Каменноостровский дворец на набережной малой невки. Каменноостровский дворец в рамках проекта открытый город

В 1765 году Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу. Строительство Каменноостровского дворца началось весной 1776 года по проекту неизвестного автора на месте деревянного дворца А.П. Бестужева-Рюмина, бывшего владельца острова. Надзор за работами осуществлял архитектор Ю.М. Фельтен. В 1777 г. работы были прерваны из-за наводнения, после чего Фельтена сменил Дж. Кваренги. Возведение корпуса здания было закончено в 1780 году, декоративная отделка интерьеров велась до 1782 года. Но уже 18 января 1780 года в оранжерее дворца был устроен пышный прием в честь императрицы.

Дворец является выдающимся памятником классицизма и представляет в плане растянутую букву «П» с центральным корпусом и флигелями (Дж. Кваренги), поставленными к нему под прямым углом. Один из фасадов дворца, обращенный на парадный двор и дворцовый сад, украшен 6-колонным портиком с фронтоном тосканского ордера. К парадному входу ведет лестница из финского гранита. В центре фасада, выходящего на Неву, расположен 8-колонный портик, завершенный аттиком. В центральном корпусе дворца находились Аванзал, Большой зал, галерея, Морской салон, Картинный зал и Кабинет. В одном флигеле располагались жилые помещения, в другом - дворцовый театр.

В 1797 году дворец стали готовить к пребыванию в нем свергнутого с престола польского короля Станислава-Августа Понятовского. К отделке интерьеров привлекли архитектораВ. Бренна. Морской салон был переделан в Малиновую гостиную, Большой зал - в Зеркальный, в Аванзале появились фрески с видами Рима, исполненные самим В. Бренной вместе с Ф. Лабенским по гравюрам Пиранези.

После вступления на престол Александра I в 1801 году, дворец становится одной из любимых его резиденций. В начальный период царствования Александра Павловича во дворце собирается «Негласный комитет». Здесь же 6 августа 1812 года, император поручил командование русской армией М. Кутузову. И здесь же в 1825 году он узнал о заговоре декабристов.

Ж.Б. де ла Траверс. Вид Каменного острова со стороны Невки. 1786. Государственный Эрмитаж

В 1808—1811 годах по проекту архитектора Л. Руска над вторым этажом жилого флигеля надстраивается третий этаж с кабинетом Александра I, отделанный в 1824 году по проекту В.П. Стасова. В это же время по проекту Тома де Томона садовый мастер Ф. Ф. Лимин произвёл перепланировку сада, превратив сад из пейзажного в регулярный.

В 1820-х годах многие помещения дворца были заново расписаны художником-декоратором Дж.-Б. Скотти. В 1824-1828 годах архитектор З.Ф. Дильдин перестраивает театральный флигель.

После Александра I дворцом владели Великий Князь Михаил Павлович и его супруга Елена Павловна. В 1834-1836 годах у них в гостях бывал А.С. Пушкин. В 1852-1854 годах здесь жил А. Рубинштейн. В 1845 году архитектор А.И. Штакеншнейдер пристраивает к невскому фасаду дворца закрытую террасу, устраивает вместо Малиновой гостиной Музыкальный салон, заменяет водопроводную систему дворца.

Во дворце сохранились два парадных зала павловского времени с фресками, изображающими виды Рима по гравюрам Пиранези, личные комнаты великокняжеской четы, две парадные гостиные сер. 19 в.

Каменностровский дворе́ц — один из дворцов Санкт-Петербурга, памятник времён Екатерины II, загородная императорская резиденция. Памятник архитектуры классицизма федерального значения. Находится под охраной ЮНЕСКО.


Расположен: Наб. Малой Невки, 1, Наб. Большой Невки, Каменноостровский просп., 77,


Великий князь Павел Петрович

В 1765 году Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу. Строительство Каменноостровского дворца началось весной 1776 года по проекту неизвестного автора на месте дворца А.П. Бестужева-Рюмина, бывшего владельца острова. Надзор за работами осуществлял архитектор Ю.М. Фельтен.

Ю.М. Фельтен.

В 1777 г. работы были прерваны из-за наводнения, после чего Фельтена сменил Дж. Кваренги . Возведение корпуса здания было закончено в 1780 году, декоративная отделка интерьеров велась до 1782 года. Но уже 18 января 1780 года в оранжерее дворца был устроен пышный прием в честь императрицы.

Дж.Кваренги

Композиционная основа дворца - план в форме сильно растянутой буквы П, с боковыми ризалитами, ограничивающими парадный двор,- была задана планировкой бестужевского дома. С этим связана и усложненность плана, с множеством разнообразных переходов и маленьких помещений, окружающих парадные залы.

Здание экзерцизгауза у Каменноостровского дворца в Петербурге Так называемый флигель у оранжереи, Этот изящный ампирный домик построен в 1824 г. по проекту Л.И.Шарлеманя 2-го.Жаль только, что при строительстве моста уровень земли на дорогах был поднят и дом как бы врос в землю.





Дворец является выдающимся памятником классицизма и представляет в плане растянутую букву «П» с центральным корпусом и флигелями (Дж. Кваренги), поставленными к нему под прямым углом. Один из фасадов дворца, обращенный на парадный двор и дворцовый сад, украшен 6-колонным портиком с фронтоном тосканского ордера. К парадному входу ведет лестница из финского гранита. В центре фасада, выходящего на Неву, расположен 8-колонный портик, завершенный аттиком. В центральном корпусе дворца находились Аванзал, Большой зал, галерея, Морской салон, Картинный зал и Кабинет. В одном флигеле располагались жилые помещения, в другом - дворцовый театр.

На месте открытой галереи таких залов было создано три - центральный со скругленными углами (в документах его называют Большим залом) и два полукруглых зала по его сторонам. Перед Большим залом располагается обширный аванзал, стены которого украшены монументальными панно с видами памятников древнего Рима, выполненными по гравюрам Пиранези художником Ф. Даниловым летом 1782 года. В левом флигеле дворца - гостиная, столовая, два небольших кабинета с библиотекой. В правом флигеле находился театр со специально устроенным с улицы входом.

Помещения второго этажа предназначались для детских комнат и обслуживающего персонала двора великокняжеской четы. Работы по внутреннему убранству дворца продолжались в 1780-1782 годах. В то время, как Павел (овдовевший в 1776 году) путешествовал по Европе со своей новой женой, вел. кн. Марией Федоровной

Для Каменноостровского дворца отреставрировали люстру XIX века

новая лепнина для дворца

старая лепнина на реставрации

Итак, уже в 1784 году в отношении Павла к убранству Каменноостровского дворца произошла "новая перемена". И связана она была с приглашением для работы в великокняжеских резиденциях - на Каменном острове, в Павловске и Гатчине - художника и архитектора В. Бренны.


Винченцо Бренна

Он писал о своих работах: "Так же и на Каменном острове - другой загородной резиденции его высочества великого князя, находящейся в нескольких верстах от Петербурга, куда ездят зимой и где дают балы, - я построил театр, совершенно новый по расположению и небольшой, в самом дворце


Необходимо только отметить, что дворцовый театр, его архитектура, устройство сцены, зрительного зала принадлежат Кваренги. Бренне же - только убранство интерьера.

В конце 1780-х годов любимой резиденцией Павла и Марии Федоровны становится новый дворец в Павловске. Вскоре после своей коронации, вВ 1797 году дворец стали готовить к пребыванию в нем свергнутого с престола польского короля Станислава-Августа Понятовского. К отделке интерьеров привлекли архитектора В. Бренна. Морской салон был переделан в Малиновую гостиную, Большой зал - в Зеркальный, в Аванзале появились фрески с видами Рима, исполненные самим В. Бренной вместе с Ф. Лабенским по гравюрам Пиранези.

Станислав Август Понятовский

В дневнике Понятовского есть следующая запись: " .этот самый Бренна, которого мы видели в Варшаве несколько лет назад, это в настоящее время тот, кого император использует, главным образом, как архитектора. Он руководит именно всем тем, что делается на Каменном острове. ".

Парк Каменноостровского дворца, осень 2010, вид с воды


Именно в это время на острове появляется парковая композиция с Большим и Малым каналами, тройной липовой аллеей в центральной части и двумя "звездами" дорожек. Несомненна близость пейзажно-регулярных композиций каменноостровского и павловского парков; есть основания предполагать, что автором их был архитектор Г. П. Пильников.

Работа реставраторов

В 1809-1811 годах под руководством архитектора Л. Руска была произведена перепланировка некоторых помещений западного флигеля здания с изменением их декоративного убранства.

Двусветный или Овальный зал — центральное помещение дворца. В его названиях отразились как его форма, так и способ освещения двумя рядами окон, расположенных друг над другом. Барельефы с изображением женских фигур, олицетворяющих «Правосудие и Надежду»

После вступления на престол Александра I в 1801 году, дворец становится одной из любимых его резиденций. В начальный период царствования Александра Павловича во дворце собирается «Негласный комитет». Здесь же 6 августа 1812 года, император поручил командование русской армией М. Кутузову. И здесь же в 1825 году он узнал о заговоре декабристов.. Здесь в августе 1812 года царь принимал Кутузова перед его отъездом в действующую армию.


Александр 1

В 1808—1811 годах по проекту архитектора Л. Руска над вторым этажом жилого флигеля надстраивается третий этаж с кабинетом Александра I, отделанный в 1824 году по проекту В.П. Стасова. В это же время по проекту Тома де Томона садовый мастер Ф. Ф. Лимин произвёл перепланировку сада, превратив сад из пейзажного в регулярный.

Современная реставрация






В 1820-х годах многие помещения Каменноостровского дворца вновь были расписаны; выполнял эти работы по обновлению "живописных плафонов и обоев" художник-декоратор Дж.-Б. Скотти . Росписи на мифологические темы в гостиной, спальне, камердинерской и других помещениях, выполненные в золотисто-желтых тонах, с летящими женскими фигурами в развевающихся одеждах, представляют собой прекрасные образцы ампирной плафонной живописи и хорошо сохранились поныне.

Камин в стиле барокко в Каменноостровском дворце.

Великий Князь Михаил Павлович, портрет И.Крамского.

После Александра I дворцом владели Великий Князь Михаил Павлович и его супруга Елена Павловна. В 1834-1836 годах у них в гостях бывал А.С. Пушкин. В 1852-1854 годах здесь жил А. Рубинштейн. В 1845 году архитектор А.И. Штакеншнейдер пристраивает к невскому фасаду дворца закрытую террасу, устраивает вместо Малиновой гостиной Музыкальный салон, заменяет водопроводную систему дворца.

Дочь Михаила Павловича и Елены Павловны Екатерина Михайловна выходит замуж за состоявшего на русской службе в чине генерала немецкого герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого, и дочь последних Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская получает Каменностровский дворец во владение. Она была одарена музыкально, стала последним председателем Императорского русского музыкального общества и устраивала во дворце музыкальные вечера высокого уровня.

Во дворце сохранились два парадных зала павловского времени с фресками, изображающими виды Рима по гравюрам Пиранези, личные комнаты великокняжеской четы, две парадные гостиные сер. 19 в.

Заключительный этап оформления интерьеров Каменноостровского дворца относится к 1830-1850-м годам. В это время появились позднеклассические росписи Верхнего вестибюля во втором этаже (предположительно, по эскизам В. Стасова), а также скульптурное убранство музыкального салона - бюсты композиторов, установленные по заказу тогдашней владелицы дворца вел. кн. Елены Павловны, известной меценатки, покровительницы музыкального искусства.

В.Стасов
Незначительные перестройки и изменения в декоративном убранстве дворца, внесенные на протяжении XIX века, в целом, однако, не повлияли на своеобразие и законченность его облика. Как архитектурное произведение Каменноостровский дворец принадлежит русскому классицизму.

Интерьеры дворца. Фото начала XX в. (из книги «Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район»)

С появлением этого здания Острова обрели новый архитектурный образ; дворец на стрелке, открывающийся со стороны города, стал важнейшим исходным элементом архитектурно-паркового ансамбля, с ним должны были соотноситься новые постройки и на Каменном, и на ближайших островах.

Садовников В.С. Вид Каменноостровского дворца.
Следует учитывать также, что на его создание несомненное воздействие оказали вкусы, пристрастия, ценностные ориентации тогдашних владельцев - Павла I и Марии Федоровны и работавших по их заказам мастеров - архитекторов, живописцев, паркостроителей. Многие из архитектурных, живописных, декоративных решений, найденные в свое время на Каменном острове, получили затем новое воплощение в резиденциях тех же владельцев и, прежде всего, в Павловске.

Главные ворота

Неотъемлемой частью ансамбля на Каменном острове был дворцовый сад. Первая перепланировка регулярного сада середины XVIII века произошла в конце 1780-х годов по проекту Ф. Виолье, придворного художника и архитектора вел. кн. Павла Петровича и Марии Федоровны, автора "Собственного садика" при Павловском дворце. В исторически сложившуюся структуру сада при Каменноостровском дворце Виолье вводит новые элементы: постепенно укрупняет квадраты сада по обе стороны от центральной аллеи и осуществляет переход к пейзажной планировке наиболее удаленных от дворца квадратов.


Проект реконструкции

Около дворца был устроен пышный цветочный партер с овальными и восьмигранными клумбами по типу "голландских садов". Далее эти же элементы даются в увеличенном масштабе, с добавлением посадок акации по краям партеров; на удаленном участке сада - обширные лужайки с живописными группами лип и кленов; по обе стороны центральной аллеи и по границе сада были высажены липы.


Садовников В.С. Вид Елагина дворца со стороны средней Невки.

С.Щедрин.Вид на Каменноостровной дворец

Строгость и изящество в решении дворцового сада, геометризм его планировочной структуры позволяют отнести его, как и "Собственный садик" в Павловске, к французско-голландскому типу, обогащенному элементами пейзажной планировки.


Лори, Габриэль Людвиг Старший, с оригинала Бенжамен Патерсена. Вид на Каменноостровский дворец от Аптекарского острова в Санкт-Петербурге

На самом мысу острова, около дворца был разбит, также по рисунку Виолье, "маленький садик". Сохранился его обмерный чертеж, выполненный архитектором Г. Пильниковым накануне переделки сада в 1810 году. Небольшой, покрытый дерном участок включал две композиции дорожек в форме звезды, с окаймляющими их цветочными бордюрами; в центре каждой звезды располагались цветочные клумбы.

Ворота хозяйственного двора

Вероятно, именно Виолье является автором первых парадных ворот Каменноостровского дворца, установленных со стороны набережной Малой Невки, около оранжереи. Выполненные из олонецкого мрамора, они имеют полуовальную в плане композицию, невысокий цоколь и состоят из четырех звеньев с разделяющими их дорическими колоннами.

Ворота парка Каменноостровского дворца в Петербурге (со стороны набережной Малой Невки

В центре - два четырехгранных пилона с полуколоннами, увенчанных шарами. На лицевой стороне пилонов высечены медальоны для монограмм владельцев. Звенья металлической решетки - трельяжного рисунка, в верхней и нижней части ограничены горизонтальными полосами меандра. В двух створках ворот, завершенных монограммой владельцев, вписанной в овал, этот рисунок повторялся.

Жан-Франсуа Тома де Томон — французский архитектор, рисовальщик, представитель зрелого классицизма, работавший в России.

Дальнейшие работы по благоустройству каменноостровского сада были связаны с деятельностью архитектора Тома де Томона, проект и смета которого на "переделку дворцового сада" были утверждены 25 октября 1810 года. Значительное место в этих работах, осуществлявшихся под руководством садового мастера Ф. Лямина, занимали технические проблемы: подсыпка осевших мест в саду, сооружение дренажной и водоотводной системы. В художественном отношении Томон развивал идеи, заложенные в проекте Ф. Виолье, усиливая пейзажный характер удаленных участков сада: они были прорезаны извилистыми дорожками, терявшимися в густых посадках многолетних деревьев.

Набережная Малой Невки в Петербурге, вид со стороны Каменноостровского дворца к проспекту

Каменноостровский дворцовый сад, таким образом, объединял характерные черты регулярного садово-паркового искусства XVIII века с геометрической симметрией ближайших к дворцу цветников и стилистику пейзажного паркостроения, распространение которой началось уже в 1760-х годах и которая стала господствующей в устройстве садов и парков конца XVIII - начала XIX столетия, в эпоху архитектуры классицизма. В целом эта единственная паркостроительная работа, выполненная знаменитым зодчим, занимает в его творчестве весьма скромное место.

Осень в парке

Ж.Б. де ла Траверс. Вид Каменного острова со стороны Невки. 1786. Государственный Эрмитаж

Кроме того, по проекту Л. Руска была построена пристань со сфинксами у Строгановского моста. Несомненно, проектируя этот комплекс "архитектуры малых форм", зодчий учитывал его визуальную взаимосвязь с дачей графа Строганова на Черной речке, на противоположном берегу Большой Невки, построенной по проекту А. Воронихина в 1795 году; воронихинская пристань со сфинксами послужила прообразом для постройки Руска, усиливая ансамблевую соотнесенность Строгановской дачи и Каменноостровского дворца.


Средняя аллея. В 18-ом веке (кажется, при Бестужеве-Рюмине) по бокам этой аллеи были два небольших канала.. .


Каналы расходились лучами при подходе к берегу Малой Невки. (Сейчас о них напоминает лишь расходящиеся песчаные дорожки.) На образовавшемся маленьком островку стоял павильон Эрмитаж.



Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове

Часовня во имя Иконы Божией Матери "Всецарица", Санкт-Петербург. Архитекторы В.С.Васильковский и П.А.Арешев. 1953 - 1954 годы, реконструкция В.С.Васильковский - 2002 год.

В северной части дворцового участка находится церковь Иоанна Предтечи. Она была заложена в 1776 году в честь победы русского флота над турецким в Чесменском сражении и завершена постройкой (по проекту и под руководством Ю. Фельтена ) в апреле 1778 года. Спустя двадцать лет, в 1798 году, когда Павел I стал великим магистром Мальтийского ордена, церковь была превращена в православный храм мальтийских рыцарей. Здесь приносили присягу русские кавалеры ордена, близ церкви было устроено их кладбище. После убийства Павла I Мальтийский орден в России был упразднен, захоронения мальтийцев с Каменного острова перенесли в Царское Село.

Церковь сохранилась в своем первоначальном виде. Это небольшое кирпичное здание на невысоком каменном цоколе, крестообразное в плане, выстроенное в неоготическом стиле. Стрельчатые окна, остроконечный шатер колокольни, сомкнутые своды внутренних перекрытий напоминают средневековые храмы Запада.

Вдоль южного берега Каменного острова, по набережной Малой Невки, ограничивая хозяйственную часть дворцового участка, во второй половине XVIII века располагались деревянные одноэтажные оранжерея и теплицы. Вблизи них в 1780-х годах построили двухэтажный каменный кухонный корпус с высокими полуциркульными окнами в первом этаже и маленькими квадратными - во втором.



С постройкой этих двух прибрежных зданий, подчеркнуто вытянутых, словно стены, ограничивших дворцовый участок на стрелке, определилось новое положение Каменноостровского дворца в композиции парка на Каменном острове.Два сооружения - дворец и церковь - оказались на одной композиционной оси, где связующим звеном стал дворцовый сад. Этот ансамбль, основанный на контрастном звучании архитектурных образов, отличается особой эмоциональной насыщенностью благодаря его естественному включению в окружающее пространство. Боковые липовые аллеи сада также были продолжены и соединялись на прицерковном участке: плавной S-образной линией они обтекали задернованные лужайки с живописно скомпонованными группами из двух-трех кленов, одиноко стоящих дубов, кустов сирени, акации, дерна, причем старые липы с мощными узловатыми стволами были оставлены около церкви в неприкосновенности.

Архитекторы русского классицизма создали центральные здания островного ансамбля. Не все из них сохранились.

Великолепные постройки на Островах образовали удивительное по своей гармоничной завершенности, по единению с зеленым парковым пространством, низменным островным ландшафтом и прозрачным простором вод, исключительное в своем роде ландшафтно-архитектурное целое.

14 дек. 2015 г. была представлена организованная городскими властями для школьников "Академия талантов" Санкт-Петербурга" бюджетное учреждение для дополнительного внешкольного образования, анонсированное в марте того же года.

Теперь во дворце работает 24 зала с оборудованием для телеконференций, постановки спектаклей, занятий по робототехнике, музыке, моделированию костюмов. Программы академии подразумевают углубленное изучение гуманитарных, технических и естественных наук и творческие занятия с профориентационной практикой. Всего образовательная площадка состоит из 12 тематических зон.

Так, в зоне занимательных наук будут проводиться экологические экскурсии и устраиваться проектно-исследовательская деятельность с помощью цифровых образовательных лабораторий, рассказывают в компании "Полимедиа", которая занималась реализацией проекта. В зоне интеллектуальных игр дети смогут пользоваться интерактивным комплексом средств визуализации для проведения игр «Что? Где? Когда?», «Брейн ринг» и «Умники и умницы».
В зоне «Музей» работает виртуальная примерочная, где ребята смогут промерить исторические костюмы, сфотографироваться и получить снимок. В коворкинг-пространстве есть все для творческой коллективной работы.

Также в академии будет работать детская телестудия, а для учеников и их родителей будут проводить интерактивные экскурсии. В пресс-службе администрации губернатора отмечают, что тесное сотрудничество с Академией талантов будет вестись с городскими школами по системе класс-проект.

Губернатор Георгий Полтавченко,на открытии дворца,по его инициативе дворец передали детям.

В добрый час,ребята!!!

Уголки пейзажного парка, тихие аллеи и парадные магистрали, гладь каналов и зеркала прудов - он неотъемлем от Петербурга, этот мир Островов, овеянный поэзией Пушкина и Блока…

Источники

http://www.polymedia.ru/o-kompanii/novosti/47271/

Портреты:Википедия

Витязева В. А. Дворец на острове в излучине Невы // Белые ночи. Л., 1985 г.
Витязева В. А. Каменный остров. — Л.: Лениздат, 1991 г.
Калюжная А. Д. Петербургская сторона. — СПб.: Остров, 2007. — С. 207—209. — 240 с.

С-Пб, наб. Малой Невки, дом 1
Каменнноостровский дворец.
"Академия талантов", открыта в декабре 2015 г.

http://academtalant.ru/
Экскурсия 23.01.2016.
(на фото вензель МР одного из владельцев - великого князя Михаила Романова).

Загадочный дворец на стрелке Каменного острова знаком далеко не всем горожанам, не говоря уж о туристах. Много лет дворец и парк на стрелке Каменного острова оставались недоступной зоной и наблюдать за происходящими изменениями можно было только с протиположных берегов.
До 2007 года в дворцовых интерьерах располагался военный санаторий. После закрытия санатория было решено превратить дворец в Каменноостровскую резиденцию губернатора. Началась серьезная реставрация. Но случилось чудо - в 2014 году губернатор Георгий Полтавченко решил передать это здание детям и назвать это благословенное место "Академией талантов", которая распахнула двери в конце 2015 года. Мне посчастливилось попасть практически на первую экскурсию по залам дворца.
Расскажу всё по-порядку.

Историческая справка:
В 1765 году Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу . Строительство Каменноостровского дворца началось весной 1776 года по проекту неизвестного автора. Надзор за работами осуществлял архитектор Ю.М. Фельтен. Но одновременно Екатерина II отдала Павлу земли в Павловске и Гатчине и резиденция на Каменном острове не была притягательным местом для Павла.
После вступления на престол Александра I в 1801 году, дворец становится одной из любимых его резиденций. В начальный период царствования Александра Павловича во дворце собирается «Негласный комитет». Здесь же 6 августа 1812 года, император поручил командование русской армией М. Кутузову. И здесь же в 1825 году он узнал о заговоре декабристов. 1 сентября 1825 года он покинул Петербург навсегда, смерть вскоре настигла его в Таганроге. Дворец можно назвать последним петербургским пристанищем императора.
После Александра I дворцом владели Великий Князь Михаил Павлович и его супруга Елена Павловна .
Дочь Михаила Павловича и Елены Павловны Екатерина Михайловна выходит замуж за состоявшего на русской службе в чине генерала немецкого герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого, и дочь последних Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская получает Каменностровский дворец во владение вплоть до революции.

Вход на территорию дворцово-паркового ансамбля со стороны Малой Невки, через проходную (по предварительной записи, по паспорту).
Дворец является выдающимся памятником классицизма и представляет в плане растянутую букву «П» с центральным корпусом и флигелями.




Фасад, выходящий на Малую Невку.


Отдельно стоящие на берегу Большой Невки. Ворота без ограды:-)


Фасад обращенный в парк.


Центральна аллея, ведущая к Парадным воротам и церкви рождества св. Иоанна Предтечи. Существует легенда о подземном ходе между дворцом и церковью.


Аванзал (1 этаж) . Украшен панно Федора Данилова по гравюрам Пиронези "Виды Рима".


Мраморные скульптуры.
"Нимфа и пастух"


"Диана на льве"


Коридор 2 этажа.




В этом зале расположены технические диковинкии - "говорящие экраны", с которых Екатерина II, Александр I рассказывают свои истории.




В зале развернуты прекрасная выставка - костюмы фильма "Матильда" , переданные режиссером Алексеем Учителем после съемок. Фильм рассказывает о периоде романтической любви Мали и Ники - легендарной балерины Матильды Кшесинской и будущего императора Николая Романова . Фильм выйдет на экраны осенью 2016 года (жду с 2014 года,
















И даже Матильда Феликсовна ожила и заговорила

Зал с флорентийскими росписями.





Зал с "путти". На потолке медальоны с милыми голенькими мальчиками с крылышками. Говорят, что в советское время им были пририсованы трусики и пионерские галстуки.




В этом медальоне сохранился "советский" мячик - игрушка путти.


За занавесом спряталась весьма фривольная нимфа с сатиром.


В этом зале находится голографический театр . Выглядет это примерно так:

Самый красивый и торжественный зал дворца - танцевальный зал с кариатидами. Зал предназначен для проведения балов и концертов.









Музыкальный салон . Основала салон Елена Павловна , супруга Михаила Романова, - большая почитательница искусства. Руководил салоном Антон Рубинштейн , который некоторое время даже жил во дворце. именно, здесь зародилась идея создания Консерватории - первого высшего музыкального заведения России. Он посвятил Елене Павловне цикл из 24-х пьес "Каменный остров".


На стенах - мраморные скульптурные портреты Моцарта, Глюка, Бетховена, Палестрины. Говорят, что голову одной из богинь скульптор изваял с великой княгини Елены Павловны.








Сейчас в зале школьники играют в электронную версию "Что, где, когда?". Столы для команд, волчок и вопросы на экране. Мы тоже поиграли:-)

Атриум с белым роялем.





Теперь надо ждать лета, чтобы оценить парк во всей красе. Он по проекту должен выглядеть так:


А пока вокруг снежное морозное царство. И только странные следы через Неву. Возможно, ночью призрак Павла I переходит на другой берег в усадьбу Лопухиных на свидание к своей фаворитке Анне Петровне Лопухиной.

P.S. Лет пятнадцать назад мне удалось посетить дворец, который был тогда в собственности Министерства обороны и там располагалось лечебное учреждение - Военный санаторий ВВС. У меня сохранилилось несколько снимков, сделанных ещё на пленочном фотике. Выкладываю сканы:




Скульптурные группы располагались тогда в танцевальном зале с кариатидами. За "Дианой на льве" - выставочные щиты, посвященные истории санатория.






А эти росписи были сняты в кабинете функциональной диагностики, в котором располагались всякие электрофарезы и УВЧ. Всё пространство было разделено на отсеки белыми простынями. Но тогда почему-то не хотелось фоткать эти артефакты, хотелось запечатлеть что-то красивое, вечное. И даже в бреду не могла прийти в голову мысль, что дворец восстановят и отдадут юным талантам.



Посетила 04.07.2017 Каменноостровский дворец. Чтобы туда попасть, предварительно нужно зарегистрироваться на сайте Открытый город.

Кроме того, по информации полученной от ведущего экскурсии Ивана (который также работает в Академии) каждую субботу Академия талантов готова знакомить жителей города с дворцом.


Боясь опоздать я пришла раньше на час, и была пропущена доблестной охраной на территорию дворца, что дало мне возможность погулять по парку раз, сделать фото без людей два и посидеть читая книгу на берегу Большой Невки три, в тишине и одновременно почти в центре города. Таков вид на дворец со стороны парка.


Пустынные аллеи, кругом фонари, поющие птички и отсутствие суеты, кстати парк носит условное название «Тихий отдых», действительно отдых там очень тихий, территория парка конечно не совсем большая, если сравнивать с другими парковыми зонами, но она с двух сторон ограждена водами рек, с третьей стороны домами, поэтому обычная городская суета остается далеко за пределами парка.


А вот и выход к реке, сидя на скамейке можно отдыхать душой и телом, созерцая воды реки и ощущая легкий ветерок


Таким фасадом дворец смотрит на город через Большую и Малые Невки, так как в этом месте они сливаются


Но время экскурсии подходит к началу и вперед во дворец,

Немного исторической справки о Каменноостровском дворце: Екатерина II подарила Каменный остров Павлу и в 1776 началось строительство дворца под руководством Ю.М. Фельтена, прерывались работы из-за наводнения, и затем к проекту подключился Д.Кваренги и в 1782 году дворец был полностью закончен. Менялись владельцы, ими были и Александр I, и Коммуна беспризорных имени Луначарского и санаторий Ленинградского военного округа.


И первый зал который нас встречает Аванзал, тогда он исполнял функции комнаты ожидания, единственный момент скульптуры должны были располагаться на улице, но данный мрамор очень чувствителен к питерской погоде и для их сохранения они занесены внутрь. Кстати выход из Аванзала возможен через стеклянные двери, включаем воображение и представляем как кареты приближались ко дворцу, высаживали людей и те по лестнице поднимались в зал.

В 1797 году дворец стали готовить к пребыванию в нем Станислава Понятовского и к отделке интерьеров привлекли архитектора В.Бренна благодаря чему в Аванзале появились фрески с видами Рима.

В этом зале совсем недавно чествовали золотых медалистов города, ипока остались элементы в виде флагов и цветов, установок камер.

Интереса ради поискала старые фото помещений, сложность при реставрации, как отметил Иван, была следующая, очень много было разных слоев и трудность заключалась в том, что оставлять, что убирать. Кстати в подвале стояли печи которые отапливали помещение, и воздух теплый попадал из отверстий под зеркалами

Но в открытые двери мы видим ранее известную как Малиновуюгостинную, а сейчас центр игр, именно в этой гостинной любил бывать А.С.Пушкин, как отметил гид, но фото гостинной, как выглядела ранее, ненашла.

Скульптуры композиторов зато сохранились в подлиннике, как и камин, но вопрос работает или нет, гид затруднился ответить, но обращу внимание на интерактивные игры которые здесь теперь проходят, участники разбиваются на команды, и например начинаем играть в «Свою игру»

А перед нами на табло экран ведущего, что в нем полезного, вопервых ведущий всегда может посмотреть ответ, отслеживается время, вопросы можно установить для любого класса, есть стандартная программа, но вполне можно создать свою, все нажимы кнопок сопровождаютсямузыкальным оформлением как и в обычных программах, в настоящее времянастроены такие игры как «Своя игра», «Брейн ринг», «Умники и умницы»,«Что? Где? Когда?»

Ровно в четыре часа услышали мелодичный звон часов и на этом покинули бывшую Малиновую, Музыкальную гостинную

Очень завидуем детям у которых теперь есть такая возможность играть в телевизионные игры не покидая города и переходим в помещение, в котором были ранее театральные постановки, а сейчас сделан голографический театр

В театре была показана постановка о создании дворца и одной из легенд про Петра I.И мы проходим дальше, в зал заседаний

В этом зале, как впрочем и в других очень хочется отметить потолочные росписи, которые восстановлены практически с нуля, нашла фотографию по реставрации, судите сами какая кропотливая работа была проведена

Благодаря этим мастерам мы теперь можем увидеть ту красоту, что была во дворце изначально

Но переходим дальше, еще один зал в который мы сунули свой любопытный носик, это еще одна игровая комната, на примере мы видим табло, где написаны страны и флаги, все объекты двигаются и достаточно взять рукой табличку и повести ее по экрану и она будет перемещаться, и при верном совпадении флага и наименования страны они исчезают с экрана, очень актуальная игра для малышей особенно, а впрочем и не только для них.

Пора подняться выше

А выше мы попадаем в тайный кабинет Александра I, именно здесь он поручил командование в 1812 армией М.И. Ктутузову, здесь узнал и о заговоре декабристов. Во время ВОВ и в послевоенные годы госпиталь/санаторий и в этом помещении были лечебные ванны, которые нанесли фрескам очень сильный урон

После тайного кабинета пора посетить музей, в музее представленыразные наряды, которые можно потрогать руками, примерить шляпки, стоятэкраны которые при приветствии включаются и рассказывают разные истории

Мимоходом заглянем что еще предлагает Академия талантов детям, и студия кино, где ребята могут снимать свои передачи, фильмы

В голубом зале занимаются дети с конструированием, на фото около лестницы сконструирован кран который работает при подаче воздуха

В завершении хочу процитировать статью, которую нашла в интернет издании Дневник Петербурга:

Решение о создании «Академии талантов» в Каменоостровском дворце было принято летом 2014 года.

«Когда мы принимали решение о том, чтобы отдать дворец вам, у нас не было сомнения. Сейчас я вижу, что мы приняли верное решение. Были скептики, которые сомневались, стоит ли отдавать такой красивый дворец детям, но у нас есть пример Аничкова дворца, где сама атмосфера дисциплинирует. В нашем городе много талантливой молодежи, и я уверен, что Академию ждет счастливая судьба», - сказал Георгий Полтавченко на торжественной церемонии открытия.

Глава города выразил надежду, что здесь будут раскрываться талант юных петербуржцев, и многие сделают здесь сделают свой первый шаг в будущую жизнь.

По легенде, старинные часы в Каменоостровском дворце, пока он пустовал, остановились. Но когда Дворец оказался в руках нового поколения, часы снова пошли, ознаменовав тем самым начало нового периода в жизни дворца.

Георгий Полтавченко поблагодарил тех, кто принял участие в реставрации дворца: генеральным подрядчиком работ во дворце выступило ООО «РК „Интарсия“.

В классические дворцовые интерьеры органично вписана очень современная техника и программное обеспечение, созданное на наших петербургских предприятиях: „Полимедиа“ и „Кронштадт“.

Кроме проведения занятий, „Академия талантов“ станет штаб-квартирой Совета старшеклассников и Ассоциации классных руководителей Санкт-Петербурга.

»Эта Академия позволит многим детям определить свои возможности, чтобы сделать выбор на дальнейшее будущее. Это важно в нашем современном мире, когда надо достаточно быстро учиться", - сказал Георгий Полтавченко.

От Аничкова дворца (Городского Дворца творчества юных) «Академия талантов» отличается, в первую очередь, нетрадиционным подходом: вместо постоянно действующих кружков, куда дети целенаправленно ходят несколько лет, «Академия талантов» поможет каждому сначала попробовать новые занятия и определиться, что ему интересно.

Проще всего попасть в «Академию Талантов» через свою школу, которая сможет направить заинтересованных учеников во Дворец. Но и родители, и дети самостоятельно тоже смогут получить информацию на сайте «Академии Талантов» или прийти лично.

По субботам в «Академии Талантов» проходят программа «Знакомьтесь, Дворец» - это интерактивная экскурсия для детей с родителями, в ходе которой можно познакомиться с техносферой дворца и узнать, чем и как тут можно заниматься. Абсолютно все занятия в «Академии талантов» совершенно бесплатны."

И в завершении заглянем в музыкальный зал и пойдем прочь, радуясь тому, что есть теперь у детей. Я думаю любого родителя заинтересует обучение ребенка или возможность проведения разных мероприятий в Академии талантов.

По словам нашего гида Академия готова к сотрудничеству и разумнее заключать школе договор о партнерских отношениях, договор позволит более эффективно использовать возможности академии для своих нужд. Вне договора также возможны отношения, но они будут только в случае если необходимые залы будут свободны. На данный момент такие договора заключены с 56 школами, более 3500 ребят приняли участие в 2016 году в разных программах.

И напомню, что Академия начала работать с 14 декабря 2015 года, пока небольшой срок конечно, но зато сколько всего интересного таит теперь Каменноостровский дворец.

Каменноостровский дворец - одна из бывших царских резиденций в Санкт-Петербурге. Находится на Каменном острове. Памятник архитектуры конца XVIII в. в стиле классицизма.

В 1765 г. императрица Екатерина II пожаловала весь Каменный остров своему сыну, будущему императору Павлу I. На месте современного дворца тогда уже существовала деревянная усадьба канцлера Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. На ее месте был возведен новый каменный дворец в период с 1776 по 1782 гг. Авторы проекта, архитекторы: Юрий Матвеевич Фельтен, Джакомо Антонио Доменико Кваренги. Интерьером дворца занимался придворный архитектор Павла I - Винченцо Бренна.

В период с 1776 по 1778 гг. на территории усадьбы был построен храм Рождества Иоанна Предтечи - в псевдоготическом стиле, по проекту Юрия Матвеевича Фельтена. Впоследствии этот храм принадлежал Мальтийскому ордену, магистром которого являлся Павел I. Этот храм сохранился до наших времен.

После Павла I дворец становиться любимой резиденцией его сына - Александра I. Именно в стенах этого дворца император доверил командование армией Михаилу Кутузову в войне 1812 г. Здесь же Александр I узнал о заговоре декабристов в 1825 г.

В начале XIX в. дворец был надстроен третьим этажом по проекту архитектора Луиджи Руска. Интерьером занимался зодчий Василий Петрович Стасов. Так же в этот период был перепланирован сад по проекту архитектора Жана-Франсуа Тома де Томона.

Когда дворцом владел Великий князь Михаил Павлович, его гостем был поэт Александр Пушкин (он бывал здесь в 1834 и 1836 гг.)

Последним владельцем дворца была герцогиня Елена Мекленбург-Стрелицкая, дочь великой княгини Екатерины Михайловны и герцога Георга-Августа Мекленбург-Стрелицкого.

После революции 1917 г. здание дворца было национализировано, здесь разместили военный санаторий.

В 2000-е гг. проводилась реставрация.

Планируется, что в здании будет размещена детская социально-образовательная организация "Академия талантов Санкт-Петербурга".

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх