута. Тем не менее линии 91–93 и Н-93 были перекрыты, впрочем, они оказались самыми неудачными из всех и их заменили трилитами.

2018-06-06

Расположенный в Англии на равнине Солсбери, в 80 милях к юго-западу от Лондона, Стоунхендж представляет собой доисторический памятник, образующий неполный круг огромных вертикально стоящих камней. Он уже довольно давно очаровывает археологов, а также широкую общественность. Сегодня эту достопримечательность, истинное назначение которой так и осталось неизвестным, ежегодно посещает более миллиона людей. Для чего же были установлены эти камни? Чему они служили? Об этом история умалчивает, но есть и другие интересные факты, которые уже являются доподлинно известными.

Стотунхендж был построен в несколько этапов

Около трех тысяч лет до нашей эры на месте, где сейчас стоит Стоунхендж, производились бурные строительные работы. Там была вырыта канава с внешним и внутренним берегом. На внутреннем берегу было сделано 56 ям, которые стали известны как лунки Обри - по имени Джона Обри, который обнаружил их в 1666 году. Археологи предполагают, что внутри Стоунхенджа было совершено около 150 кремационных сожжений от 3000 до 2300 года до нашей эры. Его называют самым большим известным кладбищем во всей истории Великобритании. В центре памятника находятся два типа камней - песчаники и голубые камни, которые были завезены туда примерно в 2500 году до нашей эры. Потому они были обработаны разными методами и размещены в определенные формации. Последним этапом было создание кольца ям, которые сейчас известны как лунки Y. Они были вырыты между 1600 и 1500 годами до нашей эры. Лунки Y окружили другое кольцо лунок, называемых X, которые были вырыты намного раньше и окружены сарсенами. Исследователям неясно, служили ли лунки X и Y каким-либо практическим целям. Также неизвестно, как долго еще использовался Стоунхендж, после того как были вырыты лунки Y.

Как некоторые камни попали на место - загадка

Среди самых популярных тайн Стоунхенджа особо выделяется одна - как строители, которые имели в распоряжении только примитивные инструменты, смогли доставить все массивные камни на место строительства? Сарсены, каждый из которых весит примерно по 25 тонн, скорее всего были доставлены от Мальборо-Даунс в 20 милях к северу. Голубые камни, которые весят от 2 до 5 тонн, были доставлены к Стоунхенджу с холмов Пресели в Западном Уэльсе, то есть на расстояние более 150 миль. Большинство археологов полагают, что голубые камни были доставлены на место по земле и воде, однако некоторые считают, что в этом строителям мог помочь лед. В 2000 году валлийская группа людей пыталась, используя только инструменты и методы каменного века, воспроизвести доисторическое путешествие за голубыми камнями. В рамках проекта эти камни перевозились по земле на больших деревянных санях, а также транспортировались по воде на лодке. Однако на пути энтузиастам встретились самые различные препятствия - вплоть до кражи саней. Позже, когда один из камней несли на перевязи над водой, он выскользнул и утонул. В конце концов, проект свернули.

Однажды Стоунхендж был выставлен на аукцион

Начиная со Средневековья и на протяжении многих столетий Стоунхендж находился в частной собственности. К концу 19 века к достопримечательности стекались толпы людей. Сэр Эдмунд Антробус, владелец земли, на которой стоит Стоунхендж, отказался продавать имущество британскому правительству. А в начале 20 века его сын обнес достопримечательность забором и начал брать деньги за просмотр. В 1915 году последний наследник семьи Антробус был убит на войне, и Стоунхендж был продан с аукциона за 6600 фунтов. Однако победитель аукциона через три года пожертвовал Стоунхендж национальному правительству, и в знак признательности он был посвящен в рыцари.

Теории о назначении Стоунхенджа

Строители Стоунхенджа не оставили никаких записей, поэтому ученые до сих пор думают об истинном назначении этой конструкции. Уже в 12 веке было выдвинуто предположение, что этот монумент возведен в память сотням погибших от рук саксов англичан. Другая теория была предложена еще в 18 веке - исходя из нее, Стоунхендж был построен как храм друидов. Современные ученые, однако, заявляют, что Стоунхендж был построен до друидов, а современные друиды все равно считают эту конструкцию священным местом. Одна из последних крупных теорий была предложена в 1960 году. Исходя из нее, Стоунхендж был неким подобием астрономического компьютера, который использовался для предсказания затмений. А в 2008 году было предположено, что Стоунхендж - это целебное место, куда приходили больные люди из всей Британии.

Собрания летнего солнцестояния были запрещены

Первое собрание состоялось в 1974 году во время летнего солнцестояния - именно тогда зародилось движение, которое со временем переросло в полноценную контр-культуру. Уже через десять лет, в 1984 году, у Стоунхенджа на фестиваль собрались десятки тысяч людей. Власти, обеспокоенные такой ситуацией (особенно с учетом массового употребления наркотиков), запретили проведение мероприятия. Однако в следующем году колонна машин все равно отправилась к Стоунхенджу, но была задержана полицейским кордоном. И здесь версии расходятся - одни говорят, что люди из машин начали нападать на полицейских, другие - что это полицейские сами начали вытаскивать людей из машин и избивать. В любом случае после данного инцидента собрания были запрещены.

Дарвин изучал там червей

В 1877 году натуралист Чарльз Дарвин отправился к Стоунхенджу, чтобы провести исследование на тему, которой долгое время увлекался - дождевые черви. Дарвин был заинтересован в воздействии червей на объекты, которые находятся в почве в течение долгого времени, он обнаружил, что упавшие камни со временем глубже погрузились в землю в результате работы низших существ, которые постоянно рыхлили почву.

Стоунхендж - один из нескольких доисторических каменных кругов в Великобритании

Стоунхендж является самым сложным из всех доисторических каменных кругов на территории Великобритании. Самым большим, к примеру, является Эйвбери, расположенный в 25 милях к северу от Стоунхенджа.

С параисторией или протоисторией ничего не понятно. По официальной версии, в ту эпоху представители рода человеческого жили аки звери в пещерах, охотились на мамонтов, иногда наносили на стены пещер наскальные рисунки, а верхом цивилизованных навыков было умение поддерживать огонь в костре. Все мило и логично. Но есть одно НО. Большое и каменное. Находится это НО близ британского городка Солсбери и зовется Стоунхендж.

Вообще, так уж вышло, что все самые таинственные исторические памятники Англии можно обнаружить вблизи Солсбери, помимо Стоунхенжда тут находятся Эвбери (Avebury) — тоже таинственное скопление расставленных в определенной последовательности камней, между которыми пасутся овцы, и Силбери Хилл (Silbury Hill) — насыпной курган, который датируют аж 2006 годом до нашей эры.

Историки-приверженцы официальных версий обходят эти памятники протоистории вниманием (точнее, скромно молчат о них), а вот туристы, любители всего таинственного и писатели, напротив, внимание на них акцентирует, недаром же Джон Фаулз сделал местом действия своего романа «Червь» именно Стоунхендж.

Однако, прежде чем начать рассказывать о тайнах Стоунхенджа поделимся практической информацией и расскажем, как же до него добраться.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО СТОУНХЕНДЖА?

Вариант первый: туристический автобус

Самый простой способ — купить билет в одном из туристических офисов. Плюс в данном случае один — трудностей с обнаружением туристического офиса ни у кого не возникает, они в Лондоне на каждом шагу. К тому же туристические офисы, торгующие билетами до Стоунхенджа и обратно, можно без труда найти и в Солсбери, как правило, в цену включен проезд к монументу и стоимость входного билета.

На фото: очередь из желающих попасть в Стоунхендж

Но в плюсах кроются и неизбежные для массового туризма минусы — задумчиво побродить вокруг древних камней у вас вряд ли получится, придется лицезреть Стоунхендж в толпе себе подобных.

Вариант второй: общественным транспортом

От Лондона до Солсбери проще всего доехать на поезде. Купить билет и посмотреть расписание можно на сайте . От железнодорожного вокзала каждый час отходят автобусы в сторону Стоунхенджа.

На фото: карта проезда к Стоунхенджу

Открыт Стоунхендж ежедневно. Часы работы: в летние месяцы с 9 утра до 19.00, в сентябре и октябре комплекс открыт с 9.00 до 17.00, зимой — с 9.30 до 16.00, с марта по конец мая — с 9.30 до 18.00. Полную информацию о цене входного билета, а также о возможности заказать индивидуальный тур можно получить на сайте: .

ЧТО НАМ ТОЧНО ИЗВЕСТНО О СТОУНХЕНДЖЕ?

Всевозможных теорий вокруг древнего сооружения нагромождено не меньше, чем камней в самом комплексе. Попробуем отделить факты от домыслов и легенд.

Стоунхендж до реконструкции

Сразу оговоримся, до конца девятнадцатого — начала двадцатого века Стоунхенджем особенно не интересовались. Одни говорили, что в древности тут была обсерватория, построенная древними людьми, другие, что комплекс возвели друиды, а многие полагали, что Стоунхендж — древнее кладбище для знати. Словом, никакой конкретики.

На фото: Стоунхендж до реставрации

Да и откуда ей было взяться, если учесть, что в то время Стоунхендж представлял собой куски камней, часть из них стояла на холме, часть — валялась в хаотическом порядке на окрестных холмах. Однако с 1900-го по 1965 год здесь была проведена реставрация, и все камни встали на свои места.

На фото: Стоунхендж до реконструкции, 1877 год

Вернее, на те места, где они стоят сейчас, поскольку, к примеру, хранитель музея Археологии и Антропологии при Кембриджском университете Кристофер Чайппиндэйл утверждал, что реставраторы расположили камни неправильно, то есть совсем не так, как они были установлены изначально.

КАК СТРОИЛСЯ СТОУНХЕНДЖ?

Хотя нам неизвестно кто, как, а главное, зачем возвел Стоунхейдж, мы, по крайней мере, знаем, когда это произошло. На самом деле, строился Стоунхендж в три этапа.

Первый этап датируется примерно 3000 годом до нашей эры. Именно в это время древние люди воздвигли камни внешнего кругового вала, то есть построили внешний контур святилища и воздвигли тут четыре стационарных камня. Между камнями в северо-восточной части был намеренно оставлен пробел, именно тут находился Heel Stone — камень Гелиоса или солнечный камень. К эпохе первого строительства принято относить и захоронения людей, обнаруженные в семнадцатом веке ученым Обри, а потому названные в его честь, но многие современные исследователи полагают, что эти захоронения нужно датировать более поздним периодом.

Второй этап принято относить к 2900 — 2600 годам до нашей эры. В это время в пределах внешнего круга камней были возведены деревянные конструкции. К сожалению, сегодня от них почти ничего не осталось.

Третий этап относится уже к 2300 — 1500 годам до нашей эры. Примерно в этот период в Стоунхендж доставили долоритные блоки из песчаника и голубого камня. Блоки эти устанавливались в центре Стоунхендже и образовывали круг (его диаметр — 33 метра) из тридцати камней.

Сверху на камни были положены по принципу перекладины блоки. Эти конструкции получили название триалиты, и сегодня именно трилиты возникают перед мысленным взором у всех и каждого при упоминании Стоунхенджа.

Дуга внешнего кольца, состоящая из 13 триалитов, сохранилась практически в том виде, в каком она была возведена. В пределах круга находились пять триалитов, образующих подкову. В рамках подковы триалиты стояли «по росту», то есть самые маленькие (6 метров в высоту) — по бокам, следующая пара — немного выше, самый крупный — по середине. В центре конструкции располагался алтарь.

Голубые камни (вес каждой глыбы около 4 тонн) были доставлены сюда из каменоломен Восточного Уэльса (385 километров от места возведения Стоунхенджа), а массивные глыбы обработанного песчаника (вес около 25 тонн) из Марлборо Дауз, что расположен в 35 километрах от Стоунхенджа. Каким образом древним людям удалось транспортировать каменные глыбы — еще одна загадка памятника параистории.

ЛЕГЕНДЫ О СТОУНХЕНДЖЕ

Кто и для чего возвел Стоунхендж?

Если следовать официальной истории, то до прихода древних римлян на территории современной Великобритании обитали дикие племена. В этом смысле Стоунхендж для историков как ошибка, закравшаяся в годовой бухгалтерский отчет, — дебет с кредитом, точнее, теория с фактами не сходится. Если уж люди за 1500 лет до Рождества Христова сумели привести сюда многотонные каменные блоки, да еще и по какой-то причине водрузить их один на другой, совсем дикими они быть не могли.

На фото: так выглядел Стоунхендж в древности

В Средневековье существовала легенда, что камни Стоунхенджа — просто кубики, которыми играл в детстве колдун Мерлин. По другой легенде, колдун возвел Стоунхендж за одну ночь в честь победы короля бриттов над саксами. Естественно, подобные теория не выдерживают никакой критики, но во времена мрачного Средневековья в них верили.

Сегодня многие полагают, что Стоунхендж — дело рук пришельцев, и в этом утверждении, как ни парадоксально, есть признаки логики, ведь расположение камней монумента соотносится с положением небесных тел.

Британский астроном Данкан Стил в 1995 году даже заявил, что расположение камней в Стоунхендже связано с определенными астрономическими явлениями и, возможно, древние камни в прошлом позволили Земле избежать катастрофы вселенского масштаба. Тем не менее, наиболее достоверных гипотез происхождения Стоунхенджа три.

Гипотеза первая: иберийцы и захоронения

По популярной в научных кругах теории, храм возвели иберийцы — предки современных басков, которые жили здесь до того, как их изгнали кельты. Приверженцы этой теории считают, что изначально Стоунхендж использовался для захоронения знати, а также тут был храм Солнца, в котором устраивались ритуальные жертвоприношения.

При этом расположение камней указывает на то, что жрецы были знакомы с астрономией, а с помощью триалитов наблюдали за движениями Солнца и Луны. После исхода иберийцев Стоунхенджем пользовались кельты для отправления своих ритуальных культов.

Гипотеза вторая: друиды

В начале XIX века ученые пришли к выводу о том, что Стоунхендж построили друиды, и это место — ни что иное, как гробница их языческой королевы Боадицеи.

Гипотеза третья: древняя обсерватория

Ученый Джеральд Хокинс в своих работах убедительно доказал, что Стоунхендж — настоящая каменная обсерватория, где каждая пара мегалитов — это визир, фиксирующий определенную позицию Солнца, Луны и прочих небесных тел.

При этом до того, как в 1528 году произошло извержение вулкана на острове Санторини, в результате чего угол наклона земной оси изменился, точность расчетов древних астрономов была верной на сто процентов, сейчас же процент погрешности составляет один градус.

В своих трудах Хокинс пишет, что Стоунхендж, определенно, оккультное сооружение, но оно не относится ни к вероисповеданию друидов, ни к верованиям кельтов. «Чтобы возвести такое грандиозное сооружение, у людей должна была быть грандиозная цель, ведь сами они жили в очень примитивных домах. Если они и поклонялись каким-то богам, то имена этих богов нам неизвестны».

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Миновав Пяточный камень (отдельно стоящий сарсен), вы пересекаете два мало заметных земляных вала, разделенных канавой и образующих двойное кольцо вокруг Стоунхенджа. Внутри мегалитического круга расположен другой круг камней меньшего размера, которые называются "синими камнями". В кругу "синих камней" находится ряд мегалитов в форме подковы, развернутой в северо-восточном направлении. Сарсеновые трилитоны (пара стоячих камней с горизонтальной перекладиной, соединяющей их вершины) возвышаются над туристами на 20 футов. Внутри мегалитической подковы есть еще одна, состоящая из "синих камней".

Поскольку мегалиты являются наиболее заметным элементом в комплексе Стоунхенджа, они играют главную роль в долгой истории его исследований. Первое письменное упоминание о Стоунхендже встречается в труде клирика Генри Хантингтонгского, описавшего историю Англии около 1130 года. Это был единственный древний монумент, который он счел достойным упоминания:

"Стэнэнджес (Стоунхендж), чьи камни удивительного размера были воздвигнута на манер дверей, являет собой одно из чудес древности; никто не может понять, каким образом столь огромные камни были подняты над землей и почему они стоят именно в этом месте".

Однако еще до Генри Хантингтонгского Стоунхендж должен был привлекать к себе значительный интерес, поскольку его староанглийское название состоит из слов stan (stone - камень) и hencg (hinge - стержень, шарнир) и происходит от языка саксонских завоевателей, покоривших Британию гораздо раньше. Стоунхендж - единственный каменный круг, название которого относится к столь отдаленному прошлому.

Генри Хантингтонгский, благоразумно избегавший спекуляций на тему Стоунхенджа, не произвел впечатления на своих современников, предпочитавших красочное описание Гальфрида Монмутского, которое увидело свет несколько лет спустя. Гальфрид приписывал строительство Стоунхенджа волшебнику Мерлину, который выполнял приказ Аврелия Амброзия (согласно легенде, это был дядя короля Артура).

Монумент был воздвигнут в память о безоружных вождях бриттов, убитых коварными саксами. Интересно заметить что, по словам Гальфрида Монмутского, каменный круг уже стоял в Ирландии, но был перенесен в Англию колдовством Мерлина.

История Гальфрида Монмутского, полная убедительных деталей, содержала дату сооружения каменного круга и объясняла причину его постройки. Не удивительно, что она имела огромный успех. Как заметил доктор Крис Чиппендейл, изучавший сочинения о Стоунхендже, Гальфрид "написал о том, что хотели услышать английские читатели: о поразительных приключениях, доблести, волшебстве и рыцарских подвигах с явным патриотическим оттенком". Представления о Стоунхендже в средние века опирались в основном на историю Гальфрида Монмутского.

К XVII веку исследователям понадобились новые аргументы в поддержку теорий Гальфрида Монмутского помимо утверждений, что он пользовался "одной очень древней книгой на бриттском языке". Первые раскопки в Стоунхенджа проводились по указанию короля Якова I, посетившего монумент в 1620 году. Герцог Бэкингемский предложил владельцу земли Роберту Ньюдайку крупную сумму за Стоунхендж, но столкнулся с отказом. Однако Бэкингем получил разрешение выкопать яму в центре монумента. Никаких сведений о результате работ не сохранилось, и родоначальник систематических исследований Стоунхенджа Джон Обри, расспрашивавший местных жителей в 1666 году, выяснил, что они помнят лишь о находке "оленьих и коровьих рогов, а также древесного угля". Тем досаднее выглядели намеки на более важные открытия: "Что-то нашли, но миссис Мэри Тротмэн (одна из опрошенных) забыла, что именно".

Король попросил своего главного архитектора Иниго Джонса составить описание замечательного монумента. На основании своих наблюдений Джонс пришел к выводу, что строители Стоунхенджа следовали римским правилам архитектурной планировки, но он умер, прежде чем успел опубликовать результаты своих размышлений. Пользуясь записями, оставленными Джонсом после его смерти в 1652 году, его помощник и преданный ученик Джон Уэбб написал объемистый труд "Самая Известная Древняя Достопримечательность Великобритании, в Просторечии Называемая Стоунхендж на Равнине Сейлсбери: Реконструкция". Для Джонса и Уэбба архитектурная премудрость строителей Стоунхенджа ничем не отличалась от познаний римских, архитекторов, строивших дворцы и храмы в Италии. Качество и масштабы конструкции исключали участие в строительстве древних жителей Британии, которые считались "жестоким и варварским народом, не способным даже нормально одеваться, не говоря уже о строительстве "таких замечательных памятников, как Стоунхендж". Автор книги пришел к выводу, что Стоунхендж был построен в I-IV веке н. э., в эпоху мира и изобилия, когда Англия была частью владений Римской империи.

Критики сразу же подвергли сомнению доказательства в поддержку этой теории. Они указывали, что римские пропорции в плане Стоунхенджа применимы лишь в том случае, если превратить подковообразную форму внутреннего кольца сарсенов в правильный шестиугольник. Стоячие камни вовсе не являются колоннами, не говоря уже о "тосканском ордере"1, поскольку у них отсутствует и база, и капитель". Более того, ученым современникам было трудно поверить, что римляне осуществили такой крупный строительный проект и не снабдили монумент множеством надписей, высеченных на камне.

Через несколько лет доктор Уолтер Чарльтон, личный врач короля Карла II, предложил совершенно иную датировку для Стоунхенджа после поиска сходных структур в континентальной Европе. Переписка Чарльстона с датским знатоком древностей Олафом Вормом убедила его в том, что Стоунхендж был воздвигнут в IX веке нашей эры, когда скандинавы завоевали большую часть Англии. По его мнению, Стоунхендж был местом коронации датских королей, а его планировка соответствовала форме короны. Это была актуальная трактовка с учетом того, что Карл II лишь недавно вернулся на трон, но она не подтверждалась реальными доказательствами. Отсутствие каких-либо упоминаний о Стоунхендже в ранних средневековых текстах лишает эту теорию убедительности, в то время как знакомство со скандинавскими мегалитическими постройками показывает, что они значительно уступают в размерах Стоунхенджу.

Первым, кто предположил, что Стоунхендж построен древними бриттами, был Джон Обри в 1666 году. Обри лично составил план участка и обратил внимание на кольцо углублений, расположенных с внутренней стороны вала и ныне известных как "лунки Обри". Его подход весьма отличался от предыдущих комментаторов: он не стал искать доказательств иностранного происхождения Стоунхенджа, а указал на его связь с многими другими каменными кругами на территории Британии. Обнаружив, что ни римляне, ни саксонцы, ни датчане не строили подобных монументов, Обри пришел к выводу, что они "имеют отечественное происхождение". По мнению Обри, Стоунхендж был создан друидами, известными по описанию из римских источников.

Уильям Стакли популяризировал теорию о доисторическом происхождении Стоунхенджа в 1740 году, когда вышла его книга "Стоунхендж: храм британских друидов". К сожалению, его раскопки в центре подковообразной структуры никак не подтвердили это предположение. Первая находка хронологически определимых объектов в районе монумента - несколько римских монет, выброшенных кроликами, рывшими норы в окрестностях - вызвала у него некоторую озабоченность, но он решил, что монеты были оставлены посетителями Стоунхенджа. Стакли также открыл аллею, идущую от северо-восточного входа.

Во времена Стакли посещение Стоунхенджа начало входить в моду, причем многие посетители не только жгли костры внутри круга камней, но и старались увезти с собой какой-нибудь сувенир. Стакли протестовал против "возмутительного обычая откалывать куски камня тяжелыми молотами". От этого вандализма главным образом страдали сарсены, так как "синие камни" были гораздо прочнее. Продолжающееся разграбление монумента привело к предсказуемым последствиям; в январе 1797 года один из трилитонов рухнул на землю. Это несчастье послужило толчком для дальнейших исследований. Их возглавил Уильям Каннингтон, раскопавший около двухсот могильных курганов вокруг Стоунхенджа на долине Сейлсбери. В 1802 году он изучил центральный участок; но не добился большого успеха, если не считать разрозненных находок доисторической керамики.

"Этим летом я проводил раскопки в нескольких местах, как в самом Районе, так и в окрестностях Стоунхенджа, стараясь не слишком приближаться к камням. В частности, перед Алтарем (упавший сарсен) я копал на глубину пяти футов или более и обнаружил древесные угли, кости животных и глиняные черепки.

Среди последних было несколько кусков, сходных с грубо обработанными урнами, какие иногда находят в могильных курганах, а также обломки керамики римского периода".

Результаты раскопок Каннингтона были опубликованы его богатым патроном, сэром Ричардом Колтом Хором, который оставил подробные рассуждения о древнем народе, оставившем могильные курганы на равнине Сейлсбери. Однако когда речь заходила о Стоунхендже, он ограничивался лишь выражением восторга и благоговения: "Как возвышенно! Как чудесно! Как непонятно!"

Весной 1810 года Каннингтон снова произвел раскопки Стоунхенджа и установил, что "Камень-плаха" (это мрачное название появилось из-за неправильной интерпретации красного пятна, образованного окислами железа на поверхности камня в результате выветривания) первоначально занимал вертикальное положение. Это быта лебединая песня Каннингтона, поскольку он умер в конце 1810 года. Полевые работы в районе Стоунхенджа практически прекратились.

Хотя раскопки Каннингтона вроде бы подтвердили доисторическое происхождение Стоунхенджа, он так и не смог уточнить дату создания монумента. Это в общем устраивало его современников, которым нравилось представлять Стоунхендж в виде неразгаданной тайны и диковины Древнего мира. Великий живописец Джон Констебль снабдил свой акварельный рисунок Стоунхенджа от 1835 года цветистой подписью, выражающей эти романтические взгляды:

"Таинственный монумент Стоунхенджа, уединенно возвышающийся посреди голой и бесплодной пустоши, столь же отъединенный от событий былых эпох, сколь и от нужд современности, переносит нас за пределы исторической памяти во тьму совершенно неизвестного периода".

Возобновление серьезного исследования монумента связано с именем Фландерса Петри, который впоследствии прославился как пионер систематических археологических раскопок на территории Египта. В 1877, году он выполнил точную геодезическую съемку сохранившихся камней и нанес их положение на план местности с точностью до десятой доли дюйма. Он также призвал к возобновлению раскопок, придумав оригинальное решение, которое, как ему казалось, позволяло заглянуть под стоячие камни:

"Выстроив деревянный каркас с зажимом посередине, способный выдержать вес камня, можно будет исследовать слои почвы под камнями, пока они будут находиться в подвешенном положении. Землю можно привезти из другого места, засыпать ямы и утрамбовать их. При этом сам камень не претерпит ощутимой перемены и не пострадает во время всех этих операций".

К счастью, никто не воспользовался идеей Петри, которая, будь она реализована, почти наверняка привела бы к катастрофическим последствиям.

Петри также разработал интересный подход к датировке Стоунхенджа. Он предположил, что монумент был спроектирован на основе одной-единственной астрономической ориентировки. Наблюдая восход солнца над Пяточным камнем в день летнего солнцестояния через Большой Трилитон, он вычислил дату (730 год н. э.) для сооружения подковообразной структуры сарсенов. Именно в этот период все три точки должны были находиться на одной линии. Согласно этим расчетам, строителями Стоунхенджа были саксы. Но теория Петри была отвергнута почти всеми - отчасти из-за того, что он не смог объяснить, почему одна астрономическая ориентировка должна служить ключом ко всему монументу, но главным образом потому, что он демонстративно игнорировал даже те немногочисленные археологические свидетельства, которые в то время имелись в распоряжении исследователей.

В 1918 году Стоунхендж перешел во владение государства, что сделало возможным впервые предпринять крупные раскопки на его территории. Опытный археолог полковник Уильям Хоули возглавил работы и приступил к осуществлению семилетнего проекта. К несчастью, столь крупное предприятие получило крошечный бюджет, и Хоули часто приходилось работать в одиночку. Тем не менее он в конце концов покрыл раскопками половину Стоунхенджа, обнаружив некоторые важные элементы, такие, как кольцо "лунок Обри" за земляным валом и множество ям в центре монумента, в которых некогда были вкопаны деревянные столбы.

К сожалению, Хоули оказался неподходящим кандидатом для такой работы. По его собственным словам, он старался ограничиваться раскопками и регистрацией фактов, но твердо установленные факты были редким и случайным явлением, а Стоунхендж представлял собой очень сложный комплекс, который к тому же находился в плачевном состоянии. В 1923 году Хоули заявил, что он хотел бы прекратить работы. Осаждаемый репортерами, он признал, что "чем больше мы копаем, тем глубже становится тайна". В своем последнем отчете он мог лишь выразить надежду на то, что "будущие поколения археологов будут более удачливы в решении этой загадки".

Крис Чиппендейл выносит неутешительный вердикт по результатам работы Хоули:

"Годы деятельности под руководством Хоули, с 1919-го по 1926-й, были сплошным несчастьем. На раскопки, поначалу справедливо названные самыми важными из предпринятых в Англии до сих пор", были выделены абсурдно ничтожные средства. Когда колеса завертелись, то люди, которые видели, как плохо все организовано, оказались слишком робкими или безынициативными и не смогли эффективно вмешаться в ситуацию".

Археологи, естественно, остались неудовлетворенными поспешным и невнятным окончанием работ под руководством Хоули. После длительной отсрочки было решено, что профессор Ричард Аткинсон из Кардиффского университета возьмет на себя неблагодарную задачу по составлению итогового отчета на основе записей Хоули и при необходимости осуществит дополнительные раскопки. Хотя раскопки оказались успешными, публикация работы надолго задержалась.

Аткинсон все же представил свою интерпретацию происхождения Стоунхенджа, датировав его примерно 1500 годом до н.э. (поздний бронзовый век), но полного отчета таки не появилось.

Лишь в 1995 году команда исследователей, возглавляемая доктором Россом Клиэлом из музея Эйвбери наконец провела инвентаризацию записей о раскопках Хоули и Аткинсона. Одним из их главных достижений было составление четкой хронологии строительства Стоунхенджа. Насыпь (кольцевой вал) и канава появились около 3000 года до н. э, включая кольцо из вертикальных бревен, вставленных в "лунки Обри". В период между 2900 и 2500 г. до н. э. в центре была воздвигнута одна или несколько деревянных структур с линиями столбиков, тянущихся к южному входу, а в "лунках Обри" были захоронены останки кремированных людей. За следующую тысячу лет (примерно 2500-1600 г. до н. э.) появились "синие камни" и сарсены, образующие круги и подковообразные построения.

Аллея была проложена в качестве формального входного маршрута к главному комплексу еще до 2000 г. до н. э. После 1600 года до н. э. Стоунхендж в основном оставался заброшенным; его редко посещали и лишь один раз произвели захоронение кремированных останков.

Датировка строительства Стоунхенджа составляла лишь часть общей картины. Как и в случае с другими мегалитическими комплексами, дискуссия в основном сосредоточилась на способах его постройки. У Гальфрида Монмутского, как мы помним, был готовый ответ: Мерлин посоветовал Амброзию позаимствовать Каменный Круг, уже стоявший в Ирландии.

"Пошли своих людей за Кругом Гигантов, что стоит на горе Киллар в Ирландии. Этот каменный круг не мог воздвигнуть никто из ныне живущих, и его нельзя сдвинуть с места, если не обладать величайшим мастерством и хитроумием. Камни огромны…

Если разместить их здесь так же, как они расположены там, то они будут стоять вечно... Много лет назад гиганты перенесли их из отдаленных пределов Африки и установили в Ирландии, когда они жили в этой стране".

Со временем рассказ Гальфрида Монмутского превратился в обычную сказку. В XIX веке геологам стало ясно, что местом добычи сарсенов были известняковые холмы, расположенные в 20 милях к северу. "Синие камни" представляли более сложную проблему. Лишь в 1923 году доктор Д.Г. Томас из Службы геологической разведки установил их происхождение: горы Пресли в юго-западном Уэльсе, поблизости от возможного источника Алтарного камня (он высечен из песчаника). Это вновь заставило вспомнить о Гальфриде Монмутском. По выражению Аткинсона, в его истории "содержится удивительный намек на долговечность народной памяти о настоящих строителях Стоунхенджа, отголоски которой сохранилйсь до ХII века н. э.". Этот намек, или искаженное воспоминание (так как "огромными камнями" Гальфрида Монмутского были сарсены, а не "синие камни", которые попали в Англию из Африки через Ирландию, а не через Уэльс), довольно любопытно, но не имеет никакой практической пользы.

С альтернативной точки зрения, предложенной геологами, "синие камни" были доставлены в долину Сейлсбери с помощью естественного механизма: ледниковой транспортировки. Сила и слабость этой теории заключается в уникальном положении Стоунхенджа. Хорошо известно, что при строительстве любых других мегалитических монументов в Западной Европе камни не перемещались больше чем на несколько миль. Однако не менее очевидно, что в наши дни на равнине Сейлсбери нельзя найти никаких следов "синих камней". Даже оледенение района Стоунхенджа не является научно доказанным фактом, а без того сама идея ледниковой транспортировки теряет смысл. Поэтому археологи твердо придерживались мнения, что транспортировка осуществлялась людьми, и это мнение как будто подтверждается недавней находкой "синего камня" на острове Стипхолм в Бристольском проливе, который находится на линии кратчайшего морского маршрута из южного Уэльса к долине Сейлсбери.

Эксперименты, проведенные в 1950-х годах, показали практическую возможность сплава "синих камней" по рекам в пределах двух-трех миль от Стоунхенджа, а затем переправки их на волокушах к самому монументу. Но с сарсенами дело обстояло иначе: хотя их перемещали на гораздо меньшее расстояние, им все же приходилось пересекать холмы и овраги, а ведь эти камни были гораздо больше, их вес достигал 40 тонн.

В 1995 году Би-би-си решило заняться этой проблемой. Сделав огромную бетонную копию одного из сарсенов с Большого Трилитона, авторы проекта пригласили в качестве консультантов инженера Марка Уитби и археолога Джулиана Ричардса. Уитби не нравилась традиционная идея о том, что строители пользовались деревянными катками, которые, по его мнению, должны были перемалывать друг друга под весом более 10 тонн (эта идея пользовалась наибольшей популярностью среди археологов, изучавших происхождение огромных статуй Полинезии). Он также полагал, что метод ходячих камней", опробованный Туром Хейердалом на острове Пасхи, слишком опасен для двадцатимильного путешествия. Поэтому Уитби предложил привязать камень к деревянным саням, а затем тянуть его по скользкой колее. Набрав 135 добровольцев, тянувших за канаты, прикрепленные к 40-тонному каменному блоку, они обнаружили, что двигать камень вниз по склону холма достаточно просто, но гораздо труднее добиться продвижения вверх по склону. Проблема, как ни странно, заключалась в смазке, которая "приклеивала" сани к колее, и их невозможно было сдвинуть с места никакими рычагами. Синтия Пейдж из Би-би-си продолжает рассказ об эксперименте:

"В конце концов люди на рычагах и команда "тягачей" предприняли последнее героическое усилие, и камень пополз вверх по склону холма. Затем случилось нечто поразительное. Все полагали, что если такому небольшому количеству людей все-таки удастся сдвинуть камень с места, движение будет очень медленным и постепенным. Но как только камень сдвинулся с мертвой точки, вместо того, чтобы дюйм за дюймом ползти вверх по склону, он заскользил довольно быстро" постоянно набирая момент движения. Фактически, он перемещался со скоростью нормально идущего человека".

Хотя никто не может утверждать с уверенностью, использовался ли этот метод строителями Стоунхенджа, он явно находился в пределах их технологических возможностей.

Воздвигнуть огромную каменную плиту оказалось гораздо проще. На месте установки заранее выкопали яму, а затем подтащили каменный блок к самому краю, так чтобы он немного нависал над ямой. На вершину бетонного блока поставили небольшую тележку, нагруженную камнями. Потом ее начали медленно подтягивать к яме, мало-помалу центр тяжести сместился, и крупный блок, качнувшись, скользнул в яму. Для того чтобы поставить его вертикально, понадобилось чуть больше усилий, но в конце концов это было сделано с помощью треугольной деревянной рамы и команды добровольцев, тянувших за канаты.

Последняя операция - укладка горизонтальной перемычки на два стоячих камня для создания завершенного трилитона - была выполнена с помощью деревянного настила. Однако инженеры и археологи сошлись на том, что более вероятный метод заключался в постепенном подъеме на нужную высоту с использованием рычагов и деревянной крепи, когда люди одновременно налегали на рычаги с обеих сторон, приподнимая камень" а затем под него быстро подкладывалось очередное бревно. Этот метод не стали пробовать за недостатком времени, но небольшой эксперимент доказал его действенность.

Теперь мы знаем, каков возраст Стоунхенджа, откуда были доставлены камни, и как он был построен, но это не дает ответа на вопрос, кем были его строители.

Ранние теории, в которых фигурировали саксы, датчане, римляне, финикийцы и даже друиды, исключались в силу новой датировки монумента. Ни один из этих народов не населял Британию в эпоху неолита или бронзового века.

Более приемлемый кандидат появился в июле 1955 года. Ричард Аткинсон фотографировал надпись, датируемую XVII веком, на одном из сарсенов в подковообразном построении, когда заметил на камне слабые очертания вырезанного кинжала. При более тщательном рассмотрении открытие Аткинсона сильно взволновало его. Резное изображение показалось ему похожим не на доисторический британский кинжал, а на орудие микенской цивилизации древнего Средиземноморья; похожие кинжалы датировались археологами примерно XV веком до н. э, Аткинсон пустился в рассуждения о том, что сам Стоунхендж мог быть построен под влиянием микенской культуры, так как методы, использованные при его постройке, якобы превосходили возможности доисторических бриттов:

"Гораздо логичнее рассматривать их как продукт сравнительно развитой микенской культуры, а не по сути варварской, пусть даже процветающей бриттской аристократии".

Другие археологи пренебрежительно отнеслись к этой гипотезе, указав на то, что сами микенцы не построили ничего, даже отдаленно напоминающего Стоунхендж, а точно определить тип кинжала по плохо сохранившейся резьбе на выветренном камне можно лишь очень пристрастным взором. Если даже оставить в стороне полную неправдоподобность этой теории, современная программа радиоуглеродной датировки показывает, что сарсен с вырезанным кинжалами был воздвигнут до 2000 года до н. э. Таким образом микенцы не могли быть строителями Стоунхенджа.

Наиболее современная гипотеза континентального влияния была выдвинута Обри Барлом, главным авторитетом в области изучения каменных кругов Британии. Он утверждал, что подковообразное расположение камней в Стоунхендже крайне редко встречается в Британии, но его чаще можно видеть в Бретани на северо-западе Франции. Связи между бриттами и бретонцами в бронзовом веке уже доказаны, наряду со значительным сходством керамики, золотых украшений и кремневых орудий. По признанию самого Барла, мегалиты в Бретани более поздние, чем Стоунхендж, но, возможно, одна аналогия может перенести нас в эпоху неолита. На одном из камней нанесены контуры прямоугольного участка, которые Аткинсон и другие исследователи сравнивают с резными геометрическими рисунками, обнаруженными в мегалитических гробницах Бретани. Но эту аналогию нельзя считать четко установленной, так как ученые из группы Росса Клиэла предположили, что прямоугольник был вырезан уже после падения камня в 1797 году: это была заготовка панели, на которой некий честолюбивый англичанин надеялся впоследствии вырезать свое имя. Барл отвергает этот аргумент на том основании, что обработка панели с помощью молотка и зубила должна была занять несколько недель.

Реакция археологического сообщества на теорию Барла в целом была неблагоприятной. Главным препятствием опять является датировка Стоунхенджа, на этот раз не слишком ранняя, а слишком поздняя. Подковообразные структуры и образцы резьбы по камню в Бретани появились более чем через 1000 лет после окончания этой фазы строительства Стоунхенджа, и нам остается лишь гадать, почему "агрессивные и могущественные бретонские вожди" так запоздали. У нас нет оснований сомневаться в выводе, впервые сделанном еще Джоном Обри 1666 году: строителями Стоунхенджа были древние бритты.

Не удивительно, что большая часть чернил, пролитых над Стоунхенджем в многовековых дебатах, касалась его предназначения. Ранние исследователи были склонны рассматривать Стоунхендж как "монумент" без какого-либо конкретного предназначения, хотя они обычно считали, что он был воздвигнут в честь особого события. В качестве примера можно назвать Гальфрида Монмутсткого, утверждавшего, что Стоунхендж был построен в память о бриттах, злодейски убитых саксами.

Со времен Обри и Стакли идея о Стоунхендже как о храме друидов преобладала в художественной литературе, но когда друиды вышли из моды, то же произошло со Стоунхенджем.

В конце XIX века появились теории об астрономической деятельности древних бриттов, и здесь Стоунхендж снова стал пользоваться успехом. Ось Стоунхенджа находится на линии восхода в день летнего солнцестояния и заката в день зимнего солнцестояния. В день летнего солнцестояния солнце восходит над аллеей; это привело к выводу, что аллея, возможно, была наиболее важным астрономическим элементом Стоунхенджа. Однако этот простой вывод вскоре затерялся среди кропотливых расчетов, когда астрономы начали выискивать точные соответствия с различным положением солнца и звезд, уверовав в "научность" доисторической астрономии. Стараясь избегать чрезмерных спекуляций, такие археологи начала ХХ века, как Хоули, бросились в другую крайность и вообще отказались строить догадки.

Молчание нарушил американский астроном доктор Джеральд Хоукинс из Бостонского университета. Он составил план различных ориентировок и астрономических соответствий для отдельных элементов Стоунхенджа, а затем ввел расчеты в компьютер с целью убедиться, имеют ли они какое-либо астрономическое значение. По мнению Хоукинса, если бы число астрономически значимых ориентировок превысило результат, полученный от случайной серии начерченных на земле линий, то астрономическую гипотезу можно было бы считать доказанной.

Настроив компьютерную программу на сверку линий с картой звездного неба по датировке около 1500 года до н.э. Хоукинс получил четкую схему солнечных и лунных ориентировок (но не звездных и планетных), которая, судя по всему, не могла возникнуть случайно. В своей книге "Разоблаченный Стоунхендж", опубликованной в 1965 году, Хоукинс выдвинул предположение, что "лунки Обри" использовались в качестве неолитического компьютера": маркеры были установлены в 56 лунках и передвигались по кругу для предсказания лунных затмений. Лунные затмения происходят каждые 18,61 года, а 56 равно 18 умножить на 3 - то есть ближайшее целое число.

Несмотря на весомость компьютерных расчетов, археологи остались равнодушными, а Ричард Аткинсон нанес ответный удар в статье под названием "Лунный свет над Стоунхенджем", в которой назвал работу Хоукинса "неряшливой и неубедительной". Большинство ориентировок было образовано в результате соединения элементов из разных периодов долгой истории Стоунхенджа, а рукотворное происхождение некоторых ям и углублений, отмеченных на плане, вообще невозможно доказать. Теперь мы знаем, что выбранная дата (1500 год до н. э.) была слишком поздней. "Неолитический компьютер" тоже не внушает доверия: он может предсказать затмение лишь за год до самого события, что едва ли делает его ценным астрономическим инструментом. Кроме того, "лунки Обри" были заполнены к 2500 году до н. э., поэтому любые маркеры должны были быть установлены еще раньше, в ту эпоху, когда никаких камней не было и в помине.

Современные археологи вернулись к представлениям о Стоунхендже как о ритуальном центре. В ранней фазе, по-видимому, существовали лишь деревянные круги в центре монумента, а доступ внутрь был жестко ограничен узким проходом с деревянной оградой по обе стороны. Даже проходы через канаву были огорожены лесом деревянных столбов.

Более поздние каменные круги и подковы выполняли ту же функцию, но доступ ограничивался с помощью камней, а происходящее внутри монумента было скрыто от тех, кто оставался снаружи. Аллея явно выполняла роль дороги для церемониальных процессий. Она огибает Стоунхендж по широкой дуге и спускается в небольшую лощину, где Стоунхендж на некоторое время исчезает из виду. Затем тропа начинает идти вверх, и в высшей точке подъема посетители снова видят каменный круг, гордо возвышающийся над горизонтом.

В круглом святилище, образованном земляным валом и канавой, можно было видеть толпу верующих и мельком заметить тех, кто распоряжался церемониями из центрального круга. Для немногих избранных, наблюдавших из центра монумента, высшей точкой года должен был быть тот момент, когда солнце поднималось над аллеей утром в день летнего солнцестояния. Поэтому мы, наверное, не слишком ошибемся, если будем рассматривать Стоунхендж как храм, посвященный солнцу.

Даже если сословие друидов зародилось за несколько столетий до Посейдония (100 год до н.э.), остается огромный пробел продолжительностью примерно 1000 лет между их появлением и последней фазой строительства Стоунхенджа. Отсутствие связи подтверждается археологическими находками эпохи друидов, как на территории самого Стоунхенджа, так и в других местах Британии. После сооружения внутреннего кольца сарсенов и "синих камней" всякая деятельность в Стоунхендже практически прекратилась, а от эпохи друидов осталось лишь несколько керамических черепков, возможно, попавших туда по чистой случайности. Каменные круги не играли никакой роли в религии друидов, которые пользовались деревянными храмами или священными рощами для проведения своих обрядов.

Из книги "Тайны древних цивилизаций"

К XVII веку исследователям понадобились новые аргументы в поддержку теории Гальфрида Монмутского помимо утверждений, что он пользовался «одной очень древней книгой на бриттском языке». Первые раскопки в Стоунхендже проводились по указанию короля Якова I, посетившего монумент в 1620 году. Герцог Бэкингемский предложил владельцу земли Роберту Ньюдайку крупную сумму за Стоунхендж, но столкнулся с отказом. Однако Бэкингем получил разрешение выкопать яму в центре монумента. Никаких сведений о результате работ не сохранилось, и родоначальник систематических исследований Стоунхенджа Джон Обри, расспрашивавший местных жителей в 1666 году, выяснил, что они помнят лишь о находке «оленьих и коровьих рогов, а также древесного угля». Тем досаднее выглядели намеки на более важные открытия: «Что-то нашли, но миссис Мэри Тротмэн (одна из опрошенных) забыла, что именно».

Король попросил своего главного архитектора Иниго Джонса составить описание замечательного монумента. На основании своих наблюдений Джонс пришел к выводу, что строители Стоунхенджа следовали римским правилам архитектурной планировки, но он умер, прежде чем успел опубликовать результаты своих размышлений. Пользуясь записями, оставленными Джонсом после его смерти в 1652 году, его помощник и преданный ученик Джон Уэбб написал объемистый труд, озаглавленный «Самая Известная Древняя Достопримечательность Великобритании, в Просторечии Называемая Стоунхендж на Равнине Сейлсбери: Реконструкция». Для Джонса и Уэбба архитектурная премудрость строителей Стоунхенджа ничем не отличалась от познаний римских архитекторов, строивших дворцы и храмы в Италии. Качество и масштабы конструкции исключали участие в строительстве древних жителей Британии, которые считались «жестоким и варварским народом», не способным даже нормально одеваться, не говоря уже о строительстве «таких замечательных памятников, как Стоунхендж». Стоунхендж был построен в I-IV веках н. э., в эпоху мира и изобилия, когда Англия была частью владений Римской империи. Критики сразу же подвергли сомнению доказательства в поддержку этой теории. Они указывали, что римские пропорции в плане Стоунхенджа применимы лишь в том случае, если превратить подковообразную форму внутреннего кольца сарсенов в правильный шестиугольник. Стоячие камни вовсе не являются колоннами, не говоря уже о «тосканском ордере», поскольку у них отсутствует и база, и капитель. Более того, ученым современникам было трудно поверить, что римляне осуществили такой крупный строительный проект и не снабдили монумент множеством надписей, высеченных на камне.

Через несколько лет доктор Уолтер Чарльтон, личный врач короля Карла II, предложил совершенно иную датировку для Стоунхенджа после поиска сходных структур в континентальной Европе. Переписка Чарльстона с датским знатоком древностей Олафом Вормом убедила его в том, что Стоунхендж был воздвигнут в IX веке н. э., когда скандинавы завоевали большую часть Англии. По его мнению, Стоунхендж был местом коронации датских королей, а его планировка соответствовала форме короны. Это была актуальная трактовка с учетом того, что Карл II лишь недавно вернулся на трон, но она не подтверждалась реальными доказательствами. Отсутствие каких-либо упоминаний о Стоунхендже в ранних средневековых текстах лишает эту теорию убедительности, в то время как знакомство со скандинавскими мегалитическими постройками показывает, что они значительно уступают в размерах Стоунхенджу.

Первым, кто предположил, что Стоунхендж построен древними бриттами, был Джон Обри в 1666 году. Обри лично составил план участка и обратил внимание на кольцо углублений, расположенных с внутренней стороны вала и ныне известных как «лунки Обри». Его подход весьма отличался от предыдущих комментаторов-, он не стал искать доказательств иностранного происхождения Стоунхенджа, а указал на его связь с многими другими каменными кругами на территории Британии. Обнаружив, что ни римляне, ни саксонцы, ни датчане не строили подобных монументов, Обри пришел к выводу, что они «имеют отечественное происхождение». По мнению Обри, Стоунхендж был создан друидами, известными по описанию из римских источников.

Уильям Стакли популяризировал теорию о доисторическом происхождении Стоунхенджа в 1740 году, когда вышла его книга «Стоунхендж: храм британских друидов». К сожалению, его раскопки в центре подковообразной структуры никак не подтвердили это предположение. Первая находка хронологически определимых объектов в районе монумента - несколько римских монет, выброшенных кроликами, рывшими норы в окрестностях - вызвала у него некоторую озабоченность, но он решил, что монеты были оставлены посетителями Стоунхенджа. Стакли также открыл аллею, идущую от северо-восточного входа.

Во времена Стакли посещение Стоунхенджа начало входить в моду, причем многие посетители не только жгли костры внутри круга камней, но и старались увезти с собой какой-нибудь сувенир. Стакли протестовал против «возмутительного обычая откалывать куски камня тяжелыми молотами». От этого вандализма главным образом страдали сарсены, так как «синие камни» были гораздо прочнее. Продолжающееся разграбление монумента привело к предсказуемым последствиям: в январе 1797 года один из трилитонов рухнул на землю.

Это несчастье послужило толчком для дальнейших исследований. Их возглавил Уильям Каннингтон, раскопавший около двухсот могильных курганов вокруг Стоунхенджа в долине Сейлсбери. В 1802 году он изучил центральный участок, но не добился большого успеха, если не считать разрозненных находок доисторической керамики.

«Этим летом я проводил раскопки в нескольких местах, как в самом Районе, так и в окрестностях Стоунхенджа, стараясь не слишком приближаться к камням. В частности, перед Алтарем (упавший сарсен) я копал на глубину пяти футов или более и обнаружил древесные угли, кости животных и глиняные черепки. Среди последних было несколько кусков, сходных с грубо обработанными урнами, какие иногда находят в могильных курганах, а также обломки керамики римского периода».

Результаты раскопок Каннингтона были опубликованы его богатым патроном, сэром Ричардом Колтом Хором, который оставил подробные рассуждения о древнем народе, оставившем могильные курганы на равнине Сейлсбери. Однако когда речь заходила о Стоунхендже, он ограничивался лишь выражением восторга и благоговения: «Как возвышенно! Как чудесно! Как непонятно!»

Весной 1810 года Каннингтон снова произвел раскопки Стоунхенджа и установил, что «Камень-плаха» (это мрачное название появилось из-за неправильной интерпретации красного пятна, образованного окислами железа на поверхности камня в результате выветривания) первоначально занимал вертикальное положение. Это была лебединая песня Каннингтона, поскольку он умер в конце 1810 года. Полевые работы в районе Стоунхенджа практически прекратились.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх