Мьянма: страна, застывшая в золоте. Баган


Страницы: 1

Баган - еще одна бывшая столица еще одного царства, когда-то существовавшего на территории современной Мьянмы. У берега Иравади на площади в 40 м2 сохранилось около четырех тысяч буддистских религиозных сооружений: храмов, ступ, рукотворных пещер. Почти все они построены с XI по XIII века в период расцвета царства. Вскоре, когда на эти земли пришли монголы, город был разграблен и пришел в упадок. Сейчас от него осталось лишь несколько деревень, разбросанных в округе. Около деревни Ньяунг-У есть аэропорт, из которого вечером следующего дня мы улетим в Янгон.

В Багане, Мьянма // gur-095.livejournal.com


Поезда

Полтора года назад я уже испытал радость путешествия на поезде в Юго-Восточной Азии. Тогда мы проехали за ночь около 250 километров с востока на запад острова Цейлон. Сейчас предстояло что-то похожее, только вот за 8 часов мы должны покрыть расстояние еще меньшее - всего в 150 километров, разделяющих Мандалай и город храмов Баган. Прикинув среднюю скорость и вспомнив состояние ланкийских вагонов первого класса с засаленными креслами и циклопических размеров тараканами, про мьянмарские вагоны я решил даже не думать, а принять их как необходимость. Альтернатив три - либо лететь самолетом, который преодолеет полторы сотни километров за двадцать минут и опустошит ваш кошелек на 100 долларов, либо ехать на автобусе - часов пять-шесть по бездорожью в тесном салоне. Третий вариант - спуститься на лодке по реке Ирравади. Есть "скоростная" лодка - путь займет около 9 часов и будет стоит долларов 40, и дважды в неделю есть "калоша" для местных - без всяких удобств, с циновками на палубе, зато в колоритной компании - 12 часов и 10 долларов. Поезд, билет на который в высший класс стоил 15 долларов, показался мне самым правильным вариантом. И вообще, я люблю поезда.

Поезд ночной, но спальных вагонов не предусмотрено. Люди здесь привычные к такому времени в пути, и удобно спать им, судя по всему, не полагается. Хотя в поезде Баган-Янгон стальные места есть. Но там-то ехать все девятнадцать часов, а нам всего-то восемь. Вагоны оказались сравнительно неплохими для Юго-Восточной Азии, лучше, чем те, в Шри-Ланке. По два широких мягких сиденья с каждой стороны, с трудом закрывающиеся окна, совсем не закрывающийся туалет вида "дырка в полу", потрепанный обшарпанный столик - вот и весь интерьер. Но в целом чисто.

Вскоре после отправления становишься настоящим буддистом. Осознается, что даже в спальном вагоне уснуть было бы проблематично - вагон уверенно раскачивает во всех плоскостях. Моментами подлетаешь сантиметров на пять, да так, что кажется, точно находишься в седле верхом на лошади. Вправо-влево вагоны раскачиваются относительно друг друга настолько сильно, что если смотреть на дверь следующего вагона, она в какие-то моменты будет перекрываться корпусом нашего вагона почти на треть. Перед самым опасным участком, когда казалось, что вагон вот-вот перевернется, по салонам прошли контролеры и попросили все тяжелые вещи снять с верхних полок. Интересно, какие законы физики нарушаются в Мьянме, что поезд при таких амплитудах остаётся на рельсах. Антон назвал это явление "Мьянмар шейк", чем здорово повеселил наших попутчиков.

С нами в вагоне ехал Эйри из Нью-Йорка, который путешествует по миру уже не первый месяц, и молодая пара из Страны басков. Антон достал бурбон из штата Кентуки, купленный в домодедовском дюти-фри и початый еще в Бангкоке. Эйри оживился, и разговор пошел. Чашка за чашкой наш американский попутчик рассказывал о своих приключениях в Европе и на Ближнем Востоке. Его особенно впечатлил самый высокий небоскреб мира Бурж Халифа в Дубаи, который, по его словам, был "so f*cking tall!".

Вскоре бурбон закончился, и все мы заснули в экстремальных позах. Баск спал в спальнике прямо на полу. Я устроился на два свободных сидения, продлив спальную плоскость своим чемоданом. Поезд медленно влачился сквозь дикую темноту. Ветки деревьев скребли по корпусу вагона и попадали в открытые окна. На редких остановках я слышал сквозь сон, как переговариваются между собой пассажиры, как мальчики на перроне кричат на своем округлом языке повторяющиеся фразы, предлагая купить какую-то снедь. Эти фразы я помнил потом еще долго, так и не зная, что они означают. И до сих пор иногда вдруг всплывают в памяти эти бирманские голоса, подслушанные на неведомых полустанках. В пять утра, когда еще едва светало, поезд прибыл в Баган.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Затерянный мир

Накрапывал мелкий дождь. В полудреме рассвета виднелись силуэты пагод. Их были десятки. Нет, их были сотни вокруг! Перед тем, как пойти смотреть на одно из самых необычных мест в мире, мы решили пару часов поспать в гостинице после ночного переезда. Но я никак не мог уснуть. Мне не терпелось увидеть Баган. А еще я вспоминал Тин Зу и Маа Зи и мальчика Ни-Ни из Инвы. Мне все представлялось, как там они, изо дня в день, на пристани. Наверное, если приехать туда через пару лет, то можно будет без труда отыскать их в деревне, на том же месте. И подарить им фотографии.

// gur-095.livejournal.com


Немного практической информации: остановиться можно либо в новом Багане, либо в Старом. Последний находится в самом сердце археологической зоны, вблизи всех самых интересных достопримечательностей. Новый Баган - поселение в трех с половиной километрах южнее от старого, небольшой поселок, жители которого зарабатывают на туризме и скотоводстве. Гостиниц немного, в сезон спрос превышает предложение, поэтому цены достаточно высоки, а бронировать номер надо заранее - через booking или agoda.com (бюджетных предложений совсем мало), либо через местную турфирму. В старом Багане остановиться дороже, чем в Новом.

// gur-095.livejournal.com


По Багану правильно передвигаться на велосипеде или на повозке. Я уже почти смирился с дождем, но внезапно распогодилось и выглянуло солнце. Было решено брать велосипед. Аренда обошлась в 2 доллара в день. Мне, как большому любителю велотуризма, было очень интересно испытать себя на просторах Мьянмы. Антон не садился на велосипед много лет, и было видно, что сначала он был не очень рад затее, с опаской поглядывая на видавший виды двухколесный транспорт. Байки были и правда древними, с изогнутым рогами рулем и почти нерабочими тормозами. Но пока доехали до Нового Багана, приноровились.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Провинциальный Баган в отличии от шумного Мандалая - рай для туристов. Все, что существует вокруг, сделано по сути для них и для многочисленных паломников, которые приезжают в эти намоленные места со всей буддистской Азии. Туристов много, большинство приехали по элитным индивидуальным турам, но есть и бэкпекеры из Западной Европы и Америки. Соотечественников замечено не было, кроме одного интересующегося местной культурой мужчины в вечернем баре, но тот знал, зачем сюда приехал.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Туризм развивает не самые лучшие черты у местного населения. Такие наивные и искренние люди из Мандалая здесь уже активные дельцы, которые всеми правдами и неправдами пытаются завоевать расположение вашего кошелька и обогнать в этом своих конкурентов. Конечно, до арабских купцов им еще расти и расти, но девушкам, продающим сувениры, уже больше интересны не вы сами, а то, сколько у вас с собой денег. Хотя и здесь на рынках человеческие отношения случаются. Одной девчушке я подарил несколько рублевых монет в качестве сувенира, она улыбнулась, убежала куда-то и принесла мне в ответ открытки из Багана, пожелали друг другу удачи. А вот в самой знаменитой здесь пагоде Швезигон, сплошь позолоченной огромной ступе, мне совсем не понравилось. Уже на подступах к ней идет бойкое соперничество за иностранцев. Женщины-торговки в летах нападают на путника как коршуны, играют в тонкие психологические игры, всучивая ему какую-то безделушку и называя это подарком. Потом чуть ли не силой усаживают напротив из прилавка и предлагают кучу всего ненужного. Отвязаться от них оказалось сложным занятием. А внутри самого двора пагоды тоже орудуют проходимки: представляясь работницами храма, заманивают непонимающих иностранцев в какую-то клетушку с Буддой, якобы посмотреть на статую, делают вид, что совершают некий обряд, после этого требуют за него денег. Были посланы успешно. Да, здесь совсем не те наивные девушки-красавицы и мальчишки с добрыми глазами, которые нам встречались в Мандалае. Недаром чувствую я - массовый туризм, он до добра не доводит. Хотя и хорошо оздоровляет экономику.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Туристы с гидами ходят в основном по проторенным дорогам вокруг самых знаменитых и древних храмов. Но если вы на велосипеде, это дает огромный простор в познании Багана. Просто сверните на любую проселочную грунтовку, удаляясь от основной дороги, и вы увидите все то же великолепие, только вокруг не будет ни души.

// gur-095.livejournal.com


На некоторые ступы можно подняться по ступенькам. С их тесных террас открываются космические виды. Большое туристическое развлечение здесь - наблюдение заката с одной из таких ступ. Про нее написано во всех путеводителях, и обычно вечером она полна желающих увидеть световое представление, что не способствует его правильному восприятию. А ведь таких ступ со ступеньками несколько, стоит просто поискать.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Сейчас тысячи пагод, огромных и совсем крохотных, странными артефактами утопают в траве среди тропического редколесья. Большинство никак не поддерживается и продолжает разрушаться временем и землетрясениями. Некоторые храмы восстанавливают и даже надстраивают, что, на мой взгляд, не всегда идет на пользу атмосфере места. Наверное, стоит их защищать от исчезновения, но никак не подновлять позолотой и мрамором - тогда не потеряется мистическая суть древнего покинутого города.

// gur-095.livejournal.com


И недели не хватило бы, чтобы насладиться этим местом. Осмотрев основные храмы из путеводителей, можно забраться глубже, уехать, куда глаза глядят и найти там не менее интересные храмы: изучать, удивляться, чувствовать себя настоящим первооткрывателем.

// gur-095.livejournal.com


// gur-095.livejournal.com


Вечером в старом Багане приятно посидеть в каком-нибудь ресторане за тарелкой риса и кружкой пива. Найти в Багане место, комфортное для европейского желудка, труда не составляет. В отличии от того же Мандалая, где в миллионном городе рестораны с европейскими условиями (не говорим даже про еду) можно отыскать лишь при паре-тройке крупных гостиниц, здесь кафе - на каждом шагу. Подают в основном, конечно, местную кухню, но адаптированную - не такую острую, не такую специфичную. Мы попробовали салат из чая - диковинное блюдо, о котором я даже не слышал. Дело в том, что Бирма единственная страна, где чайный лист не только заваривают, но и едят. Никогда бы не подумал, что это даже будет вкусно! Что до пива, то местное Myanmar beer, показалось нам очень похожим на настоящий хмельной напиток: плотное, пенистое, ароматное. С какой бы опаской я не относился к азиатским маркам пива, Maynmar beer - совсем уж неожиданное открытие. То ли колониальные традиции англичан уверенно законсервировались после их ухода, то ли здесь еще не поняли, что пиво можно разбавлять для получения большей прибыли, но качество действительно удивляет. Еще есть менее приятное Mandalay Beer, с необычным сладковатым привкусом.

Просидеть в этих заведениях можно допоздна, вот только если вы на велосипеде и живете в Новом Багане - вам не повезло. Три с половиной километра в кромешной тьме нам дались с трудом. Дороги здесь освещаются только звездами и луной, а в пасмурный день их вовсе не разглядеть. После девяти трафик на дорогах пропадает, и ехать жутковато. На середине пути нами даже заинтересовался полицейский патруль. Справившись о том, кто мы такие и куда держим путь, полицейские пристроились позади, принялись нас сопровождать и освещать путь фарами, пока мы не свернули на проселок к своей гостинице.

// gur-095.livejournal.com


Справедливости ради и для особо сомневающихся надо сказать, что с безопасностью в Мьянме все хорошо. Многие мои знакомые, когда-то что-то слышавшие про Бирму, уверяли, что здесь военное положение, стрельба и бандитизм. Во-первых, надо понимать, что объективной информации оттуда очень мало: большинство западных, да и не только, государств настроено к существующему режиму Мьянмы негативно, поэтому события, происходящие там, будут преподноситься соответствующим образом, в виде раздутого из мухи слона. А во-вторых, все события из недавних весенних сообщений о неспокойствии в Бирме, происходили только в приграничном с Бангладеш штате Ракхайн, и касались межконфессиональных и бытовых трений между буддистами и мусульманами-рохиджья, что не имело никакого отношения ни к туристам, ни к большей части страны в целом. Для правильной оценки актуальной ситуации в стране лучше пользоваться инсайдерскими источниками. Вот, например, блог русского резидента Янгона , который раньше жил в Перьми.

Уровень преступности, особенно по отношению к иностранцам, уверенно стремится к нулю. Карманных краж, пропаж вещей из номеров гостиниц и прочих мелких проблем вовсе нет: для людей, живущих здесь, буддизм - это не просто слово. Большинство из этих людей не будет делать зла другим, дабы не учинять проблемы своей карме. Мы чувствовали себя в Мьянме в абсолютной безопасности, намного безопаснее, чем ощущаем себя в Москве. Но о разумных правилах безопасности, конечно, забывать не стоит.

Летайте самолетами местных авиалиний

Аэропорт находится километрах в семи от Старого Багана, около деревни Ньяунг-У. Во всех расписаниях он так и будет значиться - аэропорт Ньяунг-У. Здание, стилизованное под буддистскую храмовую архитектуру, выглядит серьезно. Я ожидал увидеть здесь нечто вроде ветхого ангара с расположенной рядом старой взлетно-посадочной полосой, который посоперничал бы в убогости с рекордсменом моего личного рейтинга - аэропортом сербского города Ниш, а увидел я живой новый терминал, полный иностранных туристов.

Здание-то новое, но мы в Мьянме. В зале вылета у служащих не видно ни одного компьютера. Хотя с недавнего времени со скрипом работает wi-fi. Расписание рейсов написано маркером на белой доске. За стойками регистрации от руки выписывают посадочные талоны и бирки на багаж. Нам торжественно объявляют, что рассадка в салоне свободная. Чемодан забирает грузчик, а нас отправляют ждать объявления рейса. Работник улыбается во весь рот и, не скрывая эмоций, показывает на новые, видимо, только недавно установленные мониторы LG - наш рейс появится на них!

// gur-095.livejournal.com


Авиация в Мьянме представлена несколькими авиакомпаниями, выполняющими рейсы в основном на старых турбовинтовых самолетах ATR. Маршруты между главными аэропортами страны у всех компаний строятся одинаково - самолет летит из Янгона по кругу - либо по часовой, либо против часовой стрелки - садясь в промежуточных пунктах, высаживая и подсаживая пассажиров и через 15 минут снова взлетая, точно воздушная маршрутка. Янгон-Озеро Инле-Мандалай-Баган-Янгон. Еще самолеты летают на север - в горные провинции у подножья Гималаев; в новую столицу Мьянмы Нейпьидо; на побережье в Нгапали бич и куда-то на юг, в небольшие городки. Но в Мьянме надо быть начеку, рейсы часто отменяют, переносят, поэтому за день до вылета стоит уточнять положение дел в каком-нибудь турагентстве.

// gur-095.livejournal.com


Перед самой посадкой народ загоняют в накопитель перед гейтом. Там пассажиры ждут, пока подъедет автобус, а о готовности посадки объявляет специальный человек с номером рейса в руках. Он бегает по залу, машет табличкой и громко называет пункт назначения и авиакомпанию.

Летели с AirBagan. Самолеты вопреки ожиданиям не убитые, хорошие. Внутри чисто, уровень обслуживания вполне обычный. В пути, правда, попали в грозу и нехилую турбулентность. За окном сверкало. Небольшой самолет, как лодчонку во время бури, швыряло мощными потоками во все стороны, и пришлось понервничать. Но через час с небольшим мы уже приземлились в Янгоне.

gur_095
19/02/2014

Страницы: 1


Археологический музей в Багане расположен в регионе Старого Багана, Он собрал старинные каменные скрижали, которые были найдены около Баган и отображаются в музее. Этот музей был открыт для посетителей в 1904 году.

В течение 60 лет создания музея было собрано достаточное количество древних артефактов недалеко от Баган.

Новый Баган Археологический музей был открыт 17 апреля 1998 года. Теперь трехэтажное здание, построенное в восьмиугольной дизайн в качестве базового. Здание полностью меблирована с Мьянмой Ремесла.

Первый этаж состоит из: Древняя Пагода портреты, Древние настенные росписи,

На верхнем этаже, вы можете увидеть самый живописный вид на Баган.

В Багане Археологический музей является одним из наиболее важных мест.

Мраук У

Мраук-У - древний город, основанный королем Минсомон в 1431 году. В середине 16 века население города достигало 120 тысяч человек, сюда приезжали купцы из Португалии, Голландии, Аравии, Персии и Индии. В период своего расцвета Мраук-У контролировал половину Бангладеша, территорию современного штата Аракан и западную часть Нижней Бирмы. Сегодня город представляет собой небольшую деревеньку, горазд меньше по размерам, чем Баган, но и гораздо более «живую» и, пожалуй, интересную.

В городе до сих пор сохранилось множество древних храмов и пагод. Наиболее знамениты храм Шиттаун (храм 80 тысяч статуй или храм Победы), храм Дукхантейн (храм ординации) и храм Коэ-таун (храм 90 тысяч статуй).

Интересен археологический музей (вход бесплатный) в Королевском дворце с обширной коллекцией, собранной археологами на раскопках: статуи, картины, монеты, барельефы.

А какие достопримечательности Багана вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Храм Ананда

Храм Ананда Пожалуй был построен в 1091 году.Храм шедевр архитектурного искусства. По легенде король Кьянзитта был так очарован его красотой, что собственноручно убил архитектора, дабы тот не воспроизвел столь прекрасное творение вновь.

Интерьер храма Ананды был копией легендарной пещеры Нандамула в Гималаях. Четыре почти 10-метровые статуи изображают последнего Будду нашего времени

Храм Ананда - это один из великолепнейших и наиболее хорошо сохранившихся храмов в Багане. Храм символизирует бесконечную мудрость Будды. Его квадратный периметр окружён стенами. Над ними возвышаются 17 ступ высотой до 51 м. Во внутренних галереях - сотни статуй Будды.

В западном святилище установлена статуя основателя храма. На пьедестале западного портала можно увидеть два отпечатка стоп Будды. На территории храмового комплекса находится монастырь Ананда-Ок-Куонг (Ananda Ok Kyaung) - единственный сохранившийся с тех времён кирпичный монастырь. Каждый год в полную луну месяца Пьято здесь собираются тысячи паломников на 3-х дневный храмовый праздник.

Аэропорт «Аэропорт Баган» находится в Мьянме, в 8570 километрах от центра города Баган. Это один из наиболее удобных и понятных аэропортов Мьянмы.

Прямо на выходе в зал стоят люди в национальной одежде и весело приветствуют людей.

В зале расположены небольшие магазины с продуктами, водой и сувенирами.А так-же стойки с рекламной информацией. А уже на выходе из самого аэропорта опять встречают эти нарядные люди, уже с музыкой и плясками.

Гора Попа (Баган)

Гора Попа или, как её называют местные Попа Даунг Калат – это потухший вулкан, расположенный к юго-востоку от города Баган, в Бирме. Он давно спит, и последнее его извержение было в 442 до н. э.

Высота горы составляет 1518 над уровнем моря, так что с нее отлично видно все окрестные земли, например сам город Баган, вулкан Таунг Калат или каньон глубиной 914 метров. На горе находится более 200 источников, вокруг растёт много деревьев и трав в плодородной вулканической почве. На самой вершине горы находится буддийский монастырь.

Этот потухший вулкан считается священным и является местом паломничества. Местные жители считают, что на этой горе обитают духи природы. В буддийском монастыре есть специальное место, где стоят статуи этих духов, всего их 37, но большинство этих духов очень похожи на людей.

Очень многие паломники посещают гору Попа во время праздника полнолуния Найон в мае-июне и во время полнолуния Надо в ноябре-декабре.

В средние века во время этих праздников приносились в жертву животных, а сейчас считается, что при посещении горы Попа нельзя надевать красную или чёрную одежду и приносить с собой мясо, чтобы не разгневать духов.

Деревня Минкаба

Этническая деревня Минкаба расположена в 2 километрах к югу от стен Старого Багана и примечательна прежде всего храмом Манухи. Храм был построен в 1059 году на деньги монского короля Манухи, которого двумя годами ранее взял в плен баганский правитель Аноратха.

Еще одна достопримечательность деревни - фабрика по изготовлению черных лаковых шкатулок. Это основной вид занятий и источник дохода местных жителей. Туристам предлагают не только приобрести готовые изделия, но и сходить на экскурсию на фабрику или в мастерскую, где работают вручную. Черный лак делают из сока дерева ситсей, а осно­ву шкатулки плетут из бамбука.

Монастырь Нат Хтаунг Кьяунг

Нат Таунг Кьяунг – это буддийский монастырь XVIII века в Мьянме, расположенный к северу от городских стен Старого Багана. Это место, где можно насладиться уединением среди вековых деревьев и первозданной природы.

Точная дата его основания неизвестна, но этот монастырь вероятно старейший в этом районе, и уж точно один из ярчайших образцов восточной архитектуры. Предположительно Нат Таунг Кьяунг был построен на пожертвования одного из богатых людей Багана, который таким образом очищал свою карму и приближал уход в нирвану.

Примечательно, что все постройки монастыря выполнены из дерева, а не из камня, но, тем не менее, он простоял до наших дней. Деревянные постройки более устойчивы к землетрясениям, не редким в этих местах, но при этом они восприимчивы к погодным условиям, насекомым и пожарам, так что сооружение сохранилось в своей первозданной красоте.

Сегодня Нат Таунг Кьяунг не просто памятник прошлого, этот монастырь «живет» и работает, в нем активно ведутся реконструкционные работы и молебны.

А вам интересно знать насколько хорошо вы знаете достопримечательности Багана? .

Храм Хтиломинло в Багане

Пещерный храм Хтиломинло был построен в Багане в 1218 году. Это последнее грандиозное сооружение эпохи Багана и одновременно кульминация зодческого искусства древней Бирмы. Храм также известен своими уникальными гипсовыми резными орнаментами. Это восемь изображений Будды, четыре из которых расположены на нижнем ярусе храма, а еще четыре - на верхнем.

Хтиломинло представляет собой большое помещение, окруженное со всех сторон сводчатыми коридорами. Эти коридоры ведут к одной лестнице, по которой можно подняться на второй ярус и к ступе, венчающей храм.

Второй ярус храма представляет собой большую обзорную площадку, с которой открывается великолепный вид на расположенные неподалеку храмы и ступы.

Самые популярные достопримечательности в Багане с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Багана на нашем сайте.

О, Баган. День первый.

Будучи на озере Инле, в Индейн, мы встретили русских туристов, которые уже завершали свое путешествие по Бирме. И на наш вопрос, что понравилось больше, они в один голос отвечали – БАГАН! Так что же такое – Баган?

Сейчас это руины, занимающие огромную территорию, руины храмов и пагод, руины религиозных сооружений, большинство из которых было построено в период XI-XIII веков, когда Баган был столицей царства. Именно в Багане был Золотой век Бирманской империи. В 1057 король Аноратха овладел столицей монского царства и конфисковал древние рукописи, увёл буддийских монахов, художников и ремесленников, чтобы превратить Баган в культурный центр. Баган стал центром науки, религии и культуры, одним из крупнейших городов мира. Храмы и пагоды строились на протяжении двух веков. Сложно сказать сколько всего здесь было храмов. По некоторым данным до прихода монголов их было около 5 000. В 1287 Баганское царство было занято монголами. Этому предшествовало сражение, в ходе которого бирманская армия выстроила своих мощных боевых слонов. Но монголы начали стрелять из луков по глазам слонов, и те затоптали свою же пехоту. Город был разграблен, золотые пагоды ободраны, многочисленные религиозные реликвии были украдены. Баган пришел в упадок…

Сейчас Баган как большая деревня, тут очень тихо, спокойно, лениво. После сумасшедшего Мандалая это было особенно заметно. Въезд на территорию Багана стоит 10 долларов с человека-туриста – все-таки это исторический объект.

Немного передохнув в отеле после переезда, мы вышли в свет. Взяли напрокат два велосипеда и поехали изучать Баган. Но сначала три организационных момента: обмен валюты, завтрак и карта.

Карту выдали в отеле, но довольно посредственную, поэтому ее лучше все же купить. Деньги в отеле не меняли, но охотно поменяли в крупном сувенирном магазине Shwe War Thein, с дороги имеется указатель на него. Курс хороший, сам магазинчик тоже неплохой. Позавтракали традиционным чикен-карри в какой-то местной кафешке без названия. Основной туристический центр старого Багана находится в районе храма Ананда – тут есть и кафе-рестораны, магазины типа почти супермаркет, сувенирные лавки и прокат лошадей-велосипедов. Пешком от отеля идти минут 20, на велосипеде – минут 7.

В первый день у нас получился такой маршрут: Gawdapalin Temple - Mahabodi Temple – BuPaya Pagoda – Ananda Temple – Shwe San daw Pagoda.

Храм Gawdawpalin

Этот храм был самым первым от нашего отеля. Поэтому естественно мы начали с него. Gawdawpalin построен в 11-м столетии. Один из древнейших и почитаемых храмов Багана. Храм высотой 60м, квадратной формы, с каждой стороны помещены изображения Будды, всего их в храме 10. Храм имеет два этажа, но вход на второй ярус сейчас закрыт, в связи с тем, что сооружение очень древнее и второй этаж небезопасен. Запреты установили буквально пару лет назад. Раньше лазить можно было везде.

Это был наш первый храм, первые Будды в Багане, поэтому осматривали мы его долго.

Стоит отметить один неприятный момент – огромное количество народа везде! Причем не туристического народа, а именно местного. Хотя и туристического было тоже достаточно. Дело в том, что мы приехали в Баган в период школьных каникул и массовых отпусков, поэтому местных было, наверно, даже больше чем туристов. Их привозили целыми грузовиками, это все создавало толпу в храме, и портило все ощущения загадочности места.

Храм Mahabodi
Этот храм существенно отличается от всех храмов Багана. Он построен по образцу индийских храмов, в 13 веке. Весь украшен статуями сидячего Будды. Хотя некоторые ниши пустые – статуи Будд посбивали монголы во время взятия Багана. Кое-где виден новодел – статуи восстановлены.
На территории храма милая бирманка рассказала нам основные правила поведения в храме: хочешь курить – кури, это можно, хочешь поспать, отдохнуть – ложись и спи, даже выпить можно, если хочешь, главное обязательно перед входом на территорию храма снять обувь и носки и не садиться ступнями к Будде, их надо или убрать под себя, или поставить на пол, а то неуважение получается. А так можно все, Будда не обидится. Хорошая религия – буддизм)

На пути к БуПайя нас застал дождь, от которого мы прятались в этой безымянной пагоде, ну имя у нее наверно все же есть, только на нашей карте его не было. Местные же несмотря га дождь жили своей жизнью и занимались своими делами.

Проехав поворот на БуПайю, мы наткнулись на еще одну «безымянную» пагоду, которая стояла просто посреди огородов. Здесь нас опять застал дождь. Вообще погода в первый день была пасмурной, но с одной стороны это плюс – не было сильной жары. Неизвестная пагода была вся украшена резьбой, по углам мифические животные и никого.

Вернувшись чуть назад мы добрались, наконец, до БуПайи.

БуПайя – старейшая из пагод Багана, первоначально она была построена 1162г, хотя по некоторым источникам сама ступа относится к третьему веку. Расположена она на берегу реки Иравади. Во время «землетрясения 1975 г. ступа рухнула в воду, но была полностью восстановлена. Это место также почитаемо у бирманцев, поэтому их тут было много. Также много было и магазинов, и попрошаек, и типа кафе. Но не все кафе, особенно те, что на самом берегу, вызывали у нас доверие…

На берегу, около ступы, очень много лодочников, которые за вознаграждение катают по реке. Кстати, как вариант на Иравади можно встретить закат.

Решив, что на сегодня нам храмов хватит, мы хотели отправиться в отель, тем более, что опять начинался дождь. Но сначала хотелось пообедать. Обедали в ресторане для туристов, прямо рядом с древними каменными воротами. Обед стоил 10 тысяч кьят на двоих, но ели мы пасту. По факту это оказались просто макароны, но после чикен-карри, макароны были хоть каким-то разнообразием.

После обеда и дождик кончился, и желание смотреть пагоды снова появилось. И мы отправились в храм Ананда, про который нам рассказывал еще в поезде наш знакомый монгол.

Ananda Temple
Как гласит Lonely planet, если у вас совсем нет времени и вы можете осмотреть один-два храма в Багане, то один из этих храмов должен быть именно храм Ананда – самый большой, самый величественный, самый красивый и важный и почитаемый храм Багана. И действительно, это так. Храм занимает первое место в моем рейтинге храмов Багана. И это единственный храм Багана, куда мы приезжали дважды.

Храм построен в 1090г. Он символически выражает бесконечную мудрость Будды. Его квадратный периметр (53 м каждая сторона) окружен стенами. Над ними возвышаются 17 ступ высотой до 51 м. Храм представляет собой классическое религиозное сооружение раннего Багана. На 900-летие храма в 1990 году ступы Ананды были позолочены. С каждой стороны к храму ведет длинная галерея. В центральной галерее, как водится, расположились торговцы сувенирами.

В самом храме сотни статуй Будды: 4 тиковые позолоченные 9,5 метровые статуи в полный рост (только две из четырех статуй подлинные, а две другие всего лишь копии, оригинальные были утрачены во время пожара 1600 года) и сотни маленьких в нишах высоченных стен храма. Входы в храм закрываются огромными тиковыми дверями. Во время землетрясения 1975 года храм сильно пострадал, но был полностью восстановлен. Верхние ярусы храма для посетителей закрыты.

Не смотря на огромное количество народа в храме, во внутреннем дворе людей практически не было. Здесь можно было спокойно посидеть на лавках, разглядывая каменные статуи, украшающие храм, наслаждаться тишиной и созерцать прекрасный мир вокруг. На территории храма предполагается наличие Free WiFi. Как он работает мы не проверяли.

Тишину нарушали только удары в колокол. Кстати об этом. Практически в каждом крупном храме есть колокол (мы прозвали его почему-то бубном), в который надо трижды ударить на удачу или на желание. Поэтому ударить в бубен для нас было своеобразным ритуалом, без которого не обходилось ни одно посещение храма.

Время близилось к закату, а закаты в Багане принято созерцать на вершине какой-нибудь пагоды. Самое популярное и ближайшее к нам место – пагода Shwe San Daw – Швезандо. Одна из немногих теперь пагод, куда можно забраться и посмотреть виды вокруг. Всего лишь 500 метров от храма Ананда до Швезандо. Дословный перевод пагоды – золотые волосы, так как именно волосы Будды были помещены в пагоду в качестве священной реликвии. Считается что это пагода архитектурная прародительница всех дальнейших ступ не только Багана, но и Бирмы.

Когда мы приехали, народу уже было много… Подниматься надо было высоко наверх, по довольно крутой лестнице. Народ лез вверх наперевес с камерами и штативами. Сама терраса пагоды не такая уже и большая и не резиновая… По количеству профессиональной фото-техники да и вообще всяких современных гаджетов можно было устроить целую выставку. Я со своей полупрофессиональной зеркалкой нервно курила в сторонке. Такого количества фотографов в одном месте на одной пагоде я еще не встречала, ну разве что во время встречи рассвета в Ангкор Вате, но там и территория была поболее.

А народ все прибывал и прибывал, на велосипедах, повозках, автомобилях…

Но если отключиться от количества человеко-туристов на квадратный метр пагоды и посмотреть вокруг, то дух конечно захватывало. Пагоды, пагоды, пагоды, храмы, большие и маленькие, близкие и далекие, едва различимые на горизонте – какой-то космический и нереальный пейзаж. С закатом в этот вечер не повезло, весь день было пасмурно и дождливо, поэтому небо было затянуто облаками, солнце через них пробивалось лишь пару раз под восторженные охи-ахи туристов и сотни щелчков затворов фотоаппаратов.

Когда солнце совсем село, все двинулись вниз. Мы же чтобы не создавать толпы, остались еще на вершине пагоды. Внизу стелился какой-то голубой завораживающий туман….

О, Баган. День второй.

На второй день мы решили взять повозку с лошадью и посмотреть дальние для нас храмы. Повозку сторговали за 15 тысяч кьят на весь день (16 долларов), и отправились к пагоде Швезигон, которая находится в пяти километрах от Старого Багана, практически в Ньянг У.

Древние хроники свидетельствуют, что король Аноратха поместил налобную повязку Будды на спину украшенного драгоценностями белого слона и повелел: «Там, где слон преклонит колени, и будет построена ступа для хранения священных реликвий!» Так было определено место. В основании пагоды Швезигон вмурованы зуб, ребро и налобная повязка Будды. Пагода строилась двумя правителями 7 лет и 7 дней. В переводе она означает – Залог победы. Пагода представляет собой огромную позолоченную ступу с различными павильонами и галереями вокруг. Пагода очень почетаема среди местных, к тому же расположена не в археологической зоне, поэтому утром здесь были в основном местные.

Они приносили Будде утренние дары и лакомства, молились и пели песни.

Погода сегодня разгулялась, солнце светило ярко и золото в пагоде просто слепило глаза. Наше внимание привлекла небольшая лужица перед ступой, у которой толпился народ. Местные по очереди вставали на колени и смотрели что-то в этой луже. Как нам объяснили, именно в этом месте в отражении воды хорошо виден шпиль ступы.

К пагоде, как водится, ведет галерея, в которой расположился рынок. Мы пошли по галерее, чтобы немного отдохнуть от солнца, которое сегодня отрабатывало и вчерашний день. В итоге в повозку вернулись с майками, тремя банками танаки, монетами и прочими сувенирами, избежать торговцев нам не удалось).

Htilominlo Temple

Храм расположен между Ньянг У и старым Баганом. Этот большой храм построен в виде ровного правильного квадрата в 1218 году королем, имя которого я не могу даже произнести, – королем Nantaungmya. Король воздвиг этот храм в Багане именно на этом месте, потому что в момент, когда его избрали королем среди других пятерых братьев, он находился именно здесь.

Сняв обувь, мы зашли на территорию храма. Храм примечателен тем, что помимо статуй Будд (по четыре на каждом этаже с каждой стороны света) на его стенах сохранились также и фрески с изображением Будды. Проход на верхние этажи естественно закрыт.

В храме мы застали группу молящихся монахов. Зрелище очень аутентичное и завораживающее.

На внешних стенах храма сохранились резные каменные фигуры, но обойти храм вокруг и рассмотреть их было настоящей пыткой: красный кирпич храма был просто раскален под полуденным солнцем. Поэтому кое-как, проскакав на одной ноге, мы осмотрели лишь одну сторону храма.

Сувениры-сувениры вокруг храма, здесь их было много: куклы, майки, колокольчики, картины….

После Htilominlo Temple мы вернулись в центр Старого Багана, чтобы пообедать. По дороге я наблюдала за жизнью вокруг…. Баган – настоящая деревня, как Кало в Северной Бирме. Непонятные драндулеты, велорикши, повозки с лошадьми, туристы на велосипедах – каждый ехал по своим делам… А вокруг храмы, пагоды и ступы…

Мы же приехали в ресторан Star Beans , основанный поваром, проработавшим 15 лет в отельных ресторанах. То есть по определению ресторан должен быть крутым и очень туристическим. И скоро должен войти в топ Lonely Planet.

Белые скатерти на столах, живые цветы в белых вазах, имеется даже умывальник, где милая бирманка из серебряного кувшина польет вам на руки и предложит белое полотенце, чтобы вытереть руки. Красиво, но… не очень вкусно. Еда сильно европеизирована и пресна. Не смотря на разнообразное меню, ничего толкового, кроме чикен карри там не было. Вообщем,заказали мы по чикен карри втридорога, принесли отварной рис и пресную куриную грудку. И все. Никаких тебе приправ, салатов и закусок. Муж есть это отказался и пошел в свою любимую местную кафешку, я же заказала десерт – запеченные бананы. Красиво, но очень приторно.

Пока муж простаивал очередь с местными, чтобы пообедать, а очередь была приличная, я пошла посмотреть пагоду, которая находилась рядом с Star Beans. К сожалению, названия пагоды я не помню. Но она мне очень понравилась.

Внутри никого не было, только я. Вся пагода резная, какие-то резные орнаменты, цветы и неведомые существа. Будда всего один и к нему вел зеркальный коридор. В пагоде было много тени, поэтому можно было спокойно погулять, без припрыжек)

После нашего обеда, настало время обеда у нашей лошадки, поэтому мы вернулись на полтора часа в отель, прохлаждаться в бассейне.

К середине дня я уже путалась в храмах и их названиях. Поэтому стала просто фотографировать таблички храмов (если они были). После обеда мы поехали к самому большому храму Dhammayangyi Temple. Построен в 1167 году королем Наратху. Храм виден из любой точки Багана, настолько он большой. Внутри храма огромные длинные темные коридоры с высокими сводами. Будды здесь не такие как везде – не золотые, а цветные. В храме много разных резных окошек, входов и выходов. Вообщем, красивый храм.

В одном месте была открыта лестница наверх. Несмотря на запрещающую табличку, мы туда полезли, но ничего интересного, кроме тысячелетнего мышиного дерьма не увидели.. а лезли-то босиком....

Время близилось к закату. Ямщик предложил нам встретить его на пагоде Швезандо, но мы там уже были, поэтому он привез нас в какое-то другое место, название которого я не запомнила…

Мы приехали рано, народ к просмотру заката еще только собирался, поэтому места мы заняли козырные, в партере. Это был двухэтажный мини-храм естественно с Буддами. Чтобы пройти наверх и занять лучшие места надо протиснуться вот в такие узкие башенки.

Наверху местные детишки уже ждали туристов с открытками и «пейнтин». А про «пейнтин» я не рассказывала? Вообщем, это картины из песка: делается набросок на куске ткани, потом покрывается клеем, потом по линиям рисунка посыпается песком и потом добавляют краски. И пейнтин, то есть картина, готова! Мотивы картин одинаковые, как и текст торговцев. Они сначала просят just look, just look, потом рассказывают что в Бирме 8 дней недели, что среда делится на два дня и вот это изображено на картине. Еще показывают пейнтин с чудищами и мутантами слонов и других животных и далее идет рассказ о том, что стоит картина всего 8-10 долларов. Один-два-три раза это послушать можно, но потом «пейнтин» стал напрягать.. Кстати пейнтин мы естественно купили, но до Москвы моя картинка не доехала… где-то я ее потеряла(((

К слову сказать, дети на этой пагоде оказались ненавязчивыми, поняли, что мы уже сами знаем многое про пейнтин, поэтому просто улыбались в камеры.

Тем не менее, солнце медленно садилось, к храму торопились автобусы и сотни повозок, велосипедисты бросали свои велики, толком не припарковав их, снимая обувь на ходу. Все бежали смотреть закат. С закатом сегодня повезло. Как и с видами вокруг.

О, Баган. День третий.

На третий день пребывания в Багане, пагоды, храмы и Будды уже настолько приелись и не вызывали такого дикого восторга, что мы просто взяли велики и катались по Багану без четкого маршрута, заезжая лишь туда, где нам было интересно. Я уже не кидалась от пагоды к пагоде, пытаясь сфотографировать все-все-все храмы со всех-всех-всех сторон, все статуи и каждого Будду. И именно этот день был самым интересным, мы посетили самые красивые пагоды Багана с потрясающими видами.

Храм Татбинью, был последним крупным храмом Багана, который мы не охватили в предыдущие два дня. Надо добить обязательную программу. К храму мы подъехали не с главного входа, а с бокового. У главного было слишком много торговцев. Я только мельком заглянула внутрь храма. В принципе ничего нового, ну кроме статуй Будды. И это была моя роковая ошибка, из храма за мной увязались продавцы драгоценных камней. Ruby, ruby, ruby – как заговор шептали они, преследуя нас, пока мы обходили храм вокруг.

Мне вспомнилась Камбоджа, где тоже торгуют дешевыми драгоценными камнями, в основном сапфирами. Тамошний торговец, чтобы доказать подлинность своих камней по 20 долларов, жег их специальной горелкой. У нас даже сложилось выражение «пойдем стекляшки жечь», значит, пойдем ювелирку посмотрим. Бирманские торговцы предлагали естественно рубины. Но здесь они не имели под рукой газовых горелок, поэтому просто клали камни на кирпич и со всей силы колотили по ним другим кирпичом, доказывая, что это не стекляшки. Так у нас сложилось еще одно выражение «пойдем стекляшки колотить». Стоимость рубинов начиналась от 100 долларов и стремительно падала до 10.

Вокруг Татбинью очень много пагод и ступ. На одну такую ступу можно было залезть, что я и сделала. Как обычно надо разуться, как обычно ступа стоит на солнцепеке и естественно сделана она из красного кирпича. Но виды красивые.

Со ступы очень хорошо виден Татбинью, самый высокий храм Багана между прочим – 61 м. Хорошо видны ярусы храма. К сожалению, храм сильно пострадал во время землетрясения, поэтому, как практически везде, доступ на верхние ярусы в Татбинью закрыт.

Зато доступ открыт в соседнем храме с невыговариваемым названием Shwegugyi, что в переводе значит Большая Золотая Пещера. Храм построен всего за семь месяцев. Внутрь храма мы уже не заходили, ничего кроме Будд, цветов и картин мы бы не увидели. Интересовал нас исключительно второй ярус. И он не разочаровал. Виды вокруг открылись какие-то неземные. Будто с другой планеты. Ступы, пагоды, зеленый ковер из деревьев и кустарников, местами с малиновыми пятнами от цветов. И насколько хватит взгляда, торчат ступы. И как великаны среди этого возвышаются основные храмы Багана, которые мы посетили за эти три дня.

Сам храм красивый, с башенками по углам, украшен декоративными зелеными плитками и каменной резьбой.

Дальше мы решили поехать в сторону Нового Багана. В той стороне, как нам сказали встреченные на одной из пагод русские туристы, находится самая красивая пагода Багана, просто самое-самое крутое место. Как она называется, они не помнили, на нашей карте ее не было, но они показали ее примерное расположение. И вот мы поехали в сторону Нового Багана в поисках неизвестной, но очень красивой пагоды.

По дороге остановились у Manuha temple. Этот храм построен пленным королем монов Манухой. Мануха был пленен во время нашествия Бирмы на королевство монов Татон. Тогда монское королевство было разграблено и уничтожено. Древние буддийские реликвии и рукописи вывезены в Баган, также были вывезены ремесленники и монахи, чтобы построить новый культурный, духовный и религиозный центр. С этой же целью был пленен и сам король монов. Его привезли в Баган на особом положении, и даже разрешили построить храм. Храм интересен тем, что в маленьком помещении лежит огромный Будда. Еле-еле помещающийся в тесное пространство храма.

Перед храмом стоит некий золотой чан, видимо для каких-то своих религиозных целей. Но что это за чан нам, после трех дней полного погружения в пагоды и ступы, было уже неинтересно.

Сразу после храма мы свернули с дороги на грунтовку и поехали по пересеченной местности в поисках пагоды. Ехали долго, часа полтора. На нашей карте были отмечены какие-то дороги, а какие-то не отмечены. Дорогу пытались спрашивать у местных, мол, где тут beautiful pagoda, но так как пагод тут много, местные отсылали кто куда. Но мы упорно ехали дальше.

И вот на горизонте появилась что-то красно-золотое. Подъезжая ближе, это красно-золотое приняло очертания пагоды. Без сомнения, скорее всего это именно та wonderful pagoda, которую мы ищем. Пагода называлась Dhamma-ya-zi-ka.

Разувшись перед входом на территорию, мы прошли. Внутри естественно Будда. Небольшой, скромный, но в цветах.

По крутой, длинной и очень горячей лестнице мы поднимаемся наверх. Это была самая моя сложная лестница. Солнце стояло в зените и нагрело кирпич так, что я скакала мелкими перебежками от тени к тени, потому что только там можно было наступить на кирпичи.

Но, то что открылось нашему взору, когда мы поднялись, стоило всех поисков и потраченных сил. Не передаваемо словами.

Пагода стоит далеко в стороне от всех основных храмов Багана, поэтому с нее нам открылся весь Баган. Все увиденные и посещенные за эти три дня храмы и ступы. Отсюда виден весь масштаб Багана. Везде, куда достает глаз, везде пагоды, пагоды, пагоды. Их действительно тысячи. И хорошо, что мы посетили ее в последнюю очередь, она стала как бы итогом всего Багана.

Баган часто сравнивают с Ангкором в Камбодже. Мне сложно сравнить их. Они разные. Баган поражает своими размерами и количеством храмов и пагод. А Ангкор – своей затерянностью в джунглях. Да и туристический поток поставлен на разных уровнях. Пока добраться в Баган сложнее.

Сама пагода необычна, она красно-золотая, таких в Багане мы не видели. Пагода украшена различными фигурами и мифическими статуями, а вокруг скачут белки. А внизу как ковер растут малиновые кустарники, которых тут в Багане очень много.

Мы довольно долго сидели на вершине пагоды в тени. Отдыхали и наслаждались Баганом. Завтра мы улетаем в Нгапали. И даже если это была не та пагода, о которой нам рассказали соотечественники, то Dhamma-ya-zi-ka без сомнения лучшая из пагод (не храмов), которую просто необходимо посетить.

В Багане есть еще один интересный храм, о котором я не рассказывала. Названия я не знаю, но найти его легко, он находится у дороги с правой стороны прямо перед центром старого Багана, если ехать из Ньянг У. Храм очень примечателен, мимо не проедете. Он украшен статуями обезьян, слонов и Будды.

Третий закат в Багане мы решили смотреть на реке. Мы поехали в сторону пагоды Бу-Пайя, где очень много кафе. В одном из таких кафе, заказав чикен-карри, мы наблюдали за закатом над Ирравади. Подходил к концу еще один этап нашего большого бирманского путешествия. И Баган – его главная жемчужина.

Храм Суламани был построен в 1181 году по приказу короля Нарапатиситху и находится в Мьянме, в городе Багане, и являет собой сочетание двух стилей бирманской архитектуры: раннего и средневекового стиля. Для первого характерны горизонтальные и плоскостные объекты экстерьера, для второго напротив вертикальное направление. Такое сочетание желает храм очень необычным и интересным для туристов.

Храм стоит на террасе и имеет два этажа, что придает ему сходство с пирамидой, его кирпичная кладка считается одной из лучших в Багане. Храмовый комплекс окружает высокая стена, когда-то к её внутренней стороне примыкали сотни монашеских келий, но до наших дней они не сохранились. Пагоды находятся по углам основной террасы.

Внутри храм Сулмани представляет собой образец декоративных традиций Багана: резные карнизы, фронтоны и расписные стены. Все это сегодня восстановлено мастерами в первозданном виде.

Храм Нанпайя

Нанпайя - это один из четырех храмов Багана, построенных из песчаников. Архитектура этого храма уникальна: его внутренние стены возведены из обожженных кирпичей, тогда как внешние стены построены из песчаника. Время появления храма Нанпайя точно неизвестно. Предположительно, он был построен в конце XI или начале XII века.

Отличительная особенность храма Нанпайя - декоративная резьба по камню, которая украшает четыре столба в одном из внутренних помещений. Эти каменные картины изображают Брахму и страшных великанов-людоедов, рты которых наполнены цветами.

В центральном зале храма сохранился кирпичный алтарь, выполненный в индийском стиле. Этот стиль, а также изображения Брахмы на стенах позволяют исследователям предположить, что Нанпайя изначально являлся не буддистским, а индуистским храмом.

Храм Хтиломинло в Багане

Пещерный храм Хтиломинло был построен в Багане в 1218 году. Это последнее грандиозное сооружение эпохи Багана и одновременно кульминация зодческого искусства древней Бирмы. Храм также известен своими уникальными гипсовыми резными орнаментами. Это восемь изображений Будды, четыре из которых расположены на нижнем ярусе храма, а еще четыре - на верхнем.

Хтиломинло представляет собой большое помещение, окруженное со всех сторон сводчатыми коридорами. Эти коридоры ведут к одной лестнице, по которой можно подняться на второй ярус и к ступе, венчающей храм.

Второй ярус храма представляет собой большую обзорную площадку, с которой открывается великолепный вид на расположенные неподалеку храмы и ступы.

Храм Phaya Thone Zu в Багане

Необычный и интригующий храм Phaya Thone Zu является триадой храмов, объединенных узкими, сводчатыми проходами. Все три храма имеют одинаковую форму: квадрат в плане, сужающийся кверху и переходящий в ступу шпиль. По периметрам храмов проложены небольшие террасы, украшенные башенками в углах.

Точная дата строительства Phaya Thone Zu неизвестна. Предположительно, он был возведен в конце XIII века. Архитектура каждого их трех храмов типична для Багана, но объединение их в триаду необычно для данной местности.

Интересно, что стены, пилястры и сводчатые потолки восточного храма и часть центрального храма покрыты картинами, в то время как стены западного храма полностью голы. Это позволяет предположить, что Phaya Thone Zu не был достроен.

Храм Nanbaya

Расположенный в Багане (Бирма) храм Нанбая является уникальным хотя бы потому, что по легенде, когда-то, он был дворцом короля Мануха и сейчас иногда называется пагодой Мануха. Он был построен в 1059 году из песчаника, и знаменит своими настенными рисунками, изображающими предшествующие воплощения Будды.

Вообще этот храм окружен множеством легенд, например о том, что изначально он был индуистским или о том, что он был построен внучатым племянником самого Мануха, известным как принц Нага Таман в конце XI века.

Однако, вернемся к доподлинно известным фактам, которые привлекают туристов не меньше, чем легенды. Храм изготовлен из песчаника, что не позволило ему особенно сильно пострадать ни в одном из землетрясений. В центральном святилище находятся четыре каменных столба из того же песчаника, украшенные тонкой резьбой и барельефами с четырьмя лицами Брахмы. На них Создатель держит цветы лотоса.

Храм Татбинью

Массивный и величественный храм Татбинью - это самый высокий храм Багана. Он находится к западу от храма Ананда, в пределах городских стен, к северу от ворот Тог. Высота Татбинью составляет 61 метр, длина каждой стороны – 58 метров. Он был построен около 1150 году в период правления короля Алаунситу. Отличительные особенности храма - многоуровневый архитектурный дизайн в индийском стиле и художественная кирпичная кладка.

В средние века Татбинью был не просто храмом, а целым религиозным комплексом. На первом этаже располагался монастырь, на втором – библиотека. Верхнюю часть здания занимали святилище и ступа.

Здание сильно пострадало во время землетрясения в 1979 году, поэтому сейчас вход на верхние террасы для туристов запрещен.

Храм Кубьяукджи

Храм Кхэйминга

Кхэйминга представляет собой группу из нескольких храмов с небольшими ступами. Комплекс расположен к югу от Багана. На территории храма находится уникальная смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на всю долину Багана, окрестные храмы и ступы. Опытные туристы советуют подниматься на площадку на восходе или на закате, тогда пейзаж будет особенно впечатляющим.

Храм Кхэйминга был построен в XII веке королевской семьей. Он является одним из лучших и древнейших образцов архитектуры Мьянмы. В верхней части храма располагается статуя Будды, а изнутри храм расписан красивыми фресками.

Этот храм нередко называют "храмом невезения". Трудности начались с самого начала строительства - по разным причинам работы постоянно откладывались. Позже, когда храм был готов, он нередко страдал от природных катаклизмов. Одна из ступ храма сейчас стоит под углом, она накренилась в результате сильного землетрясения.

Храм Тхат Бинь Ю

Над многими другими памятниками города Баган в Мьянме возвышается величественное белое здание – храм Тхат Бинь Ю. Он был построен королем Алаунгситху и для своего времени был своеобразным экспериментом, потому что он состоит из двух этажей и не является симметричным.

С террас этого храма открывается хороший вид на город Баган, его бесчисленные памятники, широкую реку Иравади, и далекие холмы на востоке и западе. Высота ступы храма составляет 201 фут и вообще весь декор Тхат Бинь Ю словно направлен на то, чтобы подчеркнуть его вертикальные линии: высокие арки, фронтоны, столбы и массивыные лестницы, все это устремляется ввысь. А два ряда окон делают интерьер светлым и просторным.

Растительный орнамент на стенах, расположенный в некоторых местах, выглядит изящным и утонченным. Он хорошо сочетается с массивной статуей Будды, сидящего в конце подъема на второй этаж.

Храм Дамаянджи

Храм Дамаянджи - один из крупнейших буддийских храмов Бирмы, крупнейший храм Пагана, построен во второй половине XII века.

Самый крупный из всех храмов в Баган, Дамаянджи, как известно в народе, был построен во времена правления короля Нарату (1167-1170). Нарату, который вступил на престол, убив своего отца Алаунситу, и его старший брат, по-видимому построили этот большой храм, чтобы искупить свои грехи.

Бирманские хроники утверждают, что в то время, как строительство храма было в процессе, король был убит некоторыми индейцами и, таким образом, Храм не был завершен, однако источники указывают, что царь был убит захватчиками сингальского. Интерьер храма будет замурован по неизвестным причинам, таким образом, что только четыре подъезда из внешнего коридора остались доступны.

Храм Мьяу Гуни

В Мьянме расположено много памятников старины, но самое большое их скопление, безусловно, находится в Старом Багане. Одним из храмов, который там можно осмотреть называется Мьяу Гуни. Это красивое и утонченное здание было построено во время правления короля Наратхихапате, но не по его приказу, а по повелению его супруги Пвасау. Есть две теории, объясняющие её намерения. По первой, королева хотела задобрить богов и приблизить нирвану, по второй, Пвасау желала оставить след в истории, построив храм во славу Будды.

Под фундаментом храма заложена каменная табличка, письмена на которой сообщают нам, сколько денег, земель и рабов пожертвовала королева в пользу строительства храма. Так же на ней написаны изощренные проклятья в адрес тех, кто разрушит этот храм.

Одной из особенностей храма считается то, что с его террасы на закате город Баган выглядит просто волшебно.

Храм Нандаманья

Храм Нандаманья - это небольшой сводчатый храм в долине Багана, построенный в 1248 году королем Кьязвой. Вход в храм расположен на востоке, перед ним находится небольшая терраса и ступа. Храм не выглядит особо внушительным, хотя и имеет многочисленные декоративные элементы на внешних стенах. Изображение Будды внутри также очень повреждено.

Но Нандаманья достоин внимания из-за картин, которые украшают его стены. На них запечатлены основные этапы земной жизни Будды. Его рождение и смерть матери, затем обрезание волос в знак ухода от мирской жизни, соблазнение Будды сладострастными дочерьми Мары и другие.

Храм Тайок Пай

Большой храм Тайок Пай был построен в Багане в XIII веке. Храм богато декорирован, особый интерес представляют таблички с высеченными заповедями, которые хранятся в одном из святилищ Тайок Пай. Еще одна реликвия храма - небольшая 50-сантиметровая статуя сидящего Будды в одной из ниш.

Храм выполнен в традиционном для Багана архитектурном стиле, имеет два яруса, увенчанные небольшой ступой. Вход в храм украшен изящными арочными воротами. Каждый угол храма украшен резной башней. На втором ярусе устроена обзорная площадка, с которой видно долину Багана и окрестные достопримечательности.

Храм Кубьяукджи

Храм Кубьяукджи, расположенный рядом с деревней Минкаба, выполнен в индийском стиле и является образцом раннего архитектурного стиля древней Мьянмы. Ориентировочно храм был воздвигнут в начале XI века.

На внутренних стенах храма и на потолке сохранились уникальные росписи и фрески XI-XIII веков с изображением Джатаки (историй предыдущих рождений Будды). Это главная достопримечательность Кубьяукджи. По этим настенным росписям и фрескам можно узнать о стиле жизни, обычаях и традициях жителей Багана того времени. Они отражают особенности быта народа, а также их религиозные предпочтения.

Храм Мануха в Багане

Храм Мануха находится в деревне Минкаба, расположенной в 2 километрах к югу от стен Старого Багана. Это один из старейших храмов Багана. Он был построен в 1059 году на деньги монского короля Манухи, которого двумя годами ранее взял в плен баганский правитель Аноратха. Пленник хотел построить храм, который напоминал бы ему о родной стране.

Храм имеет довольно необычную для Багана, но не уникальную компоновку: массивная конструкция из трех кубов (больший - посередине, два меньших - по краям) и длинный низкий параллелепипед, примыкающий сзади к сооружению по всей длине. Вся конструкция практически не имеет никакого наружного декора. На крыше храма находится небольшая терраса с венчающей ступой и множество маленьких ступ, расположенных равномерно над всеми углами.

Внутри храма находятся четыре гигантских статуи Будды: три - сидящие в каждом из кубов центрального здания и лежащая – в задней пристройке. Образы сделаны из кирпича, оштукатурены, расписаны и позолочены.

Храм Ананда

Храм Ананда Пожалуй был построен в 1091 году.Храм шедевр архитектурного искусства. По легенде король Кьянзитта был так очарован его красотой, что собственноручно убил архитектора, дабы тот не воспроизвел столь прекрасное творение вновь.

Интерьер храма Ананды был копией легендарной пещеры Нандамула в Гималаях. Четыре почти 10-метровые статуи изображают последнего Будду нашего времени

Храм Ананда - это один из великолепнейших и наиболее хорошо сохранившихся храмов в Багане. Храм символизирует бесконечную мудрость Будды. Его квадратный периметр окружён стенами. Над ними возвышаются 17 ступ высотой до 51 м. Во внутренних галереях - сотни статуй Будды.

В западном святилище установлена статуя основателя храма. На пьедестале западного портала можно увидеть два отпечатка стоп Будды. На территории храмового комплекса находится монастырь Ананда-Ок-Куонг (Ananda Ok Kyaung) - единственный сохранившийся с тех времён кирпичный монастырь. Каждый год в полную луну месяца Пьято здесь собираются тысячи паломников на 3-х дневный храмовый праздник.

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

В долине реки Иравади хранят память о былой столице бирманской империи древние пагоды, храмы, священные пещеры и ступы. Сегодня Паган (Баган) называют городом-призраком. В 849 году его основал король Анорахта, а уже в 1287 году он был разрушен войсками могольского хана Хубилая. С тех не было сделано ни одной попытки его восстановить. Жители, которые так много сил потратили на возведение многочисленных храмов и пагод, покинули свой город, и сотни лет он стоял в величественном безмолвии.

Сегодня Баган является своеобразной буддистской меккой. Сюда стекаются паломники со всей страны, а также туристы, которым небезынтересны архитектура и культура древней Мьянмы.

На территории Багана расположено более 5000 пагод. Большинство из них выполнено из красного и белого камня, но самые значимые, Шве Зигон и Локанда Кьяунг, покрыты золотом. Они очень популярны среди паломников. Подходы к ним заасфальтированы, а вокруг разбросано множество торговых павильонов.

История создания пагоды Шве-Зигон очень интересна. Цейлонский король привез из Канди в дар баганскому королю Ануратхе священный зуб Будды. Пагоду построили специально для хранения реликвии, а место для строительства указал белый слон. Ануратха возложил на спину слону копию драгоценного дара и сказал, что эта святыня будет храниться в том месте, где слон преклонит свои колени. Царь сдержал свое слово, и на том месте, где слон преклонил колени, было начато строительство пагоды Шве-Зигон. Но дни Ануратхи были сочтены, и он успел возвести только три террасы этой пагоды. Кьянситха, наследник царя, закончил строительство, которое, в общем, длилось всего 7 месяцев и 7 дней. Материалом для строительства пагоды послужил камень с горы Тийун. По велению господина его добычей занимались десятки подданных. После возведения пагода была покрыта золотом и до сегодняшнего дня является необычайно красивым строением. «Шве-Зигон известен в мире людей, в мире духов и в мире Брахмы» - так было объявлено о завершении строительства великой пагоды.

Особенно популярна среди туристов Пагода Шве Сан Да. В вечернее время суток, забравшись на ее вершину, можно наблюдать великолепные закаты.

Кроме большого количества пагод Баган также знаменит своими храмами. Эти строения, как правило, имеют симметричную форму и по четыре алтаря со статуями Будды, которые направлены в каждую сторону света. Храмовые пещеры губьяукжи известны своими лабиринтами, стены которых древние баганцы украсили фресками с зачастую совершенно фантастическими сюжетами.

Храмы Багана до сих помнят его былых правителей. Третий король Багана Алаунгситу выстроил великолепный храм, ниши для медитаций которого имели замечательный вид на город. Король проводил здесь много времени и был убит как раз во время медитации собственным сыном, пожелавшим захватить трон своего отца.

Удивительный храм построил Монский царь Мануха, взятый в плен царем Анирудой. Архитектура храма Манухи представляет собой три куба разного размера. Изнутри все квадратное пространство зала занимает десятиметровая статуя сидящего Будды. Его голова упирается в потолок, спину, локти и колени со всех сторон подпирают стены. Мастера, занимавшиеся строительством, сумели передать, насколько тесно Будде в этом заключении. В боковых залах - то же изображение неволи с помощью стиснутого со всех сторон Будды, а в четвертом Будда изображен в состоянии нирваны, лежа в гробу. Но даже гроб для него слишком тесен, и его крышка находится всего в нескольких сантиметрах от головы Будды. Царь Мануха, потерявший свободу и проведший остаток жизни в плену в чужой стране хотел передать с помощью этого строения всю горечь неволи. Хроники рассказывают, что для того, чтобы построить такой удивительный храм, Мануха продал свой царский рубин.

Храм Ананда, названный именем одного из любимых учеников Будды - один из самых посещаемых храмов в Багане. Он был построен в 1091 году и очень хорошо сохранился до сегодняшних дней. На стенах храма - жизнеописания Будды в письменах, а в центре - четыре девятиметровых статуи стоящего Будды, достигшего нирваны. Когда-то две из этих статуй сильно пострадали от пожара, и их пришлось заменить копиями. Скульптуры на террасах храма изображают сцены из джатак, повествований о предыдущих рождениях Будды. Легенды рассказывают, что восемь монахов, которые занимались строительством храма, после окончания работ были убиты для того, чтобы где-нибудь еще не появился храм, подобный этому.

Самый высокий храм в Багане - Тхат Бинь Ю. Название переводится как «Всеведущий», это одно из воплощений Будды. Храм в 12 веке построил король Алаунгситху. С его террас открываются роскошные виды на древний Баган. Центральная лестница, которая ведет в храм, украшена статуями стражей с обращенными на восток лицами, а внутри царит необыкновенный эффект легкости строения, который возникает благодаря игре солнечных лучей, проникающих сквозь многочисленные оконные проемы.

С тех пор, как распалось Баганское царство, в городе много что изменилось - высохли водоемы и пруды, заросли густой травой улицы. И только бесчисленные храмы и пагоды хранят память о былых временах.

Но кроме архитектурных достопримечательностей местные жители сумели сохранить до сегодняшних дней и культурное наследие своих предков. Характерной чертой баганской культуры является театр марионеток. Ведь самые первые театры в Бирме появились в 11 веке, и это были именно кукольные театры. Баганские артисты, настоящие виртуозы своего дела, и сегодня дают интереснейшие представления с красивыми богато одетыми куклами.

Есть в древнем городе место и для шопинга. Местные фабрики лаковых изделий предлагают восхитительный выбор всевозможных лакированных вещиц. Это одно из самых древних ремесел в Багане. На каждой фабрике есть возможность понаблюдать за работой мастеров - это очень кропотливый труд. Каждое изделие создается вручную, в несколько этапов. Материалом, в основном, служит бамбук. Готовые изделия настолько красивы и уникальны, что уйти без покупки практически невозможно.

Удивительной достопримечательностью окрестностей Багана является гора Попа, расположенная в 60 км на юго-восток от города. В переводе с бирманского «Popa» - «цветущая». Высота этой горы над уровнем моря - 1518м. В ясную погоду ее видно из самого Багана.

Получасовой подъем на гору окупится великолепными видами на Баган и глубокий живописный каньон, которые открываются сверху. Довольно-таки крутую лестницу к вершине горы построил буддистский монах.

Эта гора особенно популярна среди паломников уже более 700 лет. Поверья называют ее местом обитания духов. В средневековье, в праздник полнолуния, на вершине горы осуществлялись обильные жертвоприношения.

Кроме того, что «Цветущая гора» является важным религиозным центром, она также представляет собой интереснейший природный памятник - потухший вулкан. Ведь на его вершине образовался настоящий оазис, который изнутри питают около двухсот подземных источников.

А островком цивилизации в Багане стала Обзорная Башня с открытой и закрытой обзорными площадками. Туристам здесь предлагаются скоростные лифты, кондиционеры, ресторан с роскошным панорамным видом и множество сувениров, выполненных руками местных ремесленников.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх