Творческая работа на тему микены. Микены - легендарный город греции

Древние греки были убеждены: Микены построил Персей, а толстые, высокие стены из огромных каменных плит по его приказу возвели циклопы – одноглазые чудовища-великаны. Иначе объяснить, как во втором тысячелетии до нашей эры удалось возвести столь грандиозное сооружение, они попросту не могли.

Руины Микен находятся на полуострове Пелопоннес, на восточной стороне скалистого хребта, в 2 км от небольшого города Микенес, в 90 км в юго-западную сторону от столицы Греции, Афин, в 32 километрах на север от залива Арголикос. На географической карте этот древний греческий город можно вычислить по следующим координатам: 37° 43′ 50″ с. ш., 22° 45′ 22″ в. д.

Микены и Троя были обнаружены немецким археологом-любителем, Шлиманом. Нашёл он эти уникальные памятники бронзового века довольно интересным методом, используя гомеровскую «Илиаду» вместо путеводителя: сначала он отыскал знаменитую Трою, а через небольшой промежуток времени – Микены.

Расцвет древней микенской цивилизации относится к концу бронзового века и датируется 1600 – 1100 гг. до н.э. Легенды утверждают, что Микены построил царь Персей, но историки склоняются к выводу, что основателями древнего города являются ахейцы, воинственные представители одного из древнегреческих племён.

Удачное географическое положение и богатство города (микенцы вели активную торговлю по всему Средиземноморью) привело к тому, что к началу XIII ст. древние Микены оказались одним из самых сильных и влиятельных государств, находящихся на территории материковой Греции.

Власть правителей Микен распространялась на всю близлежащую территорию и, по предположениям учёных, даже охватывала весь север Пелопоннеса (исследователи выдвигают предположение, что цари города вполне могли возглавлять конфедерацию Пелопоннесских царств).

Не удивительно, что город Микены имел хорошо укреплённые стены, предназначенные для защиты от вражеских нападений: захватить его пытались не раз, и нередко – довольно успешно (об этом свидетельствуют многочисленные мифы того периода, чей сюжет причудливо смешался с реальными событиями, подтверждения которым обнаружили археологи).


Микенцы и сами были довольно воинственны: царь Агамемнон организовал поход на Трою, которая конкурировала с Микенами за господство в регионе, и после десятилетней осады добыл важнейшую победу. По одной из легенд, победа была ему дарована богами за то, что он, исполнив повеление Оракула, принёс в жертву свою дочь, Ифигению (впоследствии это послужило причиной смерти царя: жена Агамемнона, не смирившаяся со смертью дочери, организовала против него заговор).

Надо заметить, что плодами долгожданной победы грекам воспользоваться не удалось: около 1200 г. до н.э. на территорию Греции вторглись племена дорийцев, разрушившие практически все города Пелопоннеса, среди которых также оказались Микены и Троя (последняя даже не успела оправиться от поражения и как раз пережила сильнейшее землетрясение). Жители городов какое-то время своей территории не покидали, прятались в горах, но впоследствии были вынуждены покинуть свои земли – одни перебрались на острова, другие переселились в Малую Азию.

Как выглядел город

Большая часть населения Микен жила вне крепости, у подножия холма. Раскопки, проведённые археологами, показали, что прежде, чем попасть в цитадель, нужно было миновать кладбище, находящееся вне стен города и жилые дома. Обнаруженные постройки в черте города показали, что в его пределах находился дворец, жилые помещения, храмовые сооружения, склады и шахтные гробницы, в которых хоронили представителей правящих династий.

Как и большинство древних городов, Микены представляли собой хорошо укреплённую крепость и были построены на скалистом холме высотой около 280 метров.

Город окружала выложенная из огромных глыб крепостная стена протяжённостью около 900 метров, шириной – не менее 6 метров, а высота местами превышала 7 метров, при этом вес некоторых каменных блоков превышал 10 тонн.

Парадные ворота

Попасть в крепость можно было по вымощенной камнем дороге через Львиные ворота, ширина и глубина которых составляла около трёх метров.

Построили Львиные ворота в Микенах в тринадцатом веке до нашей эры во время расширения крепостной стены. Возвели их из трёх громадных, слегка обработанных известняковых глыб, а закрывали двумя деревянными створками (об этом свидетельствуют углубления, находящиеся внутри боковых стен).

Верхняя горизонтальная перемычка была шире, чем столбы, на которые её положили – это было сделано для того, чтобы сверху можно было установить треугольной формы известняковую плиту-фронтон, с двумя изображёнными львами. По одной из гипотез, барельеф, венчающий Львиные ворота, является гербом династии Атридов, которая правила городом в то время. По другой – посвящён богини Потнии, являющейся покровительницей всех зверей.


Львы эти развёрнуты друг к другу и, стоя на задних лапах, передними опираются на два находящихся алтаря, между которыми изображена колонна. К сожалению, головы зверей до наших дней не сохранились, но тщательно изучив барельеф, учёные пришли к выводу, что изготовлены они были из другого материала (возможно, из слоновой кости) и скорей всего, смотрели на людей, которые входили в цитадель через Львиные ворота.

Одним из предназначений этого барельефа было замаскировать образовавшуюся дыру: Львиные ворота были выстроены по всем правилам своего времени, поэтому все глыбы, которые нужно было положить над перемычкой, устанавливали со скосом, что давало возможность переместить большую часть нагрузки на боковые стены, между которыми были установлены Львиные ворота.

В результате этого над перемычкой образовалось пустое пространство, куда установили плиту с барельефом, который считается самой ранней монументальной скульптурой микенского периода (перед тем как были обнаружены Микены, были найдены разве что статуэтки высотой в 50 см).

Дворец

Сразу за Львиными воротами дорога поднимается вверх, а затем с левой стороны упирается в лестницу, по которой можно было подняться во дворец, находившийся на вершине скалы (по оценкам специалистов, замок был построен в XIV ст. до н.э., а некоторые найденные в нём фрагменты относятся к более раннему периоду).

Лестница заканчивается в прямоугольном дворе, в который можно было попасть из тронного зала, минуя приёмную и портик с двумя колоннами. Тронный зал имел прямоугольную форму, его крышу поддерживали четыре колонны, а стены были украшены фресками с изображёнными на них боевыми колесницами, лошадьми и женщинами.

Жилые помещения находились с северной стороны замка, многие из них были двухэтажными. Скорее всего, к ним можно было попасть из вестибюля дворца. Также здесь находился храм с круглыми алтарями, возле которых была обнаружена сделанная из слоновой кости скульптурная композиция из двух богинь и ребёнка.

Интересно, что при раскопках, во дворце были найдены глиняные таблички с надписями, которые оказались финансовыми отчётами военных затрат, а также списками работающих на микенских правителей людей: это был перечень рабынь, гребцов, ремесленников. Это даёт повод учёным предположить, что Микены были довольно бюрократическим государством.

Шахтные гробницы

С правой стороны от Львиных ворот были расположены обнесённые каменной оградой шахтные гробницы, в которых хоронили царей. Это были вырубленные скале прямоугольной формы погребальные комнаты, уходящие на глубину от полутора до пяти метров. Сейчас на месте древних захоронений установлены поставленные на ребро каменные плиты, отмечающие их месторасположение. В этих гробницах археологи нашли самые настоящие сокровища – монеты, ювелирные изделия, кольца, чаши, кинжалы, мечи, изготовленные из золота, серебра и бронзы.

Купольные и камерные гробницы

До того как построить крепость, микенцы хоронили своих правителей в так называемых купольных гробницах, которые по форме напоминали огромные купола. Всего археологами было обнаружено девять таких усыпальниц, относящихся к XV-XIV ст. до н.э. Усыпальницы представляли собой подземные сооружения с высоким, сужающимся кверху куполом, который возвышался над землёй. После похорон гробницу закрывали, а коридор, ведущий в погребальную яму, засыпали землёй.

Одной из наиболее известных гробниц этого типа является усыпальница Атрея (XIV ст.), в которую можно было попасть по длинному коридору, дромосу. Погребальная яма находилась под землёй и имела 13 метров высоты и 14 ширины (к сожалению, узнать, что именно забрал с собой царь в загробный мир, установить не удалось, поскольку могила была разграблена ещё в прадавние времена). Над входом в погребальную комнату была установлена девятиметровая квадратная плита. Как именно древние мастера сумели её установить, учёные до сих пор не выяснили.

В находящихся неподалёку камерных гробницах хоронили аристократов и представителей их семейств. Это были в основном вырубленные в склоне горы фамильные склепы, в которые можно пройти по дромосу.

Как добраться до Микен

Желающие увидеть один из самых знаменитых памятников бронзового века, должны учитывать, что он находится на территории археологического парка «Микены», а потому вход на его территорию платный (билет стоит около 8 евро).

До города Микен лучше всего добираться из столицы Греции рейсовым автобусом, дорога в этом случае займёт около двух часов, а билет обойдется в 12 евро. Также можно воспользоваться автомобилем и картой – сначала доехать до города Арго, миновав Коринфский канал, а уже оттуда отправиться в Микенес.

Предыстория

Из-за постоянных внутренних войн культурная, экономическая и политическая жизнь ахейских государственных образований концентрировалась вокруг дворца-цитадели , что делает данную цивилизацию схожей с крито-минойской культурой , хотя последняя носила куда менее воинственный характер. Одна из наиболее крупных цитаделей находилась в районе Микен, благодаря богатым археологическим находкам в этой области, связанных с ахейцами, их цивилизация получила название микенской.

Примерно в XIV в. до н.э. началось массовое переселение ахейцев на полуостров Малая Азия (территория современной Турции). Данный исторический период нашел свое отражение в произведении древнего поэта Гомера «Илиаде», которое повествует об объединенном походе ахейцев под предводительством царя Агамемнона против Трои , эпос повествует нам о десятилетней осаде этого поселения, закончившейся его разграблением. Можно утверждать, что «Илиада» рассказывает нам о военном противостоянии между ахейцами и жителями Малой Азии, которое завершилось победой первых, о чем свидетельствуем множество ахейских поселений в данном регионе, время создания которых соответствует примерно XIII в. до н.э.

На рубеже XIII и XII столетий Балканский полуостров захлестнула новая волна переселений: менее развитые в культурном и экономическом отношении, нежели ахейцы, но преуспевшие в военном отношении (это связано с освоением производства железного оружия) дорийцы быстро захватили микенские цитадели и подчинили себе их хозяев. Дорийское завоевании Греции принято считать концом микенской цивилизации.

Участники

Заключение

Микенская цивилизация оставила после себя богатое культурное наследие, она также внесла свой вклад в формирование цивилизации классической Греции, а знаменитые «Илиада» и «Одиссея», повествующие о микенской эпохе, стали для античного мира самыми значимыми произведениями.

После гибели критской цивилизации начался расцвет микенской культуры. Об этом периоде греческой истории мы узнаем из мифов о Троянской войне, сведения из которых подтверждаются археологическими находками. Всю свою жизнь немецкий ученый-самоучка Генрих Шлиман посвятил поиску загадочной Трои, именно ему принадлежит честь открытия древней Трои и Микен. На сегодняшнем занятии мы вслед за Шлиманом посетим развалины древних Микен и Трои, узнаем о мифологических и исторических причинах начала войны греков и троянцев.

Микены были расположены в Южной Греции, на скалистом холме. Город был окружен крепостной стеной длиной 900 метров и шириной 6 метров. Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходил через Львиные ворота (рис. 1). От ворот сохранился входной проём. Поблизости от Львиных ворот археологи раскопали царские могилы. В гробницах были найдены многочисленные драгоценные украшения. По золотым маскам, лежавшим на лицах погребённых, можно представить облик микенских владык. У них были суровые лица с бородкой и усами.

Рис. 1. Львиные ворота ()

При раскопках царских дворцов в древнейших греческих городах найдены сотни глиняных табличек с надписями. Эти надписи прочитаны. Они содержат списки женщин-рабынь, гребцов на кораблях, ремесленников, работавших на царя. Во многих надписях речь идёт о сборах на войну. Микенские цари, жадные до чужих богатств, предпринимали далёкие походы за добычей.

Около 1200 г. до н. э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои - богатого торгового города на побережье Малой Азии. Осада города длилась 10 лет и закончилась падением Трои.

Грекам не удалось воспользоваться победой. С севера в Грецию вторглись воинственные племена. Длинноволосые, в звериных шкурах, они опустошили юг страны, разрушили Пилос, Микены и другие города. Население пряталось в горах, переселялось на острова Эгейского моря и в Малую Азию. Произошёл упадок хозяйства, была забыта письменность.

Среди пришельцев были и греческие племена, родственные тем, что жили в Греции до их вторжения. Они поселились на опустевших землях.

Из поколения в поколение греки передавали мифы о своих богах, древних героях и войне с троянцами. Однажды боги устроили роскошный пир. На него не позвали богиню ссор и раздоров. Однако она явилась незваной и незаметно бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Заспорили из-за яблока три богини. Одна была Гера - старшая из богинь (греки изображали её красивой и величавой женщиной). Другая - воительница Афина. Несмотря на грозный вид, она была так же привлекательна. Третья - Афродита, вечно юная богиня красоты и любви. Каждая из богинь считала, что яблоко предназначено ей. Они обратились к богу грома и молний Зевсу, прося рассудить их. Но Зевс, хотя и был главным богом, не пожелал вмешиваться в ссору, потому что Гера была его женой, а Афина и Афродита - дочерьми. Он повелел им обратиться к троянскому царевичу Парису, чтобы тот разрешил спор о золотом яблоке (рис. 2).

Рис. 2. Суд Париса ()

Три богини перелетели через Эгейское море и предстали перед Парисом. «Присуди яблоко мне, - сказала Гера, - и я сделаю тебя властителем всей Азии». «Если ты присудишь яблоко мне, - вмешалась Афина, - я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться». Афродита сказала: «Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире». Парис присудил яблоко Афродите. С тех пор она стала во всём помогать ему, а Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.

Прекраснейшей из женщин считалась Елена (рис. 3). Она жила в греческом городе Спарте и была женой правившего там царя Менелая. К нему, будто бы в гости, и приехал Парис. Его приняли ласково и радушно. Но когда царь уехал на несколько дней по делам, Афродита внушила Елене любовь к Парису. Забыла она мужа, согласилась бежать в Трою. Вернувшись домой, царь Спарты Менелай пришёл в ярость и стал звать на войну против Трои всех царей Греции. Они дали согласие участвовать в походе.

Рис. 3. Прекрасная Елена ()

На сотнях кораблей переправились греки через море и высадились недалеко от Трои. Вытащив корабли на берег, они разбили лагерь, защитив его стеной. На равнине между лагерем и Троей начались бои. Долгие годы греки безуспешно осаждали Трою. Троянская война стала последним предприятием Микен. Согласно мифам, Троя была побеждена и захвачена греками. В действительности, город был разрушен в результате землетрясения около 1300 г. до н. э. Длительная война истощила силы греческих городов, в том числе и Микен, после чего начался их упадок.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Antiquites.academic.ru ()
  2. Bibliotekar.ru ()
  3. Mify.org ()

Домашнее задание

  1. Какие археологические находки свидетельствуют о том, что Микены были одним из самых могущественных греческих городов?
  2. Назовите мифические и исторические причины начала Троянской войны.
  3. Почему Микенская культура после Троянской войны пришла в упадок?
  4. Как возникло крылатое выражение «яблоко раздора»?

Они песком мои забили вены
И суховеем закоптили губы —
Циклопами поставленные кубы,
Исхоженные сонные Микены.

Все помнят скалы — как попеременно
Сигнальщики годами ночевали
У сложенных костров, как чутко ждали
Заветной вести: близок Агамемнон!

Здесь оказавшись, сожалеть не надо,
Что замолчало время на запястье,
Что скорпионом спит в камнях опасность,
Тоскливо блеет брошенное стадо,

Печален звук овечьей погремушки.
Из жидкой тени листьев олеандра
Взгляни же, обреченная Кассандра,
На бледные славянские веснушки.

О вещая, мой незатейлив эпос,
Он исказит твои черты зевотой,
Но, знаешь ли, с великою охотой
Я джинсы поменяла бы на пеплос.

Глухих веков победы и измены
В уверенном гекзаметре очнулись,
Не я пришла, а вы ко мне вернулись,
Растерянные старые Микены.
Хельга Харен

В 3 тысячелетии до нашей эры существовало три крупных центра человеческой цивилизации: Месопотамия, Египет и Хеттская империя. Родоначальником всех империй была Месопотамия, происхождение которой покрыто историческим туманом.
Однажды огромная Хеттская империя рухнула. Обломки ее полетели во все стороны, рождая гражданскую войну, разруху, голод и братоубийственные стычки. В те времена не было строго охраняемых границ - ни своих, ни сопредельных стран, поэтому разные группки - фактически даже вполне самостоятельные народы брызнули в разные стороны. Те народы, которые ушли от войны и разрухи на запад, в конечном итоге попали на Аппенинский полуостров. Другая, самая большая группа народов двинулась на юг, в сторону будущей Эллады. Это были пеласги, ахейцы, дорийцы, ионийцы, лелеги, карийцы.
Придя на территорию будущей материковой Греции они населили ее, вытеснив или частично ассимилировав существовавшую там загадочную минойскую цивилизацию. А на островах заменили кикладской культурой критскую и протоэгейскую. В результате этого сплава и произошла так называемая эгейская или микенская цивилизация. Расцвета культура достигла с 1500 г. по 1050 г. до н.э. Затем она потихоньку превращается в классическую Элладу.
Резкий скачок культуры Греции произошел около 1700 года до н.э. В это время начинает сходить на нет крито-минойская культура, но влияние ее остается.
Генрих Шлиман, немецкий археолог любитель, в свое время богатый купец, наживший свое состояние, работая в Санкт Петербурге, затем дополнил его финансовыми операциями в Америке, подарил Греции еще одно тысячелетие истории. Добился он этого, опираясь на мифологические предания Гомера.
Гробница Атрея, которую он исследовал в 1879 г. - самая большая купольная гробница в микенской культуре.

Доподлинно узнать микенскую культуру до мелочей невозможно. До сих пор остаются тайной некоторые архитектурные ходы. Остается опираться на археологические сведения, мифы древней Греции и на сведения тех народов, которые вступали с ними в контакт.
С 1700 по 1500 г. до н.э. в микенской культуре использовались глубокие шахтные гробницы, выстланные каменными плитами, землей, хворостом или травой на дне. Царская гробница 1450 г. до н.э. выглядела так: длинный проход начинался на склоне холма, с боков он был отделан камнями и заканчивался перед дверью, закрывавшей вход в гробницу. Деревянные двери были обиты бронзой. Фасад был украшен 2 колоннами высотой 10,5 м. В треугольном проеме над входом некогда стояла скульптура точно так же, как и на Львиных воротах, о которых я расскажу далее.

Через проход можно было попасть прямо под свод купола.

Диаметр помещения 14 м 25 см, высота 12,5 м. Начиная с 3 ряда, кладка образует свод.

Вес балки над входом 120 тонн.

Маленький вход ведет в помещение, где находились покойник и приношения, которые сопровождали его в загробный мир.

Камни не очень плотно подогнаны друг к другу, поэтому между вертикальными швами имеются пустоты, которые облюбовали пчелы, они беспрепятственно летают летом взад и вперед через вход в гробницу.

Это, возможно, одна из достопримечательностей, о которой нужно помнить, отправляясь в Грецию, - громадный свод гробницы, напоминающей с виду средневековый собор, солнечный свет у входа, переходящий далее в полумрак, и жужжание пчел, отдаленно напоминающее звучание органа.

Кроме ключ-камня, который закрывает гробницу сверху, это оригинальное гениальное сооружение.

Длина наклонного коридора-дромоса, который ведет в гробницу 36 м, ширина 6 м.

Каменоломня, откуда брали блоки, находилась в 15 км от Микен.
На всей территории Арголиды можно видеть остатки мостов микенской эпохи. Между городами существовала разветвленная сеть дорог. Правил городом царь, который обладал полной властью во время войны. В мирное время в основном принимало решение местное аристократическое собрание.
Акрополь - возвышенная укрепленная территория на холме, это изобретение древних микенцев. Внутри акрополя обязательно был родник. В центре города всегда был Дворец - центр культурной и политической жизни. Следы микенской культуры распространяются до Балтики.
С 3000 г. до н.э. здесь уже были поселения. Микены существовали и в классическую эпоху, успев принять участие в событиях Греко - персидских войн, однако в 468 году до н.э. город был разорен арголянами. С тех пор Микены стали одним из многочисленных придатков могущественного Аргоса. Постепенно жизнь на этой территории замерла.
Высота горы, на которой находился город Микены 254 м над уровнем моря.

Расцвет Микен наблюдался в 18-12 веке до н.э. Во 2 веке до н.э. все жители покинули город.
Укрепления вокруг центра Микен были возведены около 1350 г. до н.э. Вторая линия укреплений появилась в 1250 г. до н.э. Тогда же построили «Львиные Ворота».

Вторая линия фортификации Микен возникает в связи с нашествием дорийцев и других северо-западных греческих племен. Львиные Ворота венчают главный вход в город.

Кладка сделана из конгломерата, похожего на скалы Метеор.

Две львицы, которые поддерживают колонну с жертвенником, сделаны из другого камня.

Головы львиц из золота были повернуты к человеку, который входил в город, но они, естественно, до наших дней не сохранились. Каждая из трех балок, которые предваряют вход, весит более 20 тонн.
Жизнь в Микенах кипела до конца 11 века до н.э. Трудно представить, что камни в основании этой стены лежат здесь уже 3250 лет!
Слева от входа в стене находилось маленькое святилище.

На этой территории раскопали 19 шахтных захоронений, из них 6 наиболее богатые, где обнаружена большая часть золота Шлимана.

Он считал, что открыл гробницу Агамемнона и его отца, царя Атрея - золотая маска, одна из найденных им в погребениях, прямо была названа «маской Агамемнона». Позднее, исследователями было установлено, что все-таки маску изготовили задолго до правления Агамемнона, в 16 веке до нашей эры. Этот экспонат является шедевром микенского искусства, и заодно самой знаменитой ошибкой в истории археологии.

Вывод о том, что была найдена посмертная маска царя Агамемнона, Генрих Шлиман сделал, основываясь на описание Троянской войны в эпосе Гомера «Илиада» и на труды Павсания, древнегреческого географа, жившего во 2 веке до н.э. Павсаний в своих трудах описывал, что Агамемнона похоронили внутри города, а его жену Клитемнестру и ее любовника Эгисфа, похоронили за пределами городской стены, как недостойных людей. Начиная раскопки в Микенах, Генрих Шлиман руководствовался именно трудами древнегреческих писателей. Археолог был уверен, что внутри городских стен он обязательно найдет останки микенских героев, о которых писали Гомер и Павсаний.
В древнегреческом эпосе, написанном Гомером, знаменитой «Илиаде», Агамемнон - один из главных героев, он отличался храбростью и прославился многими подвигами. Троянская война началась с того, что Парис похитил прекрасную Елену, жену царя Менелая, брата Агамемнона. Менелай вместе с Агамемноном убедили греческих правителей участвовать в военном походе против троянцев. Агамемнон возглавил греческое войско. Греческое войско разгромило троянскую армию, но судьба отвернулась от Агамемнона. Его супруга Клитемнестра, изменив ему с его двоюродным братом Эгисфом, задумала убить Агамемнона. Клитемнестра и Эгисф выполнили задуманное и убили Агамемнона вместе с его любовницей Кассандрой. Печальная судьба микенского царя послужила сюжетом для многих древнегреческих трагедий.
В этих шахтовых гробницах были обнаружены: у мужчин золотые маски, нагрудники и поножи, мечи и кинжалы; у женщин - золотые диадемы; у тех и других - сосуды из золота, серебра и электра, священные чаши для ритуального питья в виде голов животных (так называемые ритоны). Умершие были покрыты плащами, украшенными золочеными бляшками с изображением символов бессмертия - пчел, спиралей, звезд и т.п. Общий вес золотых сокровищ составил 15 килограмм.
Лица мужчин, как правило, не закрыты масками. То, что они - мужчины, и воины, определяется присутствием оружия в их могилах, а количество золота и тщательность работ, указывают на честь, богатство и статус.
Все эти сокровища микенских царей были сосредоточены в шахтовых гробницах круга А и Б, тогда как великолепные микенские толосы - грандиозные круглые гробницы - оказались совершенно пустыми, их разграбили задолго до исследования.
Частично золото Микен находится в афинском археологическом музее, а большая часть, найденная и в Трое и в Микенах - в музее Пушкина в Москве, попав в СССР после Второй Мировой войны как трофей, взятый в Берлине.
Могильный круг Альфа был образован в 1600 - 1700 г. до н.э. В 13 веке захоронения были окружены каменной оградой, полой изнутри. Никто не знает, для чего это было сделано. Предполагают, что эти захоронения являлись священными захоронениями людей, которые играли какую-то роль в местном религиозном культе или основателями Микен.
Более того, около 1250 г. до н.э возвели еще один уровень стены.

За Кругом А находился религиозный центр. Далее развалины зернохранилища, жилые кварталы.

В период расцвета здесь проживало около 2000 человек. По тем временам это был многолюдный город, недаром Гомер в своих произведениях называл его «Златообильные Микены».
Дома жителей Микен характерны тем, что единственный вход вел через мужскую половину дома в женскую.
Главным центром политической и духовной жизни Микен был Дворец, который располагался на вершине холма. На входе находились пропилеи, которые поддерживали две колонны. Помещения дворца были раскрашены цветной штукатуркой, которую в изобилие нашли при раскопках. Около 13 века до н.э. во дворце был сильный пожар. Не думаю, что ландшафт сильно изменился с тех пор.

В музее Микен можно увидеть то, что обнаружили при раскопках частично.

Планируя путешествие в Грецию, обязательно выделите несколько дней для поездки в Микены. Этот древний город недаром называют колыбелью Эллады. Он насквозь пронизан духом древних героев, совершающих подвиги во имя богов Олимпа, и небывалой роскошью, позавидовать которой могли бы все царства мира.

Мифы о появлении Микен

Рождение Микен уходит корнями далеко вглубь истории. Археологи считают, что город образовался в шестнадцатом веке до нашей эры. Расположенный на западе полуострова Пелопоннес, он стал самым влиятельным городом Древней Греции и положил начало целой эпохе под названием "микенская эра".

Греческие легенды гласят, что город основал великий герой Персей, сын Зевса, воспользовавшись помощью великанов и циклопов. Действительно, сам город, дворец и крепостные стены были построены из огромных каменных глыб, идеально подогнанных друг к другу без использования раствора. Некоторые глыбы имеют вес около ста тонн, а сами стены поднимаются в высоту на тринадцать метров. Подобный способ постройки стен получил название "циклопическая кладка". Большинство сооружений в Микенах построено в этой технике. Трудно предположить, каким образом эти глыбы передвигались во время строительства.

Основатели Микен

Историки полагают, что основателями города можно считать древних ахейцев, основной деятельностью которых были военные походы на близлежащие государства. Гомер в своих знаменитых поэмах воспевал Микены и его воинственных основателей. Стратегически Микены были очень удобно расположены - город, окруженный хорошо укрепленными стенами, разместился на вершине холма. Простирающаяся вокруг равнина лишала врагов возможности незаметно подобраться к городу. Постепенно он креп и расцветал.

История Микен: расцвет

Микенцы тщательно охраняли подступы к своему городу, и к тринадцатому веку до нашей эры они распространили свое влияние на весь полуостров. Горожане активно занимались торговлей и развивали свой город. Микенская культура пришла на смену минойской цивилизации, которая была практически уничтожена после извержения вулкана Санторини. Микенцы заселили остров Крит, археологи находили свидетельства их культуры в развалинах Миносского дворца. Несколько веков правления Микен наложили огромный отпечаток на всю историю Древней Греции.

Согласно мифам, Микен именно из этого города отправился в многолетний поход на Трою. Падение Трои было подарком великому царю от богов за выполненное обещание принести в жертву свою родную дочь Ифигению. Через несколько дней после феерического возвращения в Микены царь был убит собственной женой Клитеместрой, обезумевшей после смерти дочери. До сих пор на территории Греции ее имя означает "мужеубийца".

В период своего расцвета микенцы возвели множество городов и украсили свой город величественными сооружениями, такими как царский дворец, например. Различие между бедными и богатыми горожанами было весьма значительно. Микенцы строго делили общество на классы, наделяя привилегиями торговцев и военачальников.

Падение Микен

Несколько веков могущества микенской цивилизации закончились после вторжения на Пелопоннес в одна тысяча двухсотом году до нашей эры воинственных племен дорийцев. Они разрушили большинство крупных городов полуострова, включая Микены. Под их натиском пала и Троя, которой не хватило времени, чтобы оправиться после триумфальной победы Агамемнона. Жители Микен еще пытались возродить город, но постепенно ушли с Пелепоннеса в Азию и на острова. На долгие столетия Микены были преданы забвению.

Открытие Микен: раскопки Генриха Шлимана

Своим новым рождением Микены обязаны знаменитому Генриху Шлиману. Настойчивый археолог, увлеченный поисками легендарной Трои, совершенно неожиданно наткнулся на один из могильников в окрестностях Микен, который ошеломил археолога небывалым богатством. Украшения, части военных доспехов, статуэтки и предметы быта - все это было из золота. Из нескольких могильников Шлиман сумел поднять более тридцати килограммов изделий из драгоценного металла. Особую ценность для археологов представляет найденная золотая Первоначально ученые отнесли ее к периоду легендарного царя Агамемнона, но после долгого изучения датировали ее шестнадцатым веком до нашей эры. Сокровища, найденные на территории города, были самой весомой археологической находкой конца девятнадцатого века. Микены олицетворяют собой все то, что дала миру этого величественного и загадочного города поражают воображение туриста мощью дворцовых стен, уникальными в своем роде царскими захоронениями и варварской роскошью найденных артефактов.

Достопримечательности Микен

Раскопки в Микенах продолжались долгие годы, открывая миру новые сокровища этого удивительного города. Каждое открытие доказывало, что Микены оказали на Пелопоннес такое мощное влияние, которого никогда ранее не испытывала Древняя Греция. Достопримечательности Микен сейчас представляют собой огромный комплекс с развалинами царского дворца, могильниками и крепостными стенами. Бродить по этому можно часами. Особое место среди археологических находок занимают Львиные ворота и шахтовые гробницы в Микенах. Об их происхождении ученые не смогли прийти к единому мнению по сегодняшний день. Экскурсионный тур в Микены можно купить прямо в Афинах. Два часа, проведенные в пути, весьма небольшая плата за потрясающее зрелище, которое предстанет перед глазами туриста.

Львиные ворота в Микенах: описание

Чтобы войти в хорошо укрепленную крепость города, необходимо было миновать Львиные ворота. Сами они сложены из четырех монолитных глыб, каждая из которых весит около двадцати тонн. Археологи считают, что эти глыбы вырезаны из каменной породы амигдалит. Блоки тщательно обработаны и подогнаны друг к другу. После многолетнего изучения археологи выявили, что глыбы обрабатывались инструментом похожим на дисковую пилу. Зазубрены на камнях хорошо видны до сих пор. Эта одна из первых загадок, которую предоставили ученым и историкам Львиные ворота в Микенах. Тип постройки ворот идентичен с крепостной стеной - монолитная кладка. По предположению ученых барельеф львов был установлен над воротами значительно позже строительства крепостной стены. Дату ее основания относят приблизительно к тринадцатому веку до нашей эры. Львы представляют собой весьма распространенный геральдический символ Европы. Многие царские династии гордились их изображением на своем гербе.

Барельеф изготовлен из трех глыб и изображает двух мощных зверей, стоящих на задних лапах, опираясь на колонну. Глыбы вырезаны из цельной породы известняка. К сожалению, головы зверей не сохранились, но археологи утверждают, что они были отлиты из золота и повернуты на входящих людей. По некоторым предположениям, львы были символом одной из правящих династий Микен. По другой версии этот монументальный барельеф посвятили покровительнице всего животного царства - богине Потнии. Многие историки видят сходство барельефа с древнекельтскими мотивами. В их культуре львы занимали особое место, но до сегодняшнего дня ученые так и не разгадали смысл величественного изображения.

Мифы о происхождении Львиных ворот

Львиные ворота в Микенах - уникальное сооружение, подобного которому не возводили за весь период расцвета микенской культуры. Манера постройки и тщательно обработанный барельеф с изображением колонны в критском стиле заставили ученых вспомнить самые древние эллинские мифы.

Мифы гласят, что эллины были потомками могущественных богов атлантов, которые пришли на землю Древней Греции из своего потерянного края. Действительно, многие каменные сооружения, которые археологи относят к периоду критско-минойской цивилизации и пришедшей ей на смену микенской, оставляют множество вопросов. Как могли быть добыты и доставлены к месту строительства огромные каменные глыбы? Почему некоторые из них имеют следы обработки инструментами, схожими с современными? Почему барельеф ворот так тесно переплетается с изображениями в других культурах? Ни на один из вопросов ответы так и не были найдены.

Загадка Львиных ворот

Если учесть, что Львиные ворота в Микенах возводились в качестве оборонительного сооружения, то перед учеными появляется еще одна загадка этого таинственного места - все сокровища, которые нашел в свое время Шлиман, находились в могильниках, расположенных фактически под основанием ворот. В этом же месте знаменитому археологу удалось отыскать гробницу самого Агамемнона, до верха наполненную золотыми и серебряными артефактами. Ни ранее, ни в более поздний период греки не делали подобных захоронений.

Археологи считают, что вход в цитадель через Львиные ворота был доступен не каждому человеку. Об этом свидетельствует дорога, ведущая к воротам, - вдоль нее расположены знаменитые шахтовые гробницы, ставшие для микенцев священными. Посторонний человек не мог быть допущен к культовому месту. Этот выяснившийся факт подчеркивает особое значение Львиных ворот как культового сооружения расцвета микенской культуры.

Почему микенцы делали подобные захоронения? И зачем расположили свои сокровища у входа в город? Достойной гипотезы научный мир до сих пор не выдвинул. Львиные ворота в Микенах тщательно охраняют тайны своих создателей

Царский дворец

Туристы, покупающие экскурсионный тур в Микены, могут увидеть и другие исторические памятники этого когда-то богатейшего города. Прямо от Львиных ворот дорога вела в царский дворец. Развалины этого сооружения даже сейчас восхищают туристов. В центре здания располагался огромный прямоугольный зал с очагом - мегарон. Очаг был тщательно отделан и украшен витиеватыми рисунками, по четырем углам очага стояли массивные колонны, подпиравшие свод. Стены парадного зала украшали рисунки в критском стиле. Гомер называл в своих поэмах этот зал "сияющим". Нужно отметить, что минойцы были великолепными инженерами и архитекторами. Все сооружение было выстроено в разных уровнях, соединенных между собой вереницей коридоров и залов. Под дворцом располагалась система коммуникаций и водоснабжения города. Многие здания в пределах Микен строились в два или три этажа, что говорит не только о финансовой состоятельности горожан, но и об искусстве строителей.

В самом дворце предположительно располагалось древнее святилище. Археологи нашли несколько скульптур богинь и ребенка. Кому поклонялись микенцы, ученые не знают абсолютно ничего. Так же как не известны и не понятны историкам их погребальные обряды.

Шахтовые гробницы

Шахтовые гробницы не менее уникальное место, чем Львиные ворота в Микенах. Два погребальных круга, превращенных в более поздний период в святилище, были местом упокоения знатных микенцев. Ученые до сих пор не могут объяснить, почему горожане хоронили своих близких сидящими в узких шахтообразных могильниках. Это явление никак не связано со всеми известными ранее обрядами эллинов. Каждый могильник наполнялся украшениями и предметами быта. Нужно отметить, что все предметы были из драгоценных металлов. Изредка попадались бронзовые изделия. После находки Шлиманом шахтовых гробниц Микены стали называть "златообильными".

Монументальные Львиные ворота, роскошные золотые украшения и мифы, легенды и загадки - все это подарили миру "златообильные" Микены. Греция способна заворожить любого туриста, который обязательно захочет еще раз прикоснуться к ее пронизанной тысячелетиями истории.

Сейчас, говоря о Древней Греции, многие из нас сразу вспоминают такие города, как и , однако в исторической науке это называется классический период Греции, а было время за много веков до этих полисов, когда главным городом Греции считались Микены и было это три тысячи лет назад.

По легенде Микены основал античный герой - Персей, победитель Медузы-горгоны. Однако точный период основания города неизвестен. Первые люди стали селиться на этом месте примерно 7000 лет назад, а сам город появился, как минимум, в 1500 году до нашей эры, когда микенская цивилизаций стала распространяться на всю Грецию и ближайшие острова.

Микены в этот период хорошо нам известны благодаря подвигам Геракла, а также походу греческой Армии на Трою. Возглавил поход царь Микен Агамемнон. Однако после завершения Троянской войны в XII веке до нашей эры античный мир пришел в упадок, ослабли и почти полностью исчезли и Микены. К началу греко-персидский войн, когда в Греции возвысились Афины и Спарта, Микены окончательно были заброшены.

Расположены руины города в Арголиде на Пелопоннесе недалеко от и и современной столицы региона - Нафплиона. До одной из соседних деревень можно доехать автобусом, а в остальном это автомобильная поездка. Билет в Микены стоит 12 евро, студентам российских вузов - 6 евро. Работает комплекс с 8 до 20.00, но это, скорее всего, в теплое время года


Руины Микен справа по курсу

Современное состояние Микен - это это неплохо сохранившиеся очертания крепости (Акрополя), появившейся, как минимум, в 1350 году до нашей эры, в которой располагался дворец и ряд других сооружений. Несколько гробниц гигантов, где хоронили царей и знать, и небольшой музей с находками из Микен. Жители города жили в основном на склоне холма у стен крепости, но от этих построек почти ничего не осталось


План города



Макет города

Справа от дороги видна небольшая груда камней - это остатки так называемого дома с фонтаном Персея. Это сооружение, постройки 3-2 тысячелетия до нашей эры, находилось над священным источником, снабжавшим город водой, воздвигнуто оно было либо в честь Персея, либо богини Геры.


Знаменитые львиные ворота Микен - именно по ним археологи и догадались, какой город они раскапывают

Львы с двумя алтарями и колонной - это герб Атридов - древней династии правителей Микен. Головы львов, к сожалению, не сохранились, скорее всего они были из другого материала и смотрели на входящих в город. А самих львиных воротах известно благодаря греческому историку и географу Павсанию, который сделал описание ворот

Крепость Микен окружала мощная циклопическая стена из блоков, некоторые из которых весят по 100 тонн., собственно, поэтому такие сооружения и называют циклопическими, так как считается, что их могли построить только циклопы. Стена была длиной 9 метров, 6 метров шириной и высотой до 7 метров

Сразу за воротами видна небольшая пристройка, которая использовалась для запирания ворот



Ниша засова

Cправа от входа за сторожкой находилось зернохранилище



Большой пандус

Первое сооружение, которое встречали посетители крепости, была одна из могил гигантов - большая купольная гробница, построенная еще до крепости и включенная в её территорию в XIII веке до нашей эры

Купольная гробница - это только одно из строений нижней террасы крепости. Кроме того тут за стеной находились жилые строения, сокровищница, объекты культа и некоторые другие строения, но сейчас их распознать сложно


Основания кладовых, где хранились сосуды с едой, в том числе была и знаменитая ваза с изображением микенских воинов


Справа в гору поднимается пандус

Кроме купольной гробницы и нескольких зданий на нижней террасе цитадели находился центр культа, здесь проходила дорога процессий и распологались алтари и храмы, построенные в XIII веке до нашей эры, эти объекты были разрушены спустя век и заменены обычными домами


Руины нижней террасы, остатки культовых сооружений

После изучения нижней террасы, вам необходимо подняться по зигзагообразной дороге наверх ко дворцу


Подъем, начинающий с Большого пандуса, под которым в XIII веке находились комнаты, где производился текстиль

Наверху холма помимо дворца были и другие здания


Северный квартал крепости, где находились кладовые и несколько больших домов. Эту часть забросили раньше всех, так как она сильно пострадала от землетрясения


Место Пропилона дворца - ворот дворцового комплекса с колоннами в центре


Вид из дворца



Развалины храмов


Миндальные деревья

А вот и сам дворец, состоящий из большого дома - мегаруна, а также двора. Здесь же находился трон правителя. Археологи доказали, что на этом месте были и другие постройки еще за 1000 лет до постройки дворца. В XIII веке дворец уничтожил огонь, но XII веке он был восстановлен, правда, не отражал уже былого величия

На месте дворца отчетливо видно место для двух колонн, а также вход. Дворец не был большим

От дворца к противоположной от входа части холма спускается дорога, в северной части крепости было большое количество зданий, но назначение большинства из них неизвестно



Спуск к северо-восточной части крепости

Один из распознанных объектов в этой части цитадели - квартал ремесленников, среди которого выделяют дом с колоннами (две колонны во внутреннем дворе). Назначение зданий определено благодаря найденным здесь заготовкам, золотому листу, незаконченным изделиям из слоновой кости, необработанным полудрагоценным камням. В доме с колоннами находились кувшины. Все дома, построенные во второй половине XIII века в тот же период погибли в огне (вместе с дворцом, расположенным неподалеку)


Квартал ремесленников



Дом с колоннами


Cеверные кладовые и дорога к северным воротам

В этой части цитадели находилась цистерна с питьевой водой


Цистерна

А также был туннель к подземному источнику, находившемуся на глубине 18 метров, сейчас он завален


Дальше прохода нет

Также здесь находилось боковой, второстепенный вход в Микены, построенный при перестройке крепости около 1250 года до нашей эры


Северные ворота

Вне стен крепости, как было сказано, жило большинство жителей Микен. Эти камни - все, что осталось от строений вне стен цитадели, и это даже не дома, а комплекс из 4 торговых домов, в одном торговали щитами, во втором оливковым маслом, в третьем нашли две бляшки со сфинксами, назначение четвертого дома неизвестно

А перед входом в крепость находилось кладбище, в основном состоящее из купольных могил и гробниц-шахт

Кроме того за холмом с крепостью находится музей Микен



Остатки фрески со стен одного из объектов культа


Cтатуэтки, найденные на месте квартала культовых зданий


Копии царских сокровищ со знаменитой маской Агамемнона


Керамика


Священные статуэтки, найденные над одной из торговых лавок

А о самих могилах гигантов, которых тут 4 штуки, я рассказывал

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх