Как в настоящее время называется город юрьев. Институт древнеславянской письменности и древнеевразийской цивилизации - иддц

Город Юрьев-Польской был основан на реке Колокше и впадающей в нее речке Гзе в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Название город получил в честь князя и его небесного покровителя - св. Георгия (Егория, Юрия). Для отличия нового города от старого Юрьева в Поднепровье он получил приставку «Польскóй», то есть стоящий в полях - в Ополье. Город был окружен земляными валами с деревянным тыном. Тогда же в центре нового княжеского города-крепости была заложена белокаменная Георгиевская церковь. В XII-XIII веках роль Юрьева-Польского была незначительной. Недалеко от города в 1177 году произошла битва между владимирцами и ростовцами, окончившаяся победой владимирского князя Всеволода III Юрьевича (Большое Гнездо). Второе крупное сражение - Липицкая битва - произошла в 1216 году; в этот раз победу одержали ростовские войска.

Оглавление:

  • Историческая справка

    В 1212 году Юрьев стал центром маленького удельного княжества, где правил сын Всеволода III Святослав (1196-1252), который в течение своей жизни правил также в Новгороде, Переславле-Залесском, Суздале, Владимире. Святослав, родоначальник Юрьевских князей, родился во Владимире 27 марта 1196 года. Он был предпоследним сыном самого могущественного в то время правителя Руси Великого князя Владимирского Всеволода «Большое гнездо», который усилил и укрепил Северо-восточную Русь, украсив её многими святыми храмами и обителями. В святом крещении младенца Святослава нарекли именем Гавриил - в честь одного из верховных небесных архистратигов - Архангела Гавриила. Мать, блаженная княгиня Мария, в иночестве Марфа, была дочерью Шварна, князя Чешского, воспитывала сына в благочестии, уча его добродетельному житию, в коем и сама преуспевала. Перед смертью она благословила своих сыновей жить в любви к Богу и людям, быть трезвыми, приветливыми и особенно уважать старцев. Племянником святого князя Святослава был святой благоверный князь Александр Невский, который всю жизнь посвятил защите Отечества от иноплеменников и сохранению веры православной. Супругой князя Святослава была княгиня Евдокия Муромская, дочь князя Муромского Петра и княгини Февронии, святых Муромских Чудотворцев. У Святослава и Евдокии было двое детей: сын Дмитрий, по старинным святцам почитался как святой, и дочь Болеслава. По просьбе благочестивой жены князь Святослав отпустил её в 1128 году в Муромский Борисоглебский монастырь, где она была пострижена в монашество. В монастыре княгиня прожила до самой смерти и в нём была похоронена. Её честные останки находятся там и доныне.

    Княжение Святослава

    Четырёхлетним ребёнком князь Святослав был назначен на княжение в Новгороде, затем был сменён старшим братом Константином в 1206 году и снова возвращён в Новгород в 1208 году. В 1212 году по смерти отца Святослав получил в удел город Юрьев-Польский.

    В 1220 году Святослав во главе владимирского войска был послан старшим братом Юрием против волжских болгар. Экспедиция закончилась победой русских войск у Ошеля. В 1222 году Святослав во главе владимирского войска был послан Юрием на помощь новгородцам и их князю Всеволоду, сыну Юрия. 12-тысячное русское войско в союзе с литовцами вторглось на территорию ордена и разорило окрестности Вендена. В 1226 году Святослав вместе с младшим братом Иваном во главе владимирского войска был послан Юрием против мордвы и одержал победу. В 1229 году Святослав был отправлен Юрием в Переяславль-Южный. В 1234 году в Юрьеве-Польском на месте древнего собора 1152 года, заложенного ещё князем Юрием Долгоруким, князь Святослав воссоздал новый Георгиевский собор. Первый собор простоял меньше ста лет, и, судя по летописным свидетельствам, был разрушен во время землетрясения: «Маия третьего дня потрясеся земля и церкви расседоша». В тот же год, князь повелел разобрать обломки и начать строительство нового собора. Собор получился необычайной красоты, ходом строительства руководил сам князь, как написано в летописи: «чудну зело, вельми украси ю резным каменем от подошвы и до верху святых лики и праздники, а сам бе мастер». В 1238 году князь Святослав принял участие в битве на Сити. От занявшего владимирский престол брата Ярослава получил в удел Суздальское княжество.

    В 1246 году умер Ярослав, и Святослав занял великокняжеский престол по старому праву наследования. Своим племянникам, семерым сыновьям Ярослава, он раздал по княжеству, однако Ярославичи остались недовольны этим распределением. В 1248 году он был изгнан своим племянником Михаилом Ярославичем, который вскоре погиб в бою с литовцами на реке Протве. Затем сам Святослав разбил литовцев у Зубцова. Владимирское княжение по завещанию Ярослава и по воле хана Гуюка досталось Андрею Ярославичу. После недолгого великого княжения во Владимире князь Святослав вернулся в Юрьев-Польский. Здесь он основал мужской княжеский монастырь в честь Архангела Михаила. Скончался святой благоверный князь Святослав в городе Юрьев-Польском 3 февраля 1253 года, и был погребен в Георгиевском соборе.

    Краткая история города Юрьев-Польского

    Монгольское нашествие сильно разорило город. Он был трижды разрушен в 1238, 1382 и 1408 годах. Позже город стал вотчиной великих московских князей, и по их воле передавался некоторым вассальным князьям и ханам «в кормление». Известно, что в XV веке это была вотчина литовского князя Свидригайло, в XVI веке - казанского хана Абдул-Летифа, а после него - астраханского царевича Кайбулы. В Смутное время в 1609 году город взяли польско-литовские войска, и Лжедмитрий II вознамерился отдать его также «в кормление» касимовскому царевичу Магомеду Мурату, юрьевцы во главе с Федором Красным подняли восстание. После польско-литовского разорения Юрьев-Польской зажил жизнью тихого провинциального городка. С 1708 года он вошел в состав Московской губернии. Статус города официально был присвоен ему в царствование императрицы Екатерины II - в 1778 году; тогда он стал центром уезда Владимирского наместничества.

    Михайло-Архангельский монастырь

    Михайло-Архангельский монастырь является градообразующем центром древнего города, вокруг которого, внутри земляного вала, был выстроен старый посад. По сути, монастырь стал для города кремлём внутри земляного вала, выполняя функцию главного оборонительного рубежа. Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. В монастыре было немало подарков от князя Д.М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина - село Лучинское. Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен.

    В 1535 году записано в летописи: «Деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича». В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. В 1636 году храм был с трех сторон окружен папертями, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано. Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году. Еще около двух лет продолжалась внутренняя отделка храма, и в 1808 году Михайло-Архангельский монастырь в Юрьеве-Польском прибывший специально из Владимира епископ Ксенофонт (Троепольский) освятил новый собор. В соборе хранился образ Михаила Архангела, который в 1812 году настоятель монастыря Никон дал с собой 5-му полку Владимирского ополчения. Образ прошел всю войну и в 1814 году возвратился в монастырь.

    В Михайло-Архангельском соборе были погребены многие настоятели монастыря, в том числе здесь находится гробница сына основателя монастыря, схимонаха князя Дмитрия Святославича, который скончался в 1269 году. В храме по сей день сохранились две старинные монастырские иконы, почитающиеся чудотворными. Трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение» была построена в Михайло-Архангельском монастыре в 1625 году. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Она соединяется с запада с келарской, или ризничьей палатой и погребами. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году. Надвратная церковь Иоанна Богослова - была построена в 1670 году. Святые врата, на которых стоит сама церковь, были построены чуть раньше, в 1654 году. Стоящая рядом с собором отдельная колокольня была построена в 1685-1688 годах. В XVI веке ограда монастыря была отстроена в камне, последующие века только поновлялась. Стены и башни ограды были перестроены в XVII-XVIII веках. Сохранилась самая старая стена монастыря, западная, относящаяся к 1535 году.

    В исторической справке по истории одного из древнейших городов Руси Юрьев-Польского видно, что город основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. При внимательном изучении истории Древней Руси, всегда бросается в глаза одна закономерность - почти все русские города основаны в XII-XIII веках н.э.! Однако это не время их основания, а первые летописные упоминания . Причина подобных записей имела чисто практическую сторону - учёт городов и селений при разделе княжеских уделов или приёма наследства после смерти кого-либо из родственников князей.

    Чтобы внести ясность в вопрос датировки времени основания большинства древнерусских городов, достаточно привести два примера. При проведении строительных работ в разных местах города Москвы повсеместно обнаруживаются археологические находки VII века до н.э. Во время реставрационных работ, проводимых на территории Московского Данилова монастыря в 1982-1988 годах, который находился в дальнем предместье древней Москвы, было обнаружено поселение этой древнейшей эпохи. Другой пример. Сейчас ведётся интенсивная реставрация Ново-Иерусалимского монастыря, который расположен в подмосковной Истре. При подготовке котлована для строительства фундамента колокольни монастыря (во время Второй мировой войны колокольня была взорвана немцами) было вскрыто древнейшее поселение, датируемое VII веком до н.э. Обнаружены предметы быта и вооружения, принадлежавших предкам славян - скифам. Подобные же предметы обнаружены были и при раскопках в городе Москве и других древних городах Руси. Все предметы принадлежат к единой протославянской культуре. Подтверждают это также обнаруженные геоглифы и дендроглифы на территории кремля (монастыря) и прилегающих земель вокруг Юрьев-Польского.

    Рис.1а. Маска Яр Рода

    Рис. 1б. Маска Яр Рода - чтение надписей

    С южной стороны города находится поле, на котором имеется редчайшее поясное изображение Рода-адоранта, которое по своему художественному оформлению очень похоже на традиционный канонический иконописный тип письма в «медальоне». Этот тип очень часто используется в росписях православных храмов. Лицо Рода обращено в сторону левого плеча, руки воздеты в молитвенном обращении к Небу, на шее видна культовая драгоценная гривна. На груди видна надпись: ЯР, а на рукавах подписи: РОД. В верхнем поле выше медальона дважды повторяется надпись: МАСКА. Ниже справа большими буквами написано: «РС» - РУСЬ - «РС». Слева находится надпись: ХРАМ ЯРА РОДА и тут же виден МИМ-ЖРЕЦ облачённый в тогу, на голове у него одета корона, а лицо закрыто ритуальной маской. Справа от общей композиции, на выступе берега видится большая надпись: ЯР РОД.

    Рис. 2а. Род Русь

    Рис.2б. Род Русь - чтение надписей

    На фото № 2 а и 2 б то же поле только в ракурсе с запада на восток. Здесь левее от центра поля просматривается стоящий на подиуме РОД и вокруг него посвятительные надписи: АС, ЯР, РОД. Также видна встреченная здесь впервые надпись, посвящённая богине МАКАШИ. Много надписей, посвящённых народу, прославляющему своих богов: РОД АРЕЕА, НАШ РОД РУСЬ, «РС» - РУСЬ.

    Рис. 3а. Юрьев-Польский голова Рода-Льва

    Рис. 3б. Юрьев-Польский голова Рода-Льва - чтение надписей

    На фото № 3 а и 3 б - старый город. Справа виден Михайло-Архангельский монастырь и сохранившиеся на его земле посвятительные надписи: МИР РОД. Слева - соборная площадь, с восточной стороны очень хорошо сохранившийся зооморфный лик бога РОДА в виде ЛЬВА, под изображением соответствующая подпись: ЯР РОД ЛИК, рядом - РУСЬ. За алтарём соборного храма крупная надпись: АРИИ. Множество надписей ЯРУ и РОДУ указывает на то, что город Юрьев-Польской был с древнейших времен святилищем двух главных ведических богов - РОДА И ЯРА. Древнее святилище было выстроено из дерева и поэтому не могло никак сохраниться, однако сохранившейся до ныне земляной вал (крайне низкий по высоте, менее 2 м) показывает, что круговое строение и вал издревле имел не оборонительное значение, а ритуальное и священное. Город-храм - это традиционное древнерусское ведическое святилище, внутри которого проносились моления и жертвы, башни служили храмами бога Рода.

    По такому типу были построены многие города-храмы не только на Руси, но и на всех землях, где жили протославяне, начиная от Корсики (культура Нурагов) до чудом сохранившегося города Изборска.

    Рис.4а. Юрьев-Польский Яр Род

    Рис. 4б. Юрьев-Польский Яр Род - чтение надписей

    Фото № 4 а и 4 б - это прежняя фотография, только развёрнутая с востока на запад. На склоне земляного вала начертана надпись, слева направо: АРИИ ЯР РОД, далее идёт повтор и заканчивается она прославлением бога Рода: МИР РОДА. В верхнем кругу виден зооморфный лик бога РОДА в виде ЛЬВА с воздетыми вверх лапами. Ниже в большом круге надпись: ЯР РОД, которая повторяется многократно, справа в малом круге надпись, выполненная наискосок надпись: АРЕЕА.

    Рис. 5а. Стены монастыря

    Рис.5б. Надписи на стенах монастыря - чтение

    При внимательном рассмотрении стен и башен Юрьев-Польского можно встретить множество посвятительных надписей ведическим богам! Это феноменальное явление в нашей народной истории и культуре вполне объяснимо. Факт двоеверия на Руси продолжал существовать на протяжении 1700 лет: от проповеди и крещения апостолом Андреем славянорусов до времени царствования царя Алексея Михайловича Романова. Доказательством этого непреложного фата являются все доныне сохранившиеся храмы и монастыри, построенные до времени царствования дома Романовых.


    Рис.6а. Алтарная апсида


    Рис.6б. Надписи на Алтарной апсиде

    На алтарной апсиде Георгиевского собора по нижнему поясу видны надписи, слева направо: ЯР, ЯР, ЯР, ХРАМ РОДА.

    Рис.7а. Еще одна Алтарная апсида

    Рис.7б. Надписи на Алтарной апсиде

    На фото - западная стена Михайло-Архангельского монастыря города Юрьев-Польского. На переднем плане видна угловая башня, на которой имеются надписи: ХРАМ ЯР РОД, рядом изображены три «колеса Рода». Вдоль нижней части крепостной стены, под бойницами, видна крупная надпись «в строку»: МИР ЯР МИР, а на следующей башне - ЯР РОД.

    Выводы

    1. Город Юрьев-Польской является одним из древнейших на Руси святилищ посвящённых русским ведическим богам Роду и Яру. Судя по планировке детинца, город представляет собой гигантское колесо, внутренняя часть которого разделена крестообразно на четыре равные части. Древнейшие деревянные стены города образовывали собой ведический крепость-храм. Во время христианизации Руси древнерусские строители не нарушили эту планировку. Ныне город также разделяется на четыре части: Михайло-Архангельский монастырь, Соборная площадь с двумя соборными храмами, два посада, расположенные с юго-западной и северо-западной стороны. Земляной вал, окружающий древний город, никогда не носил оборонительный характер, а выполнял функцию кольцевого земляного обрамления древнего святилища.

    2. По хорошо сохранившемуся архитектурному ансамблю Михайло-Архангельского монастыря XIV-XVI вв., а также Георгиевскому собору XII в., можно констатировать факт непрерывной ведической традиции на Русской земле с доисторических времен, то есть палеолита (культ Рода, Макоши, Яра и Мары восходит ко времени палеолита), вплоть до царствования Алексея Михайловича Романова. Судя по везде присутствующим ведическим надписям на стенах, башнях и храмах города Юрьев-Польского, религиозная ведическая народная традиция просуществовала здесь до XVII в.

ЮРЬЕВ (с 1030 по 1224 и с 1893 по 1919 - Юрьев, с 1224 по 1893 - Дерпт, после 1919 - Тарту), один из древнейших русских городов Прибалтики в 30 км от Чудского озера. Постоянное городище возникло в V в. В “Повести временных лет” Юрьев (городище) упоминается в 1030 как град Юрьев, занятый и перестроенный Ярославом Мудрым. Юрьев имел большое стратегическое значение в борьбе с немецкими рыцарями-крестоносцами (1206-27). Защита Юрьева эстами в союзе с кн. Кокнесе Вячко с осени 1223 по лето 1224 окончилась разгромом эстов и решила дальнейшую судьбу материковой Эстонии. Юрьев стал центром епископства (княжества). Был основан замок епископа, вокруг которого возник и город. Городские права Юрьев получил в 1-й пол. XIII в. Со 2-й пол. XIII в. до сер. XVI - член Ганзейского союза, имел важное значение в торговле Ганзы с Псковом и Новгородом. Во время Ливонской войны гарнизон Юрьева в 1558 капитулировал перед русскими войсками; в н. 1570-х разрушен. По Ям-Запольскому миру в 1582 отошел к Польше. В польско-шведской войне в 1600 был захвачен Швецией, а в 1603 - Польшей. С 1625 вновь перешел к шведам. В 1630 в Юрьеве была открыта академическая гимназия, в 1632 преобразованная в университет, который работал с перерывами до 1699 (1699-1710 - в Пярну). Во время Ливонской и др. войн в Юрьеве отмечалось падение торговли и ремесла. В к. XVII в. в Юрьеве было 2 тыс. жителей. Во время Северной войны 13 июля 1704 шведский гарнизон Юрьева капитулировал перед русскими войсками; в 1708 полностью разрушен. По Ништадтскому миру 1721 возвращен России. Дальнейшее развитие Юрьева связано с основанным здесь русским Юрьевским (Дерптским) университетом, сыгравшим видную роль в истории науки и культуры России.

Дерпт (нем. Dorpat) - город в Эстонии (ныне Тарту, эст. Tartu) - один из древнейших городов Прибалтики (в X- XI вв. был известен как поселение древних эстов - Tarpatu, хотя постоянное городище на этом месте датируется уже V в). Расположен на обоих берегах р. Эмайыги, в 30 км от её впадения в Чудское оз. Впервые упом. в «ПВЛ» (1030) как град Юрьев, занятый и перестроенный вел. кн. киев. Ярославом Мудрым (и названный по его по христ. имени - Юрий). До нач. XIII в. Юрьев находился в тесной связи с близлежащими Псковом и Новгородом Великим. В 1215 был захвачен немцами, но в 1223 освобождён в результате общего восстания эстов. Для защиты города из Новгорода прибыл отряд в 200 чел. во главе с кн. Вячеславом Борисовичем (Вячко). В 1224 после длит. осады Юрьев был вновь захвачен ливон. рыцарями, переименовавшими его в Д. и сделавшими его центром Дерпт. епископства. С кон. XIII до сер. XVI вв. входил в Ганзейский союз и играл важную роль в его торговле с Новгородом и Псковом. Под 1328 в Моск. летописи отмечен большой пожар в Д.: «Того же лета погоре город Немецкыи Юрьев весь, и божници и полаты каменые падоша, и згоре в полатах Немец 2000 и 500 и 30, а Руси 4 человекы». Часто Д. упом. в Новгородских летописях и в разрядных записях времён Ливонской войны 1558-1583. В 1558 гарнизон Дерпта капитулировал перед русскими. По Ям-Запольскому миру (1582) город отошёл к Польше. В 1600 захвачен шведами, а в 1603 - снова поляками. Летом 1656, в период рус.-швед. войны, был взят русскими, но после неудачной 2-мес. осады Риги, они вынуждены были оставить Ливонию, в т. ч. и Д. Из древних построек здесь сохранились лишь развалины 3-нефного Вышгородского собора (XIII-XV вв.) и Ивановской церкви (XIV в.).

С древних времен жители Владимирского Ополья занимались сельским хозяйством. Плодородные земли в долине Колокши позволяли им выращивать зерно и выпасать скот. По одной из версий, именно активное земледелие и большие пастбища стали причинами появления здесь обширных лесостепей.

В 1152 году по воле Московского князя Юрия Долгорукого на торговом перепутье основали городище. Его назвали по имени князя Юрия и месту расположения – на поле, правда, в первое время о городе писали «Гюргев» или «Гергев». Юрьев-Польский быстро рос и к началу XIII века стал центром небольшого княжества.

В 1238 году на Русь напали войска монголов, и город был сильно разорен. Воинственные кочевники еще несколько раз совершали набеги и опустошали русские земли. Большой урон городу нанесли нашествия ханов Тохтамыша (1382 год) и Едигея (1408 год). В XIV веке Москва была выбрана столицей княжеских земель, и роль Юрьева-Польского заметно снизилась. В течение долгого времени он не развивался и превратился в тихий уездный городок.

В 1968 году на улицах города сняли одну из серий фильма «Золотой теленок» – киноверсии одноименного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Старые дореволюционные здания и Торговые ряды послужили декорациями придуманного писателями города Арбатова. Через некоторое время «Золотой теленок» стал одним из туристических брендов Юрьева-Польского, и сегодня такое название носит популярное у туристов кафе.

На улице 1 Мая, в 100 метрах от городского центра, стоит белокаменный Георгиевский собор. Первый храм на этом месте был заложен еще во времена правления князя Юрия Долгорукого. Он просуществовал всего полвека и, согласно летописи, был разрушен во время сильного землетрясения. Когда это произошло, правивший князь Святослав Всеволодович распорядился разобрать каменные руины и построить новый собор.

Георгиевский собор возвели в 1234 году. Он отличался богатой белокаменной резьбой. Стены храма покрывали изображения животных, птиц и христианских святых. Вместе с орнаментом они составляли картины, связанные общим сюжетом.


К середине XV века Георгиевский собор обветшал и частично обрушился. Великий князь Московский Иван III Васильевич, узнав об этом, повелел немедленно восстановить святыню. Реставрировать храм взялся известный зодчий из Москвы Ермолин. Рядом с Юрьевом-Польским не существовало каменных карьеров, поэтому строителям пришлось возводить обрушенные стены из старых камней. Храм получился более низким, но зато стал гораздо прочнее. Граница между новой и старой кладками хорошо заметна и в наши дни. Поставленные в XV веке камни идут по диагонали сверху вниз, от северо-западного угла здания.

В XVII веке у собора возвели шатровую колокольню. Потом ее заменили на четырехъярусную. А в XIX веке возле собора появился теплый храм Воздвижения Креста. Позже проходило несколько реставраций Георгиевского собора, во время которых разобрали колокольню и поздние храмовые пристройки.

Одноглавый собор имеет кубический четверик и три полукруглых апсиды. На приземистом световом барабане покоится массивный купол с крестом. Северный портал сохранился лучше других и выглядит великолепно. Раньше он выходил на главную площадь Юрьева-Польского.

На стенах собора можно увидеть изображения Христа, Георгия Победоносца, святых воинов – покровителей владимирских князей, львов, кентавра, павлинов и затейливые растительные орнаменты. Большинство вырезанных белокаменных барельефов образуют единый сюжет, но некоторые расположены по отдельности. Такое несоответствие появилось после реставрационных работ XV века. Средневековые строители использовали камни от обрушившегося здания и некоторые из них были поставлены в произвольном порядке.

Резного слона следует искать на северном фасаде. Он находится над колонной, увенчанной женской головой. Чтобы разглядеть слона, советуют немного отойти от собора, и тогда его не будут закрывать ниже расположенные барельефы.

Откуда же взялось изображение слона в Юрьеве-Польском? Работавшие в Древней Руси резчики могли увидеть его только на страницах манускриптов. Если приглядеться внимательнее, на Георгиевском соборе изображен не слон, а мифологическое животное. Хобот и бивни в него слоновьи, уши – заячьи, а конечности – птичьи.

В наши дни богослужения в храме проходят редко. В остальное время он открыт для туристов как музей. Внутри выставлены образцы древнерусской белокаменной резьбы. Здесь же находится «Святославов крест», который был сделан по распоряжению родоначальника юрьевских князей – Святослава Всеволодовича (1196-1252).

Михаило-Архангельская обитель

С севера от Георгиевского собора, ближе к центру Юрьева-Польского, раскинулась территория мужского монастыря. Постройки Михаило-Архангельской обители стоят в кольце мощных земляных валов и крепостных стен, поэтому внешне напоминают кремль. Обитель была основана в XIII веке сыном Всеволода Большое Гнездо – князем Святославом. Первоначально ее церкви и кельи были деревянными, и когда войска монголов нападали на Русь, они без труда сжигали монастырь.

Юрьев-Польский пережил не одно вторжение ордынцев, поэтому около двух столетий обитель даже не пытались восстанавливать. Перемены наступили только в XVI веке, когда вместо деревянного частокола построили каменную стену и башни. Первый храм из камня появился здесь в 1560 году. Он был возведен на деньги князя Ивана Михайловича Кубенского. Как эта церковь выглядела, нам не известно, потому что она не сохранилась.

Михаило-Архангельская обитель считалась богатой. Она получала немало подношений от князя Дмитрия Михайловича Пожарского, вотчина которого располагалась неподалеку от Юрьева-Польского, в селе Большелучинское.

Сегодня монастырь представляет собой красивый архитектурный ансамбль, состоящий из построек XVII-XVIII веков. Он имеет небольшую, но очень ухоженную территорию, на которой размещены экспозиции историко-краеведческого и художественного музея. Одновременно здесь живет монашеская община, и в храмах регулярно проходят церковные службы. Рядом с обителью установлен памятник основателю Юрьева-Польского – князю Юрию Долгорукому.

Центральное место в монастыре занимает Михаило-Архангельский собор. Пятиглавый храм был выстроен на рубеже XVIII-XIX веков на деньги, собранные жителями Юрьева-Польского. Собор богато декорирован рустом, карнизами и резными фризами. Здесь хранится икона Архангела Михаила, которая, вместе с солдатами 5-го полка Владимирского ополчения, прошла по дорогам Отечественной войны 1812-1814 годов.





С северо-запада от собора возвышается красивая многоярусная колокольня XVIII века. Стройное восьмигранное здание со всех сторон украшено резными орнаментами, а на верхней части шатра установлено три ряда «слухов».

С юга от собора стоит Знаменская церковь, появившаяся в 1625 году. Низкий одноглавый храм имеет просторную трапезную. Его первый этаж используется для хозяйственных целей, а крытые переходы ведут в архимандритский и братский корпуса.

С запада монастырскую территорию ограничивает участок крепостной стены с башнями. Эти укрепления соорудили в середине XVI века. Над воротами, ведущими в обитель, возвышается Иоанно-Богословская церковь, построенная в 1670 году. Пятиглавый храм обладает широким карнизом и по архитектуре перекликается с Михаило-Архангельским собором.

Возле колокольни можно увидеть небольшую надкладезную часовню и церковь Георгия Победоносца, привезенную сюда из села Егорий. Они были построены в начале XVIII века для Георгиевского монастыря и перенесены в Юрьев-Польский в 1968 году. Часовня и церковь являются прекрасные примерами русского деревянного зодчества. Они очень красивы и органично вписываются в архитектурный ансамбль обители.

Музеи Юрьева-Польского

Музейные экспозиции занимают здания Михаило-Архангельского монастыря, на улице 1 Мая, 4. Основной раздел музея посвящен истории крестьянства и земледелия Владимирского ополья. Собранные здесь предметы позволяют познакомиться с обычаями и традициями жителей Юрьева-Польского, начиная с древних времен. В витринах выставлены найденные археологами украшения, кольчуга, фрагмент окошка из слюды и окаменевшая рожь XI века. В залах можно увидеть коллекцию амбарных замков, русскую печь и интерьеры крестьянских жилищ.

Один из разделов музея рассказывает о жизни русского полководца Петра Ивановича Багратиона. Центральное место в нем занимает карета, в которой тяжело раненного Багратиона после Бородинского сражения привезли в село Сима под Юрьевым-Польским. Здесь он умер и был похоронен в семейном склепе князей Голицыных.

В арке под переходом, который соединяет Знаменскую церковь и архимандритский корпус, размещена выставка резных наличников. Красивые деревянные наличники привезли в музей из сел и деревень, стоящих неподалеку от Юрьева-Польского. Искусные изделия местных мастеров висят также на стенах церкви и братского корпуса.

На втором этаже архимандритского корпуса развернута экспозиция, знакомящая посетителей с историей развития ткацкой мануфактуры в Юрьеве-Польском. Здесь выставлены красивые изразцовые печи, веретена, прялки, образцы набивных тканей и швейные машинки. А украшают интерьеры современные гобелены, сделанные руками мастеров ткацкой фабрики «Авангард».

Одна из музейных экспозиций расположена в высокой шатровой колокольне. На первом этаже здания показывают монашескую келью. На втором этаже представлена экспозиция, посвященная колокольным звонам, а еще выше находится отличная смотровая площадка. Туристы поднимаются на нее, чтобы полюбоваться на монастырь и центральные улицы Юрьева-Польского. На входе колокольня имеет небольшую дверь, высота которой составляет всего 2/3 от среднего роста человека. Пройти через нее, не согнувшись, могут только маленькие дети.

Если подняться на второй этаж надвратной церкви Иоанна Богослова, можно увидеть художественную выставку. На ней экспонируются иконы XVI-XIX веков, картины художников-передвижников и коллекция старого фарфора. Большая часть фарфоровых изделий попала в музей из родового имения Голицыных. Самыми интересными экспонатами считаются оригинальные напольные вазы.

Для посетителей двери музея открыты в любой день, кроме вторника. По понедельникам он работает с 9.00 до 15.00, а в другие дни – с 9.00 до 17.00. Следует иметь в виду, что касса закрывается на час раньше.

Старинные храмы

Недалеко от монастыря расположен храмовый комплекс, который состоит из двух церквей – Покровской и Никитской. Первая была построена в 1769 году, а вторая – в 1799 году. К белоснежному пятиглавому храму Покрова Богородицы примыкает четырехъярусная колокольня – самое высокое здание Юрьева-Польского. Через него верующие попадают внутрь Покровской церкви.

Одноглавая Никитская церковь небольшая по размеру. Она возведена в традициях классицизма и с четырех сторон декорирована треугольными фронтонами и белоснежными колоннами. Стены церкви окрашены контрастно, в кирпичный и белый цвета. Храмовый комплекс окружен красивой кованой оградой и смотрится очень гармонично.

В Авангардном переулке, 6, стоит белоснежная церковь Рождества Христова. Она была построена в XVIII веке на месте обветшавшего деревянного храма. Холодная церковь примечательна шестью куполами. В 1930-е годы ее, как и большинство храмов Юрьева-Польского закрыли, а в помещениях разместили типографские станки и оборудование молокозавода. Потом церковь восстановили, и сейчас она действующая.

Где остановиться

Большинство путешественников приезжает в Юрьев-Польский на однодневные экскурсии. Но те, кто хочет задержаться здесь подольше, могут остановиться в одной из городских гостиниц. Все они находятся в центре города и предоставляют примерно одинаковый набор услуг.

В гостинице при заводе «Промсвязь» селят не только командировочных (ул. Заводская, 1А). По выходным дням здесь останавливается много туристов. Кафе или столовой в этой гостинице нет, но, воспользовавшись СВЧ-печью, чайником, плитой и посудой, постояльцы могут приготовить еду самостоятельно.

На улице Владимирской, 22 находится небольшая гостиница «Покровская» . При размещении в ней включены завтраки, а в номерах-люкс существуют отдельные мини-кухни с микроволновкой, посудой и чайником.

На площади Советской стоит гостиница «Юрьевская». Ее постояльцы получают не только номера, но и завтраки. Удобно, что прямо возле гостиницы расположено популярное у гостей города кафе «Золотой теленок».

Мини-гостиница «Жемчужина», вероятно, самая недорогая в Юрьеве-Польском. Она предлагает путешественникам четыре аккуратных номера. Гостиница находится на улице Шибанкова, 72, всего в 5 минутах ходьбы от центра города.

Как добраться

Юрьев-Польский расположен на северо-западе Владимирской области в 180 км от Москвы. Ближайший международный аэропорт находится в Иваново. Дорога на автомобиле от Москвы до Юрьева-Польского занимает около 3 часов и проходит через Киржач и Кольчугино по автотрассе А-105.

Железнодорожный вокзал стоит в 1,5 км южнее центра города. Через него идет ветка из Александрова в Иваново, по которой ежедневно курсирует несколько поездов дальнего следования, а также две электрички. Из Москвы до Юрьева-Польского за 4.15-4.50 ч можно доехать на поездах, которые следуют в Кинешму и Иваново.

Рядом с железнодорожным вокзалом разместилась городская автостанция. Сюда приходят рейсовые автобусы из Владимира, Александрова, Переславля-Залесского и Москвы. От столичного автовокзала, который находится возле станции метро «Щелковская», в Юрьев-Польский каждый день ходит 3-4 автобуса. Дорога на них до города занимает 4 часа.

Одним из наиболее достоверных и ранних письменных свидетельств об отношении русских князей к прибалтийским народам является летописный рассказ о том, как великий князь Ярослав в 1030 г. отправился из Новгорода в поход на эстов и основал город Юрьев (названный так в честь христианского имени князя). «В лето 6538. Семь же лет иде Ярослав на чюдь, и победи я, и постави град Юрьев» . Предполагают, что поводом к походу Ярослава могло послужить то обстоятельство, что эсты приняли сторону Канута, короля Дании и Англии, противник которого Олаф Толстый, король Норвегии, получил помощь от Ярослава.

Крепость, основанная Ярославом, находилась на самой высокой возвышенности заболоченной луговой поймы реки Эмайыги. Здесь проходили торговые пути, соединявшие южноэстонские и латвийские области, а также ремесленные центры Новгорода и Пскова с гаванями Северной Эстонии и Балтийским морем. В этот период появились многочисленные укрепленные городища, на их месте со временем образовался целый ряд поселений городского типа: Юрьев, Отепя, Линданисе, Вильянди и др. Обострилась межплеменная рознь, участились столкновения с соседними племенами, в частности с варягами. Эсты не только оборонялись от варягов, но и сами предпринимали походы на остров Готланд, в прибрежные районы Швеции и Дании. Примерно такой же характер носили отношения между эстонскими и славянскими племенами. В то же время «проходил и торговый обмен между племенами» , а также с Новгородом и Псковом.

Очень скудны сообщения письменных источников до XVI–XVII вв. о возникновении и развитии Юрьева. Кроме упомянутого летописного известия и «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского, описывавшей главным образом политические события, касавшиеся Юрьева (Дерпта) начала XIII в., больше нет ничего достойного внимания, поэтому исключительный интерес представляют археологические раскопки 60-х гг. нашего века на территории современного Тарту (Юрьева). Самый древний период существования городища относится, по всей вероятности, к середине I тысячелетия и продолжается до VII–VIII вв. В слое этого периода были найдены «фрагменты лепной керамики разных типов, в том числе незначительное количество текстильной и штрихованной керамики, характерной как для эстонских, так и для славянских древностей первой половины I тысячелетия по Рождеству Христову» . Изучение находок слоя, относящегося к X–XI вв., показало, что здесь преобладают фрагменты керамики, характерные для Новгорода начала и середины XI в., в то время как на других городищах и могильниках Эстонии она нигде не встречается.

Это является весьма существенным признаком связи населения Юрьева с русскими ремесленниками и купцами или поселенцами, через них распространялись в городе гончарные изделия русского происхождения. Среди других находок этого же периода можно отметить железные наконечники стрел , похожие на наконечники стрел из древнерусских дружинных курганов и в значительной степени характерные для Новгорода . При раскопках в других областях Эстонии они не найдены, а следовательно, не употреблялись и не были там известны. К предметам, изготовленным русскими ремесленниками, относятся также витые бронзовые браслеты, ключи и замки так называемого киевского типа . Любопытны также несколько черепков красноглиняных амфор домонгольского периода, которые могли попасть в Юрьев только через русских. Амфоры такого типа не встречаются на территории Эстонии нигде, кроме Тарту. Упомянутые находки позволили археологу В. Труммалу сделать вывод, что памятники материальной культуры этого периода могут быть связаны с русским поселением 30-х гг. XI в. Он также считал, что «защитные сооружения и остальные постройки городища могли погибнуть вероятнее всего в результате пожара 1061 г.» . Согласно летописи весной 1061 г. эстонские крестьяне сожгли Юрьев и находящиеся близ него деревни , чтобы избавиться от власти местных князей, а также, по-видимому, свергнуть власть и русского князя. Некоторые ученые, в том числе и Х. А. Моора, в свое время высказывали предположение, что Юрьев мог быть в то время чем-то вроде вотчины русского князя . По-видимому, жившим здесь русским чиновникам построили и соответствующие дома - «хоромы», которые упоминаются в той же летописи. Эти летописные сведения объясняют наличие в Юрьеве материальной культуры древнерусского происхождения.

При Ярославе и после него город развивался и рос, укреплялись и культурные связи с Русью. Об этом можно судить по найденным в других частях города черепкам глиняных сосудов разных типов, аналогичных керамике Новгорода и Пскова XII–XIII вв. Такая же керамика представлена на городище в слое следующего строительного периода. По археологическим данным, экономические и культурные связи с Новгородом и Псковом продолжались и в течение XIII–XIV вв.

По письменным источникам известно о существовании торговых отношений между Юрьевом (Дерптом) и Новгородом в XIII–XV вв. Оба города были связаны с Ганзейским союзом, основанным в конце XIII в., и, судя по документам, Юрьев играл в нем важную роль, потому что всегда упоминался на втором месте вслед за Ригой .

Представляет особый интерес вопрос о положении русского населения города после прекращения русского владычества. Летописец говорит, что народ их «хоромы пожгоша» . По более поздним сведениям,
в Юрьеве, в Заречье, на левом берегу Эмайыги, на холме был основан русский пригород. Источники же XV–XVII вв. говорят и о существовании «Русского конца» на правом берегу реки . Есть основания думать, что оба названные поселения тесно связаны между собой, но когда они возникли, установить трудно. Источники XV в. характеризуют «Русский конец» как юридически самостоятельное поселение, которое имело свою администрацию, торговый двор и церковь .

Об этом свидетельствует и найденная в Пскове юрьевская печать XV в., опубликованная В. Л. Яниным . Он отмечал, что эта печать, своей символикой связанная со святым Георгием, подтвердила наличие в Русском конце Юрьева церкви святого Георгия. Об этой церкви на левом берегу реки, а следовательно в русском пригороде, рассказывал Киевский митрополит Исидор, который в 1439 г. направлялся из Москвы на Ферраро-Флорентийский Собор через Юрьев .

Среди археологических находок в Заречье есть редкая монета XI в., с образом небесного покровителя князя Ярослава - святым Георгием Победоносцем , а также серебряные украшения начала XII в. По мнению М. Х. Шмидехельм и Е. Ю. Тыниссон, некоторые из этих украшений изготовлены в одном из русских ремесленных центров . Украшения найдены в своеобразном серебряном сосуде, происхождение которого А. В. Банк считает византийским . Эти находки являются бесспорным доказательством существования торговых связей Юрьева с Древней Русью. Священник Н. Когер, изучавший историю храма святого Георгия в Юрьеве, указывал, что во время нападения крестоносцев на город в 1224 г. эта церковь была разрушена .

Но существуют данные и о другой церкви в Юрьеве, построенной во имя святителя Николая . Епископ Павел утверждал, что князь Ярослав построил здесь две православные церкви, «одну - во имя св. Николая Чудотворца, другую же - во имя своего ангела, великомученика Георгия» . О существовании двух церквей, по мнению А. Сапунова , говорит и повесть о начале и основании Псково-Печерского монастыря: «Бяше же в то время священник некий, именем Иоанн, от Московския страны, по прозванию Шесник; сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором пресвитером в храме святаго Николая Чудотворца и великомученика Георгия, его же великий князь Ярослав Владимирович Киевский от имения своего устроил» .

Память об основании князем Ярославом церквей в Юрьеве сохранялась, и на факт их основания впоследствии неоднократно ссылались в различных дипломатических документах. Так, в частности, царь Иоанн IV писал датскому королю Фредерику II, предъявлявшему свои права на Эстонию: «Великий князь Георгий Владимирович, именуемый Ярославом, завоевал Ливонию, основал город Юрьев, построил там церкви греческие, обложил всю землю данию» .

При сыне и преемнике царя Иоанна Феодоре Иоанновиче русские бояре выдвигали те же аргументы послам германского императора Рудольфа II: «Великого государя нашего прародитель великий князь Ярослав город Юрьев поставил в свое имя и храм в Юрьеве ангела своего имя страстотерпца Христова Георгия поставил» .

Во время раскопок в Тарту в 1982 г. на территории Ботанического сада были обнаружены человеческие кости, а впоследствии и остатки выложенной из кирпича и булыжника стены. Ученые высказали предположение, что это древнее кладбище и северная часть фундамента предполагаемой Георгиевской церкви XIV–XV вв. По-видимому, в конце XV в. церковь святого Георгия была уже разрушена, вероятнее всего деятелями Ганзы, мстившими за закрытие Торговой палатой важного для Ганзы «Петровского двора». Еще в 1918 г. местный краевед и историк города Тарту Рихард Отто предположил, что церковь святого Георгия первоначально находилась на улице Лай в районе так называемых Русских ворот, теперь это территория Ботанического сада. Его предположение подтвердилось записью, найденной в одном из протоколов городской ратуши под 1555 г., о том, что церковь святого Георгия находилась во владении некоего Ханса фон Карпена, «что перед Русскими воротами». Эта версия подтверждается также и тем, что одна из угловых башен расположенной здесь городской стены носила название Георгиевской еще в 1590 г. Храм по своему типу напоминал так называемые купеческие церкви, в которых имелись и обширные помещения-склады. К сожалению, конкретные представления о подобных русских церквах отсутствуют. В Риге и Таллине на предполагаемом месте подобных построек расположены теперь новые жилые кварталы, и потому они закрыты для раскопок археологов.

Начиная с XVI в. письменные памятники упоминают уже только об одной церкви в Юрьеве (Дерпте) - во имя святителя Николая. Она находилась первоначально на территории двора современной почтовой конторы на углу улицы 21 Июня. В период Реформации здание сильно пострадало. В конце XVI в. церковь принадлежала иезуитам, а к XVII столетию ее здание пришло в полную негодность и было разрушено.

Повесть временных лет. Ч. 1. С. 101; также см.: 3-я Псковская летопись: «В лето 6528-го. Ходил Ярослав Володимерич из Новагорода на Чюдь, и победи, и постави град Юрьев в свое имя» (Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 75).

Труммал В. К. Русско-эстонские отношения от IX до начала XIII века. Тарту, 1955. С. 12. АКД.

Тгummal V. К. Archeoloogilised kaevamised Tartu linnusel // Ученые записки ТГУ. Тарту, 1965. Т. 161. С. 37-38. Табл. 11 а-с.

Там же. С. 24. Рис. 6 а.

Медведев А. Ф. Оружие Новгорода Великого // Материалы и исследования по археологии СССР. № 65. М., 1959. Т. 2. С. 121-191.

ЧЕЙ ГОРОД ЮРЬЕВ?

ЧЕЙ ГОРОД ЮРЬЕВ?

Летописные упоминания о походе Ярослава Мудрого в Тарту в 1030-е годы

В летописи «Повесть временных лет» написано, что около 1030 г. нашего времяисчисления великий князь Ярослав Владимирович победил чудь, и построил город Юрьев. Это дата о первом упоминании Тарту в письменных источниках.
Хотелось бы обратить внимание на то, что, как следует из самого текста летописи, 1030 г. не соответствует правильной датировке похода Ярослава на Тарту (Кузмин, 1977, с. 73; Vahtre, 1980, с. 516-517). Но когда был осуществлен этот поход? В летописях сказано, что Ярослав начал поход на Тарту из Новгорода (Псковская летопись), и после данного похода, он возвратился (Софийская первая летопись). Когда мы взглянем на карту, то увидим, что Ярослав мог совершить поход до Тарту лишь тогда, когда он уже правил в Псковской земле. Князь Ярослав стал властвовать над всеми древнерусскими землями лишь тогда, когда он устранил с дороги псковского князя Судислава Владимировича, который был его братом. Но это событие, по данным «Повести временных лет», случилось в 1034-1036 гг.
Летопись не упоминает, связан ли с этим событием поход Ярослава в Псков, но вероятно, наивно было бы полагать, что Судислав добровольно отказался от власти. Мы должны согласиться с Сергеем Васильевичем Белецким, который утверждал, что события в 1030-х годах в Пскове и Тарту в археологическом смысле совершенно идентичны (Белецкий, 1996, с. 85). Или даже можем предположить, что покорение Пскова Новгородом и основание города Юрьева в Тарту произошло в рамках одного похода Ярослава.

Следы Юрьева в культурном слое города Тарту

Археологические раскопки в старом городе Тарту были начаты в 1956 г. под руководством Вилмы Труммал (Trummal, 1964). До настоящего момента в центре города Тарту уже проведены раскопки на территории более чем 19 000 кв. м. Благодаря многолетним раскопкам в Тарту сложились общие представления о его культурном слое и древнейшей истории города (Tvauri, 2001).
Историческое ядро города Тарту - это городище (рис. 1). Археологические раскопки позволили уточнить, что древнее городище охватывает территорию около 7000-7500 кв. м. Площадка городища возвышается максимально на 24 м над уровнем окружающего заливного луга р. Омовжа.
В XIII в. на месте древнего городища был построен каменный замок Тартуского еписнопа. Поэтому в культурном слое осталось мало следов от древнего городища. Но, можно сказать, что первое городище было построено в этом месте в VIII или в IX веке. В большинстве находки этого периода датируются X в. Сразу за пределами городища, между городищем и рекой Омовжа, располагалось поселение. Находки из этого комплекса (лепная керамика, украшения, фрагменты тиглей, литейные формы и другие орудия труда) типичны для так называемой рыугеской культуры.
На городище, в слое так называемой рыугеской культуры, лежал пласт, содержавший много керамики новгородского и псковского типов (рис. 2). Кроме этого, там нашли и шиферное пряслице. Шиферные пряслица - типичные находки для древнерусских городов, на территории Эстонии такие пряслица очень редкие находки. Особенно важные находки - это два наконечника стрел скандинавского типа (рис. 2), которые можно
предположительно отнести к дружинникам Ярослава Мудрого. Эти уникальные находки в контексте археологического материала Эстонии.
Рядом с городищем лежит на достаточно просторной территории (рис. 1) слой, содержащий керамику новгородского и псковского типов. Толщина этого слоя 10-20 см, в некоторых местах достигает 70 см. К сожалению, остатков домов в этом слое почти не осталось. Но из этого слоя происходят предметы, типичные для древнерусских городов. Например, четыре шиферные пряслица и каменный крестик, сделанный из ов-ручского шифера. Также найдены два фрагмента писанки и фрагмент бронзового амулета-топорика. В Эстонии такие находки, типичные для древнерусских памятников XI в., известны только в Тарту.
Таким образом, в Тарту есть археологические следы, которые доказывают, что на территории центра города Тарту существовало городище Юрьев и посад рядом с ним. Керамика из этого комплекса в большинстве соответствует псковской керамике XI в. Можно предположить, что в Юрьеве население в основном пришло из Пскова, и Юрьев, находившийся на нынешнем месте города Тарту, имел непосредственные контакты с Псковом.

События 1060-х годов

Но также нужно обратить внимание на исторические события, о которых в русской исторической литературе редко упоминают, хотя об основании Юрьева в 1030 г. говорят часто. Ярослав Владимирович умер в 1054 г. Перед смертью он разделил Русь между тремя старшими сыновьями. Киев и Новгород получил Изяслав, который поставил Остромира посадником в Новгород. Летописи утверждают, что около 1054 Остромир пошел походом на чудь, но был убит, в сражении погибло и много новгородцев. В отместку Изяслав сам возглавил поход против чуди и взял Осек Кедипив (Софийская первая летопись).
В 50 км к югу от Таллина находится деревня Кэава, которая в средневековых источниках упоминается как Kedempe (Johansen, 1951, с. 70). Начатое в 2000 г. археологическое исследование в Кэава кафедрой археологии Тартуского университета показало, что кроме двух древних городищ там примерно на 9 га имеется поселение VIII-XI вв. Таким образом, это был один из крупнейших центров XI в. на территории Эстонии. В
середине XI в. это поселение было уничтожено или покинуто, а новое поселение построили уже на другом месте (Konsa, Lang, Lainemurd, Vaab, 2002). Можно предположить, что это связано с походом Изяслава.
Летописи датируют смерть Остромира 1054 г. Но это давно уже оказалось неверным. В 1056-1057 гг. Остромиром было написано известное евангелие. Это значит, что тогда он был еще жив (Карамзин, 1816, с. 376-377, ссылка 114). Таким образом, и год похода Изяслава в летописях на Осек Кедипив является маловероятным. По всей видимости, это было около 1060 г. (Насонов, 1951, с. 81). С этим годом связано упоминание события о том, что Изяслав совершил поход против сосолов и принудил уплатить их дань в 2000 гривен. Сосолы дань не заплатили, но весной 1061 г. уничтожили город и посад Юрьев и совершили поход до Пскова (Софийская первая летопись).
Кэава был в XI в. один из самых крупных центров северо-восточной Эстонии. По всей вероятности, сосолы были жителями этого края. Летописи утверждают, что у Изяслава были интересы в северо-восточной Эстонии. Но жители этого края не хо-теЛи платить дань Изяславу и уничтожили Юрьев, опорный пункт Изяслава на Чудских землях.

От Юрьева до Тарту

Археологический материал из Тарту показывает, что после 1061 г. Юрьев не был отстроен. На городище и на поселении нет находок, которые можно датировать концом XI или XII вв. На древнерусском слое посада Юрьева лежат слои немецкого средневекового города, который был основан тут после 1223 г. По всей вероятности, в XI в. на Тартуском городище располагался какой-то укрепленный пункт эстонцев. Это можно определить по тому, что новгородцы совершили ряд походов на Тарту в 1134 и 1191/1192 годах. Но никаких археологических следов о заселении Тарту в этом периоде нет.
В XII в. политическим и населенным центром юго-восточной части Эстонии был Отепяе. Это можно утверждать, основываясь на археологических находках из городища Отепяе, а также на письменном источнике - хронике Генриха, написанной в 1225-1227 гг. Генрих писал, что Тартуское городище было покинуто до начала 1220-х годов, когда немцы построили там свою крепость.
Тарту не был политическом центром в XII в. и в начале XIII в., но все-таки он был очень важным стратегическим пунктом. Через Тарту проходила дорога, соединявшая северо-восточную и юго-восточною Эстонию. В Тарту были хорошие природные условия для переправы через реку Омовжуы. Эта река соединяла Тарту с Псковом, а с другой стороны также с центральной Эстонией. Такое расположение местности в Тарту объясняет то, почему новгородцы, а после и немцы хотели властвовать именно здесь.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх