Природа Соловков: растительный и животный мир Соловков. Основание ставропигиального мужского Соловецкого монастыря

С каждым годом все больше туристов и паломников приезжает на Соловецкие острова. Первых привлекает богатая история и удивительная природа северного края, паломники стремятся приобщиться к великой православной святыне. Вот и мы решили отправиться из Мончегорска в путешествие и выяснить, что же так притягивает людей в этих северных островах.

С древности до наших дней

Соловецкий архипелаг расположен в северной части Онежского залива Белого моря. В его состав входит более 100 островов, крупнейшие из которых: Большой Соловецкий, Анзер, Большая и Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкие острова.

Освоение Соловецких островов началось еще в глубокой древности. В I-II тысячелетии до н.э. древние обитатели Поморья, предки саамов, хоронили на островах соплеменников. В средние века архипелаг превратился в место совершения языческих обрядов, следы которых можно увидеть и по сей день. Здесь сохранились культовые языческие сооружения - курганы и лабиринты.

В начале XV века на островах появились первые православные иноки - преподобные Савватий, Герман и Зосима. С этого времени начинается история соловецкого монашества.

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, ежегодно посещаемый паломниками и туристами разных стран, был заложен в 1420-1430-х гг. В XVI веке он превратился в духовный, хозяйственный и военный центр Поморья: здесь работали ученые монахи, собравшие обширную библиотеку, велось собственное хозяйство. Кроме того, Соловецкий монастырь обладал собственным войском и был окружен неприступной каменной крепостью.

Знакомство с Словецкими островами

Сегодня здесь предлагают множество туристических маршрутов. Экскурсия по Спасо-Преображенскому монастырю - одна из наиболее популярных, и мы не упустили возможности присоединиться к ней. Но решили сначала самостоятельно обойти внутреннюю территорию монастыря и посетили несколько экспозиций, не входящих в маршрут, в том числе археологический зал Соловецкого монастыря.

Оказывается, фундамент стен монастыря сложен из огромных валунов, собранных по всему острову, в размерах немногим уступающих каменным глыбам Стоунхенджа. В голове не укладывается, какого труда стоило транспортировать и выложить их в основание стен!

После прогулки по территории у нас возникло множество вопросов, и мы присоединились к экскурсии. Как выяснилось, в монастыре существовала своя политическая и церковная тюрьма, так как власть считала его особенно надежным местом заключения ввиду его удаленности. Условия содержания заключенных были крайне суровы - летом температура в помещениях едва достигала 120С, поскольку тюрьма находилась практически под землей. В соловецкой тюрьме скончался первый граф П.А. Толстой (предок Льва Толстого), несколько лет находился в заточении князь за участие в заговоре против монархии В.Л. Долгоруков.

…Неприступность стен и башен монастыря, переживших многочисленные осады, в том числе шведов и англичан, нас поразила. Удивляют и невероятные технические решения, позволяющие облегчить тяжелый труд, например, прачечная и мельница, устроенные таким образом, что являются практически автоматизированными. Замерзнув на стенах и в башнях, мы задумались над горячим ужином. Оказалось, далеко идти не нужно - на территории монастыря есть трапезная, где готовят вкуснейшие щи, рыбу и каши.

Озерно-канальная система

Соловецкие острова - озерный край, насчитывающий около 500 озер, соединенных в XVI веке системой каналов для обеспечения монастыря питьевой водой. Эта канальная система функционирует до сих пор, снабжая поселок Соловецкий. Другого источника пресной воды нет.

Сегодня туристам доступны два маршрута для знакомства с системой озер и каналов - по малому и большому кругу. Лодочный поход по малому кругу занимает около 6 часов. За это время туристы знакомятся с основными гидротехническими памятниками и сооружениями. Поход по большому кругу - около 10 часов, он требует хорошей физподготовки: лодки гребные, туристы сами работают веслами, сменяя друг друга. Как правило, эту экскурсию совмещают с пешей прогулкой на Секирную гору, с вершины которой открывается панорама на весь Большой Соловецкий остров. Оба маршрута начинаются от лодочной станции, расположенной в 1,5 км от монастыря.

К сожалению, наше время пребывания на островах было ограничено, так что путешествие на лодке пришлось отложить до следующей поездки.

Каменные лабиринты

Канальная система - одна из самых популярных достопримечательностей этих мест (после монастыря, конечно), но наиболее загадочными и таинственными до сих пор считаются каменные лабиринты на берегу Белого моря. Туда-то мы и отправились.

Из 40 лабиринтов, обнаруженных на берегах Белого моря, на Соловецких островах находятся 30, они относятся к I-II тысячелетию до н.э. Назначение лабиринтов для ученых до сих пор остается загадкой. Одни придерживаются теории, что лабиринт - место упокоения усопших, устроенное таким образом, чтобы душа покойного не смогла вернуться в мир живых, заблудившись в лабиринте. Другие рассматривают их как место проведения обрядов.

Древние лабиринты расположены на Большом Заяцком острове и для туристов закрыты. Но недалеко от поселка возведены их точные копии, к которым мы шли пешком от поселка через рощу карельских берез (это уникальное дерево до сих пор не удалось искусственно вывести в других регионах - не приживается). Как выяснилось, березовая роща - отличное место для фотосессий.

Морской музей

Еще одно популярное место - Соловецкий морской музей, где турист может познакомиться с малоизвестными, но значимыми страницами морской истории России.

Мы не ожидали от посещения музея чего-то особенного, но именно он оказался главным открытием в нашей поездке. Экспозиция рассказывает о традициях поморского судостроения и морской истории монастыря. Удивительно, но поморы лодки не строили. Они их шили! Доски для обивки скрепляли между собой не при помощи металла (его на островах не было), а сшивали при помощи гибких корней деревьев. На таких лодках выходили даже в Северный Ледовитый океан.

Музей размещается в амбаре для гребных судов, построенном еще в 1841 г. Кстати, вход в музей и экскурсия - бесплатные. Один из примечательных экспонатов - уменьшенная копия яхты «Святой Петр», первого морского судна Петра I. В 2013 г., после 10 лет строительства, она была спущена на воду и сейчас находится в заливе.

Организованные экскурсии

Все эти удивительные архитектурные и инженерные сооружения можно посетить самостоятельно. Добраться до них можно пешком или взяв напрокат велосипед - в поселке Соловецкий открыто несколько пунктов проката.

Туристы часто обращаются в экскурсионные бюро, которых на Соловках несколько, и присоединиться к одной из пеших или автомобильных экскурсий продолжительностью от 1 до 12 часов. Экскурсионные услуги на острове предоставляют экскурсионное бюро Соловецкого музея-заповедника, «Независимые гиды» и паломническая служба Соловецкого монастыря. Необходимую информацию можно получить в туристско-информационном центре «Соловки». Стоит отметить, что независимый гид не имеет возможности водить экскурсионные группы по территории самого Соловецкого монастыря. Но при этом авторские экскурсии отличаются большим вниманием к малоизвестным деталям из истории Соловецких островов.

Мы воспользовались услугами экскурсионного бюро и присоединились к пешей экскурсии по территории монастыря. А на следующий день обратились к независимому гиду, договорились о времени и маршруте. Тут нам повезло: сопровождал нас местный житель, историк, увлеченный историей христианства на Соловецких островах.

Сначала мы посетили Филипповскую пустынь, где набрали воды из святого источника. Вообще вода на Соловках удивляет - она коричневая, но не от грязи, а из-за торфа. Филипповская пустынь - единственное место с кристально прозрачной водой на островах.

Здесь же установлен поклонный крест на месте, где игумену Филиппу было явление Христа. Как рассказал наш гид, поклонные кресты у поморов часто служили ориентирами на местности - их приподнятая перекладина всегда обращена на север.

На обратном пути, после посещения Соловецкой тюрьмы, гид указал нам на то, мимо чего мы ходили целый день, даже не понимая, насколько это место уникально. У Святого на возвышении находится площадка, с которой открывается удивительно знакомая панорама Спасо-Преображенского монастыря: ее мы видим на 500-рублевых купюрах.

Гостиницы

Приобщение к святыням Соловецких островов, как правило, не ограничивается одним днем. На Соловках туристы иногда жертвуют определенной долей комфорта и живут в палатках. Но это вовсе не означает, что хорошие гостиницы на острове отсутствуют. На Соловецких островах работает 7 гостиниц и туристических комплексов, находящихся как в самом поселке, так и неподалеку от него, с номерами разной комфортности и стоимостью от 1000 до 7000 рублей за ночь.

Мы выбрали туркомплекс в 2 км от монастыря: ежедневная прогулка до монастыря или других достопримечательностей нас только радовала - места здесь живописные.

У гостиниц и турбаз есть свои сайты, где можно заранее забронировать номер и заказать трансфер от причала. Мы решили, что справимся сами и не заказывали трансфер, а зря - пришлось порядком поплутать в поисках туркомплекса. Зато по пути посетили несколько примечательных мест и нашли в поселке кафе и магазин.

Кафе и рестораны

Морской воздух и пешие экскурсии пробуждают аппетит. Кафе и рестораны предлагают попробовать местную кухню, основное блюдо которой - морская рыба. В некоторых кафе предлагают приготовить свежевыловленную рыбу на выбор: на углях, запеченую, жареную или на пару. К нашему удивлению, кухня на Соловках вовсе не аскетичная, здесь готовят практически все, за исключением фаст-фуда.

На территории Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря для туристов открыта трапезная и павильон, предлагающий разнообразную монастырскую выпечку. Трапезная стала нашим любимым местом обеда - вкусно, просто и недорого.

Что привезти

Возможно ли вернуться из поездки без сувениров? В многочисленных лавочках в поселке туристам предлагают птиц счастья разных форм и размеров, беломорские расписные и берестяные туеса (шкатулки) и, конечно же, козуль - поморскую выпечку в виде фигурок животных.

В художественном салоне и некоторых лавках, где представлены авторские работы местных мастеров, можно встретить изделия из кожи, рога оленя и лося: резные броши, серьги, кольца, подвески и т.д. Огорчило, что здесь нет безналичного расчета: стоило оставить побольше наличности на сувениры.

Единственная опасность для туристов в этих местах - главный местный «хищник» - комар или «Соловецкий кошмар». Ему посвящена отдельная сувенирная линейка. Но главным символом Соловков считается кот. Коты чувствуют себя хозяевами - не спеша прогуливаются, спят на дорогах, бродят по монастырю... Их изображения есть на шкатулках, магнитах, кружках…

А еще в местных лавках продают косметику на основе водорослей. Кроме того, из водорослей получаются отличные специи для супов и мясных блюд.

Как добраться

Добраться до Соловецких островов проще всего теплоходом «Василий Косяков» из Кеми, который отходит ежедневно в 8.00 от причала поселка Рабочеостровск. Поездка занимает около 2,5 часов в одну сторону. Вечером, в 19.00, теплоход отходит обратно на материк. Именно на нем мы и добирались, заранее забронировав билеты (1600 рублей за взрослого в одну сторону).

К слову, рейсы иногда могут отменить из-за погоды. Так произошло и с нашим рейсом, когда собирались ехать домой, пришлось подождать пару часов. Билеты на теплоход именные и приобретаются при наличии паспорта, их также можно забронировать и оплатить через Интернет, а получить - на стойке регистрации туристического комплекса «Причал».

Мы из Мончегорска, а значит, обраться до самой Кеми можно было двумя видами транспорта: поездом (дорога от станции Оленегорск занимает около 9 часов) или на автомобиле (около 5,5 часов). Мы отправились на автомобиле. Кстати, в Кеми автопутешественники могут оставить свой транспорт на охраняемой стоянке у морского причала под присмотром администрации туркомплекса.

Морское сообщение с островами осуществляется с 1 июня и 1 октября. В период, когда морское сообщение закрыто, на Соловецкие острова можно добраться только регулярными авиарейсами из аэропортов Петрозаводска или Архангельска.

Старая скрипучая посудина «Василий Косяков», следующая по маршруту Рабочеостровск - Большой Соловецкий остров, набита паломниками и туристами. Едут отдыхать, молиться и смотреть, к чему привело соседство на небольшом пятачке суши древнего монастыря и концентрационного лагеря особого назначения. Погода стоит отличная. Небо, светлое и низкое, жмется брюхом к самому морю. Кое-где над водой грозовые тучи и темные дождевые столбы, но эти непогоды далеко. Пребывая в круизном расположении духа, пассажиры "Косякова" увлеченно кормили чаек хлебом, снимали друг друга на фоне бело-голубого пейзажа и бурых далеких непогод. Вдруг из-за утренней дымки над водой появятся маковки Соловецкого монастыря. Как в той волшебной сказке, ржавый кораблик, спотыкаясь о небольшие волны, все ближе подползает к берегу диковинного царства. Еще чуть-чуть, и ты очутишься в Зазеркалье.

Остров действительно оказывается маленьким царством. Там своя жизнь и свои порядки. Охают от старости ветхие избенки, построенные во времена первых советских диктаторов. Кругом нешумные люди: рыбаки, художники, паломники. Архангельские подростки, сосланные сюда на летние каникулы, бесцельно слоняются по глухим улицам с музыкальными колонками и жестяными банками из-под пива. Маленькая девочка в косынке и ситцевой юбчонке в мелкий цветок на раскрытой ладошке протягивает молодому пугливому бычку зеленое яблоко. Вдоль дорог виднеются глупые уличные урны в форме розовых тюльпанов. Пахнет свежим хлебом из монастырской пекарни. В полупустых торговых лавках продается забродивший карельский кефир. Все спокойно и статично. Только у стен монастыря наблюдается оживление. Толпы туристов перед экскурсией в спешке дожевывают бутерброды с колбасой. Фанатично крестятся прибывшие на утреннем «Косякове» верующие. О чем-то смеются батюшки и сестры, возвращающиеся в монастырь с обеда.

Батюшка, мы скоро едем в Сочи, что нам взять с собой, чтобы праведно отдохнуть? - подняв столб пыли на дороге, стайка суетливых паломниц с выцветшими глазами и запылившимися юбками окружила пойманного, чуть-чуть напуганного не то толпой, не то заданным вопросом батюшку. Был спокойный солнечный вечер короткого северного лета. На Сельдяном мысе в траве дремали кошки, коровы лениво отмахивались от мошкары, иногда позвякивая колокольчиками на шеях, будто чайной ложкой по краям кружки. Дорожная пыль, золотясь на солнце, плавно оседала на землю, на полинявшие от времени лица и подолы паломниц. Батюшка чуть медлил с ответом.

– Библию брать в Сочи не стоит. Она слишком тяжелая. Защитный крем от солнца возьмите. И купальники – в море купаться – пожав плечами, ответил мужчина в рясе и осторожно вышел из круга неморгающих глаз.

Еще долго паломницы, оставленные батюшкой на дороге, обсуждали, стоило ли ехать в такую даль, чтобы получить столь невнятный ответ на вопрос о вере...

Все на этом острове неоднозначно. Святое озеро за шиворотом Соловецкого монастыря – обязательное место для посещения и паломниками, и туристами. Задрав длинные юбки, паломницы, охая и иногда сквернословя, заходят в озеро по колено и не двигаются до тех пор, пока ледяная вода не сведет больные ноги. Не всякая из купальщиц знает, что в прошлом государстве это самое Святое озеро называлось Красным. Но теперь оно снова Святое. Сам Соловецкий монастырь не всегда был обителью смирения и света, периодически заключая в своих стенах неугодных материку лиц и устраивая морские перестрелки с заплутавшими кораблями.

На расстрельном поле Соловецкого лагеря особого назначения сегодня детвора гоняет мяч. В казармах, где несколько десятков лет назад давили вшей по ночам, умирали от голода, холода и грязи, теперь домохозяйки смотрят криминальные хроники по телевизору, отваривая макароны в старых эмалированных кастрюлях. Разрушенные лабиринты древних северных племен снова выложили и теперь гадают, куда ведут эти самые лабиринты. Позавчера здесь возводили церкви, вчера строили тюрьмы, сегодня обустраивают гостиницы и турбазы. А завтра случится зима, и все разъедутся. Что будет после зимы, не знает никто.

На острове нет роддома и толковой больницы: до сих пор всякую хворь лечат святой водой, а за помощью идут в монастырь к матушкам. Но даже святая вода иногда не помогает. В прошлую зиму забарахлило сердце у одного островитянина. Чуть-чуть за тридцать, работящий, холостой. Слег дома и не мог встать. Соседи побежали за матушкой. Больше помощи на зимних Соловках ждать неоткуда. Отказалась старушка по темноте идти к больному. Ему надо, пусть сам и идет.Чай, нестарый. – был короткий и ясный ответ.

Делать нечего, собрался островитянин с последними силами, шапку надел и вышел из избы. Только до матушки дойти не смог – помер по дороге. Когда матушке сказали, что пациент ее преставился на полпути к ней, она только лицо в сторону отвернула. На все воля божья! – процедила высохшими старушечьими губами, скоренько перекрестилась и захлопнула дверь своей комнаты. Только затряслась святая вода на полочках от того хлопка.

Соловки – русский Алькатрас и Мар Саба на одном небольшом кусочке земли, пропитанном порохом, пеплом, кровью и северными солями. Остров, где носили робы и рясы. Эта точка в Белом море лежит на пути и в преисподнюю, и на небеса. Время здесь рисует простым карандашом и играет с людьми в недобрые игры: то забывает идти вперед, то за секунды переворачивает жизни островитян вверх тормашками. То вовсе возьмет в руки метлу и сметет соловецких обитателей к чертовой матери, а через мгновение гонит по неровному морю посудины с новыми людьми донашивать рясы и робы, доживать жизни тех, кто уже стерт. Порой же часовые стрелки на Соловках резко меняют направление, сворачивают с циферблатного круга прямиком на витиеватые тропы танцующего леса, и тогда на острове начинают происходить престранные события: меняют рясы на робы, кресты на топоры, правой рукой крестятся, левой – жмут на курок пистолета. Чехарда добра и зла, прекрасного и уродливого. Чехарда, доведенная до абсурда.

Соловки – мекка не то бога, не то черта. Впрочем, они всегда идут рука об руку. Здесь, на этом маленьком холодном острове, как нигде, становится ясно, что жизнь и смерть, добро и зло, молитва и матершина – есть одно. Как есть одно Белое море, которое с легкостью меняет цвета с молочного на аспидный. Как есть озеро Святое. И есть озеро Красное. А в них одна и та же вода. Как есть время, которое в Зазеркалье не ходит по прямым и не рисует стрелками круги. Оно играет с островитянами в кошки-мышки, изредка позволяя им поиграть с собой.

Соловки – искаженное отражение материка. И нет отражения, если никто не смотрится в зеркало. Острова будут жить тем, что принесет ветер с большой земли. Время здесь течет со скоростью ветра. Прерывисто. Порывисто. Поэтому в хорошую погоду и в отсутствие новостей времени на острове нет вовсе. Замрет на Сельдяном мысе уставший рыбак, его зальет с макушкой густым медовым светом вечернее солнце, и стрелки часов снова забудутся. В траве будут дремать кошки. Маленькая девочка в косынке вытрет о ситцевую юбчонку яблоко и угостит им молодого пугливого бычка. На берегу у молчаливых лабиринтов будут щелкать клювами чайки и затворами камер туристы.

Выбраться с острова на большую землю не так уж и просто. Антрацитовое небо брюхом давит на море так, что тому тесно в своей чашке. Оно качается и шипит. На нем кряхтит и охает маленький старенький «Косяков». В пассажирском отсеке невозможно стоять и трудно сидеть – такая там качка. Из стороны в сторону катаются чьи-то чемоданы и детские коляски. Кто-то плачет от страха, кто-то затягивает «Калинку», и через мгновение его поддерживают остальные. Внизу поют песни, а на верхней палубе мучаются морской болезнью, до синих косточек вцепившись за поручни, переваливаются через них. Пока их тошнит, волны падают на них сверху и подтапливают снизу. Они дрожат, захлебываясь морской водой, молят время идти чуть-чуть быстрее и пытаются разглядеть в кромешной непогоде спасительный Рабочеостровск. Только несколько чаек по привычке преследуют «Косякова» в надежде на щедрое, как в тот раз, угощение.

Чтобы не слышать песни внизу и не видеть мучающихся наверху, ты забьешься под козырек на палубе и примешься считать до ста. Но не получится перевалить и за пятьдесят. Один, два, три, а что если «Косяков» треснет к чертям.. И снова начнешь считать с одного. Вся одежда насквозь мокрая, в ботинках хлюпает вода, от холода трясутся коленки и клацают зубы. Под твой козырек забежит молодой парень с обгоревшим в нездешних местах носом и заведет разговор, чтобы ускорить ход времени хотя бы на чуть-чуть.

Поедешь на Соловки еще когда-нибудь?

Не знаю, добраться бы сперва до большой земли...

А я поеду. Зимой. Обязательно поеду. – крикнет через ветер случайный попутчик и, держась за холодные поручни, будет долго смотреть на морские волны, спокойно дожидаясь, когда из-за черных волн Белого моря покажется материк.


Дикие животные: | Гренландский тюлень | Заяц | | | Морской заяц | | Северный олень | и | Другие животные...
Домашние животные: | | Лошадь | Кошка | Животноводство на Соловках | Разведение пушного зверя
Птицы и орнитология: | Скопа | Орлан-белохвост | Арктическая сова | другие птицы...

"Вчера я прошел немного по снежному полю. Под закатным солнцем снег был словно осыпан лепестками роз... Снежная поверхность была испещрена следами живых существ - отпечатками лапок каких-то птиц, с тянущимися бороздками от хвоста, ямочками зайцев, лис, еще каких-то зверей. Небо, как нередко на Соловках, горело всеми цветами." (Флоренский Павел. Письма с Дальнего Востока и Соловков. 1937.IV.4 № 97. М.: Мысль, 1998. )

Природе Соловков угрожает химическое оружие
Лев Федоров: "В Балтийском море в 1947 году было затоплено... химоружие, оказавшееся в советской зоне оккупации... Оно было действительно затоплено в Балтийском море, возле датских берегов... Там ведь 100 м глубина, где затоплено в Балтийском море. А наше, русское химоружие, нашими руками созданное и нашими руками затопленное возле Соловков на глубине 50 м, так ни один человек не спрашивает, никто и никогда , потому что Минобороны от нас это скрывает. (Лев Федоров , профессор. Радио "Эхо Москвы", 8.08.2001 ).
Сенсация! Соловки!
Записки репортера
"...население островов не всегда существовало в гармонии с окружающей средой, но природные факторы учитывались в их жизнедеятельности. Природа не только органически входила в ритм монашеской жизни, но и укрывала пустынников от мирской суеты... Здесь можно было выжить, только найдя принципиально иной... способ хозяйствования. Даже традиционные промыслы Беломорья нуждались в значительной перестройке... так, сберегая леса, прекратили на островах , Уязвимость островной экосистемы иноки, не знавшие таких слов, хорошо осознавали. Всему соловецкому придавалась особая ценность. Даже сугубо корыстную меру взимание монастырем десятой доли с промыслов, производящихся на Соловках жителями материка, можно рассматривать как природоохранное мероприятие, ограничивающее изымание природных ресурсов... (Асеф Джафарли. Особенность Соловецкой охоты. Журнал "Культура". Москва. 16.04.1998 )

Который в течение сорока лет составлял историю Соловецкого лагеря.


Соловецкая лисичка

Русский писатель Александр Исаевич Солженицын в романе "Архипелаг ГУЛАГ" дал краткое описание природы Соловецкого архипелага. Нет сомнения, что четыре неточности, содержащиеся в этом коротком отрывке текста, для прочтения великого романа не играют ровным счетом никакой роли. Мы упоминаем о них только как об интересном эпизоде из соловецкой жизни.

"Природные" неточности в тексте великого романа

Александр Солженицын: "Без нас поднялись эти острова из моря, без нас налились двумястами рыбными озёрами, без нас заселились глухарями, зайцами, оленями, а лисиц, волков и другого хищного зверя не было тут никогда.

Приходили ледники и уходили, гранитные валуны натеснялись вкруг озёр; озёра замерзали соловецкою зимнею ночью, ревело море от ветра и покрывалось ледяною шугой, а где схватывалось; полыхали полярные сияния в полнеба; и снова светлело, и снова теплело, и подрастали и толщали ели, квохтали и кликали птицы, трубили молодые олени - кружилась планета со всей мировой историей, царства падали и возникали, - а здесь всё не было хищных зверей и не было человека."

В этом тексте романа "Архипелаг ГУЛАГ" о природе Соловков содержатся четыре неточности:

(а) ...лисиц... и другого хищного зверя не было тут никогда...
Александр Солженицын ошибся - на островах есть хищник, и этот хищник - лисица. Вот как описывает утро в Соловках великий русский поэт Николай Клюев : "А в Соловках я жил по два раза... Долго жил в избушке у озера, питался чем Бог послал: черникой, рыжиками; в мёрдушку плотицы попадут - уху сварю, похлебаю; лебеди дикие под самое оконце подплывали, из рук хлебные корочки брали; лисица повадилась под оконце бегать, кажнюю зарю разбудит, не надо и колокола ждать".

"За озером дорога на Голгофу . Тенистая дорога, через каждую версту озеро, в озере – небо-голубень или рдяный восход-закат. Восход-закат. Именно: восход-закат. Ибо солнце стечет кроваво на западе и, глянь, уже щупает золотыми щупальцами верхушки леса и брюшки пролетающих птиц. На озерах, в зеленой гуще, несется рассыпчатое утиное "кри". Вот дорогу перебежала лисица, вильнув рудым плюмажем огромного хвоста. А там вдали, в этих бесконечных кудряшках зелени, белым взыскующим перстом на вершине горы, отдав себя метелям и бурям, - Голгофский монастырь . И в зелени у белых стен люди копошатся, как вши ." (Цвибельфиш. На острове на Анзере. Журнал "Соловецкие острова", №7, 07.1926. С.3-9 ).

"В 2002-ом году, будучи на Большом Заячьем острове я всё мечтал зайца сфотографировать. Их там много, и они очень большие - зверюги знатные. Однако хотя я их и видел, заснять ни одного не удалось. Каково же было моё удивление, когда на тропке ведущей к Cвятому источнику я нос к носу столкнулся с лисой. Лиса тоже видимо удивилась довольно сильно, потому как продолжительное время мы стояли и глазели друг на друга. и лиса шмыгнула в сторону, но я успел сделать ещё один снимок прежде чем она исчезла в зарослях." ( Путепроводные заметки для очень неторопливых. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006. Часть 6. "В мире животных", Глава 5. "Лисы, лошади". На правах рукописи. LiveJournal. New York, USA. 2006 )

(б) ...волков и другого хищного зверя не было тут никогда...
Сохранились записи о том, что до 1429 года на Соловецких островах были волки. Вот что произошло потом. Старинное предание повествует, что святитель Зосима Соловецкий наложил на Соловецкую землю вечный пост - убоины всем тварям лесным не вкушать, а волкам, что не могут без горячей крови живыми быть, путь с острова указал по своему новогородскому обычаю. Волки послушались слова Святителя, поседали весной на плавучие льдины и уплыли к дальнему Кемскому берегу.

Но заклятия на волков Святитель не наложил потому, что для самого опасного северного хищника было достаточно одного слова Святителя. Вот уже 600 лет волки обходят стороной Соловки, а когда доведется оказаться не по своей, свободной волчей воле на островах - бегут. Рассказывают, что когда-то на острове Анзер "...пытались поселить волчицу для ограничения только здесь прижившегося со времен святителя Филиппа (Колычева) стада оленей, по зиме она ушла и была найдена на другом острове, изрезанная льдинами. Волчица уходила с острова, в том числе вплавь. На острове - изобилие грибов, северных ягод (морошка, брусника, вороника, черника, голубика и др.), отменные рыболовные угодия, любопытные тюлени и не менее любопытные зайцы,.." но обилие пищи не остановило зверя от побега - перечить слову Святителя Зосимы она не могла.

(в) ...без нас поднялись эти острова из моря, без нас налились двумястами рыбными озёрами...
Александр Исаевич ошибся в оценке количества озер - на островах их почти в 2,5 раза больше, всего около 500, а не 200, как пишет классик.
(г) ...без нас поднялись эти острова из моря... без нас заселились глухарями, зайцами, оленями...
В данном случае, Александр Солженицын допустил ошибку в перечислении животных-аборигенов. Олени не заселили острова сами, а были завезены с материка и выпущены монахами во времена правления святителя Филиппа (Колычева) . Мясо оленей использовалось в пищу трудниками и крестьянами, а шкуры - для изготовления зимней одежды и обуви.

Данных о состоянии природы нет

На Соловках завершился первый межрегиональный семинар по мониторингу природы Соловков. Была принята Программа мониторинга Соловецкого архипелага. Это первая программа по изучению природы Соловков, разработана Соловецким музеем-заповедником и Центром "Природные ресурсы Севера" Поморского университета (Архангельск).

"Необходимость мониторинга природной среды Соловков очевидна: в настоящее время нет полных данных о состоянии этого уникального природного комплекса. Это означает, что прогнозировать развитие экологической ситуации, определить пределы антропогенных нагрузок на Соловках сейчас практически невозможно.

Цель мониторинга - создать адекватную картину состояния природного наследия Соловков. Первый этап программы рассчитан на 2003-2007 годы... Совместно с Соловецким музеем-заповедником в обсуждении программы приняли участие ученые Поморского университета, Архангельского технического университета, Северного медицинского университета, Архангельского Гидрометцентра, Северного отделения Полярного НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии (СевПИНРО), Архангельской лесоустроительной экспедиции, Соловецкого филиала Беломорской биологической станции МГУ, а также представители Соловецкой районной администрации.

На семинаре было принято решение о ежегодном обмене результатами. Таким образом, каждый участник Программы будет иметь целостную картину о ходе мониторинга и об экологической ситуации на Соловках. В рамках программы будет создан координационный совет. Соловецкий музей-заповедник взял на себя обязательство по формированию единой базы данных о результатах исследований... Планируется, что в Программе мониторинга примут участие студенты и молодые ученые в рамках работы Образовательного Центра "Соловецкие острова"." ("МР-Проф" . Еженедельный журнал музейщика. Вып.41 (304), 23.10.2003 )

Острова, поселки, хутора, возвышенности, болота, ручьи, озера, заливы и др.
: Соловки в текстах романа "Архипелаг ГУЛАГ".

Из голубого марева начинают проступать сказочные билибинские очертания: главы храмов, башенки, все чётче и чётче, быстрее и быстрее. И вот перед нами предстаёт комплекс Соловецкого монастыря. Слышатся крики чаек, морская вода, иссиня черная, исходит у кормы корабля белой пеной. Вдалеке можно заметить скользкие и бликующие на солнце спины белух. Здесь царство покоя и тишины, хрустальный воздух и неповторимая энергетика.












Соловецкие острова – это не только монастырь, как мы привыкли считать, это уникальный комплекс, собравший воедино культуру северных народов, неповторимую природу и историю от древних времен до наших дней. Загадочные лабиринты, созданные в II-I тысячелетии до нашей эры, тюрьма (1920-1930-ее годы), Соловецкая школа юнг (1942-1945).

Прежде чем ехать, вы, конечно, захотите ознакомиться с историей островов и решить, что именно хотелось бы посетить. Заранее забронируйте места на экскурсии, особенно на морские. Но главное – во время посещения островов не стоит слишком надеяться на намеченный план, потому что Соловки – волшебный мир, где свои законы, и уж поверьте – дух Соловков изменит ваши маршруты, переплетет тропы и покажет вам то, что хочет показать.




Остров танцующих берез.

Соловецкий архипелаг невелик. Из множества мелких островов выделяются шесть сравнительно крупных, наиболее известен Большой Соловецкий остров, другие острова значительно меньше – Анзерский остров, Большая и Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкие острова.

По Большому Соловецкому острову удобно передвигаться на велосипеде, который можно взять в прокате здесь же, недалеко от монастыря. Перекусить по дороге черникой, лишь наклониться у обочины и, не слезая с велосипеда, ухватить сочные сизые ягоды…

Самый известный маршрут – на запад, на Секирную гору, со смотровой площадки которой открывается красивый вид на окрестности, и где находится чуть ли не единственный в мире храм-маяк, Церковь Вознесения Господнего. По пути можно заехать на Филипповские садки (в которых содержалась и разводилась выловленная в море рыба) и в Макариевскую пустынь (здесь находится самый северный ботанический сад России).


Второй хороший маршрут – на Переговорный камень. Сюда можно приехать вечером, наблюдать закат. Переговорный камень находится на берегу моря - здоровенная каменная плита с надписью была установлена в 1856 году на месте переговоров архимандрита Александра с офицером английской эскадры, осаждавшей монастырь. Архимандрит Александр отказался выдать скот в распоряжение английской эскадры, после чего военные суда ушли в море. Это история противостояния соловецких монахов и английских кораблей. Когда английские корабли подошли к Соловкам, они начали разговор с монастырем посредством флагов. Представьте себе удивление монахов, не знакомых с морской флажковой азбукой, когда они увидели, что военные корабли, выстроившись вдоль стен монастыря, устроили какой-то концерт на цветных тряпках, завершившийся выстрелом сигнальной пушки. Посовещавшись о том, что же это было, монахи пальнули в ответ из боевой пушки, повредив при этом один из кораблей. Затем последовал обстрел, но выпущенные якобы 1800 английских ядер не оставили на стенах ни единой царапины, и, как иронично записали монахи в монастырском журнале, «даже ни одна чайка не пострадала».



На Соловках около 1000 озер, некоторые из них соединены озёрно-канальной системой. Её создали монахи для водоснабжения, также вода приводила в движение мельничные жернова. Обязательно поплавайте по каналам на лодке, это незабываемый квест, когда, проплыв в тени высоких деревьев по узкому вымощенному камнями каналу, ты выплываешь на простор озера и наслаждаешься тишиной. Правда, потом надо найти выход в следующий канал).




В монастыре можно прекрасно отдохнуть, выпить кваса во дворике. Вот монах пронес свежеиспечённые пирожки, мимо хлынула экскурсионная группа, зазвонили колокола. Вот она – благодать!



Нам посчастливилось побывать на Заяцком острове и Кузовах. На Заяцком острове находится первая в России рукотворная каменная гавань, в которой могли укрыться до 10 лодок. На этом острове тундровая растительность, можно увидеть карликовые берёзки, ягель, воронику. Здесь находятся загадочные лабиринты – невысокие спиралевидные каменные выкладки круглой формы. До сих пор не найдены ответы на вопросы: когда, кто и зачем строил лабиринты? Есть предположение, что лабиринт является дверью (порталом) в другие миры, инструментом, позволяющим первобытному шаману установить контакт с потусторонними силами.

Этот остров – место рождения нашего морского Андреевского флага. Именно здесь в 1701 году Пётр I провозгласил этот флаг, и в честь этого события через год, в 1702 году, на Заяцком острове была построена церковь Андрея Первозванного. Эта церковь сохранилась до наших дней.




Почва и камни очень колоритно покрыты ковром ягодников, мха и травы.

На крошечной территории острова (1,5 километра) выложено 13 подобных лабиринтов.






Древняя валунная гавань, куда заходили английские мореплаватели Томас Соутон и Джон Спарк, а также наш первый Император Пётр Первый.

Вообще, всё на соловках до боли проникнуто русской душой, и это так крепко цепляет, что хочется вернуться еще снова и снова. Людей, которые приезжают каждый год, здесь называют «осоловевшими».












Основной поток туристов приезжает на Соловки летом.

С собой: теплую и непромокаемую одежду и обувь, дождевик и купальник.

Мы снимали комнату у жительницы Соловков и ни разу не пожалели об этом, дом двухэтажный деревянный, два подьезда и несколько квартир на этаже, у нас был милейший балкон с видом на сосны и огороды, кажется, что приехал к бабушке в деревню. Также здесь есть несколько гостиниц и отличный палаточный городок.

Природа Соловков

Душевное здоровье на Соловках помогла мне сохранить именно природа, а точнее постоянный пропуск на выход из Кремля, который в начале 1929 г. оформил мне делопроизводитель Адмчасти, бывший флагофицер А. Ф. Керенского - Александр Иванович Мельников. После отъезда Мельникова с Соловков в самом конце 1929 г. этот пропуск постоянно мне возобновлялся, так как я должен был ходить в Детколонию (переименованную затем в Трудколонию) по делам Кримкаба.

Я пользовался этим пропуском как только и когда только мог: ходил по Реболдовской дороге до Глубокой Губы, тайно - до Переговорного камня (здесь велись переговоры монастырских представителей с командованием английской эскадры во время Крымской войны); по Савватиевской дороге, по Муксаломской дороге и т. д. Несмотря на строжайшее запрещение появляться в прибрежной полосе, несколько раз я ходил к Митрополичьим садкам, где в солнечные дни лежал час или два на солнце, совершенно забывая об опасности. На Заячьей Губе у Митрополичьих садков я познакомился с замечательной заячьей семьей. Я лежал в кустах и задремал. Когда я открыл глаза, я увидел прямо против себя на расстоянии чуть большем протянутой руки очаровательную зайчиху и несколько маленьких зайчат. Они смотрели на меня не отрываясь, как на чудо. Монахи приучили животных не бояться человека. Зайчиха явно привела своих детишек показать им меня. Я не шевелился, они тоже. Мы смотрели друг на друга, вероятно, с одинаковым чувством сердечной приязни. Такое бездумное созерцание не могло продолжаться вечно: я пошевелился, и они исчезли, но надолго осталось удивительно теплое чувство любви ко всему живому. Кругом росли низкорослые и искореженные ветрами соловецкие березы, журчали струйки воды, с отливом или приливом проходившие через сложенную из сравнительно небольших камней плотину Митрополичьих садков.

По Реболдовской дороге я ходил безопасно с тоненькой березовой палочкой в руках. Доходил до Глубокой Губы и тут однажды купался. Вода здесь сохраняла холод зимы. Я вошел в нее не страшась, но когда окунулся, дыхание мне перехватило, и я едва выполз. Тут же я обнаружил полусгнивший крест с обозначением, что на этом месте высадилась рать Мещеринова во время Соловецкого восстания в конце XVII века. Поперечная доска отвалилась, и в ней торчал кованый гвоздь. Я его взял, и он был у меня до блокады, когда в суете вынужденного отъезда (меня высылало из Ленинграда с семьей ОГПУ) я его забыл взять с собой.

Реболдовская дорога была изумительно красива, и однажды я ее прошел всю до самой Реболды, откуда переправа была на Анзер. Вблизи Реболды начинался «бегущий лес», впоследствии вырубленный. Это были многолетние сосны с толстыми стволами, которые постоянный ветер пригнул к земле и они поэтому казались «бегущими» и живыми. На что они могли понадобиться? Древесина их была плотной и плохо поддавалась пиле.

Зато какие бревна были в срубе сторожевой избы, где в тепле можно было дожидаться переправы на вёсельных лодках! Гигантские по длине и толщине прокопченные бревна, создававшие впечатление глубокой старины. Мне казалось, что я нахожусь прямо-таки в XVII веке. Да оно, пожалуй, так и было…

Природа Соловецких островов словно создана между небом и землей. Летом она освещена не столько солнцем, сколько громадным высоким небом, зимой - погружена в низкую кромешную тьму, смягченную белизной снега, изредка прорываемую сполохами Северного сияния, то бледно-зелеными, то кроваво-красными. На Соловках все говорит о призрачности здешнего мира и о близости потустороннего…

Острова - разные по ландшафту. Два Заяцких, Большой и Малый, на которых не растет ни единого дерева, красота которых - в изумительных цветовых сочетаниях лишайников, камней и валунов, кустов и полярных березок и возможностью отовсюду видеть море. Здесь нельзя заблудиться. Все кажется диким и пустынным, и только низкие лабиринты напоминают об обычаях, которые создал себе человек. Два острова - Большая и Малая Муксалма, покрыты лесами и болотами, холмами, обрывающимися у моря, и тучными пастбищами, на которых веками паслись коровы. Искусственная дамба соединяет Большую Муксалму и Большой Соловецкий остров. Великолепен Анзер. Природа его пышная и словно даже веселая. Песчаные пляжи и прекрасные лиственные леса напоминают о юге. Но высокую гору острова венчает Голгофский скит, самим своим названием пророчески предсказавший невыносимые страдания умиравших здесь стариков, калек и безнадежно больных, свезенных сюда со всего лагеря, замерзших, заморенных голодом, заживо погребенных. Центральный остров - Большой Соловецкий, собрал в своем ландшафте все, что имеют другие острова. К тому же триста озер, больших и малых, часто несущих на себе еще новые острова, на которых могли содержаться и особо секретные заключенные, которых лишали возможности видеть других людей, а когда-то - затворялись отшельники.

Здесь - большой природный Рай, но одновременно большой Ад для заключенных всех рангов, сословий, всех населявших Россию народов! Здесь, в этом мире святости и греха, небесного и земного, природа и человек соединились в необыкновенной близости.

Огромные валуны служили основным строительным материалом: из них воздвигнуты башни и стены, вместе с плинфой и кирпичом они легли в основание храмов. Крыши крыты тесом, купола - лемехом. Но иконы и книги, алтарная резьба и кованое железо свидетельствуют об огромных усилиях человека преодолеть природу, поставить дух выше материи, создать из природы гигантский храм. Скиты словно «сужают» расстояние по всему острову. Землянки отшельников и медные кресты, вросшие прямо в стволы деревьев, о которые ломали зубья двуручных пил заключенные на лесозаготовках.

Триста озер Большого Соловецкого острова, самые большие из которых соединены между собою каналами, чтобы непрестанно пополнять чистой водой большое Святое озеро, по берегу которого поднимаются главные постройки Соловецкого монастыря, поставленные на перешейке между Святым озером и морем. Разница в уровне, как говорили, - 8 метров. Эта разница позволила создать в монастыре водопровод, канализацию, использовать различную технику, построить быстро наполняемые и опорожняемые доки для починки судов, прекрасную хлебопекарню, портомойню, кузницу (исключительную для XVI в.), снабжать водой трапезную и т. д. и т. п. Монастырь мог бы служить наглядным опровержением ложных представлений об отсталости древнерусской техники. Святое озеро - это, по существу, гигантский пруд, искусственно созданный, чтобы заставить жить и работать все жизнеобеспечивающие механизмы монастыря.

Восемь метров перепада уровней моря и озера, образовавшегося от перемычки, заставляли строить стены храмов с широким фундаментом, создавать стены и храмы как бы тяжко, незыблемо стоящие на земле, чтобы уберечь обитателей монастыря от врагов и непогоды, создать внутри монастыря условия для процветания маленького живописного садика, где всюду были места, удобные для душевного отклика и молитвенных размышлений престарелых монахов.

Соловецкие острова - место, где ощущение творящего Бога и временности человеческого постоянно поддерживается сменами времен года, ритмом суток, длинными ночами зимой и длинными закатами вечером, длинными восходами солнца по утрам, быстрыми сменами погоды, многообразием ландшафтов, ощущением длительности истории этих мест, отмеченных языческими лабиринтами и обетными крестами, храмами и часовнями, где напряженный крестьянский и ремесленный труд был бы так свят и так угоден Богу.

И вместе с тем, уже в монастырское время в мирную молитвенную и трудовую жизнь монахов врывались и чисто мирские заботы: столкновение с еретиками, пребывание в нем сосланных, большое старообрядческое восстание, приведшее к длительной осаде в 1668–1678 гг. и сотням погибших, чьи тела валялись непогребенными перед монастырем на льду…

Заканчивались мои прогулки к морю на противоположной стороне от монастыря - недалеко от Переговорного камня. Я знал, что выбирать место для отдыха надо на каком-либо мысу, куда обычно не заезжал «главный хирург» Соловков латыш Дегтярев. Но я не знал, что у него появилась маленькая собачка с необыкновенным чутьем, выдрессированная на человека. Людей она чувствовала на большом расстоянии.

Я выбрал место для отдыха на берегу бухты с противоположной стороны от той, с которой делал свой объезд на белой лошади «начальник войск Соловецкого архипелага» Дегтярев. За камнями меня трудно было увидеть. И вдруг я услышал отвратительный пискливый лай собачонки. Ко мне в объезд бухты скакал Дегтярев - главный расстрельщик Соловков. Я успел натянуть брюки и ринулся в лес, захватив все остальное под мышку. На мое счастье, в лесу была длинная болотистая полоса, видимо, бывшая когда-то руслом реки. Через этот болотный «ров» лежала огромная ель. Я ступил на ствол, и меня прямо перенесло на противоположную сторону. Если бы не страх попасть к Дегтяреву (а от него прямо на Секирку), я никогда не был бы таким «храбрым», чтобы перейти по стволу с одного берега болота на другой. Дегтярев остановился и, нарушив удивительную благостность соловецкого леса отборной бранью, не стал меня преследовать, да и не мог он спешиться и бежать за мной. Почему он не стал стрелять - не знаю.

Из книги А. Е. Ферсман автора Баландин Рудольф Константинович

«ПРИРОДА» Необходимо, чтобы составление популярной литературы составляло общественную обязанность каждого научного работника, которой он должен учиться и которая очень трудна. А. Е. Ферсман О значении основанного в 1912 г. общедоступного естественнонаучного журнала

Из книги Где небом кончилась земля: Биография. Стихи. Воспоминания автора Гумилев Николай Степанович

Природа Так вот и вся она, природа, Которой дух не признает, Вот луг, где сладкий запах меда Смешался с запахом болот; Да ветра дикая заплачка, Как отдаленный вой волков; Да над сосной курчавой скачка Каких-то пегих облаков. Я вижу тени и обличья, Я вижу, гневом обуян, Лишь

Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

ПРИРОДА НА МЕЛЬНИЦЕ 1 "Лесная мельница меня..." Лесная мельница меня Встречает говором колесным И манит в бор, к рассвету дня, К золото-синим душным соснам. Дышу в глубокой тишине. Пусть быстролетно время мчалось, Мой детский сон кивает мне: Здесь всё по-прежнему

Из книги Последняя осень [Стихотворения, письма, воспоминания современников] автора Рубцов Николай Михайлович

Природа Звенит, смеется, как младенец. И смотрит солнышку вослед - И меж домов, берез, поленниц Горит, струясь, небесный свет! Как над заплаканным младенцем, Играя с нею, после гроз Узорным чистым полотенцем Свисает радуга с берез. И сладко, сладко ночью звездной Ей снится

Из книги Любовь к далекой: поэзия, проза, письма, воспоминания автора Гофман Виктор Викторович

I. ПРИРОДА I. МАРИНЫ 1. Mоре И ветер, веющий стремительно и буйно, И развевающий, и рвущий волоса. И моря вольный блеск, ходящий многоструйно – О, беспредельная, о, мощная краса! То всё в ней яркий блеск, зыбящийся и мирный – Обломки светлых льдин и горных хрусталей, То бархат

Из книги Воспоминания автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

I. ПРИРОДА 1. ПЕСНЯ К ЛУГУ Луг золотистый, Сонный и влажный, Тихий, лучистый, Как песня протяжный, Ты все такой же, Как был и в раю, О, успокой же Душу мою! Сотни веков исступленною бурей Мир сотрясали - и что ж? Светлое царство прозрачной лазури, Царство лазури все то ж, Также

Из книги Дорога к другу автора Пришвин Михаил Михайлович

Лагерная топография Соловков Из разговоров на Соловках в 1929 г. я помню: плотность «населения» на Соловках больше, чем в Бельгии. При этом огромные площади лесов и болот не только не населены, но и неизвестны.Что же было на Соловках? Гигантский муравейник? Да, муравейник

Из книги Каменный пояс, 1979 автора Катаев Валентин Петрович

Люди Соловков

Из книги Феофан Прокопович автора Ничик Валерия Михайловна

Отъезд с Соловков Летом 1931 г. начался вывоз «рабсилы» из Соловков на неофициально начавшееся строительство Беломоробалтийского канала. При отправке учитывалось - сколько осталось до конца срока. С Соловков уехали Владимир Раков, Федя Розенберг и многие другие. Меня не

Из книги Соловки. Документальная повесть о новомучениках автора Ильинская Анна Всеволодовна

Судьба друзей после Соловков Итак, настоящее оскудение мысли началось уже после лагерей. Люди рассеялись по стране. Кто умер, кто опустился. Все жили в одиночку, боялись говорить и даже думать. Уходило и здоровье.Постараюсь вспомнить судьбу всех, кто мыслил, создавал

Из книги Океан времени автора Оцуп Николай Авдеевич

Природа Гармония, это когда в природе человек находит соответствие своей душе. В жаркий парной день войдешь в хвойный лес, под крышу великого дома, и бродишь, бродишь глазами внизу. Со стороны посмотрит кто-нибудь и подумает: он что-то ищет. Что? Если грибы, то весенние

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх