Окружающий мир 2 зимний дворец. Зимний дворец

Исаакиевский собор

Исаа́киевский собо́р (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади.

Первая Исаакиевская церковь в Санкт-Петербурге была построена в 1707 году на лугу против ворот Адмиралтейской верфи. Это было скромное одноэтажное здание с небольшой колоколенкой. Церковь сооружалась в честь святого покровителя Петра I, так как день рождения царя совпадал с днем празднования памяти легендарного византийского монаха Исаакия Далматского.

В 1717 году там же по проекту Г. И. Маттарнови началось строительство новой каменной Исаакиевской церкви. Строили Исаакиевскую церковь до 1750-х годов. Под тяжестью постройки начал оседать грунт, из-за чего храм пришлось разобрать.

Новое здание Исаакиевского собора задумывалось достаточно ярким, облицовывалось олонецким мрамором. Однако к 1796 году, к смерти Екатерины II он был построен лишь на половину. Завершение строительства третьего здания Исаакиевского собора затянулось. Новый Исаакиевский собор был достроен только к 1800 году.

В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора.
В качестве окончательного был выбран проект французского архитектора Огюста Монферрана.

Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 года.
Учитывая местные особенности грунта в основание фундамента вбили 10762 сваи.
Установка колонн производилась до возведения стен Исаакиевского собора. Первая колонна (северный портик) была установлена в марте 1828 года, а последняя — в августе 1830 года.

На позолочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота.

Исаакиевский собор строился необычайно долго. В связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. "Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства". — "То-то он так долго строит".

Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году. 30 мая этого года состоялось освящение храма.

В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Говорили, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта. Денег на собор не жалели, и родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса. Сняли их окончательно только к 1916 году. Совсем незадолго до отречения Николая II от престола.

Высота Исаакиевского собора — 101,5 метр. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров. Собор по своим размерам является четвёртым в мире. Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. При площади 4000 квадратных метра он может вместить до 12000 человек.

М. Зичи. Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года

Императрица Елизавета, желая превзойти роскошь дворцов европейских монархов, приказала обер-архитектору Бартоломео Растрелли построить грандиозное здание в центре Санкт-Петербурга. В 1754 году проект Зимнего дворца, выдержанный в пышном барочном стиле, был утвержден. В дальнейшем в него внесли некоторые изменения, приближавшие барочные вольности к строгим стандартам классицизма. Масштабное строительство не было завершено в царствование Елизаветы, и первой полновластной хозяйкой Зимнего дворца стала только Екатерина II. При ней продолжались работы по обустройству внутренних помещений. Так, был оформлен Большой Тронный зал, известный как Георгиевский. С 1764 года Екатерина начала собирать коллекцию живописи Эрмитажа и заказывать архитекторам строительство дополнительных зданий в непосредственной близости от Зимнего дворца. В дальнейшем они будут объединены системой переходов в дворцовый комплекс.


При Николае I работа над интерьерами Зимнего дворца была продолжена. В 1837 году из-за неисправности дымохода в здании произошел страшный пожар, уничтоживший историческое убранство залов – проекты Кваренги, Росси, Монферрана. Кроме того, необходимо было оборудовать юго-западное крыло второго этажа под покои для собиравшегося жениться наследника престола – Александра II. Большинство работ этого периода выполнено Василием Стасовым и Александром Брюлл овым.

В 1904 году, при Николае II, Зимний дворец уступил право называться императорской резиденцией Александровскому дворцу в Царском Селе. Здание продолжало использоваться в музейных целях. С началом Первой мировой войны часть коллекций была вывезена в Москву, а просторные залы отдали под госпитали. После Февральской революции Зимний дворец стал местом заседаний Временного правительства. Именно здесь, в Малой столовой на втором этаже, во время Октябрьского переворота были арестованы его министры. Через неделю все коллекции были объявлены государственной собственностью и Зимний дворец официально стал частью музейного комплекса «Эрмитаж». Во время Второй мировой все коллекции были эвакуированы на Урал. С осени 1945 года Зимний дворец в Санкт-Петербурге принимает посетителей в обычном режиме. Сейчас здесь хранятся археологические собрания, работы художников и скульпторов, произведения декоративно-прикладного искусства стран Азии, Англии и Франции.



Фасад, обращённый к Неве

Архитектурные особенности здания


К моменту получения заказа Растрелли уже воздвиг в Санкт-Петербурге два Зимних дворца, но их размеры и убранство залов не соответствовали высокому статусу императорской резиденции. Новое здание, по требованию Елизаветы, отличалось высотой потолков и характерной для барокко пышностью декора – лепнины, скульптур, позолоты, драпировок из дорогих тканей. Фасад Зимнего дворца украсили два яруса белоснежных колонн с золотой лепниной. Расстояния между колоннами разные – так архитектор, умело используя игру света и тени, создал сложный ритмический рисунок. Места на крыше заняли патинированные античные статуи, вазы, сюда же были водружены символы российской государственности. Кстати, зеленовато-голубыми фасады стали только в наше время. Исторически стены были желтовато-песочные, позднее их красили в более насыщенные желтые и коричневые тона.

Размеры Зимнего дворца


Елизавета настаивала на том, что высота Зимнего дворца должна составлять 22 м, – размеры для Санкт-Петербурга беспрецедентные. В результате здание превысило заданную планку на еще 1,5 м. Фасад, обращенный к Неве, вытянут на 210 м, адмиралтейская сторона чуть короче – 175 м. Впоследствии Николай I позаботился о том, чтобы в столице не появилось конкурентов дворцу, ограничив высоту новых зданий.

Всего в Зимнем дворце было более 1000 помещений – для официальных церемоний, для хранения коллекций, личные покои императора и наследников престола и их свиты и огромное количество подсобных помещений для обслуживания нужд проживающих здесь людей.

Экскурсии по Зимнему дворцу

За один раз осмотреть все залы Зимнего дворца крайне затруднительно, поэтому туристам следует заранее продумывать маршруты. На первом этаже представлены археологические коллекции, собранные со всех уголков бывшего Советского Союза. С архитектурной точки зрения интересны апартаменты дочерей Николая I, расположенные в крыле, выходящем на Неву. На втором этаже расположены залы, ставшие визитной карточкой Зимнего дворца: Тронный, Большой, Петровский – и частные помещения членов императорской семьи, в которых экспонируются предметы западноевропейского искусства. Третий этаж посвящен Азии.



Залы первого этажа

Нижний этаж не так популярен среди посетителей, как второй, однако и здесь в каждом зале содержатся уникальные экспонаты, добытые археологами.

Личные покои дочерей императора

Бывшие апартаменты дочерей Николая I в Зимнем дворце отданы под археологическую коллекцию. В передней – находки эпохи палеолита, в светлой Готической гостиной со стрельчатыми арками и средневековыми растительными рельефами – неолит и ранняя бронза. Декор «Гостиной с амурами» появился в 50-е годы XIX века. Архитектор Штакеншнейдер не поскупился на толстощеких амуров: младенцы с крылышками спрятались в арках, рельефы с их изображениями украсили потолок. Сейчас в этих декорациях хранится коллекция древностей эпохи бронзы. В рабочем кабинете Ольги Николаевны, будущей королевы Вюртемберга, архитектор действовал гораздо деликатнее: тонкие золотые изгибы в верхней части потолочных сводов оттеняют артефакты бронзового века. Рядом расположены простые помещения без декора, отданные под скифские археологические коллекции оружия, керамики, украшений.

Помещения гауптвахты

От «женского» крыла Кутузовский коридор со скромными колоннами ведет гостей Зимнего дворца мимо бывшей гауптвахты, ныне отданной под залы искусства народов Алтая и других регионов Сибири. Здесь хранится самый древний в мире ковер с ворсом, сотканный в IV-III вв. до н. э. В середине коридор выходит в вестибюль Салтыковского подъезда, выдержанный в том же стиле, из него ведут двери в залы древнего алтайского и тувинского искусства, кочевых племен Южной Сибири.

Собрание среднеазиатских и кавказских древностей


Кутузовский коридор приводит посетителей в юго-западное крыло, посвященное искусству Средней Азии доисламского периода. Здесь собраны буддийские святыни, фрагменты настенной росписи, ткани, предметы быта, серебро, каменные изваяния, элементы декора зданий из Согдианы и Хорезма. В другом конце крыла – залы, посвященные культуре Кавказа. Наибольшую ценность представляют артефакты, оставшиеся от государства Урарту. Они были найдены под руководством академика Бориса Пиотровского, бывшего директора музея, отца нынешнего, Михаила Пиотровского. Рядом выставлены прекрасно сохранившиеся драгоценные ткани из осетинской Мощевой Балки – важной кавказской точки Шелкового пути. Дагестанские залы демонстрирует бронзовые котлы тонкой работы, оружие и вышивку медной нитью, выполненную в XIX веке. Волжская Булгария, государство «Золотой орды» на территории современного Поволжья, представлено в Зимнем дворце серебряными и золотыми украшениями и оружием, расписной подглазурной керамикой. В закавказских залах можно увидеть грузинское средневековое оружие, предметы религиозного культа, армянскую книжную миниатюру и фрагменты архитектурных сооружений.

Ближний Восток и Северная Африка

В противоположном крыле расположен зал культуры Пальмиры, древнего сирийского города, руины которого серьезно пострадали во время недавних военных действий на территории этой страны. В собрании Эрмитажа – погребальные стелы, таможенная документация, выбитая на камне. В зале Месопотамии можно увидеть подлинные клинописные таблички Ассирии и Вавилона. Сводчатый Египетский зал, переделанный в 1940 году из Главного буфета Зимнего дворца, находится перед переходом в здание Малого Эрмитажа. Среди шедевров собрания – каменная статуя царя Аменехмета III, созданная почти 4000 лет назад.

Второй этаж Зимнего дворца

Северо-восточное крыло второго этажа временно закрыто – его коллекции переехали в здание Главного штаба. Рядом с ним расположен Большой тронный, или Георгиевский зал Зимнего дворца, созданный по проекту Джакомо Кваренги и переделанный после пожара Василием Стасовым. Каррарский мрамор, уникальный паркет из 16 пород древесины, обилие колонн с бронзовой позолотой, зеркала и мощные светильники призваны привлечь внимание к стоящему на возвышении трону, заказанному в Англии еще для императрицы Анны Иоанновны. Огромное помещение переходит в сравнительно небольшой Аполлонов зал, соединяющий Зимний дворец с Малым Эрмитажем.


Военная галерея Зимнего дворца

Большая парадная анфилада

Попасть в Тронный зал можно по Военной галерее 1812 года, содержащей работы Джорджа Доу и художников его мастерской – более 300 портретов российских генералов, участников Наполеоновских войн. Дизайнером галереи стал архитектор Карло Росси. С другой стороны галереи – анфилада парадных залов. Гербовый зал Зимнего дворца, созданный по проекту Стасова, содержит символику российских губерний и цельные каменные чаши из авантюрина. Петровский, или Малый тронный зал, задуманный Монферраном и восстановленный Стасовым, посвящен Петру I. Его стены декорированы бордовым лионским бархатом, шитым золотом, потолок покрыт золотыми рельефами. Трон был заказан для императорской семьи в конце XVIII века. Белый Фельдмаршальский зал хранит западноевропейские фарфоровые изделия и скульптуру.


А. Ладюрнер. Гербовый зал Зимнего дворца. 1834 г.

Невская анфилада

Аванзал – первый в ряду парадных помещений, выходящих на Неву. Главная его достопримечательность – французская ротонда с 8 малахитовыми колоннами, поддерживающими бронзовый позолоченный купол – была поставлена здесь в середине прошлого века. Через Аванзал открывается вход в самое большое помещение Зимнего дворца – Николаевский зал, с коринфскими колоннами и монохромной росписью потолка. В нем нет постоянной экспозиции, организуются только временные выставки. С противоположной стороны Николаевского зала – белоснежный Концертный зал с парными коринфскими колоннами и античными рельефами. К Невской анфиладе примыкает портретная галерея Романовых, хранящая портреты членов императорской семьи, начиная с Петра I.

Часть северо-западного крыла временно закрыта, в том числе служивший столовой Арапский зал с греческим декором. Ждет гостей Ротонда – просторный круглый зал с прямоугольными и круглыми коринфскими колоннами, простым круговым балконом во втором ярусе, потолком с выемками-кессонами, украшенными рельефами. Особенно эффектен пол с круговыми инкрустациями ценных пород древесины. Идущие от Невской анфилады к покоям наследника престола небольшие залы, выходящие в Темный коридор, отданы под предметы искусства XVIII века.

Личные покои императора и императрицы

Император Николай I не жалел средств на интерьеры, поэтому каждое помещение личных покоев представляет собой настоящий шедевр дизайнерского искусства. Малахитовую гостиную Александры Федоровны украшают изумрудно-зеленые вазы, колонны, камин. Богато орнаментированный пол и резной потолок прекрасно гармонируют с выставкой – предметами декоративно-прикладного искусства. Рядом расположена Малая столовая, оформленная в стиле рококо. Для кабинета императрицы выбрана мебель Гамбса – лучшего мастера этой эпохи. Эскизы мебели для соседнего зала делал архитектор Карло Росси. Курительная комната императора поражает восточной пышностью и яркими красками. С именем Николая II в Зимнем дворце связано не так много залов – последний император предпочитал другие резиденции. Сохранилась его библиотека с высокими окнами в стиле английской готики и резным камином, имитирующая средневековое книгохранилище.

Интерьеры русских домов в Зимнем дворце

В императорском крыле обустроены помещения, воспроизводящие интерьеры городских зажиточных домов XIX – начала ХХ века. Неорусский стиль представлен предметами мебели 1900-х годов со сказочными фольклорными мотивами. В бывшей Адъютантской стоит оригинальный ясеневый гарнитур в стиле модерн. Строгий неоклассический интерьер оживляет светлый портрет княгини Юсуповой. «Второе» рококо середины XIX века не менее пышно, чем образцы столетней давности. «Помпейская столовая» с мебелью Гамбса отсылает зрителя к археологическим находкам. Готический кабинет оформлен мебелью из усадьбы Голицыных-Строгановых, воспроизводящей формы европейского рыцарского средневековья – резные спинки и подлокотники кресел, мрачные тона древесины. Будуар – бывшая уборная Александры Федоровны c яркой расписной мебелью 40-50-х гг. XIX века. Гостиная усадебного дома с белыми колоннами демонстрирует строгий классический интерьер.

Покои будущего императора Александра II и его жены

В юго-западной части второго этажа Зимнего дворца расположены покои Александра II, обустроенные в те времена, когда он был наследником престола и готовился к свадьбе. В архитектурном отношении примечательны комнаты, которые занимала будущая императрица Мария Александровна: Зеленая столовая с пышным декором в стиле рококо, Белый зал со множеством рельефов и скульптур, Золотая гостиная со сложным лепным орнаментом, наборным паркетом и яшмовым камином, Малиновый кабинет с текстильными обоями, Синяя спальня с золотыми колоннами.


Собрание западноевропейского искусства

В крыле наследника престола и в анфиладе, посвященной победе в войне 1812 года, хранятся картины и произведения декоративно-прикладного искусства Великобритании и Франции: работы Рейнолдса, Гейнсборо, Ватто, Буше, Греза, Фрагонара, Лоррена, знаменитый бюст Вольтера, выполненный Гудоном. В юго-восточном крыле расположен выдержанный в благородных бело-голубых тонах, сочетающий элементы готики и классицизма Александровский зал с коллекцией изделий из серебра. Рядом с ним – Большая церковь, спроектированная Растрелли в стиле барокко. Пикетный зал, где разводили дворцовый караул, временно закрыт.


Третий этаж

Функционирующие залы третьего этажа в Зимнем дворце отданы под исламское искусство Ближнего востока, Византии, государства гуннов, Индии, Китая, Японии. Среди наиболее ценных экспонатов – находки из «Пещеры 1000 будд», древняя китайская мебель и керамика, буддистские реликвии, сокровища Тибета.

Информация для туристов

Как добраться

Официальный адрес Зимнего дворца в Санкт-Петербурге: Дворцовая площадь, 2. Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская», от нее нужно пройти чуть более 100 м на север. Остановка автобусов «Дворцовая набережная» расположена к западу от Зимнего. Внутри дворца предусмотрены подъемники для инвалидов-колясочников и лифты. Заходить в музей необходимо через главный турникет.

Стоимость билетов и часы работы

Посещение всего комплекса Эрмитажа, в том числе Зимнего дворца, стоит 600 рублей, в первый четверг месяца можно пройти бесплатно. Если Вы хотите посетить только Зимний дворец, то достаточно будет билета за 300 рублей. Билеты рекомендуется приобретать заранее через Интернет, чтобы не стоять в очереди в кассу или к терминалу. Это можно сделать на официальном сайте www.hermitagemuseum.org . Дети и студенты, российские пенсионеры – льготная категория, получающая бесплатные билеты. Выходной день – понедельник, доступ туристам открыт с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу – до 21 часа. Зимний дворец не работает в Новый год и 9 мая.

Санкт-Петербург – северный город, он привык удивлять своей роскошью, амбициозностью и своеобразием. Зимний дворец в Петербурге – это лишь одна из достопримечательностей, которая является бесценным шедевром архитектуры прошлых столетий.

Зимний дворец – обитель правящей верхушки государства. Более ста лет императорские семьи проживали зимой в этом здании, которое отличается уникальной архитектурой. Данная постройка является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

История Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

Возведение происходило под руководством Петра I. Первым сооружением, возведенным для императора, был дом из двух этажей, покрытый черепицей, вход в него венчали высокие ступеньки.

Город становился больше, разрастался новыми постройками, и первый Зимний дворец смотрелся более чем скромно. По приказу Петра l рядом с предыдущим дворцом был построен еще один. Он был немного больше первого, но его отличительной чертой стал материал – камень. Примечательно, что именно эта обитель стала последней для императора, здесь в 1725 году он скончался. Сразу же после кончины царя талантливый архитектор Д. Трезини провел восстановительные работы.

Увидел свет еще один дворец, который принадлежал императрице Анне Иоанновне. Она была недовольна тем, что поместье генерала Апраксина выглядит эффектнее царского. Тогда талантливый и смекалистый автор проекта Ф. Растрелли добавил длинный корпус, который был назван “Четвертым Зимним дворцом в Санкт-Петербурге”.

На этот раз архитектор был озадачен проектом новой резиденции в максимально сжатые сроки – два года. Желание Елизаветы не могло быть выполнено настолько быстро, поэтому Растрелли, который готов был взяться за работу, несколько раз просил о продлении срока.

Над строительством сооружения трудились тысячи крепостных, ремесленников, художников, литейщиков. Проект такого размаха не выдвигался на рассмотрение ранее. Крепостные, которые трудились с раннего утра до позднего вечера, жили вокруг постройки в переносных шалашах, только некоторым из них разрешалось переночевать под крышей помещения.

Продавцы близлежащих лавок поймали волну ажиотажа вокруг строительства, поэтому значительно подняли цены на продукты. Случалось так, что стоимость еды вычитали из жалования рабочего, поэтому крепостной не только не зарабатывал, но еще и оставался в долгу у работодателя. Жестоко и цинично, на сломанных судьбах простых рабочих, строился новый «дом» для царей.

Когда строительство было окончено, то Санкт-Петербург получил архитектурный шедевр, который поражал своим размером и роскошью. Зимний дворец имел два выхода, один из которых был обращен к Неве, а с другого была видна площадь. Первый этаж занимали хозяйственные помещения, выше были парадные залы, ворота зимнего сада, третий и последний этаж был для слуг.

Приглянулась постройка Петру III, который в благодарность за неимоверный архитектурный талант решил присвоить Растрелли звание генерал-майора. Карьера великого архитектора закончилась трагично с приходом на престол Екатерины II.

Пожар во дворце

Страшное несчастье случилось в 1837 году, когда из-за неисправности печной трубы во дворце начался пожар. Усилиями двух рот пожарных пытались купировать огонь внутри, закладывая дверные и оконные проемы кирпичами, однако на протяжении тридцати часов остановить злые языки пламени так и не удалось. Когда пожар закончился, от прежнего здания остались только своды, стены и орнаменты первого этажа – огонь уничтожил все.

Работы по восстановлению начались сразу же и были закончены только через три года. Так как с первой постройки чертежи практически не сохранились, реставраторам пришлось экспериментировать и придавать ему новый стиль. Как итог, появилась так называемая «седьмая версия» дворца в бело-зеленых тонах, с многочисленными колонами и позолотой.

С новым обликом дворца в его стены пришла цивилизация в виде электрификации. На втором этаже была построена электростанция, которая полностью обеспечивала потребности в электричестве и на протяжении пятнадцати лет она считалась самой большой во всей Европе.

Множество происшествий выпало на долю Зимнего дворца за время его существования: пожар, штурм и взятие 1917 года, покушение на жизнь Александра II, заседания Временного правительства, бомбардировки времен ВОВ.

Зимний дворец в 2017 году: его описание

Почти на протяжении двух столетий замок являлся главной резиденцией императоров, только 1917 год принес ему звание музея. Среди экспозиций музея находятся коллекции Востока и Евразии, образцы живописи и декоративно-прикладного искусства, скульптуры, представленные в многочисленных залах и апартаментах. Туристы могут полюбоваться:

  • Георгиевским залом.
  • Будуаром.
  • Золотой гостиной.
  • Малахитовой гостиной.
  • Концертным залом.

Эксклюзивно о дворце

По богатству экспонатов и внутренней отделке Зимний дворец ни с чем несравним в СПб. Есть у постройки своя уникальная история и секреты, которыми он не перестает удивлять своих гостей:

  • Эрмитаж необъятный, как земли страны, где главенствовал император: 1084 комнаты, 1945 окон.
  • Когда владения были на завершающей стадии, главная площадь была завалена строительным мусором, на уборку которого ушли бы недели. Царь сказал людям, что они могут взять с площади любой предмет абсолютно бесплатно, и спустя некоторое время площадь свободна от ненужных предметов.
  • Зимний дворец в Санкт-Петербурге имел разную цветовую гамму: он был даже красным в годы войны с немецкими захватчиками, а свой сегодняшний бледно-зеленый цвет он приобрел в 1946 году.


Памятка для туриста

Посетить дворец предлагают многочисленные экскурсии. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, часы работы: с 10:00 до 18:00. Цены на билеты можно уточнить у своего туроператора или в кассах музея. Их лучше приобрести заранее. Адрес, по которому находится музей: Дворцовая набережная, 32.

Cлайд 1

Cлайд 2

План Зимнего дворца. 1. Иорданская галерея /первый этаж/ 2. Парадная (Иорданская) лестница 3. Фельдмаршальский зал 4. Петровский (Малый тронный) зал 5. Георгиевский (Большой тронный) зал 6. Военная галерея 1812 года 7. Гербовый зал 8. Большая церковь 9. Александровский зал 10. Залы военных картин 11. Большая гостиная 12. Белый зал 13. Октябрьская лестница 14. Золотая гостиная 15. Малиновый кабинет 16. Будуар 17. Учебная комната 18. Спальня 19. Ротонда 20. Библиотека Николая II 21. Малая (Белая) столовая 22. Малахитовая гостиная 23. Большая Арапская столовая 24. Концертный зал 25. Портретная галерея дома Романовых 26. Большой (Николаевский) зал 27. Аванзал

Cлайд 3

Страницы истории. Зимний дворец – это грандиозное строение, которое является старейшим зданием на Дворцовой площади, сооруженное в стиле барокко. Как и любое здание в Санкт-Петербурге, Зимний дворец окутан историями и мифами. Официально, строительство Зимнего дворца по проекту Б.Ф.Растрелли, началось в 1754 году и завершилось в 1762 году, но история его создания берет свое начало много раньше. На месте, ныне занимаемом дворцом в 1712 году при Петре Великом, было запрещено отдавать участки земли лицам, не принадлежавшим к морским чинам. Петр Великий, желая построить на этом месте дворец для себя, получил разрешение на постройку в качестве корабельного мастера Петра Алексеева и выстроил там жилой «маленький домик голландской архитектуры». Перед его боковым фасадом в 1718 году прорыли канал, названный по дворцу Зимней канавкой. В 1711 году специально к свадьбе Петра I и Екатерины архитектор Маторнови, по приказу царя приступил к перестройке деревянного дворца в каменный. Но в процессе работы архитектор Г.Маторнови был удален от дел и строительство возглавил Трезини. В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1723 году в Зимний дворец был переведен Сенат.

Cлайд 4

Зимний дворец в XVIII веке. (Портрет Анны Иоановны) Когда пришло царствование Анны Иоанновны, граф Бартоломео Франческо Растрелли, гениальный зодчий того времени, предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, и началось строительство. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоановна переехала в него на жительство. Дворец выглядел несколько иначе, чем существует в настоящее время. По мнению вошедшей на престол Елизаветы Петровны он не отвечал требованиям официальной резиденции русской императрицы. По ее приказу в 1754 году, граф Растрелли должен составить новый проект Зимнего дворца. Растрелли, в соответствии с пожеланием Елизаветы Петровны, старался создать дворец, которым могла бы гордиться российская столица. Дворцу был придан тот внешний вид, который сохранился до настоящего времени. На работы было ассигновано 859555 рублей, что по тому времени была сумма крайне скромная для такого проекта. И, тем не менее, автору и его помощникам удалось подчеркнуть богатство и разнообразие декора Зимнего дворца. Над его строительством трудились около четырех тысяч человек. Удалось собрать лучших мастеров со всей страны. Ныне Дворцовая площадь и Александровский сад были покрыты шалашами, в которых жили рабочие. Дворец получился, как и задумали, не похожий на другие.

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Зимний дворец в XVIII веке. Его фасады оформлены с присущим Растрелли разнообразием, каждому из которых зодчий дал своеобразную трактовку. Сильно выступающие крылья обращенного к Адмиралтейству западного фасада образуют парадный двор. Такое же архитектурное решение было дано зодчим восточному торцу дворца, скрытому зданием Малого Эрмитажа. Северный фасад, обращенный к Неве, богато декорирован двухъярусными белыми колоннами, создающими эффектную игру светотени. Главный – южный фасад, ориентированный на Дворцовую площадь, прорезан тремя въездными арками. Светло-зеленая окраска стен выгодно контрастирует с белизной колонн. Декоративность здания усиливается прихотливыми изгибами сложных карнизов и многообразными наличниками окон. В их композицию включены головки амуров, львиные маски, причудливые завитки, характерные для стиля барокко. 176 скульптурных фигур на крыше, чередуясь с вазами, оживляют силуэт дворца, подчеркивая динамику его форм. Здание поражает и своими масштабами. Внутри него 1050 парадных и жилых залов площадью 46 тысяч квадратных метров, 1945 окон, 1786 дверей, 117 лестниц, 329 дымовых труб. Общая протяженность главного карниза, окаймляющего здание, составляет почти два километра. Вся система внешних украшений была призвана подчеркивать небывалую по тем временам высоту здания. Это впечатление усиливалось за счет расположенных в два яруса колонн. Но пожить в этом роскошном творении архитектуры Елизавете не пришлось.

Cлайд 8

Зимний дворец в XVIII веке. Портрет Петра III. В 1762 году работы были завершены, а 6 апреля того же года Император Петр III переезжает на жительство в Зимний дворец. Он с удовольствием наблюдает из окна дворца, как городские жители растаскивают хлам оставшийся после строительных работ, тем самым расчищают площадь перед дворцом, что казалось невероятным. Это простое решение подсказал Петру III генерал-полицмейстер Н.А.Корф. Но и Петру III не пришлось долго наслаждаться красотой Зимнего дворца. В 1763 году в него уже въезжала Екатерина II, возвратившись из Москвы после коронации. К ее приезду были завершены отделки всех внутренних помещений дворца со всеми имеющимися в нем украшениями. К концу XVIII в. во дворце насчитывалось до 1500 комнат, среди которых по особой роскошной отделке и собранным здесь произведениям искусства нужно выделить такие залы как: романовская галерея, содержащая собрание портретов Государей дома Романовых, начиная с Михаила Федоровича. Георгиевский зал, в котором стоит золотой трон, с большим императорским гербом, вышитым золотом на красном бархатном фоне. Зал украшен мраморными колоннами и шестью великолепными люстрами, и многие другие залы. Во дворце был создан и зимний сад, с большими деревьями – тропическими и северными.

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Зимний дворец в ХIХ веке. Свое завершение Зимний дворец приобрел в царствование императора Николая I (1825-1855). Внук великой Екатерины II и младший брат царя Александра I, Николай вступил на престол, жестоко подавив восстание 14 декабря 1825 года – первое организованное выступление против царизма. Вся дальнейшая политика его царствования была направлена на укрепление могущества и авторитета самодержавной власти. Став хозяином Зимнего дворца, Николай для поднятия престижа главной императорской резиденции отдает распоряжения по расширению парадной части дворца. Прежде всего, он осуществляет задуманную еще Александром I идею создания во дворце портретной галереи в память о победе над Наполеоном. Еще в 1819 году из Англии был приглашен живописец Джордж Доу, которому было поручено написать портреты всех русских генералов – участников кампаний 1812-1815 годов. Доу, которому помогали русские живописцы А.В.Поляков и В.А.Голике, написал 332 портрета тех, кто был еще жив, и тех, кого уже не было в живых и кого он писал по сохранившимся прижизненным изображениям. В 1826 году известный петербургский архитектор К.Росси (1775/77-1849) построил в Зимнем дворце галерею длиной 55 м, где разместили написанные портреты. Так был создан уникальный памятник воинской славы России – Военная галерея 1812 года.

Cлайд 12

Романовская галерея В галерее помещены портреты представителей династии Романовых – от основателя Российской империи Петра Великого до последнего российского императора Николая II. Галерею, носившую тогда название Помпейской, создал после пожара 1837 г. В.П.Стасов, который поместил рядом с нею, над выходящим во двор Посольским подъездом, Зимний сад с застекленным потолком. В 1886 г. в галерее было решено разместить картины, в связи с чем по проекту дворцового архитектора Н.А.Горностаева изменили ее отделку. В выставочном зале, устроенном после Великой Отечественной войны на месте сада, расположена экспозиция «Русская культура 17 в.»

Cлайд 13

Георгиевский зал. Георгиевский (Большой тронный) зал, для которого был выстроен специальный корпус, со стороны Большого дворца, создан в 1787-1795 годах при Екатерине II по проекту Джакомо Кваренги (1744-1817). Новый тронный зал был решен в строгих классицистических формах. Огромное двусветное помещение производило ошеломляющее впечатление. Но шедевр Кваренги погиб в пожаре 1837 года. Император Николай I распорядился "Георгиевскому залу стараться сделать... всю из белого мрамора". Придавший необыкновенную торжественность Тронному залу белый каррарский мрамор доставляли из Италии. Потолок был украшен позолоченными орнаментами, рисунок которых повторен в узоре паркета из 16 пород цветного дерева. Над тронным местом - мраморный барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона". Георгиевский зал из-за трудоемкости мраморной облицовки был окончен позже, чем другие помещения дворца, и освящен в 1841 г. С этим залом связан вся официальная история Российского царствующего дома. Величественное и торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.

Cлайд 14

Военная галерея 1812 года. Военная галерея 1812 года - самое знаменитое из мемориальных помещений дворца - была сооружена по проекту выдающегося зодчего русского классицизма К.И.Росси (1775/77-1849) и торжественно открыта 25 декабря 1826года, в годовщину изгнания армии Наполеона из России. Здесь поместили 332 портрета генералов русской армии, участников войны 1812 года и заграничного похода 1813 - 1814 гг. В Галерее были оставлены места для 13 портретов погибших, изображения которых найти не удалось. Портреты были заказаны Александром I художнику Джорджу Доу. Встреча русского императора и модного английского портретиста произошла в немецком городе Ахене, где осенью 1818 года состоялся первый конгресс Священного Союза стран - победительниц Наполеоновской армии. В глубине зала на торцовой стене расположен парадный портрет императора Александра I (исполненный Францем Крюгером). Рядом представлены парадные портреты, монархов союзных государств - Пруссии и Австрии. Портреты фельдмаршала М.И.Кутузова и М.Б.Барклая де Толли находятся по сторонам двери, ведущей в Георгиевский (Большой тронный) зал. Во время пожара 1837 года все портреты были спасены и возвращены на свои места в восстановленный В.П.Стасовым зал.

Cлайд 15

Пожар в Зимнем дворце в 1837 году. В 1828 году к работам в Зимнем дворце был привлечен О.Р.Монферран (1786-1858) – французский архитектор, приглашенный в Россию Александром I в 1816 году. Работая над возведением Исаакиевского собора, которому суждено было стать одним из грандиознейших сооружений середины XIX века, Монферран одновременно создает новые апартаменты в царской резиденции. В 1833-1834 годах рядом с Главной дворцовой лестницей он строит два зала, завершивших формирование главной анфилады парадных залов Зимнего дворца, - Фельдмаршальский и Петровский, посвященный памяти Петра Великого. Через три года все созданное Монферраном и его предшественниками в Зимнем дворце погибло в огне небывалого по масштабам пожара, произошедшего в декабре 1837 года. Пожары в те времена случались в Петербурге нередко, главным образом, по причине печного отопления, которое было и в царском дворце. В первом этаже, под Фельдмаршальским и Петровским залами, располагалась дворцовая аптека, в которой круглосуточно топилась печь. Вечером 17 декабря 1837 года из душника в Фельдмаршальском зале стали просачиваться струйки дыма. Встревоженный дежурный персонал вызвал наряд пожарной роты. Обследовав душник, чердачные и подвальные помещения, пожарные нашли задымившуюся рогожу и обильно залили все водой из брайнсбойтов. Однако причина возникновения огня, который уже через несколько минут вырвался из-за рухнувшей деревянной перегородки зала, была иной...

Cлайд 16

Пожар в Зимнем дворце. Сильное пламя мгновенно охватило перекрытия: дворец заполыхал сверху. Спасти его оказалось невозможным. Огонь стремительно распространялся по стенам, по резному дереву золоченых орнаментов, живописным плафонам, вощеным паркетам. Сегодня очевидно, что конструктивная ошибка архитектора О.Р.Монферрана, разместившего душник в узком пространстве, отгороженном перегородкой, и использование дерева как основного строительного материала привели к трагическим последствиям. Очевидец происшествия А.П.Башуцкий красочно описал финал грандиозного пожара, бушевавшего более тридцати часов. «Торжественно печальны были последние часы феникса-здания... Мы видели в выбитые окна, как огонь победителем ходил на пустынном просторе, освещая широкие переходы, он то колол и обваливал мраморные колонны, то дерзко зачернял драгоценную позолоту, то сливал в безобразные груды хрустальные и бронзовые люстры художественной работы, то обрывал со стен роскошные парчи и штофы... ». Когда вернувшемуся из театра Николаю I стала очевидна невозможность остановить разбушевавшуюся стихию, было принято решение: срочно выносить из дворца все что возможно. Мебель, посуда, хрусталь, сундуки с одеждой, картины, ковры, книги, альбомы и другая утварь – все было сложено прямо на снег Дворцовой площади. Чтобы огонь не перекинулся на Эрмитаж, переходы между ним и дворцом были сломаны, а стены, за которыми хранились бесценные художественные сокровища, держали под напором воды. Пожар бушевал три дня. К вечеру 19 декабря от Зимнего дворца остался один гигантский обгоревший остов.

Cлайд 17

Фельдмаршальский зал. Зал открывает Большую парадную анфиладу Зимнего дворца. Интерьер восстановлен после пожара 1837 г. В.П.Стасовым близко к первоначальному проекту О.де Монферрана (1833 - 1834). Входы в зал, решенный в строгом классическом стиле, акцентированы порталами. Продольные стены оформлены сдвоенными пилястрами, на которых лежит поддерживающий хоры антаблемент. В декоре люстр золоченой бронзы и гризайльных росписях зала использованы мотивы воинской славы. До революции в нишах зала были помещены парадные портреты русских фельдмаршалов, чем объясняется его название. В зале представлены памятники западноевропейской и русской скульптуры, а также изделия художественного фарфора Императорского завода, созданные в первой половине 19 в.

Cлайд 18

Петровский зал. Петровский (Малый Тронный) зал увековечивает память об основателе Российской империи - Петре I. Зал был создан в 1833 году по проекту О.-Р. Монферрана (1786-1858) и восстановлен после пожара В. П. Стасовым почти без изменений. Украшением зала стала композиция с аллегорическим полотном "Петр I с Минервою" Дж. Амикони. Элементы императорской атрибутики - монограммы Петра Великого, короны, двуглавые орлы - занимают особое место в убранстве зала. Живописные изображения знаменитых сражений Северной войны - Полтавской баталии и битвы при Лесной - позволяли современникам воспринимать это помещение как "палладиум русского величия и славы". В зале Петра I находится историческая реликвия - трон императрицы Анны Иоанновны, изготовленный мастером Н. Клаузеном в Лондоне в 1731 году. Деревянная основа трона оправлена в массивное вызолоченное серебро, на спинке серебром вышит государственный герб России.

Cлайд 19

Зимний Дворец.1853 год. Небывалый пожар начисто уничтожил великолепную отделку царской резиденции, стерев целую эпоху в истории дворца. Казалось, что возродить дворец уже не удастся. Однако последствия пожара были ликвидированы в небывало короткие сроки: в течение 1838-1839 годов. И весной 1839 года в заново отделанных парадных залах состоялся большой торжественный прием, посвященный возобновлению Зимнего дворца. Можно утверждать, что по масштабу и сложности это была небывалая для своего времени реставрации, каких не знала практика мировой архитектуры.

Cлайд 20

Возрождение Зимнего дворца. Возрождение Зимнего дворца после пожара 1837 года – это, прежде всего заслуга двух выдающихся русских архитекторов XIX века – В.П.Стасова (1769-1848) и А.П.Брюллова (1798-1877). В.П.Стасов восстанавливал парадную часть дворца и руководил общими строительными работами. Задача, стоявшая перед ним, была очень сложна. В короткий срок архитектор должен был не просто вернуть дворцу его прежнее великолепие, но и придать всем парадным залам облик, отвечавший художественным вкусам и взглядам николаевской эпохи – времени наивысшего могущества Российской империи, ставшей после победы над Наполеоном великой европейской державой. На этой идейной стороне особенно настаивал царь Николай I, который лично составлял тематическую программу декоративного оформления восстановленных залов. Наконец, необходимо было предусмотреть все меры, чтобы навсегда исключить возможность нового пожара. Стасов блестяще решил эту задачу, создав монументальный комплекс парадных залов, объединенных благородством классического стиля и идеей величия Российской империи.

Cлайд 21

Возрождение Зимнего дворца. Эта идея нашла свое выражение в грандиозности залов, в пышности и одновременно строгой продуманности и рациональности украшений, в богатстве использованных материалов, в мотивах и сюжетах стенных росписей, лепнины, картин, скульптур, декоративных предметов, наконец, в торжественном ритме, в котором залы, следуя один за другим, выстраиваются в великолепные анфилады. Здесь проходили все главные официальные дворцовые церемонии: торжественные приемы, великосветские балы, высочайшие выходы. Залы вдоль Невы и Большую парадную анфиладу, идущую вглубь Зимнего дворца к Большому тронному залу, соединяет Главная лестница. Сразу за Главной лестницей располагался первый зал Большой анфилады – Фельдмаршальский. Здесь обычно находились офицеры дворцовой гвардии и происходил развод дворцового караула. Украшенный портретами российских фельдмаршалов, зал должен был напоминать о военной славе и мощи Российской империи. Стасов воссоздал Фельдмаршальский зал таким, каким его построил Монферран. Кроме того, в соответствии с замыслом своего предшественника, он реставрировал соседний Петровский (Малый тронный) зал.

Cлайд 22

Возрождение Зимнего дворца. Следующий за Петровским Гербовый зал архитектор Стасов оформил по собственному проекту. Он значительно увеличил длину зала, и площадь Гербового зала (второго по величине в Зимнем дворце) теперь составляла 1000 кв.м. Используя характерную для русского классицизма композицию колонного зала, архитектор добился торжественной внушительности тяжелых, сплошь вызолоченных колонн роскошного коринфского ордера, лежащих на них верхних галерей и портиков, обрамляющих входы. По обе стороны от входов располагались скульптурные группы – русские витязи с копьями, на которых были укреплены щитки с гербами российских губерний. (Сейчас они укреплены по краям золоченых бронзовых люстр, украшающих зал.) Гербы и дали название залу, который олицетворял собой единение империи и императора: здесь проходили приемы государем представителей городов, губернского дворянства, сословий. В наши дни Гербовый зал, как и многие другие залы Зимнего дворца, является выставочным помещением. В Гербовом зале экспонируется богатейшая коллекция западноевропейского серебра XVII-XVIII веков.

Cлайд 23

Гербовый зал. Каждый следующий зал Анфилады становился еще одним звеном в сложной картине символов, прославляющих Отечество. Гербовый зал Зимнего дворца, предназначенный для торжественных церемоний, был создан В.П.Стасовым в конце 1830-х гг. в стиле позднего русского классицизма. Изображения гербов российских губерний помещены на люстрах золоченой бронзы. Входы в зал фланкируют скульптурные группы древнерусских воинов. Стройная колоннада, несущая балкон с балюстрадой, фриз с орнаментом из акантовых листьев, а также сочетание золота с белым цветом создают впечатление величия и торжественности.

Cлайд 24

Галерея Отечественной войны 1812 г. К Гербовому залу примыкает галерея Отечественной войны 1812 года. Все портреты галереи во время пожара были вынесены из огня и спасены солдатами гвардейских полков. Стасов получил возможность восстановить галерею в ее первоначальном виде. Однако архитектор в замысел Росси внес некоторые изменения, придавшие галерее законченный, торжественно-строгий и внушительный облик: длина I галереи была увеличена почти на 6 м, над карнизом разместились хоры – обходная галерея, связанная с такими же галереями соседних залов. Это было сделано не только для усиления декоративного эффекта, но и в противопожарных целях. Сквозь встроенные в своды остекленные переплеты, в галерею теперь проходил дневной свет, деревянные стропила перекрытий были заменены на железные.

Cлайд 25

Широкое применение металла при восстановлении дворца было новшеством в строительной практике того времени. Множество металлических конструкций, сложных элементов новой системы отопления, заменившей печное, водопровода, металлические детали архитектурных украшений были изготовлены для дворца на петербургском Александровском заводе. Возглавлявший его талантливый инженер М.Е.Кларк, используя новейшие достижения современной технической мысли, блестяще решил ряд сложных технических проблем, возникших в ходе работ. Он разработал и впервые применил в Зимнем дворце систему безопорного перекрытия с помощью металлических ферм и балок, к которым подвешивались потолки из медных листов. Эта система позволила создать перекрытия в таких больших залах, как Гербовый и Большой Тронный зал.

Cлайд 26

Большой тронный зал (Георгиевский) Большой Тронный зал – главный зал Зимнего дворца – завершает Большую парадную анфиладу. Существовавший здесь до пожара Тронный зал был создан архитектором Кваренги в царствование Екатерины II и освящен 26 ноября 1795 года в день Святого Георгия Победоносца – покровителя русского государства и армии. Отсюда возникло второе название зала – Георгиевский. Его убранство полностью погибло в огне пожара. Стасов оформил зал заново в строгом и величественном классическом стиле: грандиозное пространство (площадь зала 800 кв.м), ряды белоснежных колонн, блеск и тяжесть золоченой бронзы создают ощущение торжественности и великолепия. Здесь, в присутствии государя и высших сановников Двора, совершались важнейшие государственные акты, происходили главные официальные церемонии. Основная тема оформления парадной резиденции российских императоров - величие и мощь империи, Российского государства – нашла свое наивысшее выражение в художественном решении Большого Тронного зала.

Cлайд 27

Малахитовая гостиная. Отделка и художественное убранство жилой половины дворца после пожара 1837 года были поручены А.П.Брюллову, который создал комплекс жилых половин, расположившихся на всех трех этажах западной части Зимнего дворца. С особой роскошью и изысканностью он отделал комнаты императрицы Александры Федоровны – анфиладу, обращенную окнами на Неву и Адмиралтейство. Выдающийся талантливый архитектор, эрудит, знаток исторических стилей, в своих проектах он умело, со вкусом и тактом использовал приемы и традиции архитектуры античной классики, европейского средневековья, Востока. Отделка интерьеров на половине Александры Федоровны не сохранилась, но их облик донесли до нас акварели. Таково было распоряжение, сделанное Николаем I: он приказал зафиксировать в акварелях интерьеры Зимнего дворца и Эрмитажа. Исполненные в 1850-х-1860-х годах художниками К.А.Ухтомским, Э.П.Гауи Л.Премацци, акварели являются ныне бесценными документами, дающими точное и одновременно художественное представление об императорской резиденции XIX века. Единственный зал, отделка которого полностью сохранилась до наших дней, – это Малахитовая гостиная. Своей поистине сказочной роскошью зал обязан знаменитому уральскому малахиту – редкому и необычайно ценному камню зеленого цвета. В 1835 году на уральских рудниках во владениях горнозаводчиков Демидовых было найдено большое месторождение малахита. Более двух тонн малахита было пожертвовано Демидовым царю на отделку гостиной во дворце. Малахитовая гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы. За Малахитовой гостиной открывался ряд личных покоев Александры Федоровны: Столовая, расписанная по мотивам фресок, раскопанных в Помпеях, в Италии, изящные Гостиные, Спальня, уютный Будуар, романтический Зимний Садик с журчащим фонтаном и экзотическими растениями, изысканная и роскошная Ванная комната, оформленная в мавританском стиле, словно напоенная пряными ароматами Востока.

Cлайд 28

Спальня. Комнаты императора располагались на третьем этаже. И только рабочий кабинет Николая I находился внизу, на первом этаже. Каждый вечер жители столицы могли видеть свет в окне кабинета императора и склонившуюся над столом его фигуру. Здесь же стояла его походная раскладная кровать, на которой ему было суждено скончаться в 1855 году. За стеной кабинета находились комнаты дочерей Николая I – Ольги и Александры. Эта небольшая анфилада просто, но изящно отделанных помещений и после замужества великих княжон продолжала оставаться княжеской «детской половиной».

Cлайд 29

Библиотека Николая II Особые апартаменты дворца предназначались для наследника – цесаревича, будущего императора Александра II. Эта Анфилада покоев с окнами на Адмиралтейство была создана архитектором Кваренги во времена Екатерины Великой специально для Александра I – тогда еще великого князя. Следуя указанию Николая I, Брюллов сделал все, чтобы воссоздать декор Кваренги в великокняжеской половине. А в 1839 году, в связи с предстоящим бракосочетанием наследника с принцессой Гессен-Дармштадтской (будущей императрицей Марией Александровной), А.П.Брюллову было поручено оформление новой половины наследника. Эта Анфилада начиналась от Лестницы ее императорского величества, нынешней Октябрьской, идущей от Октябрьского подъезда со стороны Дворцовой площади. Брюллов сохранил классически сдержанное и элегантное убранство лестницы, созданное Монферраном до пожара. От лестницы следовала череда роскошно отделанных залов: парадный Белый зал (одна из лучших работ Брюллова в Зимнем дворце), Гостиные, Спальня, Будуар. Это были личные покои супруги наследника, смыкавшиеся с его собственными комнатами. В середине 1850-х годов ряд комнат Марии Александровны был заново оформлен известными архитекторами той поры: А.И.Штакеншнейдером (1802-1865), много работавшим в эти годы в императорской резиденции, и Ю.А.Боссе. Выдающийся мастер архитектуры историзма, тонкий стилизатор, Штакеншнейдер создал самые нарядные помещения для Марии Александровны - Зеленую столовую и Малиновый кабинет. Вся жизнь императрицы Марии Александровны прошла в этих апартаментах. Она любила музыку и живопись. Малиновый кабинет, на штофе которого неслучайно были вытканы изображения разных музыкальных инструментов, служил местом домашних концертов. На стенах кабинета висели картины, которые нередко приобретались специально для императрицы, а впоследствии стали ценным достоянием Эрмитажа.

Cлайд 30

Следуя указанию Николая I, Брюллов сделал все, чтобы воссоздать декор Кваренги в великокняжеской половине после пожара в 1837 году. В связи с предстоящим бракосочетанием наследника в 1839 году с принцессой Гессен-Дармштадтской (будущей императрицей Марией Александровной), А.П.Брюллову было поручено оформление некоторых залов наследника. В анфиладу, которая начиналась от Лестницы ее императорского величества, нынешней Октябрьской, входил и Малиновый кабинет. Этот зал был оформлен А.П.Брюлловым в 1841 г. и использовался как рабочий кабинет и столовая Марии Александровны. В середине 1850-х годов ряд комнат супруги будущего императора Александра II был заново оформлен известным архитектором той поры – А.И.Штакеншнейдером, много работавшим в эти годы в императорской резиденции. Выдающийся мастер архитектуры историзма, тонкий стилизатор, Штакеншнейдер создал самые нарядные помещения для Марии Александровны. В 1858 г. Штакеншнейдер изменил проект Малиновой комнаты. Были удалены хранилища и переделан потолок; обивка была заменена, но цвет ее остался такой же – темно-красный. Немалая часть жизни Марии Александровны прошла в этих апартаментах. Она любила музыку и живопись. Малиновый кабинет, на штофе которого неслучайно были вытканы изображения разных музыкальных инструментов, служил местом домашних концертов. На стенах кабинета висели картины, которые нередко приобретались специально для императрицы.

Cлайд 31

Cлайд 32

Белый зал. Белый зал был создан А.П.Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 г. Этот выдержанный в белых тонах интерьер отличается богатством пластического декора: лепные орнаменты покрывают свод и пилястры, лента фриза украшена фигурками путти, предающихся играм. В центральной части зала, над изображениями доспехов, помещены барельефные фигуры древнеримских богов; колонны с пышными коринфскими капителями увенчаны фигурами, олицетворяющими искусства. В интерьере гармонично смотрятся живописные панно французского пейзажиста 18 в. Г.Робера. В зале расположена экспозиция мебели Д.Рентгена, знаменитого мастера эпохи классицизма. Во время правления императора Александра II зал имел свое предназначение: проходившие тогда праздничные приемы, проводились не в северной части дворца, как при Николае I, а в южной его секции, где располагались личные комнаты императора и императрицы.

Cлайд 33

Октябрьская лестница. Эта парадная лестница была восстановлена после пожара 1837 г. А.П.Брюлловым, сохранившим почти без изменений проект О.де Монферрана (нач. 1830-х гг.). Архитектурное решение лестницы, примыкавшей к личным апартаментам, отличается строгостью и ясностью, характерными для стилистики классицизма. В декоре отчетливо звучит тема славы: на барельефе, расположенном поверх окон, изображено триумфальное шествие; в люнетах представлены аллегорические композиции из склоненных перед двуглавым орлом женских фигур; в нишах помещены статуи античных божеств. Интерьер богато декорирован гризальной живописью. В центре росписи свода помещен медальон с изображением колесницы Аполлона. Название «Октябрьская» лестница получила в память о революционных событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По Октябрьской же лестнице в 3 часа в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. выводили захваченных министров Временного правительства.

Cлайд 34

Зимний дворец с 1917 по 1925 годы Революционные потрясения 1917 года кардинально отразились на судьбе Зимнего дворца. В июле его сделало своей резиденцией Временное правительство, которое разместилось в бывших покоях Николая II. Предвидя переворотные события в стране, ценное дворцовое имущество и коллекции Эрмитажа отправляются в Москву для сохранения в Кремль. После взятия Зимнего дворца штурмом в ночь с 25 на 26 октября 1917 года, солдаты и матросы трое суток бесчинствовали в царских апартаментах, расхищая внутреннее убранство. Лишь спустя несколько дней, 30 октября 1917 года Зимний дворец именем Российской Советской Республики новое правительство объявило Государственным музеем. В 1925-1926 годах по проекту архитектора Государственного Эрмитажа А.В.Сивкова начали реконструкцию многочисленных служебных помещений с целью использования их для расширяющихся экспозиций Эрмитажа. Были уничтожены антресольные этажи, искажавшие Растреллиевскую и другие галереи, и коридоры, ряд внутренних лестниц, кухни, комнаты обслуживающего персонала, позднейшие перегородки. Большим достижением реставраторов Зимнего дворца явилось воссоздание в 1938 году одного из немногих сохранившихся растреллиевских интерьеров – Растреллиевской галереи. На третьем этаже по восточному фасаду дворца, где раньше находились шестьдесят четыре фрейлинские комнаты, после реконструкции первоначальной планировки образовалось семнадцать светлых залов.

Cлайд 35

Зимний дворец в довоенное время. Одновременно с реконструкцией произвели текущую реставрацию Гербового, Александровского и Белого залов, Большой церкви, Галереи 1812 года. К сожалению, при переделке и приспособлении бывших апартаментов царской семьи для размещения художественных коллекций демонтировали камины и печи, представлявшие художественную ценность. В 1930-х годах аммосовская система отопления была ликвидирована, и Зимний дворец подключили к городской теплосети. В 1939 году комиссия, в которую вошли представители Отдела охраны памятников, главный архитектор Эрмитажа, другие инженерно-технические работники, составила акт о техническом состоянии Зимнего дворца и определила перечень ремонтно-реставрационных работ. 10 мая 1941 года Ленгорисполком рассмотрел вопрос о ремонте и окраске зданий, выходящих на Дворцовую площадь. Но все намеченные работы прервала война...

Cлайд 36

Александровский зал. В 1834 г. А.П.Брюллов составил проект памятного зала в честь Александра I, который был осуществлен только после пожара. Архитектор нашел блестящее пространственное решение огромного двусветного помещения. Оригинальные перекрытия Александровского зала – веерные своды, несущие пологие купола, – стали его главным архитектурно-художественным акцентом. Обилие воздуха, грандиозность подкупольных пространств позволяли современникам характеризовать зал как выполненный в «византийском вкусе». Зал увековечивал память об Александре I: на торцовой стене был помещен портрет императора работы Дж. Доу, над ним – барельеф с профильным изображением Александра «в виде славянского божества Радомысла», олицетворяющего мудрость и храбрость. Фриз украсили увеличенные копии моделей Ф.П.Толстого, рассказывающие о событиях Отечественной войны 1812 года, и символические фигуры Слав. Мемориальный характер зала подчеркивали четыре огромных батальных полотна Г.П.Виллевальде.

Cлайд 37

Большая церковь. Интерьер Большой церкви, созданный по проекту Ф.Б.Растрелли, был одним из самых пышных в Зимнем дворце. Восстанавливая церковь после пожара 1837 г. В.П.Стасов стремился воссоздать ее первоначальный облик. Пространство разделено на три объема, два из которых - ближайший к входу и алтарная часть - двусветны. Центральная часть увенчана куполом и акцентирована пилонами со сдвоенными каннелированными колоннами коринфского ордера. Стены декорированы пилястрами того же ордера, которые чередуются с арочными проемами окон, освещающими церковь с двух сторон. Сильно профилированный и раскрепованный карниз отделяет первый ярус от верхнего ряда окон. Главную роль в художественном убранстве церкви играют золоченый лепной орнамент, выполненный из папье-маше, и живопись: плафон "Вознесение Христа" работы П.В.Басина в притворе и изображения четырех евангелистов на парусах, созданные Ф.А.Бруни. Убранство интерьера дополняли малиновые драпировки и позолоченные светильники.

Cлайд 38

Зимний дворец в годы войны 1941-1945 г. В первые дни Великой Отечественной войны многие ценности Эрмитажа срочно эвакуировали, часть из них укрыли в подвалах. Для предотвращения пожаров в зданиях музея окна заложили кирпичом или закрыли ставнями. В отдельных помещениях паркеты укрыли слоем песка. Зимний дворец был крупной мишенью. Большое число бомб и снарядов разорвалось вблизи него, а несколько попало в само здание. Так, 29 декабря 1941 года снаряд врезался в южный флигель Зимнего дворца, выходящий на кухонный двор, повредив железные стропила и кровлю на площади триста квадратных метров, разрушив находящуюся на чердаке установку противопожарного водопровода. Было пробито чердачное сводчатое перекрытие площадью около шести квадратных метров. Другой снаряд, попавший в трибуну перед Зимним дворцом, повредил водопроводную магистраль.

Cлайд 39

Зимний дворец в годы войны. Несмотря на тяжелые положение, существовавшие в блокадном городе, Ленгорисполком 4 мая 1942 года обязал строительный трест №16 произвести первоочередные восстановительные работы в Эрмитаже, в которых приняли участие аварийно-восстановительные мастерские. Летом 1942 года перекрыли кровлю в местах повреждения ее снарядами, частично исправили опалубку, установили в разбитые световые фонари или железные листы, заменили разрушенные металлические стропила временными деревянными, отремонтировали водопроводную систему.

Cлайд 40

Зимний дворец в годы войны. 12 мая 1943 года в здание Зимнего дворца попала авиабомба, частично разрушившая кровлю над Георгиевским залом и металлические стропильные конструкции, а в кладовой отдела истории русской культуры повредившая кирпичную кладку стены. Летом 1943 года, несмотря на обстрелы, продолжали заделку просмоленной фанерой кровли и перекрытий, световых фонарей. 2 января 1944 года еще один снаряд попал в Гербовый зал, сильно повредив отделку и разрушив два перекрытия. Снаряд пробил и потолок Николаевского зала. Но уже в августе 1944 года Советское правительство приняло решение о восстановлении всех зданий музея. Реставрационные работы потребовали огромных усилий и растянулись на много лет. Но, несмотря на все утраты, Зимний дворец остается выдающимся памятником архитектуры барокко.

Cлайд 41

Зимний дворец в настоящее время. Зимний дворец вместе со зданиями Малого, Большого и Нового Эрмитажей и Эрмитажного театра образуют единый дворцовый комплекс, которому мало равных в мировой архитектуре. В художественном и градостроительном отношении он принадлежит к числу высших достижений русского зодчества VIII-XI веков. Ныне все залы этого дворцового ансамбля, возводившегося на протяжении множества лет, занимает Государственный Эрмитаж. Это крупнейший музей мира, обладающий огромными коллекциями произведений искусства.

Cлайд 42

Зимний дворец в настоящее время. Сегодняшний Зимний дворец хранит память о разных эпохах: произведения Растрелли поражают причудливостью архитектурных фантазий; облик парадных помещений напоминает об официальных церемониях; оформление жилых покоев второй половины XIX века демонстрирует огромный диапазон выбора архитектурных прообразов.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга (Дворцовая набережная, 38); с 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. С июля по ноябрь 1917 года служил местом заседания Временного правительства.


Нынешнее здание дворца (пятое) построено в годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли. Памятник архитектуры пышного елизаветинского барокко.




Там, где сейчас стоит Зимний дворец, в начале восемнадцатого века строительство разрешалось лишь флотским чиновникам. Петр Великий, воспользовался этим правом, будучи корабельных дел мастером под именем Петра Алексеева, и в 1708 году построил для себя и своей семьи небольшой домик в голландском стиле. Через десять лет по приказу будущего императора перед боковым фасадом дворца прорыли канал, названный (по дворцу) Зимней канавкой. Первый Зимний дворец


Второй Зимний дворец В 1711 году специально к свадьбе Петра I и Екатерины архитектор Георг Маттарнови, по приказу царя приступил к перестройке деревянного дворца в каменный. В процессе работы архитектор Маттарнови был удален от дел и строительство возглавил Трезини. В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1723 году в Зимний дворец был переведен Сенат. А в 1725 году во дворце скончался император


Третий Зимний дворец Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф.Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и началось строительство. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоановна переехала в него на жительство. Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом


Третий Зимний дворец После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. Императрица Елизавета Петровна также пожелала переделать под свой вкус императорскую резиденцию. 1 января 1752 года она приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года.




Пятый (существующий) зимний дворец В 1762 году появилось существующее в настоящее время здание дворца. В то время Зимний дворец стал самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх