Где сесть на 28 трамвай в лиссабоне. Фантастические лиссабонские трамваи (Португалия)

  • Адрес: Praça Martim Moniz 577, 1100-341 Lisboa, Португалия
  • Сайт: www.carris.pt/pt/electrico/28E/ascendent
  • Статус: действующий городской маршрут

Столица полна красивых зданий, интересных и исторических местечек. Дома, кварталы, районы, и – всё это очень необычно и невероятно привлекательно. Побывать в и не прокатиться на маршруте трамвая 28 будет большим упущением с вашей стороны. Желтые вагончики и самим португальцам напоминают, какая насыщенная история у их страны и столицы.

Что такое 28 трамвай?

Желтая линия трамваев под №28 в Лиссабоне – не экскурсионный маршрут, а регулярный, ежедневный и практически самый длинный в городе. Популярен он потому, что считается самой старинной в мире действующей трамвайной системой. По этому маршруту ездят оригинальные вагончики производства Brill, которые были изготовлены более 100 лет назад в 1930-х годах.

Конечно, подобный колесит и в других городах нашей планеты. Но только в столице Португалии это не стилизация «под старину», а те же самые трамвайчики, которые продолжают ездить по тем же самым рельсам по тому же маршруту, что и в прошлом веке.

Туристы, уже вернувшиеся из Португалии, дают советы начинать свое знакомство с Лиссабоном именно с поездки на трамвае 28:

  • вы увидите красивый город и многие интересные его места со стороны;
  • за время отдыха прокатитесь на трамвае 28 по Лиссабону 2-3 раза, чтобы сделать фото и видео увлекательной поездки по живому городу.

Чем интересен желтый трамвай в Лиссабоне?

Являясь одной из «живых» и интересных достопримечательностей города, трамвай 28 проезжает по историческому центру Лиссабона. Сразу после отправления желтые вагончики взбираются на холм да Граса, а потом «бегут» по одной из самых старых частей города – району , огибая замок.

Улочки здесь настолько узкие, что пешеходы обязаны останавливаться и пропускать трамвай. А если вы высунете руку в окно, то сможете дотронуться до стены здания! Конечно, так делать не стоит. В архивах Лиссабона хранятся сводки и статьи о том, что вагоновожатым в прошлом веке часто приходилось останавливать движение и просить жителей закрыть свои окна и ставни, которые мешали проезду.


Маршрут трамвая 28 в Лиссабоне проходим мимо и смотровой площадки Санта Луиза, проходит через район Байша и снова ползет в гору в сторону квартала Шиаду и района Estrela. Последняя остановка – Cemitério dos Prazeres (кладбище Удовольствий), которое также считается давней столичной достопримечательностью.

Вагоны трамвая 28 в Лиссабоне ездят медленнее современных аналогов, из-за чего местные дети, да и взрослые, постоянно норовят запрыгнуть на подножку или схватиться за лестницу на ходу. Повторять этого не стоит, поскольку рельеф позволяет периодически набирать приличные скорости и в целом желтые трамвайчики бегают достаточно шустро.


Как прокатиться под №28?

Чтобы проехать в Лиссабоне на трамвае 28, нужно попасть туда, где начинается его маршрут: на площадь Мартим Мониш за отелем Mundial. Многие туристы осознанно выбирают ближайшие гостиницы, чтобы не тратить ежедневно время и средства на дорогу до центра Лиссабона. До исторической площади можно дойти пешком, если вы находитесь неподалеку, или доехать на такси.

До площади также самостоятельно можно добраться на городских автобусах №№708, 734, 736, 760. Примерно в трех кварталах от места отправления находится станция метро Martim Moniz. Многие туристы начинают свою в обратном направлении с кладбища, чтобы ехать сидя и с комфортом. Для этого до остановки Prazeres можно доехать на трамвае №25 и далее уже пересесть в желтый вагон.

Весь маршрут трамвая 28 в Лиссабоне занимает по времени около 45 минут. Отравление желтых вагончиков происходит регулярно с 6:30 утра и до 22:30 вечера. Во время пика туристического сезона движение трамвая 28 начинается на 30-40 минут раньше. А вот после отправления 21:15 вагончики следуют по сокращенному маршруту. Рассчитаться можно на месте по обычным картам VIVA от €1,25 или наличными водителю (€2,9 в одну сторону). Интервал движения 10-15 минут, но стоит уточнить на сайте, поскольку в будни, выходные, праздники и каникулы количество трамваев на линии меняется.


Лиссабонский трамвай № E28 соединяет Мартим Мониш с Кампо-де-Оурике и проходит через популярные среди туристов районы Граса, Алфама, Байша и Эштрела. Для гостей города стала традиционной поездка на этом причудливом желтом трамвае, со скрипом и скрежетом, курсирующим узкими улочками города.

Трамвай №28, следующий по району Сан-Бенту

Восхитительные трамваи «Ремоделадо» (т.е., модернизированные), появившиеся в 1930 гг., давно уже стали бы экспонатами музея в любом другом городе, но в Лиссабоне они являются неотъемлемой частью сети общественного транспорта города. Эти старинные трамваи по-прежнему используются, поскольку 28 маршрут совершенно непригоден для современных трамваев, ввиду множества крутых поворотов, виражей, подъемов и спусков.

Поездка по всему маршруту не только отличный способ познакомиться с португальской столицей, но и один из самых ярких и запоминающихся моментов во время любого посещения Лиссабона. В этой статья вы найдете информацию о трамвае №28, включая стоимость проезда, а также полезные советы и краткий рассказ о популярных туристических достопримечательностях, расположенных вдоль маршрута движения трамвая.

Поездку на трамвае лучше всего совершить рано утром (или вечером), чтобы избежать толп людей.
Если вы сядете в трамвай на площади Мартим Мониш (или Кампо Оурике), у вас будет шанс проехаться в трамвае сидя.
Всегда остерегайтесь карманников (смотри ниже).
Купите суточный билет на все виды общественного транспорта на любой станции метро.
Проедьте по всему маршруту, который проходит по многочисленным интересным местам. (смотри ниже)
Если вам придется стоять, крепко держитесь за поручень, поскольку трамвай очень резко тормозит!


Инсайдерская информация: Eléсtrico в переводе с португальского означает трамвай, вот почему после номера маршрута стоит буква “E” (28E).

Стоимость проезда в 28 трамвае

Стоимость билета в один конец, приобретенного в трамвае, €3.00. Поэтому, лучше всего купить суточный билет на все виды общественного транспорта, включая метро, все трамваи и автобусы. Он стоит €6.40, однако купить его можно только на станциях метро.

Инсайдерская подсказка: Туристам исключительно выгодно приобрести этот суточный билет, поскольку он дает право бесплатного проезда не только на всех трамваях, но и на лифтовых подъемниках ди Санта Жушта и Глория.

Карманники и трамвай 28E

Весьма печально, что приходится посвящать целый раздел карманникам, которые облюбовали маршрут 28 трамвая. Их главной мишенью являются беспечные и невнимательные туристы.

Никогда не оставляйте дорогие камеры, свисающими с плеч (ремни легко перерезать), всегда кладите дорогие вещи и драгоценности в сумки, держите рюкзаки и сумки перед собой. Карманники, как правило, «работают» в переполненных трамваях и ближе к выходу. Это не португальцы, а банды из стран Восточной Европы, причем «работают» не только мужчины, но и женщины.


Время отправления и продолжительность поездки

Трамвай № 28 играет важную роль в сети общественного транспорта Лиссабона, о чем свидетельствуют его время работы, а также то, что трамваи ходят достаточно часто. Первый трамвай отправляется на маршрут рано утром (6:00), а последний – поздно вечером (22:30). С 7 часов утра и до 8 часов вечера каждый час отправляется не менее четырех трамваев. С расписанием их движения можно ознакомиться на веб-сайте Carris:
До Кампо Оурике - http://www.carris.pt/pt/electrico/28E/ascendente/
До Мартим Мониш - http://www.carris.pt/pt/electrico/28E/descendente/

Трамваи, как правило, выбиваются из графика из-за скопления транспорта на узких улочках района Алфама, а также из-за неправильно припаркованных машин. На крупных трамвайных остановках установлены цифровые информационные табло, содержащие точную информацию о времени отправления трамваев. Информация, которая высвечивается на этих табло более точная и свежая, чем та, которая содержится в напечатанных расписаниях движения.

Инсайдерская подсказка: С 10 часов утра и примерно до 6 часов вечера в трамваях полным-полно пассажиров, поэтому, если вы хотите прокатиться на этом трамвае сидя, лучше всего садиться в него на начальной или конечной остановке (Мартим Мониш или Кампо Оурике)


Вы ожидаете один трамвай, как вдруг появляются сразу три.....

Маршрут движения трамвая № E28

Трамвай № E28 следует по такому маршруту:
Мартим Мониш – Граса – Порташ-ду-Сол (Алфама) – Лиссабонский кафедральный собор (Алфама) – Руа Консейсау (Байша) – Площадь Луиша Камоэнса (Шиаду) – Сан-Бенту – Эштрела – Кампо Оурике
(достигнув конечной остановки, трамвай возвращается назад по тому же маршруту)
Отрезок пути между Байша и Алфама самый многолюдный, хотя в пик сезона трамваи ходят переполненными на всем маршруте. Наименее многолюдным является западный отрезок между Сан-Бенту и Кампо Оурике..

Примечание: Трамвай не останавливается возле замка, и, чтобы добраться к нему от ближайшей трамвайной остановки, вам придется преодолеть достаточно крутой подъем.


Трамвай № 28, несущийся по улицам Лиссабона

Инсайдерская подсказка: Если вы просто хотите прокатиться на одном из трамваев «Ремоделадо» и вас совершенно не интересует маршрут, вам больше подойдет трамвай E24. Это недавно открытый маршрут, соединяющий площадь Луиша Камоэнса с Камполиде. Поскольку он не так известен, как 28 маршрут, в трамвае всегда есть свободные места.

Туристические достопримечательности вдоль маршрута движения трамвая E28

Трамвай номер 28 проходит через многие интересные районы Лиссабона, и в этом разделе мы подробно расскажем о наиболее знаменитых достопримечательностях города, которые находятся на пути его следования.
Эштрела – спокойный и процветающий район. Трамвай останавливается напротив Базилики-да-Эштрела – одного из красивейших храмов города, построенного с элементами архитектурных стилей барокко и неоклассицизма и увенчанного огромным куполом. Напротив базилики раскинулся уютный парк Эштрела, очень популярный среди португальских семей, в котором вы сможете отлично отдохнуть после длинного дня знакомства с достопримечательностями Лиссабона.


Сан-Бенту – грандиозное здание Ассамблеи республики, которое является резиденцией португальского парламента. Это еще один из неоправданно мало посещаемых туристами районов Лиссабона, который стоит того, чтобы в нем побывать.


Площадь Луиша-де-Камоэнса – хаотичная и оживленная главная площадь Байрру-Алту, на которой всегда что-то происходит. Узкие улочки Байрру-Алту оживают по вечерам, когда открываются многочисленные причудливые бары и модные места для тусовок, а на выходные улицы заполняют толпы веселящихся, развлекающихся и желающих общаться людей разного возраста.

Руа-де-Консейсау – трамвайная остановка у южной части района Байша, недалеко от пешеходной улицы Аугушта и Торговой площади – самой красивой площади Лиссабона.

Лиссабонский кафедральный собор – остановка трамвая возле древнего кафедрального собора и церкви Святого Антония.

Порташ-ду-Сол – очень популярная и живописная площадь в Алфама с прекрасным видом на весь район и устье реки Тежу. Кроме того, это ближайшая остановка, чтобы добраться к замку.


Граса – типично португальский район, который позволит вам близко познакомиться с обычной повседневной жизнью местных жителей. Здесь не так уж много настоящих достопримечательностей, однако вам будет интересно прогуляться по его улочкам, усеянным многочисленными семейными магазинчиками и шумными кафе.

Анжуш – многонациональный и разнообразный район города, который понравится своим разнообразием и неординарностью одним туристам и покажется несколько захудалым и непритязательным другим.

Трамваи «Ремоделадо»

Маленькие желтые трамвайчики «Ремоделадо» появились в 1930 гг. Все в них – начиная с оригинальной цифровой шкалы приборов и рычагов управления и заканчивая неудобными полированными деревянными сидениями - вызывает восхищение и умиление. Их называют «Ремоделадо» (т.е. модернизированные), так как в 1990 гг. трамвайчики немного модернизировали, заменив устаревшие тормоза новыми и поменяв систему электропривода. Некоторые туристы на себе ощутили, насколько хороши эти новые тормоза.

Трамвай маршрута №28 спускается вниз к Алфаме. Здесь одностороннее движение, поэтому зачастую вагоны идут друг за другом. И нигде больше нет таких узких улочек. На половине горы крепостного холма находится стена, выложенная плитками, на которых изображен старый Лиссабон. Так город выглядел до большого землетрясения 1755 года. Старый мавританский квартал Алфама остался невредимым после этой катастрофы. Новые крыши были построены благодаря введению программы по обновлению. На смотровой террасе Санта-Лузия можно спокойно передохнуть и уже после этого спуститься в Алфаму. Здесь живут простые люди. Зажиточных горожан вы тут не встретите.

Алфама

В Лиссабоне имеется целый ряд таких жилых районов, расположенных в стороне от деловых и торговых кварталов, величественных церквей и бульваров. Во время мавританского господства Алфама называлась Моурария. Туристы сразу будут поражены восточной атмосферой, которая скрывает нужду и бедность. Однако удивительным кажется то, что люди, которые стоят на краю общества, с таким достоинством и дружелюбностью мирятся со своей судьбой. Квартал Алфама заканчивается на берегу Тежу. Отсюда всего несколько шагов до 28-го маршрута. Для экскурсии в Шиаду вагончики снова должны подниматься в гору.




Шиаду

Остановка Ларгу-ду-Шиаду – маленькая площадь и знаменитое кафе «А Бразилейра», в котором, как считают местные жители, подают самый лучший эспрессо. Стоит заглянуть внутрь. Классическую обстановку кафе видели уже целые поколения жителей Лиссабона. Традиционным считается несколько раз в день выпить чашечку кофе в этом заведении. И лучше не в одиночестве, а в кругу друзей и знакомых для того, чтобы сделать перерыв во время длинного рабочего дня. Те, кто хочет посидеть в уличной части кафе, должны будут заплатить по счету несколько больше. Чаще всего здесь сидят иностранцы прямо по соседству с памятником известному португальскому писателю Фернанду Пессоа, который раньше был завсегдатаем этого кафе.




Белем

Трамвай №28 продолжает следовать литературным курсом. Следующая площадь названа в честь Луиша-ди-Камоэнса, автора «Лузиады» - похвалы в адрес португальских первооткрывателей. Здание парламента Сан Бенту, бывший бенедиктинский монастырь, отошедший городу во время секуляризации. При наличии специального разрешения можно осмотреть зал заседания депутатов. В противном же случае остается довольствоваться лишь церемонией смены республиканской гвардии.


Сделаем остановку перед городской церковью Эштрела. Рядом с ней находится один из самых красивых парков Лиссабона. Особая атмосфера этого парка отдыха заключается в обогащении европейского искусства возделывания сада при помощи растительности бывших колоний. Сад является своего рода культурным мостом Португалии между Старым и Новым светом.


Кладбище Празереш является конечной остановкой трамвая №28. Честно говоря, Празереш не особенно привлекательный район города. Однако стоит посмотреть на его аллеи, засаженные кипарисами, на которых вплотную друг к другу стоят мраморные надгробные плиты. Рядом с центральными воротами – памятники португальским писателям. Традиционное почитание которых со стороны города продолжается и по сей день. За чугунными воротами располагается мавзолей гигантских размеров. Этот массивный монумент символизирует силу и гордость, больше того, глубинную связь господ и слуг вплоть до смерти. По обе стороны кипарисовой аллеи похоронена челядь королевской семьи. Женщины с одной стороны, мужчины – с другой. Празереш является последним прибежищем не только богатых. Простые горожане также имеют шанс получить место на кладбище с видом на Тежу.

В Лиссабоне трамваи являются не только средством передвижения, но и очень популярным туристическим аттракционом. Дело в том что португальской столице удалось сохранить две линии на которых ходят старинные вагоны из 30-х годов прошлого века. Кто бы мог подумать, что деревянные трамваи, передвигающиеся с изрядным грохотом по узеньким улочкам старого города, станут модным развлечением для туристов. Торопитесь пока португальские власти не превратили маршруты №28 и №12 в чисто туристический аттракцион с повышением цен разумеется. Узенькие улочки Алфамы и маленький деревянный старинный трамвай будто созданы друг для друга, современные трехвагонные монстры там просто не пройдут, застрянут между стенами домов.

Трамвай №28 у библиотеки Камоэнса в районе Байрру-Алту

Сейчас можно покататься на раритетном трамвае всего по цене одной поездки на общественном транспорте. В Вене предприимчивые городские чиновники уже давно отменили самый привлекательный для туристов трамвайный маршрут, превратив его экскурсию на трамвае по знаменитой Рингштрассе, стоимость проезда подскочила в разы.

Оплатить проезд в трамвае №28, как и в любом другом виде общественного транспорта, можно любым проездным документом типа zaping card или Lisbon card, а если вы не собираетесь больше пользоваться общественным транспортом в Лиссабоне, то можно просто купить разовый билет у водителя за 2,90€, это самый дорогой способ. Стоимость проезда с использованием zaping card всего 1,30€. Входить нужно в переднюю дверь, а выходить из задней, в трамвае №28 всё по старому. Свою zaping card нужно провалидировать при посадке о специальное устройство, расположенное рядом с вагоновожатым, только после этого проезд считается оплаченным. Штрафы за безбилетный проезд огромны.

Протяженность маршрута, режим работы

Время работы по будним дням: с 05:40 до 23:25
Время работы по субботам: с 05:45 до 23:10
Время работы по воскресеньям и праздничным дням: с 06:45 до 23:10

Трамваи следуют по маршруту с интервалом 10-20 минут.

Общая протяженность маршрута 7,02 км от площади Мартим Мониж (Martim Moniz) до Кампо де Орике (Campo de Ourique (Prazeres)), в обратном направлении протяженность маршрута 7,51 км. Дело в том, что в разных направлениях трамвай следует по разным улицам и переулкам, местами улочки настолько узкие, что там возможно проложить рельсы только в одном направлении, в обратном направлении трамвай следует по соседним улицам. Поездка займет около 40-50 минут в зависимости от времени стоянок на остановках.


Трамвай №28 на площади Камоэнса

На площади Мартим Мониж (Martim Moniz) можно посетить панорамный бар, расположенный на крыше Hotel Mundial. А на противоположной конечной остановке Кампо де Орике (Campo de Ourique (Prazeres)) можно зайти на рынок Mercado de Campo de Ourique. По сравнению с центральным рынком Рибейра, Mercado de Campo de Ourique более дешевое место, это не только место торговли фруктами, рыбой и зеленью, на рынке вы найдете большой фуд корт, где можно серьезно подкрепиться.

Если вы приезжаете в Лиссабон в высокий туристический сезон, не тешьте себя надеждой, что вам удастся использовать трамвай в качестве общественного транспорта. Мы были в низкий сезон в декабре и вынуждены констатировать то, что все трамваи 28 маршрута были очень плотно набиты. Удовольствия от поездки при таких обстоятельствах испытать очень сложно. Лучше прогуляться вдоль маршрута пешком, самые лучшие кадры получаются снаружи.


В салоне старинного трамвая

Если вы приехали в Лиссабон в высокий туристический сезон и очень хотите прокатиться на легендарном трамвае, стоит придти на площадь Мартим Мониз (Martim Moniz) рано утром, когда большинство туристов еще спят. На конечной остановке собирается очередь, днем вполне возможно простоять в ней от 30 минут до часа. Лучше всего подождать трамвай в котором найдется сидячее место для вас, так вам будет удобнее осматривать город. В старинном вагоне довольно низкие окна и осматривать город стоя не совсем удобно, придется все время наклоняться. Как видите на фотографии выше вагоновожатый сидит прямо в салоне без какой либо перегородки.

Маршрут трамвая №28 на карте

Красными звездочками я пометила самые интересные остановки, при нажатии на звездочку вы сможете увидеть фотографию места и прочитать легкое описание. Остановки расположены довольно близко друг от друга, не составит труда пройти пешком от первой звездочки до четвертой (если считать от площади Мартим Мониз), на этом участке пути концентрация достопримечательностей настолько высока, что жаль смотреть на всё это великолепие только из окна трамвая.

Вы увидите большую часть всех достопримечательностей Лиссабона — кафедеральный собор Се, замок Святого Георгия, площадь Коммерции, площадь Камоэнса, базилику-да-Эштрела, проедите мимо нескольких смотровых площадок.

Всего в Лиссабоне существует всего 5 трамвайных маршрутов — 12, 15, 18, 25, 28. Двенадцатый маршрут частично повторяет маршрут №28 по центру города и это единственный уцелевший круговой маршрут. Старинные же вагоны работают на всех маршрутах кроме 15. Маршрут №15 следует от площади Фигейра в очень туристический район , он укомплектован только современными вагонами, рассчитанными на перевозку большого количества пассажиров. Как вариант можно прокатиться на трамвае №12, он частично повторяет маршрут 28 трамвая, там меньше народа.


Карта маршрутов №28 (красный) и №12 (фиолетовый)

Самые интересные фотографии можно сделать на улицах с односторонним движением. Там где маршрут туда и обратно пролегает по соседним переулкам. Прямо из окна вагона фотографии получаются не очень хорошие.


Улица с односторонним движением, фото из окна в Алфаме

Рельсы расположены всего в 90 см друг от друга. Вообще трамвай в Лиссабоне впервые появился в 1873 году. Поначалу он работал на конной тяге, как и в других городах мира, только в 1901 году все трамвайные линии перешли на электрическую тягу. К слову сказать в Санкт-Петербурге первая конка появилась на 13 лет раньше Лиссабона, а вот электрификация трамваев догнала мой родной город только в 1907 году. В такой задержке были виноваты собственники конно-трамвайных линий, не понимали они всей прогрессивности использования электричества вместо конной тяги.

Наибольшего развития трамвайная сеть Лиссабона достигла к 1959 году, в те времена в городе существовало 27 трамвайных маршрутов, 6 из них было кольцевыми. Потом последовало сокращение трамвайной сети Лиссабона всего до 5 маршрутов. Хорошо, что не успели полностью уничтожить трамваи, лишили бы столицу такого туристического аттракциона.

Нам повезло в последний день нашего пребывания в Лиссабоне мы смогли проехаться на трамвае №28 по полному маршруту. Было довольно свободно. Трамвай со скрипом вскарабкивался на горки и довольно резво катился с них вниз. В одном узком месте прохожий чуть не упал под колеса, между стеной дома и трамваем там было буквально не больше 1,5 метров. Вагоновожатый сразу же остановился и побежал посмотреть, как чувствует себя этот человек, только убедившись, что с ним всё хорошо, он повез нас дальше по холмам Лиссабона. На площади Мартим Мониз мы ждали посадки всего 10 минут, а на противоположной конечной станции мы сели на этот же трамвай и поехали обратно. Так, что посещать Лиссабон в низкий туристический сезон очень приятно.

Хотите поехать в Лиссабон самостоятельно? Читайте в одной статье краткий . Вы узнаете: про все виды трансфера из аэропорта (стоимость), про стоимость билетов на общественный транспорт, получите план осмотра города на 6 дней, узнаете в какие из музеев стоит зайти, а какие пропустить.

Поверите, или нет, но дважды побывав в Лиссабоне, я так и не прокатился на его знаменитых старинных трамваях. Это упущение исправил в третий приезд, то есть в эти дни. Вы знаете, это не просто трамвай, это настоящая машина времени, на которой за скромные 1,45 евро за билет вы погружаетесь в Лиссабон начала XX века. Маленький вагончик уверенно и резво петляет по городу, взбираясь вверх и вниз по таким узким и кривым подъемам, где и пешком гулять утомительно. Не сомневаюсь, что португальцы следят за своими историческим трамваями и у "веселого" вагончика не сорвет тормоза на спуске, но подспудно все равно вздрагиваешь. Одним словом, решил я не мудрить планируя что еще посмотреть в Лиссабоне, а просто следовал маршруту 28 трамвая. И вот что из этого получилось -

Не послушался я советов путешественников, рекомендовавших не лениться и поймать трамвай в его исходной точке на площади Martim Moniz. Дело в том, что про 28 трамвай знаем не только мы с вами, но и несколько тысяч других туристов.И все они попытаются на первоначальной остановке взять трамвай штурмом, чтобы занять козырные места возле окон. Чем дальше вы едете, тем людей больше и уже через 3-5 остановок он вообще перестает принимать новых пассажиров из-за переполненности вагона. Я конечно влез в вагон, кое-как протолкнувшись (опыт поездок в московском метро не пропьешь!), но фотографировать и даже просто смотреть в окно будучи сжатым как селедка в банке - нереально.

Посему, поступил следующим хитрым образом: выдержал кое-как поездку вверх на гору и сошел на горе, близ смотровой площадки Miradouro Sophia De Mello, это рядом с одноименной церковью. На противоположной горе видна городская крепость Castelo de S.Jorge, имейте в виду, это не Святой Джордж, а Хорхе. Тут, понимаете ли, Португалия.

Оттуда трамваи начинаются долгий спуск в направлении центра Лиссабона, безбожно и опасно петляя по фантастически узким улочкам -

Даже машины и вот этот трехколесный драндулет еле-еле карабкаются в гору, а трамвайчик берет подъему штурмом на ура!

Не знаю, как вас, а меня этии узкие мощеные улочки с рельсами просто восторгают. Первый трамвай был запущен в 1873 году и конечно же был гужевым, то бишь с лошадками. Трамваи в обычном их виде начали курсировать по городу в 1901 году, а конкретно на этих улочках трамваи пошли немного позже, в 1915 году. Трамвай стал настоящим спасением для тысяч жителей "верхнего" Лиссабона, особенно для пожилых, которые теперь могли спускаться и подниматься в центр за покупками.

Улочки местами настолько узкие, что реально можно попасть под трамвай, если не вжаться в стену -

А еще подумалось, что у лиссабонцев очень хорошее здоровье. Прикиньте, каково каждый день бегать туда-сюда. Я вам скажу из личного опыта, что даже при относительно неплохом здоровье и без лишнего веса, я взбирался снизу вверх к нашему отелю где-то минут за сорок. Это быстрым шагом, в спортивных кроссовках и без вещей. И неизбежно по пути пару раз останавливался, чтобы отдышаться.

Кстати, красные трамваи они туристические, ходят каким-то своим маршрутом, специально подобранным, чтобы захватить максимум интересного. Была мысль поехать с ними, а не обычным 28 номером, но как-то не сложилось. И грех жаловаться, и без них получил огромное удовольствие.

Лиссабон - город поразительно фотогеничный и следуя по маршруту трамвая, я то и дело оказывался на тех, или иных смотровых площадках.

Предупреждения беречь свои денежки (если, конечно, они у вас есть) повсюду, на каждом доме, или перекрестке. Полагаю, что город на столь безопасен, как можно подумать. Здесь невероятно много гостей из солнечной Африки. Одни пытаются честно работать, упаковывая продукты на кассах в супермаркетах, или даже просто продавая сувениры на улицах. Другие воруют. Впрочем, немало совмещают работу в магазина с воровством в вечернюю смену. Я так думаю.

Вот ничего не могу с собой поделать - стараюсь на улицах еду не покупать. Прикидываю, что во-первых куча людей вокруг, кашляют-чихают, во-вторых дорога в двух метрах - опять же выхлоп автомобилей. Но выглядит фотогенично -

А это уже не совсем трамвай, а скорее полноценный фуникулер. Но все равно выглядит, как тот же трамвай 28 номер. Маршрут этого агрегата короткий, всего 265 метров, но он карабкается по такой отвесной горке, что дух захватывает. И курсирует он с 1885 года, правда раньше вагончик был другой, гораздо проще ().

А вот любителям граффити надо ручонки оторвать, так старинную машину изгадить...

Португалия, Португалия... а между прочим Бразилия она больше португальская, чем сама Португалия. И экономический и политический вес значительно больше. Я уж не говорю про территорию, большую в 85 раз и население большее в 15 раз.

Это вроде как и не трамвай вовсе, а лифт Санта-Хуста (Santa Justa), но зато трамвай проезжает рядом это раз и дневной проездной за 6,30 евро действителен и на этом подъемнике тоже. Если дневного проездного нет, то придется заплатить 5 евро за подъем вверх и спуск обратно. Это своего рода альтернатива трамваю, построенная в 1902 году и имевшая 45 метров в высоту. Вначале лифтовую кабинку вверх тянули лошади, крутившие здоровенный круг. Полагаю, кони были капризными и пассажиры нередко в лифте застревали. Затем установили электромотор.

Не знаю, насколько лифтовая кабинка старая, возможно сделана под старинку. Но выглядит прикольно -

Сверху открывается хороший вид на центральную часть Лиссабона -

Очередной красавчик-трамвай на фоне знаменитого монастыря Св.Иеронима (Mosteiro dos Jerónimos) -

Сам монастырь достоин отдельной статьи - удивительно интересное место. Если дойдут руки, обязательно про него расскажу отдельно.

А вот это наш человек, путешественник и летчик. То есть я конечно не летчик, но отслужил 3 года в авиации пожарным, а значит, как шутили в передаче "Городок" - я авиацию не брошу -

Но этот парень он, что называется, настоящий летчик. В 1917 году вот на этом самом самолетике пересек Атлантику, долетев из Лиссабона в Бразилию всего с 4 остановками в пути: на Канарских островах, Кабо Верде и на бразильском острове Фернандо де Норонья.

Вечерело, пора возвращаться в отель. А завтра перелет в Севилью, где путешествие будет продолжено в его испанской части.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх