Как строились дома в венеции на воде. Сваи венеции

Венеция затоплена или построена на островах? January 8th, 2017

Официальный исторический миф гласит, что Венеция была изначально построена на 118 островах Венецианской лагуны .

Почти два года назад sibved опубликовал статью Венеция. Территории, ушедшие под воду
в которой показал, как эти территории выглядят из космоса и с самолёта, а также высказал предположение, что скорее всего данные территории были затоплены уже после того, как город был построен.

А 30 декабря новостные агенства сообщили о том, что из-за аномально сильного отлива каналы Венеции остались без воды , в результате чего взору открылось то, что было под водой. И что же мы видим?











А видим мы подтверждение гипотезы Sibved"а о том, что город был сначала построен, а потом затоплен. На приведённых фотографиях хорошо видно, что у домов есть ступни у дверей, которые спускаются на дно якобы каналов. При этом дно этих якобы каналов выложено брусчаткой, причём сделаны даже уклон и канава для стока по центру, которые на дне канала делать не имеет никакого смысла.

При этом на последнем фото мы даже видим, что когда-то у здания была дверь как раз на старом уровне улицы, которая оказалась затоплена и поэтому была заложена (справа от носа лодки в центре, закрытой синим тентом).

Причём, если судить по возрасту домов и состоянию подтопленных частей, затопило их сравнительно недавно. В районе 200-300 лет, не больше.

Также вполне возможно, что имеет место быть оба факта. Изначально Венеция была построена не нескольких крупных островах, часть из которых могли быть созданы искусственно за счёт прорытых каналов, как у нас в Санкт-Петербурге. А уже потом произошёл некий катаклизм, вследсвтии чего уровень воды в Средиземном море поднялся, территорию основательно подтопило и вместо нескольких крупных осторовов появилось много мелких, а бывшие улицы превратились в каналы.

В северо-западной части Адриатического моря, куда стекающие с Альп реки сносят ил, тысячелетия назад образовалась обширная лагуна, воды которой ежедневно очищаются при приливах и отливах. С востока она отгорожена от моря узкой полосой земной тверди.

С незапамятных времен в лагуне, на 118 песчаных островах, жили рыбаки, добытчики соли и охотники на водоплавающих птиц. В римское время островитяне освоили также скотоводство и земледелие. Обитатели лагуны добывали себе пропитание тяжелым трудом. Зато здесь было безопасно — песчаный заслон Лидо сдерживал пиратов, которыми кишело Адриатическое море, а добраться до островов с побережья, не зная здешних топей, было не так-то просто.

В 451 году дряхлеющую Западную Римскую империю потрясло вторжение гуннов под предводительством Аттилы. Ужас перед этими дикарями был так велик, что, по рассказам, даже птицы уносили в клювах своих птенцов. Спасаясь от нашествия, в лагуну хлынули тысячи беженцев с материка — потомки древнего племени венетов — да так здесь и остались. К этому времени обыкновенно и относят начало истории Венеции. Старинное венецианское предание называет даже точную дату рождения города — 25 марта 451 года ровно в полдень отлив будто бы обнажил обширную отмель, чтобы дать место самому удивительному городу на земле.

Через 80 лет историк Флавий Магнус Аврелий составил самое раннее описание лагуны и ее жителей. По его словам, первые венецианцы прилагали огромные усилия, чтобы обеспечить себя твердой землей. Они терпеливо отвоевывали у моря участки суши, осушали озера, гатили болота, возводили насыпи и прокладывали каналы. Ранняя Венеция походила на деревянный корабль. Ее дворцы, дома, церкви и мосты были построены из дерева и покоились на сваях, вбитых в зыбкую почву. На каждом острове стояла церковь, за которой расстилалось «кампо» — поросшее травой поле. Вокруг церкви располагались дома тех, кто давал деньги на ее строительство; чуть поодаль стояли дома победнее. Благодаря такой планировке, в городе впоследствии не оказалось богатых и бедных кварталов.

После падения Западной Римской империи Венеция зависела вначале от Падуи, а потом входило в состав Византийской империи.

***
В первые века существования Венеции ведущую роль среди множества островных поселений играла община нынешнего Лидо. Здешнее поселение называлось тогда Маламокко. Однако между жителями островов постоянно возникали раздоры. По этой причине власти города в 810 году решили перенести свою резиденцию на другой, более укрепленный остров — Риальто. Эта перегруппировка сил была произведена как раз вовремя. В 812 году на Маламокко состоялась одна из решающих битв венецианской истории — с королем франков Пипином (сыном Карла Великого), чья армия была погребена в зыбучих песках лагуны.

В X—XI веках Венеция быстро набиралась сил. Ее предприимчивые мореходы уходили все дальше в Адриатическое, а потом и в Средиземное море. Все мощнее становился боевой флот республики. В морском сражении при Диррахии венецианские галеры разбили флот норманнов, которые тогда владели Южной Италией и Сицилией. За эту услугу Алексей Комнин, император Византийской империи, в которую номинально входила и Венеция, открыл перед венецианскими купцами важнейшие порты Востока, освободив их от уплаты налогов и пошлин.

Но венецианцы не попомнили добра. В 1201 году Венеция подрядилась за 85 тысяч серебряных марок перевезти на своих галерах в Египет французских рыцарей — участников четвертого крестового похода. Венецианский дож Энрико Дандоло, искусный политик и интриган, постарался извлечь из этой сделки максимальную выгоду для Венецианской республики. Вместо того, чтобы везти крестоносцев в Африку, он натравил их на ослабевшую Византию, в результате чего 12 апреля 1204 года Константинополь был взят и разграблен.

По условиям договора с образованной крестоносцами Латинской империей Венеция оказалась наследницей значительной части прежних византийских владений. В узловых пунктах Средиземноморья ей теперь принадлежали крепости, контролировавшие важные морские пути. Ее предприимчивые купцы хозяйничали на огромных пространствах от Италии до Палестины, добирались до Индии и Китая.

Морская мощь Венеции была у всех на устах: ее боевой флот насчитывал 300 кораблей с восемью тысячами испытанных моряков. Товары венецианских купцов перевозили три тысячи торговых судов с 17 тысячами человек экипажа.
Фортуна благоволила Венеции. После разгрома Византийской империи она на целых двести лет становится «царицей» Адриатики и Восточного Средиземноморья. Наступил «золотой век» города в лагуне.

***
Венеция никогда не знала монархической власти. С первых дней своего существования она была коммуной. Старинные хроники говорят, что жители лагуны избирали из своей среды вождей, которых называли на римский манер трибунами. Поначалу трибунов было 12, и каждый из них управлял отдельным островом. Но в 697 году, в связи с угрозой, исходящей от германского племени лангобардов, жители островного города-государства избрали себе первого дожа по имени Паоло Луццио Анафесто. Слово «дож» — родственное латинскому «дукс» (по-нашему — князь).

Поначалу местом пребывания дожа были острова Гераклея и Лидо. В 810 году его резиденция была перенесена на Риальто, самый большой остров в лагуне, который разделяла надвое извилистая протока. Вслед за дожем сюда начали переселяться патриции и богатые купцы, жившие доселе на острове Торчелло. Между прочим, и саму Венецию до XI века обыкновенно называли Риальто.

Дож, избиравшийся пожизненно, был живым символом Светлейшей республики. В официальных документах его именовали Государем, профиль каждого нового дожа чеканили на монетах. Дожами обыкновенно становились лица, достигшие 60 лет и обладавшие значительным состоянием. Избрание дожа, его посвящение и венчание обставлялись пышными церемониями, которые дож оплачивал из собственного кармана.

Парадный наряд дожа отличался королевской пышностью и великолепием: он являлся народу в затканной золотом и отороченной горностаем пурпурной мантии, в красных сапогах византийских императоров и вплоть до XIV века — в золотой короне, которую затем сменил высокий колпак, унизанный крупными жемчужинами и драгоценными камнями. Когда дож выходил из дворца, над ним раскрывали бархатный зонтик, расшитый золотом.

Однако при всем том дож был скорее фигурой парадно-сакральной. Знатные венецианские роды тщательно позаботились о том, чтобы ограничить его власть. Дожу не дозволялось вступать в контакты с посланниками других государств, распоряжаться казной, назначать должностных лиц и даже распечатывать обращенную к нему корреспонденцию. Всем этим занималась в его присутствии Канцелярия дожа, которую называли еще «сердцем государства». Дож только подписывал составленные ею указы.

Словом, облаченный в поистине царские одежды, дож был «государем без власти», сакральной тенью Венецианской республики. Это значение дожа особенно ярко проявилось в обычае так называемого «обручения Венеции с морем».
История этого главного праздника Венецианской республики уходит в глубину веков.

В 1177 году Венеция заключила чрезвычайно выгодный договор с императором Священной Римской империей Фридрихом Барбароссой, который закрепил за республикой северную часть Адриатического моря. Власти Венеции постановили отмечать это памятное событие ежегодно, поздней осенью, в день Вознесения Пресвятой Девы Марии.

Надо сказать, что в этот день уже проходили традиционные торжества, установленные еще в 998 году в честь победы дожа Пьетро II Орсеоло над далматинскими пиратами. Впрочем, церемония эта была довольно простой. Духовенство и дож в праздничных одеждах отправлялись на лодках к острову Лидо, где в церкви Сан-Николо служили торжественную мессу. Но после 1177 года это скромное торжество заменили пышным ритуалом — обручением Венеции с морем, которое с тех пор многократно и во всех деталях было описано иноземными путешественниками.

С самого раннего утра венецианцы, облаченные в лучшие наряды, высыпали на улицы города. На обозрение жителей и гостей Венеции выставлялись все городские сокровища — от казны Святого Марка до груды золотых и серебряных монет в лавках менял. После торжественной мессы дож всходил на парадную 20-весельную галеру «Буцентавр» и в сопровождении тысяч гондол, расцвеченных коврами и флагами, отплывал к острову Лидо.

«Буцентавр» являл собой великолепное зрелище. Он весь сверкал позолотой. Над его палубой, декорированной лепниной и пурпуром, развевался флаг республики. Дож, исполнявший роль символического жениха морских пучин, восседал на высоком почетном троне. Знатные лица в роскошных одеждах занимали места под навесом, а их дети садились за длинные красные весла. У входа в канал дож бросал в воду лагуны золотое кольцо со словами: «Мы обручаемся с тобой, о море, чтобы вечно владеть тобой!». Тем самым как бы скреплялся союз Венеции с морем.

По мере ослабления и упадка Венецианской республики это торжество, имевшее некогда глубокий религиозно-символический смысл, выродилось в обычное светское празднество, наподобие карнавала. Конец ему положили войска французской Директории под командованием генерала Наполеона Бонапарта, который в 1797 году упразднил Венецианскую республику. Французские солдаты разломали последний «Буцентавр», польстившись на его позолоту. Ныне его уцелевшие осколки вместе с уменьшенной моделью хранятся в местном Музее морской истории.

***
Уже в XII веке всю власть в городе цепко держали в своих руках старинные аристократические семьи Венеции, купцы и банкиры. Это произошло потому, что основой процветания республики была торговля, а буржуа и ремесленники были слишком слабы, чтобы играть значительную роль в политической жизни.

В 1172 году высшим органом государственной власти в Венеции становится Большой совет, состоявший из 480 знатных граждан, которые избирались сроком на один год. Сами члены Большого совета, в свою очередь, выбирали дожа, а впоследствии еще и Сенат. Но уже в начале XIII века реальная исполнительная власть перешла к Совету сорока — верховному суду республики, а затем сосредоточилась в руках Синьории, которую контролировал еще более малочисленный орган власти — Совет десяти, со временем превратившийся в высший трибунал Венецианской республики.

В 1315 году была составлена так называемая «Золотая книга», куда вписывали фамилии граждан, пользовавшихся избирательными правами. Как явствует из этого документа, полноправными гражданами Венеции являлись всего 2000 богатых людей — нобилей, или 8% населения города (позднее их доля сократилась и вовсе до 1%). Именно эту немногочисленную группу подлинных правителей города венецианские хроники именуют «народом Венеции». Республика превратилась в классическую олигархию.

Совет десяти внимательно следил за малейшими проявлениями недовольства. Любые попытки дожа и других лиц захватить власть в республике беспощадно карались. Вообще Совет десяти мог привлечь к ответу любого венецианца, обвиненного в нарушении спокойствия. Французский философ Жан-Жак Руссо писал, что это был «кровавый трибунал, наносящий удары исподтишка и в кромешном мраке решающий, кого ждет смерть, а кого — потеря чести». Перед этим трибуналом обвиняемый не имел права на защиту и мог рассчитывать лишь на милосердие судей.

Может показаться странным, но простой народ Венеции чувствовал себя под управлением этой власти если не счастливым, то вполне довольным. «Отцы отечества» старались устроить толпе веселую и сытную жизнь и не допускали злоупотреблений законом. Так, Совет десяти весьма внимательно рассматривал жалобы простых людей на знать, строго карая провинившихся дворян. Видимо, благодаря этому Венеция дала пример самого длительного опыта республиканского устройства в истории человечества.

***
Средневековая Венеция представляла редкий для своего времени пример светского государства. Венецианское правительство отводило церкви и религии роль духовного помощника государства в деле воспитания у подданных уважения к закону и власти. Значение самого государства всемерно возвеличивалось, служение ему расценивалось как долг и честь, государственные интересы ставились выше личных и требовали самопожертвования. Слово «государство» писалось только с большой буквы. А с 1462 года Венецианскую республику стали называть Serenissima (Серениссима), что можно перевести двояко: «Светлейшая» или «Спокойнейшая». В новом названии отразилось официально утвердившееся представление о Венеции как о спокойном и умиротворенном государстве.

Для поддержания и укрепления этой государственной идеологии, власти Республики особенно заботились о создании исторических трудов, прославляющих прошлое Венеции. Не случайно историческая хроника стала самым распространенным жанром патрицианской литературы. Во второй половине XV века по заказу Венецианской республики Маркантонио Сабеллико составил 33-томную «Историю Венеции от основания города», в которой утверждал, что справедливостью законов и государственного правления Венеция превзошла Римскую республику. В ту пору всеобщего преклонения перед античностью большей похвалы и представить себе было невозможно.

Как и большинство городов, Венеция росла за счет наплыва приезжих. И дабы избежать хаоса, власти города проводили жесткую миграционную политику. По статуту 1242 года собственно венецианцами считались «урожденные» четырех островов лагуны — Риальто, Градо, Кьоджи и Каварцере. Только они имели право строить в Венеции дома. Все остальные входили в категорию «приглашенных», которые получали равные с «урожденными» права лишь по истечении 25 лет жизни в лагуне.
Светский характер Венецианского республики обусловил большую свободу местных нравов. Достаточно сказать, что многие семейные пары обходились без церковного благословения и, как следствие, легко шли на разрыв брачных уз — дело совершенно скандальное по тем временам. Азартные игры получили такое распространение, что правительству пришлось издать указ, запрещавший играть в портике собора Сан-Марко и во дворе Дворца дожей. Профессиональных игроков пороли и клеймили железом. И еще венецианцы слыли такими ужасными сквернословами, что поэт Петрарка даже жаловался на них в своих стихах. Власть и тут четко обозначила свою позицию: публичное оскорбление словом каралось крупным денежным штрафом.

Наверное, кое-что из услышанного было бы полезно перенести и в нашу повседневную жизнь.

***
К XV веку островная Венеция превратилась в одно из крупнейших материковых государств. Кроме половины Северной Италии, Республика святого Марка владела частью нынешней Хорватии и Словении, Южным Пелопоннесом, Афинами, Кипром и колониями, рассыпанными по всему Ближнему Востоку и Причерноморью. Свои материковые владения Венеция называла Террафермой («твердой землей»).

Экономическое процветание республики Святого Марка зиждилось на морской торговле. В своих колониях венецианцы стремились прибрать к рукам всю местную торговлю, занимались ростовщичеством и нещадно притесняли коренных жителей. Жители соседнего славянского Дубровника, например, не смели продавать свой товар ни в каком другом месте, кроме как в самой Венеции, где, естественно, получали за него жалкие гроши. Всякое ремесло там подавлялось в зародыше, допускалось только производство сальных и восковых свечей для домашнего употребления, а мыло и глиняную посуду следовало покупать только в Венеции. Венецианцы присвоили себе также полную монополию в Адриатике на строительство морских судов.

Занимаясь одной только хищнической эксплуатацией своих колоний, Венеция нимало не заботилась об их развитии. За время своего господства Республика не провела в Терраферме ни одной дороги, не организовала ни одного производства для обработки местного сырья, не посадила ни одного масличного дерева или виноградной лозы.

Коварство венецианской политики познали на себе все соседи Республики святого Марка. Особенно разрушительное влияние Венеция оказала на Зетское государство далматинских славян. Столетие за столетием она оттесняла его от моря, внося разлад и смуту в его внутреннюю жизнь. А когда в этой борьбе Зетское государство совершенно ослабло, венецианцы принялись обращать его народ в католичество, отнимать у местной православной церкви храмы и монастыри, а в случае сопротивления разрушать их. Православных священников и монахов изгоняли или истребляли.

Поэтому не стоит удивляться, что у Венецианской республики весьма нелестный международный имидж. Соседи Венеции сравнивал ее с жабой и морской змеей. Итальянский хронист XIII века Салимбене называл венецианцев «бандой жадин и скряг», превративших Адриатику в «разбойничий притон», а Джованни Боккаччо (автор знаменитого «Декамерона») считал Венецию «вместилищем всякой мерзости».

В конце концов город в лагуне постигло историческое возмездие.

***
Венеция умирала медленно. Ее увядание началось в XV веке, когда молодая Османская империя стала захватывать одну за другой материковые владения Венеции. Республика изо всех сил сопротивлялась, но кровавые морские сражения с османами лишь разоряли ее казну и истощали военную мощь.

А тут еще, как назло, в 1499 году португалец Васко да Гама открыл морской путь в Индию, в обход средиземноморских торговых путей, на которых покоилось благополучие Республики. Венецианской экономике был нанесен жестокий удар.
В 1630 году Венецию опустошила чума, которая унесла в могилу 47 тысяч жителей города — треть всего населения (включая великого художника Тициана). Сегодня об этом напоминает гигантский голубоватый купол церкви Санта Мария делла Салуте, воздвигнутой в знак благодарности святой деве Марии за избавление города от страшной эпидемии.

К началу XVIII века Венеция уже была политическим банкротом. Однако именно в это время она пережила очередной расцвет искусств — в городе жили и творили Тьеполо и Каналетто, на подмостках ставились пьесы Гольдони и Гоцци. До самых последних дней Республики венецианцы жили легко и беззаботно, словно не замечая течения беспощадного времени.
Так подошел к концу век Просвещения, а вместе с ним и история независимой Венеции. В 1794 году войска молодого генерала Наполеона Бонапарта овладели Северной Италией. 12 мая венецианский Сенат получил от французского полководца грозный ультиматум, и город на островах, с мощными укреплениями, большим флотом и пятью сотнями пушек крепостной артиллерии без единого выстрела сдался сухопутной армии.

Последний дож Людовико Манин небрежно бросил слуге свою корону со словами: «Убери, это больше не понадобится». Наполеон разграбил венецианскую казну, разрушил около сорока дворцов, и спустя три года передал выпотрошенный город Австрии.

В 1826 году Венеция была объявлена вольной гаванью. После посещения города Байроном поэзия венецианского упадка вошла в моду. Богема приезжала на венецианские каналы и мостики за вдохновением, состоятельные европейцы проводили лето на фешенебельных пляжах Лидо.

В 1866 году Венеция вошла в состав вновь созданного Итальянского королевства. Однако воспоминания о 14-ти веках Республики святого Марка живы в Венеции до сих пор. Летом 1997 года группа патриотически настроенной молодежи водрузила на колокольне Сан-Марко старинное знамя Республики и потребовала предоставления независимости Венецианской области. Думается, что соседство Венеции с нынешним Косово вряд ли охладило эти настроения…

***
После указа Наполеона о ликвидации Венецианской республики город, казалось, замер в ожидании своей гибели. Уже в середине XIX века Венеция была для Бальзака всего лишь «жалким обшарпанным городом, который с каждым часом неустанно погружается в могилу», а неумолимая вода развешивает на цоколях домов «траурную бахрому». Эмиль Золя и вовсе не видел никакой перспективы для возрождения «города-безделушки», который, по его словам, пора поместить под стеклянный колпак.

Древнее пророчество гласит: «Венеция родилась из моря, и конец свой она найдет в морской пучине».

Действительно, будущее Венеции внушает серьезную тревогу. Море, которое веками обогащало город богатыми товарами из стран Леванта, ныне грозит ей гибелью. «Светлейшая Венеция» не встает из вод, как это было прежде, а погружается в волны, подобно тонущему кораблю. В середине 60-х годов прошлого века мир потрясло сообщение ученых: Венеция уходит под воду со скоростью два с половиной миллиметра в год. Все чаще случаются наводнения, и все чаще морская вода затопляет нижние этажи палаццо — этих великолепных памятников венецианского зодчества. От сырости страдают бесценные художественные коллекции в городских музеях и частных собраниях. В соборе Сан-Марко пол причудливо изогнулся из-за осадки фундамента, так как приливы регулярно превращают площадь перед собором в соленое озеро. С фасада церкви Санта-Мария дела Салуте осыпаются лепные фигуры херувимов и серафимов. Некогда мудрые законы Республики объявляли врагом Отечества всякого, кто посмеет проложить в земле трубу, а нынешние горе-предприниматели до недавнего времени вовсю качали грунтовые воды, тем самым способствуя дальнейшему проседанию почвы.
Окружающая среда в черте города загрязнена до предела. Каналы замусорены, вода в них безжизненна, даже ядовита. Индустриальный комплекс Порто-Маргера, выросший всего в пяти километрах от Дворца дожей, наполняет воздух едкими сернистыми парами, которые вызывают эрозию исторических зданий и статуй.

Специалисты всего мира разрабатывают проекты для спасения уникального города, чтобы не дать Венеции разделить судьбу легендарной Атлантиды.

Хотя выдумывать-то собственно ничего и не надо. Недавно подводные археологи открыли в лагуне остатки древнеримского квартала Венеции. Оказалось, что 2000 лет назад две каменные стены длиной по 150 метров превосходно защищали город от морских приливов. По-видимому, в те благословенные времена еще не существовало бюрократии, с ее вечными отговорками об отсутствии средств для проведения дорогостоящих работ.

Небольшой фильм о Венецианских каналах.

Оригинал взят у ozero_chad в post

Мой семинар про путешествие Марко Поло на форуме у Юли Ремпель начался всего три дня назад, и это просто потрясающе, что придумывают участники - устраивают гонки гондол в ванной, строят машины времени и мастерят венецианские башмаки из старых тапочек и дров!
А Ося заинтересовался, как в Венеции строят дома, и мы полезли про это читать. Почему они не разрушаются от постоянной воды и как выдерживает их фундамент?

Сначала Ося узнал, что все венецианские дома стоят на сваях. Грунт в Венеции слишком рыхлый, чтобы возводить фундамент прямо на нем, поэтому сначала фундаменты нужно было укрепить! Для этого в грунт вбивали стволы деревьев - лиственницу, ольху, дуб.

В морской соленой воде древесина становится очень прочной, как железо. Когда в 1827 году специально обследовали сваи, то установили, что сваи из лиственничного леса "окаменели", сделались такими твердыми, что ни топор, ни пила их не берет.
Сваи обрабатывались специальными смолами и забивались на глубину до тех пор, пока не достигали твердой почвы.
И представляете, когда строили церковь Санта Мария делла Салюте, то в грунт вбили больше миллиона свай, каждая из которых была длиной 4 метра. На это ушло 2 года и 2 месяца.

А еще заодно мы посмотрели, как чистят каналы. Сначала строят деревянные заграждения, потом спускают воду. Ну а потом уже убирают весь тут мусор, который скопился на дне канала.

А вот еще более колоритная фотография. Чистка канала в 1956 году

Заодно, когда спускают воду, можно осмотреть фундамент и восстановить те места, которые оказались разрушены морской водой. Сначала дыры заделывают, а потом еще заполняют швы специальной смесью! Чего только не узнаешь:)

Каким образом строились дома на воде, почему они до сих пор не разрушились или немного о секретах Венеции.

Bella Венеция — удивительный город, часть которого стоит на воде, а попасть на одну из улочек исторического центра можно лишь на водном транспорте или через многочисленные мосты.

Виды Венеции

Стоит она на 118 островках, перерезанных 150 протоками и каналами, которые в свою очередь соединены 409 мостами. При этом под застройку использованы не только участки суши самих островков, но и вода.

Меня всегда интересовал вопрос — каким образом были построены дома на воде, почему они до сих пор не разрушились из-за подмывания того же фундамента? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно углубиться в историю строительства.

Точной даты основания Венеции не называют, так как до этого Венецией называли местность, где проживали племена венеты, по имени которых и стал называться впоследствии город. Сейчас же Венеция является столицей региона Венето.

Когда началось масштабное строительство Венеции привлекать к проектированию пришлось не только архитекторов, но и математиков. Это было необходимо для того, чтобы точно рассчитать все детали, в противном случае город, не успев появиться, мог уйти под воду.

Виды Венеции

Строить было решено на деревянных сваях, которых на строительстве было задействовано более 1 миллиона. Но для этих целей больше всего подходили два дерева — ольха и дуб, которые не росли в округе. Так как более менее подходящего для этих целей транспорта в те временами не было, то сплавляли сваи по рекам. У древесины ольхи есть интересное свойство — при наружном использовании она весьма неустойчива к гниению, а вот при строительстве под водой обладает высокой прочностью, наравне с дубом.

На первом этапе строительства устанавливалась дамба, которая разграничивала пространство воды и суши, только затем забивались сваи, обработанные специальными смолами. Если планировалось строить высокое здание, то делалось «свайное поле», если же речь шла о небольшом доме, то достаточно было порядка 6-7 рядов свай.

Сваи забивались на глубину, пока не достигали твердой почвы. Глубина забивки зависела от высоты будущего дома.

Но даже несмотря на то, что дуб и ольха обладают дополнительным запасом прочности, только лишь поэтому сохраниться венецеанские здания не могли. Оказалось, что еще один секрет кроется в местной почве.

Именно за счет удивительных свойств местных грязей и обеспечен дополнительно такой длительный срок эксплуатации зданий в Венеции. Грязь облепляет сваи как защитная корка, не пропуская кислород и животных, защищая их от коррозии и повреждений. Но это не значит, что после строительства никто не следил за состоянием свай. Как раз наоборот за этим пристально следят специалисты и в случае необходимости ведется ремонт.

Но, если от коррозии и вредителей здания еще как-то защищены, то от затопления город страдает и по сей день. В Венеции есть, так называемый, период acqua alta или «высокая вода».

10 лет назад (в 2003 году) в Венеции, включенной в список всемирного наследия ЮНЕСКО, был запущен проект «Моисей», который был призван защитить город-памятник от затопления. Суть его в том, чтобы построить на входах в лагуну заграждение из 78 плавучих понтонов. Так как понтоны полые, то в период приливов они будут держаться на плаву и тем самым блокировать поступающую воду. Планируется, что завершатся работы по установке в 2014 году.


Анастасия Загоруйко , при подготовке материала использованы итало и англоязычные сайты. Фото с сайта komar.de, en.wikipedia.org

Так на чем же стоит Венеция? Каким образом удается этому чудо – городу держаться на воде на протяжении столетий? Какова глубина венецианских каналов? Как вообще были посторены венецианские дворцы? Именно эти вопросы возникли у многих, прочитавших статью о поездке в Венецию. Также этими же вопросами задается каждый, кто посетил этот город на воде.

Я отыскала очень занимательное видео на youtube, которое дает ответы на эти и много других подобных вопросов. Единственным недостатком этого видео является тот факт, что оно на итальянском языке и, кстати, используется в тестах на знание итальянского языка.

А всем, кто занимается его изучением я очень рекомендую не переходить сразу к моему русскому пересказу, а попытаться посмотреть и понять его самостоятельно.

Итак, давайте посмотрим видео:

Как построили Венецию

А теперь я вкратце расскажу о чем же оно. Для того, чтобы построить Венецию потребовался нестандартный архитекторский талант от его строителей. Помимо архитекторов, здесь работали и математики, потому что малейший просчет в строительных работах мог привести к тому что здание, либо его часть, а то и весь город начнут сползать под воду.

Первые лачуги на островках, где сейчас расположена Венеция, были постороены тысячи лет назад, а современная Венеция расположилась на сотне островов. Дополнительную информацию о краткой истории Венеции, а также ее легендах и необычных местах читайте в статье "Венеция интересные факты".

Основой строительства венецианских сооружений являются деревянные сваи, количество которых для строительства Венеции потребовалось более миллиона. Для одного только моста Rialto было пущено в ход свыше 30 тысяч свай.


Rialto Венеция

Из какого дерева сваи в Венеции

Для венецианских свай требовалось лишь специальное дерево, а именно, дуб и лиственница. Потому что только эти породы деревьев обладают необходимым запасом прочности и устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Эти деревья сплавлялись в Венецию по рекам,так как в ближайшей округе они не произрастали.

Глубина каналов в Венеции

Для того чтоб увидеть какова же глубина каналов в Венеции, достаточно дождаться периода их обмеления, который вот уже на протяжении нескольких лет используется как для очистки дна каналов, так и для реставрации старинных средневековых венецианских палаццо (palazzo).

Как видим в фильме, глубина каналов совсем не велика. Она достигает 2,5, максимум 3 метров. Один лишь Гранд канал (Canale Grande) в некоторых местах доходит до глубины в 6 метров.


Гранд канал в Венеции

При проведении очистительных работ, в каналах находят большое количество самых разнообразных предметов. Начиная от средневековых шпаг и мечей и снарядов второй мировой войны и заканчивая старыми стиральными машинами. Еще по этой теме, а в частности о системе канализации Венеции можете прочитать в статье посвященной подробному и глубокому описанию Венеции.

В фильме видно как из стен домов (которые обычно находятся под водой), бьют фонтанчики. Это выходит та вода, которую втягивает в себя здание, когда оно находится под водой.

В последней части фильма мы оказываемся на раскопках одного из венецианских пригородов для того, чтобы открыть самый главный секрет строительства Венеции, а также чтоб понять почему же сваи (даже из высокопрочных пород дерева) не поддаются разрушению и гниению.

Перед вами сваи, которые были установлены здесь еще в то время, когда Христофор Колумб отправился открывать Америку. Как видите, они вполне живы и не очень даже разрушены.

Так в чем же главный секрет?

Сваи Венеции

А секрет кроется в типе венецианских грязей, которыми богата здешняя почва. Именно эти грязи настолько плотно облегают сваю, что перекрывают доступ кислорода к ней, а соответственно препятствуют проникновению к ней животных и насекомых, коррозии от воды и естественного разрушения.

Благодаря этим грязям, которые облепили сваю на 7-8 метров вглубь, она остается целехонькой и невредимой, и может служить столетиями. Как видим в фильме, лишь верхняя часть сваи, которая выходит на открытое пространство, подвержена старению.

Как строили здания в Венеции

Для строительства венецианских зданий, сваи зарывали на 7-8 метров вглубь в грязь до достижения ее твердого грунта, в который вколачивали ее на определенную глубину. Затем поверх деревянных свай клали бревна пересекающимся способом.

Этот способ давал максимальную устойчивость и позволял равномерно распределить массу здания по всему периметру. Поверх деревянных бревен делали либо кирпичную кладку, либо клали мраморные плиты.

Найденные на этих раскопках предметы, позволяют ученым утверждать, что в Венеции еще со времен Марко Поло существовал раздельный сбор отходов и мусора. Что в наших странах только начало вводиться.

Эх… отстаем мы все-таки от Европы – матушки… 🙁

Также, раскопки дали ученым очень много образцов стекла, глиняных изделий, а также китайской керамики, которые были найдены здесь. Считается, что найденные здесь образцы китайской керамики являются наидревнейшими в Европе.

Венеция таит в себе еще очень много тайн и загадок, открывать которые доведется поколениям наших потомков.

Оставьте ваш комментарий:

Powered by Facebook Comments

www.lavitanostra.net

Сваи Венеции. Правда ли, что Венеция построена на фундаменте из российской лиственницы?


Не секрет, что Венеция стоит на деревянных сваях, вбитых в зыбкую почву островов Венецианской лагуны. На многих сайтах рунета при этом можно встретить утверждение, будто бы эти сваи привезены не откуда-нибудь, а из-под Перми. История о том, что Венеция покоится на сваях из российской лиственницы, проникла даже в эфир телеканала «Моя Планета» (крутили там одно время такой ролик).

Версия сама по себе красивая, но все-таки выглядит она довольно странно. Рядом ведь Альпы, Далмация, да и берега Адриатического моря в районе Венеции, судя по всему, когда-то были сплошь покрыты хвойными лесами... Зачем везти лес из-за тридевять земель, если его под боком завались?

Не сомневаюсь, что какое-то разумное обоснование этому найти можно. Однако для начала хотелось бы разобраться вот с чем.

На чем, вообще, основана версия о российской лиственнице? Похоже, что ни на чем. Все следы ведут к книге Л.В. Баньковского и М.Н. Ожигановой «Соль пермской земли», в которой написано следующее (самой книги я, честно говоря, не нашел, поэтому цитирую по вторичным источникам):

В 12-томной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Христофором Тентори в XVIII веке, есть такие строчки: "Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах – пермскими карагаями". 400 тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор несут на себе тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города. Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, то есть земель Перми Великой, иначе бы деревья не называли "пермскими карагаями". Ведь сама по себе лиственница поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется "венецианской смолой".

Звучит интригующе, но не слишком убедительно. Почему?

  1. Двенадцатитомная история Венеции Христофора Тентори. Вероятно, имеется в виду «Saggio sulla storia civile, politica, ecclesiastica e sulla corografia e topografia degli stati della repubblica di Venezia: ad usu della nobile e civile gioventù». Полный текст этого многотомника можно без труда найти на сайте archive.org (вот ссылка). Таким образом, проверить, действительно ли Cristoforo Tentori говорит о пермских карагаях в основании «города на островах», довольно легко. Только вот хотелось бы знать, где именно это написано, или хотя бы, как «пермский карагай» пишется по-итальянски. Не перелопачивать же все двенадцать томов ради одной цитаты?
  2. Количество свай – «400 тысяч». Во-первых, непонятно, откуда взялись эти данные. Во-вторых, 400 тысяч свай – это до неприличия мало. Для сравнения, в «Истории Венецианской Республики» Джона Норвича можно найти следующее: « собор Санта Мария делла Салюте покоится исключительно на таких сваях. Судя по источникам, их забито 1 156 627 штук» (Джон Норвич. История Византии. История Венецианской республики – 2011 г. ISBN 978-5-17-074111-3, 978-5-271-37819-5. С. 436). Более миллиона свай под одной церковью! (Хотя и в это как-то не очень верится. Истина, наверное, где-то посередине.) Еще кое-какие цифры можно найти здесь – интересное видео о венецианских сваях (на итальянском) с кратким пересказом (на русском).
  3. Авторы признают, что «сама по себе лиственница поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп», но почему-то у них «нет сомнения», что в Венецию лиственницу везли из пермских земель...
  4. И вообще, почему свет клином сошелся на лиственнице? Под Венецией ведь сваи из разных пород деревьев.

Короче говоря, с таким же успехом можно написать, что Венеция покоится на фундаменте из тульских пряников, сославшись на цитату из того же Тентори без указания тома и страницы.

maximdankov.ru

Как строили Венецию и как ее пытаются спасти

Шедевр в кошмарных условиях

Из изящной Флоренции, города художников и поэтов, где мы побывали в предыдущем виртуальном туре вместе с нашим гидом Олегом Вахрамовым, переместимся на север Италии. Город купцов, путешественников, авантюристов и гениальных строителей, сотворивших вопреки всему одно из чудес света, - такой предстает Венеция.

Толчком к созданию шедевров порой является безысходность. Венеция зародилась в V - VI веках, когда с востока шли варвары, опустошавшие некогда величественную Римскую империю. Люди, спасаясь, бежали от них практически в никуда - в лагуну Адриатического моря, на острова, которые постепенно соединяли между собой насыпями, - рассказывает Олег Вахрамов.

Даже современному строителю страшно представить, какие кошмарные условия ждали тех, кто решался возвести здесь жилище. Резкий морской ветер, агрессивная соленая вода, приливы и отливы, разрушающие все, что создавалось человеком.

Я влюблен в этот город, в который вложено столько смекалки и титанического постоянного труда, - признается Олег Вахрамов. - Когда сегодня строители возводят уникальные конструкции на сложных почвах - это лишь бледная тень того, что было сделано в Венеции много веков назад.

Прибыль - в город

Одно из прозвищ Венеции - La Serenissima, что означает «Безмятежнейшая». Парадоксально, учитывая то, что большую часть ее населения составляли люди неспокойного склада. Чтобы выжить, строили корабли, бороздили моря и налаживали торговлю, а порой, чего греха таить, пиратствовали. Трудную географию обратили во благо: Венеция стала серьезным товарно-транспортным узлом Европы, а потому богатела, словно на дрожжах. И дух авантюризма оставался «на работе», а дома хотелось спокойствия, стабильности и надежности.

Хорошие деньги всегда дают хорошие возможности, а дух авантюризма и страсть к путешествиям - много полезного, что может пригодиться дома. Венецианцы строили свой город не скупясь, используя лучшие материалы и технологии, привезенные из других стран. Например, сваи, на которых стоят дома, сделаны из сибирской лиственницы, которая в воде, без доступа воздуха становится крепче железа. Но многое пришлось изобретать самим: особые составы цемента, штукатурки, устойчивые к агрессивной среде. Богатство давало возможность городу расти и развиваться, присоединяя соседние островки, - рассказывает Олег Вахрамов.

Из разных мест, в которых бывали путешественники и торговцы, заимствовались и архитектурные формы, а заработанных денег не жалели, чтобы отстроить дом или дворец пышнее, чем у соседа. Венеция становилась пестрой, как лоскутное одеяло, но эту пестроту уравновешивали особенности местности. Они не позволяли строить крупные здания, выше пяти этажей, в основном 2 -3, чтобы снизить нагрузку на фундамент. Чтобы защититься от ветра, в домах делали узкие окна, стрельчатые арки, сводчатые входы. Дороговизна земли ограничивала ширину «сухопутных» улиц: на некоторых едва могут разойтись два человека. А самое большое пространство в городе - площадь Сан Марко - меньше самарской площади им. Куйбышева. К слову, это одно из самых низких мест Венеции, и зимой она и расположенные на ней Дворец дожей и базилика Сан Марко постоянно затапливаются. Но сквозь хитро сделанную ливневую канализацию вода уже через несколько часов покидает территорию.

Ну и, конечно, визитная карточка Венеции - ее 160 каналов, через которые перекинуто более 400 мостов. Самый знаменитый - мост Вздохов, место изначально отнюдь не романтичное: по нему проходили осужденные на казнь. А самым престижным районом считалась линия вдоль Большого канала - здесь было построено около 200 дворцов, задняя часть которых стоит на земле, а передняя держится на сваях, словно колышется на водной глади.

Вечная борьба

Постепенное погружение в воду - проблема, с которой город борется с самого основания. По этой причине жители дважды перестраивали его, перебираясь на более высокие острова. Самые новые здания относятся к XIX веку, а за XX столетие Венеция погрузилась в море еще на 23 см, и строить заново никто не рискует. Сейчас это не населенный пункт в классическом понимании, а скорее музей под открытым небом. Некоторые ученые пророчат, что к концу XXI века город полностью окажется под водой. Но праздник жизни, квинтэссенцией которого является ежегодный венецианский карнавал, продолжается, хотя для этого строителям и инженерам приходится прилагать не меньше усилий, чем первым венецианцам.

Вокруг города построили дамбу, создали массу других гидротехнических сооружений, чтобы минимизировать ущерб от воды и не допустить ее застоя. Прокладка и восстановление коммуникаций в таких условиях - вершина инженерного мастерства, - рассказывает Олег Вахрамов. - Человек борется за сохранение Венеции, а природа - за уничтожение. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не сдастся. Но даже в этом случае проигрыш будет красивым.

www.samara.kp.ru

Как построены дома в Венеции?

Многие туристы ошибочно полагают, что все дома Венеции лежат на воде. Конечно, это весьма увлекательная история и легенда, но на самом деле все совершенно по-другому. Как известно еще из учебника истории, Венеция была воздвигнута на большом количестве маленьких островов.

А вот сам городок сооружался на многочисленных деревянных сваях лиственницы, которые со временем позволили создать совершенно новый архитектурный стиль, поражающий не только своей красотой и уникальностью, но и способностью защищать дома города от разрушений вследствие водных нашествий.

Итак, как строились дома в Венеции, какова была задумка самих архитекторов? Как известно, если вода в канале поднимется хотя бы на полметра, то город затопит, что уже происходило не один раз. Так, все дома стоят на сваях из лиственницы, которая, в свою очередь, обладает отличными водоустойчивыми свойствами.

Также не гниет при повышении влажности и пребывании в воде, что особенно актуально в случае венецианских земель. Это дерево произрастает в Альпах, а венецианцы из него получают еще и смолу, известную больше как венецианский терпентин. Но возникает вполне уместный вопрос, а как же фиксируются сваи в воде, скользкой от тины и ила?

Еще древние строители города выяснили, что под вязкой топкой почвы и глубоким слоем ила спрятались слои устойчивой глины. Это открытие и стало весомым толчком к сооружению этого романтического города, ведь, если вогнать сваи на значительную глубину, то вполне возможно сооружать на них достаточно прочные и высокие каменные постройки. Вот и главный ответ на вопрос, как построены дома в Венеции.

Все венецианские здания внешне похожи на каменные, но на самом деле выполнены из кирпича на 90% , при этом оштукатурены под камень. Кирпич по своей структуре является пористым материалом, а значит, отлично впитывает влагу и перемещает ее по капиллярам. Зная такие тонкости, венецианские строители поверх свай из лиственницы формировали фундамент из кирпича, а на уровне тротуара прокладывали пару рядов камня, завезенного с Истрийского полуострова.

Такое плотное сложение оказывало ощутимое препятствие капиллярному подъему влаги. Однако при глобальном потопе такая кладка не всегда спасает, но, так или иначе, эти прочные сооружения позволили Венеции уцелеть после потопа, к тому же уже современным строителям удалось быстро реставрировать затопленный город.

uznay-kak.ru

Что скрывают на дне Венецианские каналы.: handemade_ilia

Мой семинар про путешествие Марко Поло на форуме у Юли Ремпель начался всего три дня назад, и это просто потрясающе, что придумывают участники - устраивают гонки гондол в ванной, строят машины времени и мастерят венецианские башмаки из старых тапочек и дров!А Ося заинтересовался, как в Венеции строят дома, и мы полезли про это читать. Почему они не разрушаются от постоянной воды и как выдерживает их фундамент?Сначала Ося узнал, что все венецианские дома стоят на сваях. Грунт в Венеции слишком рыхлый, чтобы возводить фундамент прямо на нем, поэтому сначала фундаменты нужно было укрепить! Для этого в грунт вбивали стволы деревьев - лиственницу, ольху, дуб.

В морской соленой воде древесина становится очень прочной, как железо. Когда в 1827 году специально обследовали сваи, то установили, что сваи из лиственничного леса "окаменели", сделались такими твердыми, что ни топор, ни пила их не берет. Сваи обрабатывались специальными смолами и забивались на глубину до тех пор, пока не достигали твердой почвы. И представляете, когда строили церковь Санта Мария делла Салюте, то в грунт вбили больше миллиона свай, каждая из которых была длиной 4 метра. На это ушло 2 года и 2 месяца.

А еще заодно мы посмотрели, как чистят каналы. Сначала строят деревянные заграждения, потом спускают воду. Ну а потом уже убирают весь тут мусор, который скопился на дне канала.

А вот еще более колоритная фотография. Чистка канала в 1956 году

Заодно, когда спускают воду, можно осмотреть фундамент и восстановить те места, которые оказались разрушены морской водой. Сначала дыры заделывают, а потом еще заполняют швы специальной смесью! Чего только не узнаешь:)

Читайте статьи на схожие темы: борьба с мусорными кучами в 18 веке в Риме. античная свалка ставшая холмом. монастырь, который постоянно затапливает. туннели Пуэбло полные земли и грязи.Рим после наводнений. подземная река Неглинка в Москве. процесс формирования культурного слоя.

handemade-ilia.livejournal.com

Венеция. Территории, ушедшие под воду: sibved


Венеция-город на воде. На протяжении XX века Венеция достаточно быстро (до 5 мм в год) погружалась в лагуну. Основной предпосылкой по мнению ученых этого бедствия выступал промышленный забор воды из артезианских скважин и, как следствие, снижение водоносного слоя земли. После закрытия скважин оседание городка замедлилось. Но всегда ли Венеция была таким островным городом? Давайте попытаемся изучить этот вопрос…

План Венеции, XVI век. У меня сразу возникает вопрос: кто заставил жителей строить дома и селиться на воде? Город стоит на сваях, вбитые в дно лагуны, держат дома, чьи 1-ые этажи пустуют – там нереально обитать из-за сырости. Что за мотивация двигала людьми?

Официальная история гласит, что городское поселение на островах Венецианской лагуны начало создаваться во второй половине VI века. Изначально центр поселения находился на островах Маламокко и Торчелло, но с VIII века начал перемещаться к своему современному положению. В VII веке острова по инициативе Византии, которой они формально принадлежали, были объединены под властью единого правителя - дожа.

Абсолютно все слышали про Венецию и представляют ее себе такой:

Вместо сухопутных улиц и дорог – каналы

Но мало кто смотрел эту территорию с высоты в программе Google Планета Земля. А в ней открываются очень интересные детали. Этот пост будет касаться не сколько описания и загадок самого города, сколько его окрестностей (лагуны и берегов).

СсылкаЯ вижу на этом снимке четкую береговую линию материка и затопленные морем континентальные территории. Это могло случиться при поднятии уровня Средиземного моря (прорыва Гибралтара, наполнение водами Атлантического океана) или опусканием этой части материковой суши. А может быть, гораздо сложные процессы с производными этих факторов.

Южнее от островного города видны ушедшие под воду русла рек. Вся лагуна мелководная, думаю, почти как глубины Финского залива. И здесь можно даже провести некую аналогию с Питером.

Фарватер для мелких судов

Под водой видны даже то ли затопленные каналы, то ли дороги. Но, думаю, первое. Каналы и реки в древности были основными транспортными артериями.

Здесь на мелководье видны то ли древние поля, то основания ограждений. Ссылка

Ссылка. Со стороны открытого моря к каждому волнорезу прокопан подводный канал (дноуглубление) и все волнорезы (и пристани за одно) соединены в единую систему. Так же широкий, но нетакой глубины канал имеется и с внутренней со стороны, со стороны лагуны.

Вот такие волнорезы-пристани

Канал, соединяющий пристани, сейчас по всей видимостью не используется, т.к. он упирается в современное портовое сооружение и не имеет выхода в море.

Вид с высоты

В лагуне, где совсем мелко, стоят маяки на деревянных сваях

Наличие водорослей в некоторых частях лагуны, говорит о совсем небольшой глубине. 45° 17" 42.64" N 12° 16" 19.46" E

Мелководье. 45° 30" 12.45" N 12° 21" 30.00" E

У меня ассоциации одни – это острова, остатки от затопленных территорий

Островной город Венеция с высоты

С высоты выглядит это все как остатки суши при наводнении

К городу идут автомобильное и железнодорожное сообщения

Со стороны материковой части вот такие «заводи». Может быть, здесь разводят рыбу, точно не знаю, но выглядит творчески. 45° 20" 51.16" N 12° 9" 47.47" E

В части материковой линии имеются даже прямолинейные каналы:

Ссылка

45° 23" 58.33" N 12° 12" 53.05" E

В лагуне много таких мелких островов. 45° 28" 17.03" N 12° 20" 38.52" E

Координаты: 45° 23" 1.81" N 12° 17" 10.10" E. На одном из островов лагуны встречается брусчатка. Видимо, в прошлом остров был обитаем и на нем были строения.

Таких заброшенных островов здесь много. 45° 28" 4.80" N 12° 20" 44.40" E

Есть на материковой части даже крепость-звезда:

Ссылка. Форт Marghera

Остатки еще одной «звезды». Ссылка

При просмотре города приходит мысль, что улицы просто затоплены. Никакие это не каналы. Первые этажи, да и частично вторые – остались под водой.

Центральный, самый широкий канал (затопленный проспект)

Для передвижения пешком были построены от дома к дому множество мостиков

Чтобы не писали, но было бы глупо строить на воде. Использовали сваи. Зачастую из сибирской лиственницы, что говорит о тесных связях с Сибирью, что странно. Забить сваи в то время (да, и сейчас) – необходимость не из дешевых, тем более забить в дно, пусть не глубокого, но моря.

После продолжительных и сильных дождей, Венецию топит, иногда вода прибывает на целый метр

Источник

После просмотра и анализа всего этого фотоматериала и снимков с гугл-карт, у меня появился такой вывод: вся эта территория еще в историческое время была сушей, были поселения, поля, была Венеция, но не как город на воде, а максимум город у берега реки. После случившегося (было это медленным процессом или стихийным и катастрофическим - неизвестно), жители не покинули город, перебравшись где посуше, а приспособились к новым условиям, не оставили свой город.То, что город стоял на реке, думаю, может говорить даже эта фотография:

Фарватер, способный пропустить большой корабль с приличным водоизмещением.

В первой части видео видно, что в зоне осушенного канала-улицы дома стоят на фундаментах, а не на сваях. Значит - Венеция, изначально остров. Лишь потом что-то достраивали, ремонтировали с помощью свай.

sibved.livejournal.com

Каким образом строились дома на воде, почему они до сих пор не разрушились или немного о секретах Венеции.

Bella Венеция - удивительный город, часть которого стоит на воде, а попасть на одну из улочек исторического центра можно лишь на водном транспорте или через многочисленные мосты.

Виды Венеции

Стоит она на 118 островках, перерезанных 150 протоками и каналами, которые в свою очередь соединены 409 мостами. При этом под застройку использованы не только участки суши самих островков, но и вода.

Меня всегда интересовал вопрос - каким образом были построены дома на воде, почему они до сих пор не разрушились из-за подмывания того же фундамента? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно углубиться в историю строительства.

Точной даты основания Венеции не называют, так как до этого Венецией называли местность, где проживали племена венеты, по имени которых и стал называться впоследствии город. Сейчас же Венеция является столицей региона Венето.

Когда началось масштабное строительство Венеции привлекать к проектированию пришлось не только архитекторов, но и математиков. Это было необходимо для того, чтобы точно рассчитать все детали, в противном случае город, не успев появиться, мог уйти под воду.

Виды Венеции

Строить было решено на деревянных сваях, которых на строительстве было задействовано более 1 миллиона. Но для этих целей больше всего подходили два дерева - ольха и дуб, которые не росли в округе. Так как более менее подходящего для этих целей транспорта в те временами не было, то сплавляли сваи по рекам. У древесины ольхи есть интересное свойство - при наружном использовании она весьма неустойчива к гниению, а вот при строительстве под водой обладает высокой прочностью, наравне с дубом.

На первом этапе строительства устанавливалась дамба, которая разграничивала пространство воды и суши, только затем забивались сваи, обработанные специальными смолами. Если планировалось строить высокое здание, то делалось «свайное поле», если же речь шла о небольшом доме, то достаточно было порядка 6-7 рядов свай.

Сваи забивались на глубину, пока не достигали твердой почвы. Глубина забивки зависела от высоты будущего дома.

Но даже несмотря на то, что дуб и ольха обладают дополнительным запасом прочности, только лишь поэтому сохраниться венецеанские здания не могли. Оказалось, что еще один секрет кроется в местной почве.

Именно за счет удивительных свойств местных грязей и обеспечен дополнительно такой длительный срок эксплуатации зданий в Венеции. Грязь облепляет сваи как защитная корка, не пропуская кислород и животных, защищая их от коррозии и повреждений. Но это не значит, что после строительства никто не следил за состоянием свай. Как раз наоборот за этим пристально следят специалисты и в случае необходимости ведется ремонт.

Но, если от коррозии и вредителей здания еще как-то защищены, то от затопления город страдает и по сей день. В Венеции есть, так называемый, период acqua alta или «высокая вода».

10 лет назад (в 2003 году) в Венеции, включенной в список всемирного наследия ЮНЕСКО, был запущен проект «Моисей», который был призван защитить город-памятник от затопления. Суть его в том, чтобы построить на входах в лагуну заграждение из 78 плавучих понтонов. Так как понтоны полые, то в период приливов они будут держаться на плаву и тем самым блокировать поступающую воду. Планируется, что завершатся работы по установке в 2014 году.

Анастасия Загоруйко, при подготовке материала использованы итало и англоязычные сайты. Фото с сайта komar.de, en.wikipedia.org

Редакция портала NN-BAZA.RU призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх