Где находится мраморный дворец. Русский музей

Недавно прочитала дневник Николая Ивановича Пирогова «Вопросы жизни», опубликованный в «Русской старине» за 1884-1885 и 1887 годы. Кроме того там же с большим удовольствием прочитала очерк протодиакона В. Орлова «Мраморный дворец», посвященный столетней годовщине окончания строительства дворца (майский номер 1885 года). В очерке дана история постройки дворца, указано на что и сколько денег потрачено, перечислены фамилии мастеров, привлекавшихся к работе. Кроме того дано подробное описание двух домовых церквей и хранящихся в святынь, которые были во дворце. Этой информации в интернете мне обнаружить не удалось. Целиком копия очерка выложена в альбоме http://fotki.yandex.ru/users/amsmolich/album/313723/ .
И вдруг экскурсия! Конечно, мы сразу же записались. На экскурсии нам рассказывали то, что и так доступно на всяких сайтах, в том числе и на сайте Русского музея. Этим и объясняется наше с мамой разочарование от услышанного, но зато увиденное оставило самые лучшие впечатления.
Экскурсия состояла из двух частей. Первая часть – историческая, с посещением трех парадных залов. Раньше во дворце было 70 парадных помещений (но об этом не говорят!). А сохранился только Мраморный зал, два других зала сделаны заново по старым фотографиям и рисункам. Также везде был разобран паркет. Во дворце практически ничего не осталось. Всё было разрушено коммунистами.
Вторая часть была посвящена в. кн. Константину Константиновичу и его творчеству, с посещением семи комнат, в которых почему-то запрещено фотографировать. Эти помещения также восстановлены по фотографиям, так как коммунисты считали, что во дворце не должно ничего остаться, что напоминало бы о царской семье. Поэтому всё было уничтожено.
Ниже несколько строк из очерка «Мраморный дворец». Фотографии мои плюс набор открыток, приобретённый во дворце.

При Петре Великом на месте нынешнего Марсова поля производилась обыкновенно «звериная травля», а где впоследствии построен Мраморный дворец, стоял почтовый двор, вблизи которого в 1711 году устроен был «зверовый дом» и в нем помещались: большой слон, львы, тигры, присланные в подарок от персидского шаха. «Почтовый двор, говорит Рубан в «Описании Петербурга» - «мазанковый и стоял на том месте, где ныне строится великий покой мраморный дом. На сем почтовом дворе государь Петр I многократно отправлял некоторым праздникам и викториям торжества».
Башуцкий, описывая в своей «Панораме Петербурга» почтовый двор, замечает, что «столица давно чувствовала недостаток в подобном учреждении, ибо ещё не было дома, где приезжие могли бы останавливаться, не теряя времени в искании по всему городу квартиры. Дом этот состоял в заведывании особого смотрителя, имевшего ранг армейского прапорщика, с весьма умеренным содержанием, которое впоследствии было увеличено дозволением ему завести ещё особую гостиницу, выписывать беспошлинно определенное количество вина и других продуктов. Кроме того ему предоставлено было пользоваться частию сбора с присылаемых писем, но доход этот был очень незначителен, так как за доставку письма, например, из Петербурга в Москву, платилось не более двух копеек. При Петре I была углублена и очищена река Мья (Мойка), из которой были проведены два канала: один у нынешнего Мраморного дворца, после засыпанный, а другой существует до сих пор под именем Зимней канавки. При Екатерине II, это место называлось «Царицын луг»; в 1818 году дано название «Марсова поля».

Итак на Царицыном лугу Екатерина II решила соорудить дом из мрамора, при чем существует следующая легенда: задумав постройку, государыня пригласила одного из архитекторов-иностранцев и, показывая ему чертеж самою ею накиданного дворца, спросила его мнение об этом плане. Зная, что проект принадлежит монархине, архитектор рассыпался в восторженных похвалах, слушая которые императрица сказала: «если он так хорош, то возьмите на себя его постройку». Соглашение, конечно, немедленно последовало, но зодчий, при выполнении высочайше набросанного плана, был поставлен в большие затруднения, даже в начертаниях капитальных стен, и вот чем объясняют, если обходить комнаты дворца, то заметным становится, что в нем нет прямых углов ни в каких покоях, ни в амбразурах окон и дверей.
Строителем Мраморного дворца был Антонио Ринальди.

Ф.Я. Алексеев. Вид Дворцовой набережной. 1790-е.

Весь ход постройки Мраморного дома от самого начала и до окончания его пользовался особенным вниманием Екатерины II; она неоднократно лично посещала строение и участвующих приказывала награждать деньгами, что видно из отчетов, и вообще ничто не делось в нем без её повелений. Сохранилась собственноручная записка Екатерины II (1781 или 1782): «С крайним удивлением слышу я, что в Мраморном доме Мих. Ив. Мордвинов дает Гампелю волю ломать стены и двери перекладывать, как тот вздумает; спроси, в каких и каких комнатах такая ломка произошла и скажи Мих. Ив., чтоб он ничто не ломал в том доме не доложась меня. Принеси ко мне план с означением той безрассудной ломки. Как Гампелю лучше чего знать, нежели Ринальдию. Уж не скоблит ли он стен и не убавляет ли кирпичи в трубах, как в Царском селе, чтобы пожары наделать, от него станется».
Непосредственное заведывание сооружением Мраморного дворца было вверено императрицею полковнику артиллерии Мих. Ив. Мордвинову. Мордвинов вёл подробные отчеты, где учитывались все затраты с точностью до ¼ копейки.

Обрен и Жакотте. Мраморный дворец. 1840-1850. Литография с рисунка Шарлеманя и Дюрюи.

При сестрорецких заводах, для ковки медных листов на крышу, устроена была фабрика в 1772 году. Получен был мрамор из Екатеринбурга от конторы строения домов и садов.

В 1772 году Гр.Гр. Орлов вышел в отставку. Екатерина собственноручным проектом указа, в числе многих драгоценных подарков, назначила Орлову и Мраморный дворец. Вследствие чего Мордвинову, 25-го сентября, был дан указ: «когда вы строящийся под смотрением вашим у почтовой пристани каменный дом к окончанию приведете так, как от нас вам приказано, и когда он совсем убран, и в такое состояние приведен будет, чтобы в него хозяин войти и жить мог, тогда отдайте от него ключи гр. Гр. Гр. Орлову, ибо мы оный дом со всеми в нем мебелями жалуем ему в вечное и наследственное владение».

Ф.С. Рокотов. Портрет Екатерины II. 1779
С. Торелли. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1763

Но постройка дворца надолго затянулась, и Орлову не суждено было прочесть надпись, сделанную на фризе дворца, по повелению Екатерины: «здание благодарности», он умер, не переехав в этот дом, в Москве, 13-го апреля 1783 года.
По смерти Орлова, Екатерина обратилась к родственникам покойного с предложением выкупить имущество Григория Орлова, так как по её мнению «вам оное излишно, продажа же того будет средством не только к скорейшей уплате долгов покойного князя Гр. Гр., но ещё и к собственной всех вас пользе обратится». Она произвела опись и оценку этого имущества, которая по её подсчетам составляла «около миллиона и двадцати тысяч рублей». А с рассрочкой платежей на десять лет, проценты по её расчетам составят ещё «до пяти сот тысяч рублей». Когда согласие было получено, то она повелела «пошлин с продажи сей никаких не брать».
По смерти Михаила Ивановича Мордвинова в 1782 году заведывание постройкой дворца было возложено на полковника Буксгевдена. Такой подробной отчетности, как у Мордвинова, в последующих годах уже не велось, а только существуют краткие записи и доклады.
Всего на строительство дворца с апреля 1768 по май 1785 было истрачено 1,219,677 р. 46 ¼ к. Но это без затрат за три года, с 1778 по 1780, так как эти отчеты Мордвинова в архивах не сохранились.
По наружной отделке и внутреннему убранству дворец Мраморный служит прекрасным памятником щедрости Екатерины. Нижний этаж обложен весь тесаным диким камнем, верхние же два разноцветным, полированным финляндским и сибирским мрамором.

В средний и верхний этажи ведет богатая парадная лестница из серого мрамора с нишами для статуй и ваз по проекту Ринальди.

Скульптур Ф.И. Шубин по рисунку архитектора Ринальди. Ночь, Утро, Полдень, Вечер.

Плафон парадной лестницы. И. Крист. «Суд Париса».

В день бракосочетания в. кн. Константина Павловича (совершившегося 15-го февраля 1796г.), происходившего в церкви Зимнего дворца, после обеденного стола в Георгиевской зале и по окончании бала состоялся прием новобрачных в Мраморном дворце. Спустя несколько дней Екатерина обедала у своего внука и вот что она писала о Мраморном дворце в письме к Гримму: «Je pense qu’il est difficile de trouver une plus belle maison, plus richement meublee et avec plus de gout, de commodite, de richesse; nous sommes amuses avant et après le diner a parcourir toute la maison, et j’en suis tres contente, et le sieur Constantin aussi».

Вскоре после раздела Польши, в 1797 году, в Петербург прибыл король польский Станислав-Август Понятовский, который из предложенных для него и его свиты дворцов: Каменного, Таврического и Мраморного, избрал последний, почему Константину Павловичу пришлось временно поселиться в доме бывшего обер-гофмаршала Шепелева.
В 1798 году в феврале Понятовский скончался в Мраморном дворце и был погребен 18-го февраля под католическою церковью на Невском проспекте.

Марчелло Бачиарелли. Смерть Станислава-Августа Понятовского.

По кончине Константина Павловича (27 июня 1831 года) Мраморный дворец опустел, большая часть мебели и вещей перенесена была в другие дворцы, а с 6-го марта 1832 года дворец назначен великому князю Константину Николаевичу.

С 1849 года, в течении 4-х лет, во дворце производился большой ремонт. Реставрировал Александр Павлович Брюллов.

10-го декабря 1849 года Мраморный дворец был пожалован в дар, в потомственное владение его императорскому высочеству Константину Николаевичу. В 1888 году дворец перешел к его сыну, великому князю Константину Константиновичу.
Интересно, что дворцом владели только Константины.

В 1919-1936 годах в здании находилась Российская Академия истории материальной культуры (по сути краеведческий музей), а после ее ликвидации - филиал Центрального музея Ленина. Для размещения экспозиции дворец был переделан архитекторами Н.Е. Лансере и Д.А. Васильевым, что привело к утрате архитектурной отделки залов. В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею.

Белый зал. А.П. Брюллов
Зал выполнен в готическом стиле. В своё время здесь был арсенал – хранилась коллекция оружия.

Все люстры из этого зала были уничтожены коммунистами. Их переплавили, так им нужен был цветной металл.

Рисунков Брюллова этих люстр не сохранилось, поэтому восстановить их не представляется возможным.

Поэтому реставраторы по сохранившимся рисункам Брюллова изготовили новые люстры.

Камин в Белом зале подлинный:

Зимний сад. А.П. Брюллов

Мраморный зал. А. Ринальди. А.П. Брюллов

Плафон С. Торелли. «Свадьба Амура и Психеи»

В Мраморном зале все люстры подлинные:

Орлы в честь того, кому благодарная Екатерина построила дворец:

Скульптор Михаил Козловский для Мраморного зала сделал барельеф, представляющий Регула, возвращающегося из Рима в плен карфагенский, и Камилла, освобождающего Рим от галлов.

Регул - римский консул в 256 г. до н.э., перенесший войну с Карфагеном в Африку, одержавший две победы над карфагенянами; когда же они стали просить мира, Регул предложил им чрезвычайно тяжелые условия. Карфагеняне тогда собрали войско, нанесли римлянам страшное поражение и взяли в плен Регула. Он пробыл в плену 5 лет, по истечении которых было отправлено в Рим посольство для переговоров о мире, выгодном для Карфагена. По преданию, вместе с этим посольством был послан в Рим и Регул с условием, что он вернется в Карфаген, если ему не удастся склонить римлян к миру на условиях Карфагена. Регул действовал в Риме в пользу своих соотечественников, настраивая их против Карфагена, и, так как посольство не имело успеха, то он вернулся в Карфаген, где был казнен.

Считается, что эта аллегория была намеком Екатерины Орлову, который дал ей слово не разглашать некоторые тайны известные им обоим. Аллегория означает верность данному слову.

Второй барельеф - Камилл, освобождающего Рим от галлов.
В 390-х годах до н.э. после семимесячной осады и у осажденных, и у осаждавших начался голод, а среди галлов открылась зараза. Вследствие этого стороны были склонны вступить в переговоры. Предводитель галлов, Бренн, согласился удалиться со своим войском за тысячу фунтов золота. Принесли золото и стали взвешивать. Галлы хотели обмануть римлян и получить побольше драгоценного металла. Сперва потихоньку, а потом и открыто они стали тянуть вниз чашу весов с гирями. Возмущенные римляне запротестовали. Тогда Бренн снял свой тяжелый меч и бросил его на ту чашу весов, где стояли гири. «Что это значит?!» - воскликнули римляне. «Горе побежденным - вот что это значит!»- закричал Бренн. В эту минуту явился со своим войском Камилл, объявил договор недействительным, прогнал галлов из города и разбил их в большом сражении в восьми милях от Рима.

Что хотела сказать Екатерина этой аллегорией, мне не известно. На экскурсии об этом барельефе нам не сказали ни слова.

Интересно, что в советское время в этом зале октябрят принимали в пионеры.

Продолжение будет.

Другие названия: Константиновский дворец, Музей В. И. Ленина.

Мраморный дворец - один из самых интересных дворцов Санкт-Петербурга, при его строительстве впервые в России применили натуральный камень: боле тридцати сортов мрамора и гранит. Мраморный дворец стал на многие годы резиденцией одной из ветвей рода Романовых - Константиновичей, хотя изначально предназначался совсем иному хозяину.

История создания Мраморного дворца

Проект дворца был создан по заказу Екатерины Второй итальянцем Антонио Ринальди, который состоял при русском дворе в должности архитектора более тридцати лет. По распоряжению императрицы в Мраморном дворце был установлен барельеф с его изображением (единственный дошедший до нашего времени портрет зодчего, выполненный в 1782 году Федотом Шубиным).

Дворец строили для графа Григория Орлова, имевшего множество заслуг перед Россией и являвшегося также любовником (а согласно некоторым современным источникам - и морганатическим супругом) Екатерины Второй. Над входом в Мраморный дворец по велению императрицы была сделана надпись «Здание благодарности».

Строительство здания началось в 1768 году и продолжалось 17 лет - строительство дворцов в России 18 века было делом небыстрым... Григорий Орлов до окончания работ не дожил - умер в 1783 году, после чего Екатерина выкупила дворец у его братьев за 200 тысяч рублей и в 1796 году подарила его по случаю бракосочетания своему второму внуку Великому князю Константину Павловичу. В бытность его хозяином дворца он многократно перестраивался, в том числе переделывал интерьеры дворца А. Воронихин, бывший в 1803-1810 годах придворным архитектором Великого князя. После смерти Константина Павловича в 1831 году дворец был выкуплен у его наследника - незаконнорожденного сына Павла в казну и в 1832 году был подарен императором Николаем Первым его второму сыну Константину Николаевичу, которому в то время было лишь пять лет. Высокородный владелец дворца продолжал жить с семьей, а во дворце продолжали жить придворные. Ситуация изменилась в 1849 году, после свадьбы Константин Николаевич с супругой переехали жить в Мраморный дворец, заново отделанный для них архитектором Александром Брюлловым.

Архитектура Мраморного дворца

Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, в плане имеет сложную форму, со стороны Миллионной улицы внутренний двор закрывает кованая ограда. Главный вход во дворец находится во дворе, восточный фасад здания увенчан изящной часовой башней, щедро декорирован колоннами, пилястрами, барельефами с военной арматурой и аллегорическими фигурами. Поскольку дворец являет собой образец постройки раннего классицизма, здесь ещё заметны черты барокко: изящная и вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый вазами, сложная форма парадной лестницы...

Медные оконные рамы второго этажа и балюстрады балконов сохранили позолоту конца 18 века.

Интерьеры Мраморного дворца

Более других помещений дух времени Екатерины Второй сохранили парадная лестница и Парадные залы дворца. Парадная лестница облицована мрамором, монолитные колонны и пилястры удивительно живописны, плафон «Суд Париса», венчающий перекрытие лестницы, был нарисован в 1784 году для украшения одного из залов дворца, а в 19 веке при реконструкции здания перенесен на нынешнее место. Напомним, что именно на лестнице можно видеть единственное портретное изображение архитектора Антонио Ринальди. Все скульптуры, украшающие лестницу были созданы из итальянского мрамора Ф. Шубиным специально для Мраморного дворца и сейчас занимают свои исторические места.

Совершенно уникален Мраморный зал дворца, сохранивший свое убранство с конца 18 века. Украшая зал, Ринальди использовал сочетания разноцветных русских и итальянских мраморов, на фоне этого разноцветного великолепия выделяются исключительной белизной барельефы работы известного русского скульптора М. Козловского на темы пунических войн, прославляющие долг, верность отечеству, самопожертвование и великодушие античных полководцев. Дополняют убранство зала удивительной красоты цветной наборный паркет 18 века и живописный плафон мастера Торелли «Свадьба Амура и Психеи», написанный специально для Мраморного зала Мраморного дворца. В середине 19 века потолок зала подняли на один этаж и в нем появились прекрасные бронзовые люстры и мраморные камины с зеркалами в резных золоченых рамах.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге является одним из самых красивых строений города. Его главная особенность заключается в том, что мастера при сооружении здания использовали более чем 30 разных сортов мрамора. Некоторые из используемых разновидностей мрамора добывались неподалёку, в этом же городе. Другие же сорта материала завозились издали, из самой Италии. Мраморный дворец был построен в 18-м веке, и стал первым зданием, сооружённым из таких вот дорогостоящих и красивых материалов.

Немного о истории

Строительство Мраморного дворца велось на протяжении 17 лет. Это красивое архитектурное сооружение было подарено императрицей Екатериной Великой графу Григорию Орлову в качестве награды за особые воинские заслуги перед Отечеством. Как он выглядит, смотрите на фото и видео в статье. Длительное строительство Дворца не позволило Григорию Орлову дождаться подарка. Он умер, а Екатерина Великая впоследствии выкупила у наследников графа свой же подарок, и передарила его своему внуку. Дальше Мраморный Дворец расположенный в Санкт-Петербурге передавали из рук в руки, архитектурное строение сменило множество хозяев. В разные времена на территории сего дворца можно было увидеть и библиотеку, и жильё императорской семьи, и картинную галерею. Был период, когда здесь содержался пленник – лидер польских конфедератов.

Реконструкция дворца

В 1832 году внутри здания Мраморного дворца в Санкт-Петербурге была проведена реконструкция, и данное архитектурное сооружение обзавелось ещё одним этажом, а кроме него – залом для проведения балов, в котором проводились званые вечера, славящиеся на весь Санкт-Петербург, смотрите на видео и фото. В то время, когда Мраморным дворцом владел Константин Романов (сын князя Николая Романова), в здании нередко проводились литературные вечера, постановки пьес и спектаклей на разные темы. В период же октябрьской революции в здании мраморного дворца располагались разнообразные конторы, связанные с Министерством труда, созданным временным правительством. Художественные произведения, собранные в этом Дворце, тогда были перемещены в Эрмитаж.

Описание

Убранство Мраморного дворца внутри поражает посетителей своим великолепием. Каждая деталь интерьера здесь пронизана духом отваги и мужества. И действительно, замысел императрицы Екатерины Великой был изначально именно таким. Она хотела показать мужество, храбрость и отвагу владельца дворца. В дворцовых залах присутствуют различные барельефы и статуи, воссоздающие собой разные героические события, происходившие в жизни графа Григория Орлова. Строительство этого архитектурного объекта возглавлял архитектор из Италии – Антонио Ринальди, а вместе с ним строительство вели ещё около четырёхсот мастеров. Императрица Екатерина даже приезжала посмотреть, как ведётся стройка, а по завершении её лично наградила работников, принимавших участие в создании сего архитектурного шедевра.

Отделка первого этажа дворца выполнена из серого мрамора, а верхние этажи отделаны красивейшим розовым мрамором. Залы изнутри также отделаны мрамором, причём один из них носит название, аналогичное наименованию Дворца – Мраморный. Его стены облицованы карельским, итальянским, греческим мрамором, а также – прибайкальским лазуритом.

Парадная лестница

Парадная лестница этого дворца отделана серовато-серебристым мрамором, а скульптурное сопровождение этой лестницы представлено нишами, в которых помещены тематические скульптуры, олицетворяющие собой день, утро, вечер, ночь, весеннее и осеннее равноденствие. Барельефы, фигуры орлов, трофеи – все эти элементы выполнены из белого мрамора и являются декором парадной лестницы Мраморного дворца.

Сейчас Мраморный дворец ежедневно принимает посетителей, несмотря на проведение реконструкции. Внутри здания проводятся разные тематические выставки. Посетители смогут увидеть в этом здании картины зарубежных и отечественных художников. Добраться до архитектурного сооружения несложно. Путешественнику достаточно будет проехать к улице Миллионной, 5. Вход в Мраморный дворец платный, а его двери открыты для посетителей во все дни, кроме вторника. Скидки действуют для семей и экскурсионных групп.

Из окон Мраморного дворца открывается прекрасный и живописный вид на реку Неву. Доехать сюда можно на метро, сойдя на станции «Невский проспект» либо на маршрутном такси, встав на остановке «Суворовская площадь». Номера маршрутных такси – К76 и К46.

Что можно посмотреть туристам

Сейчас в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге туристы могут увидеть много интересных композиций и экспонатов. Многие из них отражают роль русского искусства в мировом контексте. На территории дворца действует постоянная выставка об иностранных художниках в России периода XVIII-XIX веков. Посетив её, можно узнать полезные сведения о взаимосвязях европейских и российских художников. Ещё одна экспозиция под названием «Музей Людвига в Русском музее» позволяет проследить, как развивается русское искусство в тесной взаимосвязи с художественной культуре мира.

Одним из последних владельцев Мраморного дворца являлся Константин Романов, и в его покоях сейчас работает выставка, рассказывающая посетителям об одном из поэтов Серебряного века, Константине Романове, который и обитал в этой комнате. Эту выставку также стоит посетить всем, кто пришёл в Мраморный дворец на экскурсию.

Видео


Это небольшой фильм, который погружает вас в обстановку Мраморного дворца. Посмотрев это видео, у вас сформируется четкое представление, что из себя, представляет, Мраморный дворец, который находится в Санкт-Петербурге. Так же вы можете подписаться на наш канал и посмотреть другие достопримечательности нашей необъятной России.

Мраморный дворец.

В историческом центре Санкт-Петербурга на Дворцовой набережной находится удивительное здание – Мраморный дворец, шедевр архитектуры XVIII столетия, где впервые во внешнем и внутреннем убранстве был так широко использован натуральный камень — гранит и мрамор.

Вот уже четверть века здание входит в состав , который в его залах развернул деятельность по популяризации современного изобразительного искусства, освещая роль творчества соотечественников в мировой культуре.

Историческая справка

В петровские времена на этом месте был Почтовый двор. Деревянное двухэтажное здание во время пожара 1737 года полностью сгорело, и образовавшийся участок долгое время пустовал, до тех пор, пока Екатерина II не распорядилась возвести здесь дворец для своего фаворита Григория Орлова. Преисполненная благодарности к братьям Орловым, с помощью которых она взошла на российский трон, императрица проявляла поистине царскую щедрость, не жалея средств на создание прекрасного дворца, лично отслеживая продвижение работ и набрасывая эскизы.

Разработка проекта была поручена итальянскому архитектору Антонио Ринальди, он также осуществлял руководство стройкой. Для воплощения необычного замысла мрамор разных оттенков и сортов доставлялся из Италии, Греции, России, после чего требовалась кропотливая и длительная его обработка. Затянувшееся почти на два десятилетия строительство завершилось лишь в 1785 году, уже после кончины Орлова.

Екатерина II, выкупив дворец у наследников светлейшего князя, подарила его своему внуку Константину, который поселился в нем спустя 10 лет — только после женитьбы. Вскоре бабушка выселила внука за скверное поведение: 16-летний владелец дома стрелял крысами из пушки прямо в помещении, пугая супругу.

В 1797 году дворец сделался пристанищем последнего короля Польши и его свиты. Утративший власть в своей стране Станислав II Август провел здесь последние два года жизни.

Во дворец вновь вернулся Константин Павлович, получивший титул цесаревича (наследника) в 1799 году, а после его отречения от престола дворец отошел в казну.

До конца имперского правления Романовых резиденция принадлежала еще двум великим князьям по имени Константин: сыну Николая I – Константину Николаевичу (адмиралу и одному из авторов крестьянской реформы), а затем его внуку – Константину Константиновичу (президенту Академии наук и поэту Серебряного века). Не удивительно, что дворец официально переименовали в Константиновский.

В советское время в здании находился филиал Центрального музея Ленина, а перед восточным фасадом был установлен броневик, аналогичный тому, на котором Ильич выступал по прибытии в Петроград. Позднее бронеавтомобиль передали в артиллерийский музей, а постамент в 1994 году заняла конная статуя Александра III, выполненная Паоло Трубецким в начале XX века — эта самая крупная и монументальная работа прославленного итальянского скульптора-импрессиониста завершила десятилетний период его пребывания в России. Вызвавший в обществе противоречивые оценки (многие усмотрели в нем карикатуру на царя), памятник все же был установлен на площади перед Московским вокзалом, а с 1937 года хранился в запасниках Русского музея. После того, как в 1992 году Мраморный дворец стал филиалом Русского музея, и была принята новая концепция по его использованию — «Русское искусство в контексте мирового», произведение Трубецкого сочли уместным приобщить к экспозиции.

Архитектура здания

Все фасады здания, выполненные в стиле раннего классицизма, облицованы в нижней части темно-красным гранитом. В верхней части на светло-сером гранитном фоне выделяются четвертичные колоны из розового мрамора, которые чередуются с оконными проемами.

Фасад Мраморного дворца со стороны набережной Невы.

Наличники окон из серого мрамора контрастируют с беломраморными гирляндами, размещенными между рядами окон второго и третьего этажей. По всему периметру аттика установлены вазы из серого доломита. Оформление здания, дошедшее до нас в первозданном виде, имеет большую художественную ценность.

Главный восточный фасад венчает башня с курантами. По обеим ее сторонам расположены фигуры, символизирующие Щедрость и Верность. Статуи выполнены выдающимся русским мастером Ф.B. Шубиным, более 40 работ скульптора украшают внутреннее убранство дворца.

По замыслу Антонио Ринальди внутри здания идею каменной отделки фасадов продолжает парадная мраморная лестница, выполненная в сдержанной гамме серых тонов, строгая и величественная одновременно. Ее аллегорический скульптурный ансамбль уникален, так как является единственным в своем роде произведением XVIII века в Петербурге, дошедшим до наших дней. В нишах между первым и вторым этажами установлены четыре беломраморные статуи – утро, день, вечер, ночь – олицетворяющие возрастные категории: детство, юность, зрелость и старость. На следующем этаже в прямоугольных нишах женская и мужская фигуры символизируют весеннее и осеннее равноденствие. Весь ансамбль посвящен Григорию Орлову и прославляет его подвиги.

В середине XIX века во дворце произвели капитальный ремонт и реконструкцию под руководством архитектора А. Брюллова. Он создал проекты новых интерьеров парадных и жилых помещений, применив различные стили, используя разнообразные материалы.

Экспозиция и достопримечательности

На первом этаже основного здания Мраморного дворца расположены гардероб, касса и другие вспомогательные помещения (кстати, заметим, что на момент написания статьи кафе для посетителей дворца не было предусмотрено — учитывайте это, если планируете длительный осмотр).

Парадные залы

Парадные залы и значительная часть постоянной экспозиции находится на втором этаже. Главным помещением дворца является Мраморный зал, который поражает великолепием отделки с применением греческого и итальянского, карельского и уральского мрамора разных цветов, а так же прибайкальского лазурита.

Мраморный зал.

Первоначально одноэтажный, после реконструкции А. Брюллова, увеличившего пространство за счет удаления перекрытий, зал стал двухъярусным. Свет, проникающий через два ряда окон, отражается от стен, создавая непередаваемый эффект внутреннего свечения камня. Зал украшен многочисленными барельефами, а также плафоном «Амур и Психея».

Большим вниманием у посетителей пользуется «Орловский» зал, через который нужно пройти, чтобы попасть в вышеупомянутый Мраморный зал.

«Орловский» зал.

Неизменное восхищение вызывает его роскошная лепнина потолков, богатая роспись плафонов, сложный рисунок наборного паркета.

Потолок в «Орловском» зале Мраморного дворца.

Стены «Орловского» зала так же украшены лепниной и горельефами.

Горельеф в «Орловском» зале Мраморного дворца.

Парадные залы второго этажа — Лаковый и Китайский, Греческая галерея, Зимний сад и Царская гостиная были отреставрированы в 2002 — 2010 годах.

«Музей Людвига в Русском музее»

Исторические интерьеры восстановлены лишь в нескольких залах дворца — реставрационные работы в других залах продолжаются до сих пор. Большинство помещений представляют собой белый куб, который вполне соответствует размещенным в нем живописным полотнам Роя Лихтенштейна, Ильи Кабакова или Игоря Макаревича.

Работа Игоря Макаревича.

В простом обрамлении выигрышно смотрится и современная скульптура, представленная работами Класа Ольдернбурга, Гриши Брускина, Владимира Янкилевского и других авторов.

Владимир Янкилевский. «Триптих № 14».

Появлению таких произведений музей обязан коллекционерам Ирене и Петеру Людвиг. В 1994 году они передали в безвозмездный дар Русскому музею часть своего шикарного собрания. Большая табличка при входе в экспозицию содержит полный перечень художников и скульпторов, работы которых выставлены: Уорхол, Пикассо, Берроуз, Бойс, Раушенберг, Люперц, Вессельман и много других не менее громких имен.

Том Вессельман. «Рисунок из стали».

Здесь американский поп-арт соседствует с русским импрессионизмом, все мыслимые и немыслимые жанры актуального искусства представлены в нескольких выставочных залах.

Эта единственная в России постоянно действующая экспозиция произведений второй половины XX века дает возможность проследить тенденции развития русского актуального искусства и место, занимаемое им в контексте мирового.

Экспозиция в «Музее Людвига».

Кроме того, неформальному искусству посвящаются и другие многочисленные временные выставки, которые регулярно проводятся в залах музея. Напомним, что экспозиция «Музей Людвига в Русском музее» так же находится на втором этаже.

Коллекция братьев Ржевских

Еще одна постоянная экспозиция на втором этаже Мраморного дворца — это коллекция петербуржских собирателей братьев Ржевских, также подаренная Русскому музею. Большую часть коллекции составляют картины маститых художников XVIII – ХХ веков, среди них: И.К. Айвазовский, И.И. Машков, Б.М. Кустодиев. Кроме того присутствует графика, скульптура, мебель и интерьерная бронза, замечательный фарфор. Особенный интерес представляют редкостные экземпляры часов, входящие в собрание, — напольные, каминные, дорожные. Они выполнены мастерами конца XVIII – начала XIX столетий, отличаются утонченным декором, обладают уникальными механизмами, боем с исполнением различных мелодий.

Что касается основного здания Мраморного дворца — выше перечислены все постоянные экспозиции. Отметим, что на третьем этаже регулярно устраивают временные выставки.

Экспозиция «Константин Романов — поэт Серебряного века»

Отдельного упоминания заслуживает мемориальная экспозиция «Константин Романов — поэт Серебряного века», расположенная на первом этаже левого крыла дворца в бывших покоях великого князя. Сюда попадают только в составе тематической экскурсии, проводимой сотрудниками дворца.

Один из наиболее ярких представителей эпохи рубежа XIX – XX веков, К.К. Романов – общественный и государственный деятель — главной своей любовью считал музыку и поэзию. Разносторонне одаренный, он писал поэмы, пьесы, критические статьи. Его лирика вдохновляла лучших композиторов, а сам Романов писал романсы на стихи русских классиков. Его перевод шекспировского «Гамлета» считается одним из самых удачных, вышедший в свет в 1899 году, он неоднократно переиздавался.

Подлинные интерьеры личных апартаментов отлично сохранились и погружают посетителей в атмосферу эстетических пристрастий владельца. Кабинет и музыкальная гостиная выполнены из красного дерева в готическом стиле, где каждая резная деталь неповторима. Есть потайные двери. Здесь царит таинственная и загадочная обстановка уединения, которое так ценил автор лирических строк, скрываясь за лаконичной подписью — «К. Р.»…

Где находится и как добраться

Музей расположен на одной линии с Зимним дворцом (Эрмитаж) перед Марсовым полем, в районе Троицкого моста, по адресу: улица Миллионная, 5/1, на которую выходит южный фасад здания.

Ближайшая станция метро — «Невский проспект», но от нее нужно пройти минут десять по набережной канала Грибоедова и затем вдоль Марсова поля в сторону Невы.

Мраморный дворец

Мраморный дворец – самое старое здание на Марсовом поле, один из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, сооружен в 1768–1772 годах на месте петровского почтового мазанкового двора по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова. Назван «Мраморным», потому что в его внутренней и внешней отделке использовались разные сорта мрамора. Долгое время во дворце находился Музей В. И. Ленина (ныне – филиал Русского музея).

Казалось бы – известное здание с известной историей. Когда я предложила Виктору Михайловичу эту тему, он засомневался. Но мы все же решили рискнуть. И получилось вот что.

Антонио Ринадьди, строитель Мраморного дворца, родился в 1709 году близ Неаполя. Учился у Луиджи Ванвителли, одного из крупнейших зодчих позднего итальянского барокко.

В 1752 Ринальди приезжает в Россию. Вернее, в Малороссию – так тогда называли Украину. Его пригласил Кирилл Разумовский, всесильный тогда гетман Малороссии. Гетманом он стал в 22 года, а в 18 лет был назначен президентом Академии наук. Все знали, что связано такое высокое назначение с тем, что его брат Алексей Разумовский был фаворитом императрицы Елизаветы Петровны и, по слухам, ее морганатическим мужем. Происходили Разумовские с Украины, в детстве пасли волов. У Алексея был дивный голос, его заметили, взяли певчим в столицу – а там на него обратила внимание императрица. Одно время Алексей Разумовский – «ночной император России», как его называли – был всесилен. Но оставил о себе добрую память: в политику не лез, зла никому не делал, сребролюбием не страдал и, говорят, до самой кончины держал в шкафу в кабинете пастушескую свитку, в которой когда-то явился в Петербург. И родных не забывал. Кирилл получил достойное образование и, став гетманом, решил сделать город Батурин столицей Малороссии. Да еще какой: дворец, каменные дома, университет… И Антонио Ринальди строит в Батурине гетманский дворец в стиле барокко. Когда в 1764 году Екатерина II отменяет гетманство, Батурин остается во владении Разумовских. Позднее Чарльз Камерон перестраивает дворец, с учетом планов Ринальди.

Антонио Ринальди

Первая постройка Антонио Ринальди в Петербургской губернии – собор Св. Екатерины в Ямбурге (Кингиссепп). Изящное легкое здание немного напоминает торт со сбитыми сливками и до сих пор является символом этого маленького города.

По приезде в Петербург Антонио Ринальди назвал себя «архитектором великой княгини». Это существенно. Ведь официально его заказчиком был Петр III. Видимо, Ринальди являлся сторонником будущей императрицы Екатерины II. Поэтому неудивительно, что, когда та взошла на престол, а Петр III скончался «от приступа геморроидальных колик» в Ропше, именно Ринальди становится ведущим архитектором Петербурга. Ораниенбаум – Катальная горка, Китайский дворец. Гатчина – Большой дворец. Царское Село – памятники воинской славы. Князь-Владимирский собор на Петроградской… Имя Ринальди связывают с особняком Мятлевых на Исаакиевской площади и – что самое интересное – с домом № 12 по набережной реки Мойки. Это последний пушкинский адрес. Сам Ринальди этот дом, конечно, не строил. Но в начале XIX века старый еще петровского времени дом, перестраивал неизвестный архитектор. И он взял прототипом Мраморный дворец, хотя, конечно, дом № 12 по набережной Мойки не получился таким роскошным. Некоторые специалисты считают: «по общему характеру абриса здания заметно определенное сходство с общим архитектоническим строем Мраморного дворца».

Мраморный дворец со стороны Дворцовой набережной. 2014 год

А еще о Ринальди известно, что был он романтиком, фантазером, энтузиастом своего дела – например, самолично разыскивал какие-то особенные мраморы для отделки в итальянских каменоломнях.

Увы, в 1784 году произошел несчастный случай: архитектор упал с лесов при осмотре Большого театра (на том месте, где сейчас – Консерватория). Он уехал в Рим, но до самой смерти в 1794 году получал пенсию, 1000 руб. в год, назначенную ему императрицей Екатериной II.

Но вернемся к Мраморному дворцу. Его называли «Домом благодарности» – ведь фаворит Екатерины II Григорий Орлов был активным участником переворота 1762 года, возведшего ее на престол. Одно время даже ходили слухи о том, что Екатерина собирается за него замуж. Но ей, видимо, подсказали, что навряд ли «госпожа Орлова» сможет оставаться императрицей Всероссийской.

Мраморный дворец со стороны Невы

Ринальдиевские фасады Мраморного дворца дошли до нас почти без изменений. Главный фасад – восточный, тот, что сейчас выходит в садик. Он заметно наряднее остальных. Сад первоначально простирался до Красного канала, соединявшего в XVIII веке Мойку с Большой Невой. (Он проходил вдоль западной границы Марсова поля и был засыпан в 1770-е годы). Здания Манежа (А. Брюллов, 1840-е годы) на противоположной стороне современного садика тогда не существовало. Северный фасад воспринимается через Неву, поэтому он более сдержанный, без мелких деталей. Основная «фишка» здесь – сочетание переливов мрамора и невской воды. Скульптурное убранство дворца выполнил замечательный мастер Федот Шубин.

Манеж, построенный А. Брюлловым, служебное, достаточно скромное здание. Но со стороны садика его украшает длинный барельеф «Принятие лошади на службу человеком». На нем изображены 33 коня – самый большой табун в городе! Автор барельефа – несравненный Петр Клодт.

Служебный корпус Мраморного дворца и фрагмент барельефа П. Клодта. 2013 год

Я уже упоминала, что Григорий Орлов не успел пожить во дворце. После его смерти дворец был взят в казну. Одно время в нем жил изгнанник – король Польши Станислав-Август Понятовский, когда-то фаворит Екатерины (его даже считали отцом Павла Первого). В Мраморном дворце король Станислав и умер. Похоронен он был в костеле Св. Екатерины на Невском (совместное творение Антонио Ринальди и Жан-Батиста Вален-Деламота), затем в 1938 году прах короля перевезли в Польшу и захоронили в бывшем родовом поместье Понятовских в 35 км от Бреста. Позднее эти земли присоединили к Белоруссии, могилу короля разграбили. Только в 1988 году, на волне перестройки, по просьбе польского правительства советская археологическая экспедиция занялась поисками остатков захоронения короля Станислава. Увы, сохранилось немного, и то, что сохранилось, было перевезено в Польшу и упокоилось, наконец, в храме Св. Иоанна в Варшаве. А про Мраморный дворец давно уже говорили: «Для одного фаворита построен, другой здесь умер».

Великий князь Константин Павлович

Следующий хозяин дворца, второй сын Павла I великий князь Константин, оставил о себе недобрую память. Человек он был грубый, вспыльчивый, настоящий солдафон. Жена его Анна Федоровна, герцогиня Саксен-Кобургская, пряталась в громадной вазе, когда Константин Павлович развлекался, стреляя холостыми зарядами из пушки вдоль коридоров дворца. В конце концов, бедная великая княгиня бежала к родителям. Запятнал себя великий князь и прямой уголовщиной – он и его собутыльники похитили и обесчестили некую г-жу Араужо, мать двоих детей. «Это была самая гнусная история, омрачившая начало царствования Александра». Несчастная женщина умерла, не выдержав издевательств и позора. Так как г-жа Араужо являлась иностранной подданной, а не бесправной русской, император Александр I повелел выплатить ее родственникам 20 тыс. руб. и отправил братца Константина подальше от России – наместником в Польшу.

Несколько утихомирить великого князя сумела польская красавица Жанетта Грудзинская, ставшая его морганатической супругой. Император Александр пожаловал ей титул княгини Лович. У Константина не было законных детей, и Мраморный дворец перешел к великому князю Константину Николаевичу.

Константин Николаевич, второй сын Николая I, по семейной традиции готовился к морской службе. Командовал фрегатом «Паллада» (позднее на нем совершил кругосветное путешествие Гончаров). Основал Русское географическое общество, «Морской сборник» – журнал, в котором печатались Гончаров, Станюкович и другие известные писатели. Константин Николаевич серьезно занимался делами Морского ведомства, и русский флот многим обязан великому князю. В семейной жизни он сначала был очень счастлив, женился на красавице герцогине Саксен-Альтенбургской, принявшей при крещении имя Александры Иосифовны. Но затем влюбился в балерину Анну Васильевну Кузнецову, побочную дочь великого трагика Василия Андреевича Каратыгина.

Великий князь Константин Николаевич

О второй семье великого князя знали многие. Император Александр III относился к поведению дяди резко отрицательно, но, несмотря на нерасположение к Константину Николаевичу, в 1883 году всем его внебрачным детям пожаловал отчество «Константиновичи», фамилию «Князевы» и личное дворянство, а в 1892 году – потомственное. Закончил свою жизнь великий князь Константин Николаевич парализованным, утратившим речь беспомощным стариком. За ним преданно ухаживала его нелюбимая жена.

Мраморный дворец перешел по наследству к старшему сыну Константина Николаевича тоже Константину. Константин Константинович вошел в историю русской литературы, как поэт КР.

В те беззаботные года

не знали мы житейской прозы,

как хороши тогда,

как свежи были розы.

Мраморный дворец,

Великий князь Константин Константинович

По складу характера, склонности к мистицизму и меланхолии, конечно, предпочел бы Константин Константинович другую жизнь, далекую от муштры и стрельбы. Но – Романовы должны были служить Царю и Отечеству в первую очередь на военном поприще. Это не обсуждалось. Поэтому пришлось поэту КР с самого рождения стать шефом 15-го Тифлисского гренадерского полка, юношей – начать службу в Морском ведомстве, которым руководил его отец, великий князь Константин Николаевич, а в дальнейшем – командовать Преображенским полком, быть начальником, затем – генерал-инспектором военно-учебных заведений. Из всех Романовых только сын Константина Константиновича Олег поступил до военной службы в высшее гражданское учебное заведение – Царскосельский лицей, и успешно окончил его. Кстати, именно Олег Константинович издал на свой счет рукописи Пушкина, сам писал стихи (правда, довольно слабые), – словом, пытался отойти от обязательных канонов поведения семьи Романовых. В начале Первой мировой войны Олег Константинович погиб на фронте.

Константин Константинович умер в 1915 году. Не увидел, как обрушилось здание Российской Империи, как погибла императорская семья. Не довелось Константину Константиновичу и узнать, что его сыновья Иоанн, Игорь и Константин вместе с великой княгиней Елизаветой Феодоровной, великим князем Сергеем Михайловичем и князем Владимиром Палеем были живыми сброшены в шахту близ Алапаевска. Из всех «Константиновичей» мужского пола смогли спастись только Гавриил (его буквально вырвала из лап чекистов балерина Нестеровская, на которой позднее в эмиграции князь Гавриил женился), да пятнадцатилетний Георгий.

И еще одна поэтическая страница из истории Мраморного дворца:

Ветер, полный балтийской соли,

Бал метелей на Марсовом поле,

И невидимых звон копыт…

И безмерная в том тревога,

Кому жить осталось немного,

Кто лишь смерти просил у Бога,

И кто будет навек забыт.

Анна Ахматова.

«Поэма без героя»

В Манеже после революции 1917 года жил ассиролог Владимир Казимирович Шилейко. В 1918 году он женился на поэтессе Анне Ахматовой, в которую давно был влюблен. Кстати, и сам Шилейко писал неплохие стихи:

В ожесточении годины

Последним звуком высоты,

Короткой песнью лебединой,

Одной звездой осталась ты.

Брак быстро распался. Шилейко, по выражению Ахматовой, был человеком «неприспособленным для совместного проживания», но отзвуки недолгой жизни на Марсовом поле остались в «Поэме без героя».

«Угол Марсова поля. Дом, построенный в начале XIX века братьями Адамини. В него будет прямое попадание авиабомбы в 1942 году. Горит высокий костер. Слышны удары колокольного звона от Спаса на Крови. На Поле за метелью призрак дворцового бала. В промежутке между этими звуками говорит сама Тишина».

Долгое время в Мраморном дворце размещался Музей В. И. Ленина. Говорят, это фактически спасло дворец от разграбления. Да и денег на ремонт и реставрацию такого музея, наверно, не жалели. Сейчас это филиал Русского музея. А в садике перед дворцом долгое время стоял броневик «Враг капитала», с которого, якобы, выступал Ленин. Дотошные историки ставят под сомнение сам факт выступления (немногие), тип броневика (несколько больше) и тот ли это броневик вообще или просто похожий (многие). Сейчас броневик переехал в музей по профилю – в Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. А его место «временно» (нет ничего более постоянного, чем временное) занял памятник Александру III работы скульптора Паоло Трубецкого. В 1899–1909 годах, когда Трубецкой работал над памятником, для этого была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте, неподалеку от Александро-Невской лавры. По мнению великого князя Владимира Александровича, Трубецкой создал карикатуру на его брата. Однако вдовствующей императрице Марии Федоровне скульптура понравилась, а ее мнение было решающим.

…на коне тяжелоступном,

В землю втиснувшем, упор копыт,

В полусне, волненью недоступном,

Недвижно, сжав узду, стоит.

Так В. Я. Брюсов выразил в стихотворении «Три кумира» свои впечатления от памятника.

Памятник Александру III у Мраморного дворца. 2013 год

Памятник далеко не прост – он может олицетворять и крепость устоев, незыблемость законов, твердость взглядов – и тупость, упрямство, тугодумие – смотря как относиться к личности императора Александра III.

Породил памятник и многочисленные эпиграммы:

На площади комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапка.

(На обормоте шапочка,

Какого дурака этот папочка?)

Существует и другая эпиграмма

Третья дикая игрушка

для российского холопа:

Был Царь-Колокол, Царь-Пушка,

а теперь еще Царь-…

(рифму подставьте сами).

В революцию Знаменская площадь – место митингов. Памятник, видимо, сильно раздражал митингующих – то красный бант царю прицепят, то плакатик повесят со стишками Демьяна Бедного:

Позднее эти «бессмертные строки» выбили на пьедестале памятника.

В 1937 году в связи с реконструкцией площади Восстания и прокладкой трамвайных путей по Невскому проспекту памятник сняли и передали Русскому музею. Хранился он во дворе музея и во время Великой Отечественной войны едва не погиб. В начале войны сотрудники музея вырыли глубокую яму, но не смогли опустить в нее тяжелую бронзовую скульптуру. Пришлось ведрами и мешками носить песок с барж, стоящих на Мойке. В итоге, статуя была все-таки засыпана песком, обшита досками и сверху накрыта бревнами. Тем не менее, памятник Александру III оказался единственной в Ленинграде скульптурой, получившей прямое попадание артиллерийского снаряда. Однако, укрытие все-таки выдержало.

Сейчас Александр III «прописался» во дворике Мраморного дворца. Высокий пьедестал, созданный Федором Шехтелем, к сожалению, утрачен. Есть предложение: вернуть памятник на площадь, а находящуюся там стелу («Страшный сон парашютиста», «Штык в горле Невского проспекта») перенести на площадь Мужества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Другой Петербург автора Ротиков Константин Константинович

Глава 13 Миллионная улица. Мраморный дворец. Марсово поле. «Привал комедиантов» и «Бродячая собака» Теламоны Эрмитажа. - Рыцарь на Зимнем дворце. - Симпатичная личность Петра III. - Эрмитажные сотрудники. - Леня Канегиссер как тираноубийца. - Граф А. И. Соллогуб. -

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Дворец Меншикова Университетская набережная, 15.Тел.: 323-11-12.Станция метро: «Василеостровская».Время работы: вторник – суббота – 10.30–18.00, воскресенье – 10.30–17.00, выходной день – понедельник.Кассы закрываются за час до закрытия музея.История музеяЗдание построено в 1710–1714

Из книги Дворец в истории русской культуры. Опыт типологии автора Никифорова Лариса Викторовна

Михайловский дворец Инженерная улица, 4.Тел.: 318-16-08.Станция метро: «Гостиный двор».Время работы: понедельник – 10.00–17.00, среда -воскресенье – 10.00–18.00, выходной день – вторник.Кассы закрываются на час раньше.Для посетителей с ограниченной подвижностью. По вопросам

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Константиновский дворец в Стрельне: Дворец Конгрессов как топос гражданского общества Дворцы конгрессов появились в европейских странах в конце 1970-х– начале 1980-х годов. Конгресс как форма научного общения представляет собой одновременно организацию и самоорганизацию

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Слободской дворец Соседний дворец, обычно называемый Слободским, начал строить в середине XVIII века канцлер Бестужев-Рюмин для себя, чтобы удобно расположиться по соседству с государыней Елизаветой Петровной, коли той случится жить во дворце Лефортовском. Закончить

№ 17/46 Дворец Строгановых 1753–1754 гг., Ф.Б. Растрелли; 1788–1800-е гг., внутренняя перестройка, Ф.И. Демерцов, А.Н. Воронихин Старинный и знаменитый род Строгановых (Строгоновых), крупнейших в России промышленников и землевладельцев, внес огромный вклад в развитие отечественной

Из книги автора

№ 39 Аничков дворец 1741–1754 гг., М.Г. Земцов, Г.Д. Дмитриев, Ф.Б. Растрелли; 1776–1778 гг., перестройка, И.Е. Старов Обширная территория между Садовой улицей и Фонтанкой принадлежала в начале XVIII века приближенному Петра I, первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга

Из книги автора

Мраморный дворец Мраморный дворец – самое старое здание на Марсовом поле, один из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, сооружен в 1768–1772 годах на месте петровского почтового мазанкового двора по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова.

Из книги автора

Княжой дворец Древнейшие сведения о княжеском дворце сообщает Ибн-Фадлан.Он говорит о том, что дворец князя представляет собой огромное помещение, где одновременно могут находиться до 400 человек. В нем стоит престол, на котором, возвышаясь над своими слугами, восседает

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх