Лариса савицкая авиакатастрофа. Люди, выжившие после авиакатастрофы: реальные истории

Авиационные происшествия появились вместе с воздухоплаванием, но только к 40-м годам 20 столетия эти случаи стали фиксироваться. В рейтинг попали люди, выжившие в авиакатастрофах. Рассмотрены 10 случаев, когда из всех пассажиров в живых остался только один человек.

10. Джулианна Диллер Кёпке (24 декабря 1971 г.) - единственная выжившая в авиакатастрофе семнадцатилетняя девушка. В ту страшную ночь она находилась на борту лайнера перуанской авиакомпании вместе с родителями. Началась гроза, и в самолет ударила молния. Воздушная машина стала разваливаться на высоте 3200 метров и упала в тропический лес. Обломок, на котором было установлено кресло Джулианны, отвалился еще в воздухе. Он летел вниз через бушующую стихию и вращался с бешеной скоростью по кругу. Обломок вместе с Джулианной приземлился на кроны деревьев, что и спасло девушку. У нее оказалась сломана ключица, и были многочисленные раны. Выжившая нашла в себе силы, чтобы встать и идти искать помощь. Наткнувшись в джунглях на ручей, она пошла вниз по его течению. На десятый день Джулианна вышла к поселению. История героической девушки легла в основу нескольких художественных фильмов.

9. Весна Вулович (26 января 1972 г.) - двадцатидвухлетняя стюардесса, выжившая в авиакатастрофе и попавшая в книгу Гиннеса за падение с высоты в 10 километров без парашюта. В момент, когда авиалайнер пролетал над Чехословакией на высоте 10160 метров, на судне произошёл взрыв. Югославская стюардесса по воле судьбы оказалась в этот день на борту - она подменяла свою коллегу. Ветки деревьев, на которые упала девушка, смягчили удар. Вулович почти месяц не приходила в себя и полтора года пролежала на больничной койке. Несмотря на это вынужденная рекордсменка смогла вернуться к обычной жизни и продолжила работу в авиации, но только в наземной службе.

8. Лариса Савицкая - выжившая в авиакатастрофе двадцатилетняя девушка (24 августа 1981 г.). Вместе со своим мужем молодая женщина возвращалась домой из свадебного путешествия. Над городом Завитинском на высоте 5220 метров в их самолет АН-24 врезался бомбардировщик. Погибли все люди в двух самолетах (37 человек). Девушка находилась в хвостовой части разломившегося АН-24. С пятитысячной высоты Лариса падала на большом обломке. Падение продолжалось 8 минут. Кусок авиалайнера вместе с пострадавшей упал на берёзовые насаждения, что смягчило силу удара. Выжившая в авиакатастрофе Лариса в одиночестве провела две ночи в лесу. Несмотря на сотрясение мозга, многочисленные ссадины и травмы, она могла самостоятельно передвигаться. Для всех пассажиров были подготовлены могилы, в том числе и для Ларисы. Поисковики опешили, увидев ее живой. Женщина попала в Книгу рекордов Гиннеса дважды: как человек, единственно выживший в авиакатастрофе и, как пассажир, получивший минимальную компенсацию – 75 рублей.

7. Джордж Лэмсон (21 января 1985 г.) - единственный выживший в авиакатастрофе, произошедшей в США, штате Невада. Семнадцатилетний парень возвращался с отцом на самолете Локхид Л-188 Электра с горнолыжного курорта. Неожиданно воздушное судно сильно накренилось на один бок и стало падать. Джордж прижал колени к груди в тот момент, когда самолет ударился о землю. Вместе с сиденьем его вынесло из фюзеляжа за мгновение до взрыва. Именно этот фактор и спас жизнь юноше. Причиной случившейся трагедии, в которой погибло 70 человек, стала ошибка пилотирования в оценке обстановки, в результате чего Локхид Л-188 Электра потерял скорость и упал.

6. Сессилия Сичан (16 августа 1989 г.) - четырехлетняя девочка, выжившая в авиакатастрофе, произошедшей в Детройте и унесшей жизни 154 человек. Самолету так и не удалось набрать высоту. Еще на взлете он зацепил крылом башню освещения, отчего оно отвалилось и загорелось. Лайнер повело вправо, и вторым крылом он пробил крышу здания. Воздушное судно просто развалилось на куски, которые разбросало почти по километровой площади. Сессилию нашел под обломками пожарный. После многочисленных переломов и ожогов девочка смогла восстановиться. Родители Сессилии стали жертвами этой же трагедии. Сейчас девушка летать не боится, считая, что «снаряд не бьет в одно место дважды».

5. Девятилетняя Эрика Дельгадо (11 января 1995 г.) оказалась в списке людей, единственно выживших в авиакатастрофах благодаря своей матери. Вместе с семьей она находилась на борту, совершающем рейс из Боготы в Картахену (Колумбия). Причиной страшной катастрофы стала неисправность приборов судна, которое рухнуло на землю при заходе на посадку. В момент падения мать вытолкнула ребёнка из разваливавшегося лайнера, и девочка упала в озеро, заросшее водорослями. Спас ее местный фермер, услышав крики о помощи. Эрика отделалась переломом руки, остальные пассажиры и члены экипажа (52 человека) погибли.

4. Юсеф Джиллали (6 марта 2003 г.) - единственный выживший в авиакатастрофе, произошедшей в городе Таманрассет (Алжир). Самолёт Boeing 737-200 потерпел крушение при взлёте из-за отказа двигателя. Находясь в воздушном пространстве из-за возгорания мотора, судно начало стремительно терять скорость. Боинг упал в каменистой местности, неподалёку от аэродрома и разлетелся на части. Из 104 человек экипажа удалось спастись только двадцативосьмилетнему военнослужащему Джиллали. Пострадавший получил множество переломов и находился в коме. Но спустя сутки молодой человек пришёл в себя, и его жизнь находилась вне угрозы.

3. Воскресным утром (27 августа 2006 г.) в штате Кентукки на борту самолета, совершавшего рейс Лексингтон-Атланта, начался пожар. Машина рухнула в километре от аэропорта. Все пассажиры и члены экипажа (49 человек) погибли. Пожар был настолько сильным, что не было возможности опознать тела. Лишь второму сорокачетырёхлетнему пилоту Джеймсу Полехинке удалось спастись. Пожарные вытащили его из кабины горящим. Причина случившейся катастрофы - использование пилотами более короткой взлетной полосы. В результате этого воздушная машина, протаранив железное ограждение и врезавшись в дерево, разрушилось и загорелось.

2. Тринадцатилетняя Бахия Бакари - единственная выжившая пассажирка, летевшая рейсом Париж - Коморы (30 июня 2009 г.). За считанные минуты до посадки воздушное судно стало стремительно падать и рухнуло в воды Индийского океана. Девочка не может описать обстоятельства произошедшего, так как спала. Предположительно, ее выбросило через иллюминатор. Бахия 14 часов ждала помощи спасателей, дрейфуя в открытом океане на не утонувшем обломке лайнера. Так она оказалась единственной уцелевшей из 153 человек.

1. Бортинженер Александр Сизов - выживший в авиакатастрофе, случившейся 7 сентября 2011 года под Ярославлем. В тот роковой день воздушное судно Як-42 должно было доставить хоккеистов «Локомотива» на матч в город Минск. Проскочив всю взлётную полосу, самолёт начал подниматься с грунта, резко завалившись на левое крыло. После этого машина рухнула, разлетевшись на части, которые отбросило на несколько сотен метров в округе. В себя Александр пришёл только, когда оказался в горящей от керосина реке. Несмотря на многочисленные переломы и последующие операции пятидесятидвухлетнему пассажиру удалось выжить. Причиной трагедии, случившейся на борту Як-42, стала ошибка экипажа при взлете самолёта.

В Белграде в возрасте 67 лет умерла бывшая бортпроводница Весна Вулович, пережившая падение с высоты 10 тыс. метров после авиакатастрофы, которая произошла в январе 1972 года над немецким городом Хермсдорф.
Она не отвечала на звонки друзей, из-за чего те забеспокоились и попросили полицию проверить ее квартиру. Стражи порядка нашли тело бывшей стюардессы 23 декабря в ванной комнате. Смерть наступила несколько дней назад.

Весна Вулович была занесена в книгу рекордов Гиннеса, как человек, переживший падение без парашюта с самой большой высоты в истории. Все члены экипажа и пассажиры, кроме Весны, погибли в авиакатастрофе. Спасатели нашли 22-летнюю стюардессу под обломками. Она получила многочисленные травмы, но чудом осталась жива.

Авиакатастрофа 44-летней давности, которую пережила Вулович, предположительно, произошла из-за взрыва бомбы, пронесенной на борт лайнера McDonnell Douglas DC-9-32 хорватскими националистами-усташами.

Стюардессой Весна Вулович стала случайно. Окончив среднюю школу, она поступила в университет. Зачарованная, как и многие другие молодые люди того поколения, песнями «Битлз», Весна выбрала для себя английское отделение и стала изучать английский, чтобы понимать своих кумиров. После первого курса она отправилась на стажировку в Англию, чтобы совершенствовать язык. А вот после ее возвращения домой произошла встреча, круто изменившая жизнь Вулович. Один из ее школьных товарищей к тому времени выучился на пилота и летал на самолетах югославской компании JAT. Он-то и посоветовал Весне освоить специальность стюардессы международных авиалиний, чтобы раз в месяц наведываться в столь любимый Лондон. Да и финансы девушки требовали пополнения. В 1971 году она впервые поднялась в небо. К моменту трагедии она еще не закончила свое обучение и не имела постоянной работы.

22-летняя Весна Вулович не должна была лететь на этом рейсе, но из-за ошибки авиакомпании направлена на него вместо другой бортпроводницы с таким же именем (Весна Николич). На день катастрофы Весна ещё не окончила обучение и в экипаже находилась в качестве стажёра.
25 января 1972 года экипаж, в котором стажировалась Вулович, прибыл в Копенгаген, где должен был сменить пилотов, пригнавших самолет из Стокгольма. Как впоследствии вспоминала сама Вулович, у нее сложилось впечатление, что ее более опытные коллеги как будто что-то предчувствовали – они много говорили о своих семьях, покупали им сувениры...

26 января 1972 года самолёт DC-9-32 Jugoslovenski Aerotransport (JAT, международное название - Yugoslav Airlines) совершал перелёт по маршруту Стокгольм - Копенгаген - Загреб - Белград на участке Копенгаген - Загреб. На борту находилось 28 человек, из них 5 членов экипажа, включая стюардессу Весну Вулович, и 23 пассажира. Взлёт, набор высоты и выход на воздушную трассу прошли в обычном режиме. Полёт проходил на высоте около 10 тысяч метров.
Спустя час после взлёта DC-9 прошёл очередную точку маршрута: приводную радиостанцию Hermsdorf в Восточной Германии и занял высоту 10 160 метров. Вскоре самолёт неожиданно разрушился: носовая часть с кабиной пилотов отделилась от основного корпуса. Обломки упали рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии (теперь территория Чехии). При этом крупные части фюзеляжа оказались не более километра друг от друга, тогда как обычно разрушения на большой высоте приводят к существенному рассеиванию фрагментов.

По данным официального расследования, до разрушения в воздухе системы самолёта работали в штатном режиме, а пилоты находились на своих местах. Экспертиза не обнаружила в крови лётчиков алкогольных или наркотических веществ. Сигналов бедствия или сообщений о поломках на землю не передавалось. Самолёт был сравнительно новым: начал эксплуатироваться менее чем за год до катастрофы.
Причиной трагедии назван взрыв в багажном отсеке в передней части фюзеляжа. Спустя 10 дней после катастрофы, Служба государственной безопасности Чехословакии представила фрагменты будильника, который был определён как часть взрывного механизма. Подозревались в организации теракта последователи хорватской ультраправой организации «Усташи». Однако официально преступление осталось нераскрытым, а имена террористов не установлены...

Когда произошёл взрыв Весна Вулович работала в пассажирском салоне. Она сразу потеряла сознание, и впоследствии не смогла вспомнить, что делала и где именно находилась (в средней части фюзеляжа или в хвосте).
Из находившихся на борту 28 человек выжила только сербская стюардесса. Она упала без парашюта с высоты 10 160 метров и выжила, что было признано мировым рекордом.

Местные жители оказались на месте падения обломков самолёта раньше спасателей. Они разбирали фрагменты и пытались найти выживших. Все члены экипажа и пассажиры, кроме Весны, погибли. Спасатели нашли 22-летнюю стюардессу под обломками. Крестьянин Бруно Хонке обнаружил Весну, оказал ей первую помощь и передал прибывшим медикам. Удивительно, но девушка чудом осталась жива после падения с такой высоты.
– Громкий взрыв, очень яркий свет и невыносимый холод – вот и все, что я помню о той катастрофе, – рассказала Весна Вулович. – На меня наткнулся местный житель, немец Бруно, который во время Второй мировой служил в вермахте. Нащупал пульс, понял, что у меня сломан позвоночник, поэтому не стал двигать мое тело и сразу вызвал помощь.

Весна находилась в коме и получила множество травм: переломы основания черепа, трёх позвонков, обеих ног и таза.
27 дней девушка находилась в коме, для полного выздоровления ей понадобилось 16 месяцев.
По словам самой Весны Вулович, первое, что она попросила, вернувшись в сознание, - покурить...

Она каждый день теряла память – наутро забывала о том, что произошло с ней с того момента, как вошла на борт (память восстановилась через несколько месяцев, а сам взрыв женщина вспомнила лишь лет через 25). Врачи уверяли: Весна никогда не сможет ходить. Она смогла – правда, училась этому 4,5 года.
– Не знаю, как я смогла выжить , – говорила Вулович. – Ведь на такой высоте человек умирает практически мгновенно – сердце разрывается от нехватки воздуха. Доктора предполагают, что причина везения может быть в моем низком кровяном давлении. Но почему я не разбилась всмятку – этого вообще никто понять не может. Не иначе как Бог меня спас.

По воспоминаниям Весны Вулович, страха полётов у неё не появилось, так как момент катастрофы она не запомнила. Поэтому после выздоровления девушка пыталась вернуться к работе стюардессой в Yugoslav Airlines , но в итоге получила офисную должность в авиакомпании, где и продолжала работать.
Выйдя наконец-то из больниц, где она провела не один год, Весна отправилась на работу – восстанавливаться в должности стюардессы. Коллеги смотрели на нее, как на умалишенную: пережить такое и снова бесстрашно садиться в самолет? Ее категорически отказались брать в полет, предлагая уволиться и навсегда забыть об авиации. Но Вулович настаивала на своем: ничего особо страшного не произошло, лётное дело она любит и изменять ему не намерена.
– Но чиновники не вняли моим доводам – дали офисную работу в авиакомпании , – жаловалась Весна. – А жаль. Я так хотела снова в небо! Так что с тех пор летала только как пассажир.
В 1977 году вышла замуж (развелась в 1992 году). Детей нет.

Чудесное спасение принесло Весне Вулович славу. Книга рекордов Гиннесса в 1985 году, спустя 13 лет после катастрофы, признала ее человеком, пережившим падение без парашюта с самой большой высоты в истории. Любопытная деталь: когда Весна приехала в Лондон, на церемонию вручения сертификата о занесении в Книгу рекордов, одновременно с ней аналогичный документ получал Пол Маккартни, кумир ее юности.
А в Российской книге рекордов Гиннесса на первом месте – Лариса Савицкая. В 1981 году самолет, в котором она возвращалась из свадебного путешествия, столкнулся в воздухе с военным бомбардировщиком. В течение 8 минут обломок самолета, на котором сидела Лариса, падал с высоты 5200 метров. Девушка приземлилась на березовую рощу. Она получила несколько переломов, потеряла почти все зубы, но смогла соорудить себе временное укрытие, в котором двое суток ждала помощи. Савицкая, кстати, дважды рекордсмен: как выжившая после падения с максимальной высоты и как получившая... минимальную сумму компенсации физического ущерба – 75 рублей!

В девяностые Весна Вулович стала одним из видных критиков сербского лидера Слободана Милошевича. В 2000 году Весна Вулович активно участвовала в событиях, которые привели к его отставке.

Весна Вулович умерла в декабре 2016 года у себя дома в Белграде. 23 декабря её тело было обнаружено после вскрытия квартиры полицией, куда обратились друзья женщины, обеспокоенные, что она несколько дней не появлялась на улице и не отвечала на телефонные звонки. Причина смерти властями не раскрывается.

11 января 1961 года родилась Лариса Савицкая, пассажирка, выжившая после авиакатастрофы и падения с высоты более 5000 метров

Личное дело

Лариса Владимировна Савицкая (55 лет) родилась в Благовещенске Амурской области. В 20 лет Лариса с мужем Владимиром возвращались в родной город из свадебного путешествия на море.

Они летели рейсом 811 на Ан-24РВ из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск.

24 августа 1981 года самолёт Ан-24, на котором летели супруги Савицкие, на высоте 5220 м столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16. Причиной катастрофы стала слабая согласованность военных и гражданских диспетчеров. Экипаж Ан-24 не доложил об уклонении от основной трассы, а экипаж Ту-16 сообщил, что занял высоту в 5100 м за 2 минуты до того, как это произошло на самом деле.

Бомбардировщик разрушил авиалайнеру крыло и верхнюю часть фюзеляжа, ему самому винтами разрубило фюзеляж в районе кабины. После столкновения экипажи обоих самолётов погибли. Оба самолёта упали в тайгу и загорелись. При этом оставшаяся часть пассажирского самолета в ходе падения несколько раз разломилась. Обломки разбросало на площади 5 × 1,5 километра.

В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и жгучего холода - после разгерметизации самолета температура в нем моментально упала с +25 °C до −30 °C.

После очередного разлома фюзеляжа, произошедшего прямо перед её креслом, Ларису выбросило в проход. Она потеряла сознание. Очнувшись, поняла, что уже не сидит в кресле, а лежит проходе между креслами. А впереди пустота.

Их ряд оказался первым на краю разлома. «До меня дошло, что мы падаем, и еще успела подумать, что если я так, боком упаду, это будет очень больно, что надо сгруппироваться...», - рассказывала потом Савицкая. Она сумела доползти до следующего ряда, забралась в кресло, вжалась в него, вцепившись в подлокотники и упершись ногами в пол.

«Потом, как зеленый взрыв, бросились в глаза лиственницы. В нашей тайге лиственницы высокие, жесткие. Если упасть на них, остались бы одни щепки. Но тут снова повезло...». Ее часть самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар.

Несколько часов Савицкая находилась без сознания. Очнувшись, увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. «Володя сидел, положив руки на колени, и смотрел на меня остановившимся взглядом». Дождь, который лил все это время, уже смыл кровь с его лица.

Лариса получила ряд серьёзных травм, но, несмотря на это могла самостоятельно передвигаться. Когда смогла встать, она сняла белую накидку с кресла и закрыла мужу лицо.

В ожидании спасателей Савицкая соорудила себе временное убежище из обломков самолёта. Согревалась чехлами с сидений, а от комаров спасалась, укрываясь целлофановым пакетом. Пила воду из луж - все эти дни шёл дождь.

Ларису, а также тела её мужа и ещё двух погибших в том отсеке пассажиров нашли только через два дня - последними из всех жертв катастрофы. Родственники за это время уже успели заказать ей гроб и даже вырыть могилу.

Савицкая оказалась единственной выжившей из 38 человек, находившихся на борту Ан-24.

Ее доставили вертолетом в ближайший город Завитинск, где базировался военный аэродром, к которому был приписан погибший бомбардировщик, и положили в больницу. Однако спустя всего сутки выписали, отправив домой.

В Благовещенск, находившийся в трехстах километрах от Завитинска, Савицкая добиралась на заднем сиденье "Жигулей" по таежным дорогам.

В благовещенской больнице врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы. Последствия этих травм сказываются на протяжении всей последующей жизни Ларисы Савицкой.

Год после катастрофы она пролежала дома пластом, "тарелку супа съесть и то было трудно".

Потом стала пытаться вернуться к нормальной жизни. Закончила институт, получив диплом биолога, пошла учителем в школу. Однако в школе продержаться смогла меньше года и дальше уже искала работу полегче -- лаборанткой, страховым агентом.

В 1985 году Савицкая без мужа родила сына Гошу. А через два месяца после родов ее мать погибла в автокатастрофе.

Лариса жила с ребенком на пособие матери-одиночки, составлявшее 32 рубля. Перепечатывала тексты, торговала книжками. После перестройки организовала фирму по продаже обуви. Потом работала в представительстве "Боржоми" - до тех пор, пока ее не парализовало из-за последствий черепно-мозговой травмы.

Однако Савицкая смогла оправиться от паралича. Сейчас работает офис-менеджером в риэлторской компании.

Чем знаменита

Пассажирка Ан-24 Лариса Савицкая выжила после авиакатастрофы и падения с высоты 5220 метров. Она занесена в российское издание Книги рекордов Гиннеса как человек, выживший после падения с максимальной высоты.

О чем надо знать

Лариса Савицкая

Несмотря на многочисленные травмы, Лариса Савицкая не получила инвалидность: по советским нормативам, по отдельности ее увечья не тянули на группу, а все вместе не попадали ни под одну классификацию.

В качестве компенсации физического ущерба Свицкая получила всего 75 рублей. По нормативам Госстраха в СССР полагалось 300 руб. компенсации ущерба за погибших и 75 руб. - за выживших в авиакатастрофах.

В русском издании "Книги рекордов Гиннесса" история Савицкой упоминается дважды. Первый раз на странице 129 как рекорд падений с высоты без парашюта, а второй - в главе "Человек и общество" как человек, получивший самую маленькую компенсацию, несоизмеримую с ущербом, нанесенным здоровью (сотрясение головного мозга, два компрессионных перелома позвоночника, перелом ребра, перелом кисти запястья, многочисленные ушибы и разрывы мышечных тканей).

Прямая речь:

О катастрофе: «Грохот, крики, лицо обожгло холодом... Потом я узнала, что у нашего самолета сразу снесло крышу и отрезало крылья, только поэтому мы не взорвались -- ведь в крыльях был бензин. Нет, неба я не увидела. Был туман, как в бане. Испугаться не успела. Может быть, потому, что все шло как продолжение сна. Посмотрела на Володю -- по его лицу хлестала кровь. В следующее мгновение самолет разломился..».

О спасении : «Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме "му-му", ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был еще тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом - краска с фюзеляжа оказалась на редкость приставучей, мама ее потом месяц выковыривала. А волосы от ветра превратились в большой кусок стекловаты».

Летчик спасательного вертолета о катастрофе : «Не понимаю, в голове не укладывается... Лобовое столкновение самолетов. Как тут можно уцелеть? А падать с пятиверстовой высоты! Представляете: стена дремучей тайги, торчат сопки, а этот обломок приземляется точь-в-точь на болотистой поляне метров тридцать в диаметре? Сверху она казалась как круг, аккуратно нарисованный циркулем. Потом я еще раз специально на то место летал -- ни один сучок там не был сломан. Даже страшно: будто какая-то рука вынесла ее из катастрофы и заботливо посадила...».

3 факта о Ларисе Савицкой

  • Обломок самолёта, в котором оказалась Савицкая, был размером 3 метра в ширину и 4 метра в длину. Его падение-планирование длилось долгих 8 минут.
  • И обстоятельства, и сам факт авиакатастрофы Ан-24 в СССР не афишировались. Никаких сообщений о них в прессе не было. Первая публикация о Савицкой появилась только в 1985 году - в «Советском спорте», однако в статье говорилось, что девушка упала с высоты пять километров в ходе испытания летательного аппарата оригинальной конструкции. «Видимо, им очень хотелось про это написать, но упоминать авиакатастрофу было нельзя. Тогда они придумали, что я, этакий Икарушка, полетела на самодельном летательном аппарате и упала с пяти километров, но выжила, потому что советский человек может все», - говорит Савицкая.
  • Лариса Савицкая считает, что выжить в авиакатастрофе ей помог фильм «Чудеса еще случаются»: «Судьбе было угодно, чтобы за год до этого мы с Володей посмотрели американский фильм. Там самолет падает на джунгли, и спасается только одна девушка, крепко вцепившаяся в подлокотники кресла».

Материалы о Ларисе Савицкой:

23 декабря 2016 года в возрасте 66 лет умерла легендарная стюардесса Весна Вулович, которая в 1972 году присутствовала при взрыве в салоне самолета, а затем упала вместе с обломками с высоты 10 км. Она получила многочисленные переломы и травмы, на несколько дней впала в кому, но затем восстановилась, вошла в Книгу рекордов Гиннесса и стала мировой знаменитостью.

26 января 1972 года 22-летняя Весна Вулович летела из Стокгольма в Белград на самолете McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Yugoslav Airlines. Когда самолет пролетал над немецким Херсдорфом, он исчез с радаров, а через 46 минут после вылета взорвался в воздухе. Предполагается, что бомбу на борт пронесли хорватские националисты - усташи. Обломки упали рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии.

Из 28 человек, которые находились на борту, выжила только Вулович. В результате падения она получила переломы основания черепа, трех позвонков, обеих ног и таза, несколько дней пробыла в коме, но потом очнулась и первым делом попросила сигарету. Интересно, что по ошибке авиакомпании девушка попала на рейс вместо другой стюардессы с тем же именем (Весны Николич). К моменту катастрофы бортпроводница еще не окончила обучение и в экипаже находилась в качестве стажера.

Что же спасло Вулович, которая три минуты провела в свободном падении? Возможно, то, что ее зажало в хвосте самолета, между трупами и частями багажа. К тому же удар смягчили сосновые ветки и толстый слой снега.

Ее крики в лесу услышал лесник Бруно Хенке, который во время Второй мировой войны был врачом немецкой армии. Он помог девушке продержаться до прибытия медицинской помощи.

Вулович провела 10 месяцев с параличом нижней части тела (от пояса к ногам). После этого она лечилась еще шесть месяцев, но затем восстановилась и даже попросилась снова летать в рейсы с JAT. Ей отказали и вместо этого предоставили работу в офисе авиакомпании.

Такое бесстрашие объясняется тем, что Весна не помнила ни аварию, ни свое спасение. В интервью 2008 года она призналась, что помнит только то, как приветствовала пассажиров после взлета из Копенгагена, а затем уже - как очнулась в больнице и увидела мать.

Вулович стала национальной героиней: ей предоставил прием маршал Тито, что тогда считалось большой честью для гражданина Югославии. Женщине посвящали песни и приглашали ее на самые популярные телевизионные шоу. Стало популярно называть девочек в честь стюардессы, которая выжила: это будто бы приносило им удачу.

Весна Вулович использовала свою известность в политических целях: она протестовала против власти Слободана Милошевича, а позже агитировала за одну из партий на выборах.

Пик международной славы Вулович пришелся на 1985 год, когда от имени Книги рекордов Гиннесса ее пригласили в Лондон. Там Вулович получила награду как человек, выживший при падении без парашюта с максимальной высоты. Приз женщине вручил музыкант Пол Маккартни, кумир ее юности.

Весна говорила, что она в той же степени «оставшаяся в живых», что и другие жители Сербии: «Мы, сербы, по-настоящему уцелевшие. Мы пережили коммунизм, Тито, войну, бедность, бомбежки НАТО, санкции и Милошевича. Мы просто хотим нормальной жизни».

Весна Вулович была найдена мертвой у себя дома в Белграде: полицейские вскрыли квартиру женщины по просьбе ее друзей, встревоженных, что она не отвечает на звонки. Причина смерти неизвестна, но, как сообщают друзья Вулович, ее здоровье за последнее время пошатнулось.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх