Женский православный монастырь в бурятии. Батуринский сретенский женский монастырь

На Руси во все времена монастыри являлись надежным оплотом и защитой православной веры, культурными центрами, где на протяжении многих столетий усердием монахов собирались бесценные рукописи и произведения искусства, одним словом все то, что воспитывало и характеризовало саму душу русского народа. Подобно заблудившимся в ночи путникам, люди всех сословий и разного материального достатка, стремились посетить монастырь, в надежде найти там покой и утешение, хотя бы на некоторое время приобщиться к высокой подвижнической жизни, оставив все мирское и суетное, очистить свою душу молитвой и покаянием. В монастыре можно было получить жизненно важный совет и наставление, разрешить, казалось бы, самую неразрешимую задачу.

Российская земля богата святыми обителями, каждая из которых имеет свою неповторимую историю. Есть древние монастыри, с вековыми традициями и устоями, история таких монастырей запечатлела многие вехи жизни Святой Руси, а есть и молодые обители, недавно появившиеся и только еще начинающие свою духовную жизнь. К таким молодым монастырям относится и Сретенский женский монастырь, расположенный в селе Батурине Прибайкальского района республики Бурятия.

Обитель расположена в живописном месте, в 64 км от г. Улан-Удэ, близ трассы Усть – Баргузин. Это первый монастырь, открытый в Читинско-Забайкальской епархии после начала возрождения церковной жизни в России конца XX века.

На территории, где ныне расположен монастырь, была приходская церковь села Батурина. Деревянная церковь на этом месте известна еще с XVIII века. В 1811 году, на собрании прихожан волости, было принято решение: на месте старой деревянной церкви построить новую каменную. Строительство и благоустройство нового храма велось исключительно на средства прихожан и добровольных жертвователей. Закладка нового храма состоялась летом 1813 года, а через 16 лет, в сентябре 1829 года, была торжественно освящена нижняя теплая церковь в честь великого праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа. А еще через 7 лет, в августе 1836 года, была освящена верхняя церковь во имя великомученика и победоносца Георгия.

Новый храм получился очень красивым. На фоне суровой сибирской тайги с ее вековыми деревьями, уходящими своими могучими вершинами в небо, белоснежный храм с колокольней и изумрудными крышами выглядел, как сказочный корабль, приплывший из удивительной страны. Выбор места для постройки церкви также был не случаен: находящаяся в самом центре села, в долине, обрамляемой со всех сторон высокими горами, она хорошо была видна со всех точек.

В советские богоборческие времена этот чудесный храм, как и большинство других, был закрыт, а его помещение использовалось под сельский клуб. Без малого 70 лет некогда великолепные здание ветшало и постепенно разрушалось.

И вот 14 мая 1999 года, в жалком, разгромленном виде, без куполов, колоколов и крестов, храм наконец-то был возвращен Русской Православной Церкви. Для реставрации требовались колоссальные денежные затраты. Встал вопрос о том, где же взять эти средства. Вот тут-то Господь и послал на помощь добрых людей – братьев Пруидзе – Георгия, Геннадия и Евгения. Именно их стараниями всего через несколько месяцев разрушенный храм вновь обрел былое великолепие. 28 ноября 1999 года, состоялось освящение церкви благочинным Бурятского округа Читинско-Забайкальской епархии протоиереем Олегом Матвеевым.

В один из своих визитов в Бурятию епископ Читинский и Забайкальский Евстафий, увидев вновь отреставрированный храм, решил основать в Батурине женскую обитель. Открытие первого монастыря в Читинско-Забайкальской епархии состоялось 8 марта 2000 года, и совпало с праздником первого и второго обретения честной главы Иоанна Предтечи. Как нам известно из Священного Предания, все свое многострадальное земное житие Иоанн Предтеча проповедовал покаяние: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Между тем, именно для покаяния люди и выбирают подвиг монашеской жизни, оставляя мир.

Определением Священного Синода от 19 апреля 2000 года открытие монастыря было официально утверждено. С первых дней своего основания монастырь находится под постоянным попечительством и заботой правящего архиерея Читинско-Забайкальской епархии Евстафия. Каждый визит архипастыря в обитель – это большая радость для насельниц и приехавших потрудиться во славу Божию паломников. Владыка внимательно наблюдает за продвижением строительных работ, производящихся в монастыре, оказывает материальную помощь, вовремя дает нужный совет.

На сегодняшний день в обители 13 насельниц во главе с настоятельницей. Каждый монастырь живет своей особой жизнью, по особому уставу, эта жизнь очень не похожа на жизнь обыкновенных людей в миру. Каждое утро в монастыре начинается с общего молитвенного правила, по завершению которого все расходятся на свои послушания. Слово «послушание» звучит непривычно для слуха невоцерковленного человека. А как раз в этом слове скрыт один из основных принципов монастырской жизни – «будь послушный», ничего не делай по своей воле. Под послушанием подразумевается какая-либо работа, которую поручает исполнять настоятельница каждой сестре. Послушания в монастыре самые различные. Кто-то трудится на ферме, ухаживая за коровами и домашними птицами, кто-то работает в трапезной, постоянно заботясь о том, что бы все обитатели монастыря были сыты, кто-то печет хлеб и просфоры, кто-то шьет монашескую одежду в швейной мастерской, кто-то поет на клиросе. Здесь невозможно перечислить все те послушания, которые существуют в каждом монастыре. Любой монастырь можно сравнить с маленьким государством, которое полностью обеспечивает себя и еще помогает другим. В Сретенском женском монастыре существуют швейная мастерская, пекарня, сыроварня, огромный огород, большой скотный двор. И все это хозяйство процветает и приумножается, благодаря трудолюбию сестер. Все монастырские послушания одинаково важны, ведь что бы ни делала сестра, она, прежде всего, несет свое послушание Самому Богу и служит людям, исполняя заповедь о любви к ближнему. Многие люди, впервые побывавшие в монастыре, искренне недоумевают, почему монастырское молоко вкуснее, а монастырские помидоры слаще и душистее, чем те, которые продаются на базаре? Ответ очень прост: все, что делается в монастыре, делается с молитвой.

По завершении утренних послушаний все сестры монастыря собираются в трапезную, где, прочитав молитвы перед вкушением пищи, все вместе садятся за стол. В монастырях издревле существует благочестивый обычай во время общей трапезы читать вслух душеспасительную литературу. После обеда в библиотеке обители читается Священное Писание, обсуждаются текущие монастырские дела, а затем вновь все расходятся на свои послушания.

С момента основания Сретенского монастыря вошло в обычай совершение ежедневного крестного хода вокруг стен обители с иконой Казанской иконы Божией Матери –покровительницы и заступницы Забайкальской земли.

О том, как протекает внутренняя, сокровенная жизнь насельниц монастыря, мы можем судить со слов настоятельницы: «В обители мы познаем себя. Общежительный монастырь для этого самое благоприятное место. Здесь мы неизбежно сталкиваемся характерами, притираясь друг к другу, как камешки с острыми углами, постепенно делаясь гладкими и ровными. Научаемся “зрети своя прегрешения и не осуждати брата своего”, как говорится в великопостной молитве Ефрема Сирина. Так приобретается поистине бесценный духовный опыт. Не зря монастырь называют духовной академией».



16 / 02 / 2007

Можно продолжить путешествие по этой волшебной республике в том направлении, которое вы определите для себя. А мы предлагаем небольшой обзор религиозных объектов Бурятии, для общего представления о том, куда можно направить свои кеды в этом направлении.

Дацаны

Иволгинский дацан

Буддийский монастырь и университет. Находится в селе Верхняя Иволга в 36 км западнее центра Улан-Удэ. Самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. Это духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.
Главное, ради чего сюда едут паломники - нетленное тело ламы Даши-Доржо Итигэлова, предсказавший революцию и период безверия. Родился он 1852 году, а в 1927 году ушёл в нирвану. И с тех пор ему удаётся держаться в этом состоянии, медики не имеют объяснений для этого феномена.

Как добраться?
Доехать до дацана можно на маршрутном автобусе №130 с площади Банзарова (рядом с рынком), который едет до пос.Иволгинск, потом пересесть на маршрут Иволгинск - дацан (15 руб.).В дни больших хуралов маршруты №130 идут прямо до дацана.

Ацагатский дацан

Дацан расположен на западной окраине села Нарын-Ацагат Заиграевского района Бурятии, 50 км от Улан-Удэ. Старейший дацан Бурятии, хотя само строение 1992 года, предыдущие постройки уничтожены временем и Советами. В прошлом имел и другое название - Курбинский дацан. Относится к буддийским независимым объединениям Бурятии. Местные служители передают из поколения в поколение историю о том, что его посетил император Николай I в 1891 году, в рамках кругосветного путешествия.

Тамчинский дацан

Он же Гусиноозёрский даца́н «Даши́ Ганда́н Даржали́нг» (ранее Хамби́нский, Хулунно́рский). Буддийский монастырский комплекс. Находится в селе Гусиное Озеро Селенгинского района Бурятии.
На территории Тамчинского дацана, перед входом в Цогчен-дуган, находится легендарный археологический памятник оленный камень Алтан-Сэргэ («Золотая коновязь»), которому, по определению археологов, 3-5 тысяч лет.

Как добраться?
Дацан расположен в 150 км от Улан-Удэ, близ дороги, ведущей в Монголию. Можно добраться на арендованном транспорте или, в теории, с автовокзала Улан-Удэ до Гусиноозёрска, а там уже взять такси.

Кижингинский дацан «Дэчен Даши Лхумболинг»

Буддийский монастырь (дацан) в Кижингинском районе Бурятии, один из красивейших; расположен в 12 км к юго-западу от районного центра - села Кижинга.

Эгитуйский дацан

Находится в 250 км к востоку от Улан-Удэ в Еравнинском районе, в 1,5 км северо-западнее села Эгита, на правом берегу речки Хара-Шэбэр. В дацане хранится сокровище, буддийская святыня России: статуя Будды из сандалового дерева высотой 2 м 18 см - Зандан Жуу. По преданию она является единственной прижизненной скульптурой Будды Шакьямуни.

Как добраться?
Проезд до самого дацана на маршрутном автобусе рейсом «Улан-Удэ- Можайка» с автовокзала ежедневно.

Цонгольский дацан "Балдан Брэйбун"

Дацан расположен в селе Мурочи, на правом берегу реки Чикой, в 60 км от города Кяхта. Поэтому его называют также Чикойским или Мурочинским дацаном. Этот дацан также именуют и Хилгантуйским, в соответствии с названием местности, где прошла первая буддийская служба.
На территории этого дацана стоит вышка из длинного и гладкого бревна с круглой деревянной бочкой наверху. Такая конструкция не встречается больше ни в одном из дацанов Бурятии. Местные старожилы рассказывают, что, когда ламы обращали в буддизм местное население, они собрали всех шаманов в этом месте и убедили их принять буддийскую веру. Были сожжены все бубны и шаманские костюмы. В бочку положили священные реликвии и серебряные монеты и подняли наверх, чтобы Будда видел подарки.

Как добраться?
Можно добраться на арендованном транспорте или с автовокзала Улан-Удэ, по маршруту Улан-Удэ - Кяхта.

Православные храмы

Сретенский женский монастырь с. Батурино

Первый и на данный момент единственный женский монастырь в Бурятии. Расположен в селе Батурино Прибайкальского района в 64 км к северо-востоку от Улан-Удэ. 100 км от Байкала.
Можно заказать экскурсию. Во время экскурсии вам покажут храм и колокольню, расскажут про почитаемые святыни монастыря.
Доехать можно от Улан-Удэ (с автовокзала) маршруткой или автобусом по баргузинскому тракту до села Батурина.

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь

Расположен в 81 км к северо-западу от Улан-Удэ на левом берегу реки Селенги. Первый православный монастырь в Забайкалье. Основан в 1681 году. В советские годы здесь были сначала колония, затем психиатрическая больница, строения обветшали, теперь активно восстанавливаются.

Добраться можно маршруткой до с. Троицкое, электричкой до ост. Троицк или Таловка.

Собор Воскресения Христова

Храм находится почти на самой границе с Монголией, в городе Кяхта.
Список Толгской иконы Божией Матери - по рассказам старожилов чудесным образом сохранился от пожара, случившегося в первой кяхтинской деревянной церкви, и была найдена на другой день на пожарище в груде углей и пепла, при чём ничего другого не было спасено от огня.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Нижнеанга́рск, деревянная церковь. Самый северный храм Байкала. Как говорится: будете у нас в Нижнеангарске - милости просим.

Конечно, религиозных объектов в республике намного больше. Здесь лишь малая часть. Хотите больше? Пишите и задавайте вопросы!

1. СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СЕЛЕНГИНСКИЙ мужской общежительный, 3 класса.
В 1681 г., по повелению царя Феодора Алексеевича и по благословению патриарха ИОАКИМА (САВЕЛОВА), церковный собор решил «В дальние города, на Лену, в Дауры, посылать людей духовных, архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законам». В результате, 22 февраля того же года, послана была из Москвы в Тобольск полная миссия, под начальством игумена Темникова Сретенского монастыря ФЕОДОСИЯ, состоявшая из 12 человек братии, в числе коих были черный поп МАКАРИЙ, черный диакон МИСАИЛ, старцы: ИОНА, ТИХОН, ФЕОДОСИЙ, ФИЛАРЕТ и другие. Митрополиту Сибирскому и Тобольскому ПАВЛУ велено было отправить их с должными наставлениями в дальние Сибирские Дауры, и «где приищут - построить монастырь во имя Живоначальныя Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах, призвать и крестить православную веру иноземцев...». Игумен с братией получили деньги, церковную утварь и соответствующие инструкции о миссионерской деятельности. Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в недавно присоединенном к Российскому государству крае. 11 мая 1681 г. на левом берегу реки Селенги, между параллельно идущими лесистыми хребтами гор, на довольно ровном и возвышенном месте, на берегу мельничной речки Пьяной (названной так за ее извилистое течение), миссионеры нашли старое монастырское строение с Никольской церковью, построенной нерчинскими служилыми людьми в 1675 г. Здесь и решили обосноваться они. На царское жалованье, вывезенное из Москвы и дополненное в Енисейске из сибирских доходов, они заново обустроили Селенгинский монастырь с главным храмом во имя Троицы. В том же, 1681 году была построена первая церковь - Троицкая, положившая начало монастырю. В описании 1732 г. об этой церкви говорилось, что она «с трапезою с западну и северну стороны, с папертью» имеет «верх четырехгранный на крестовых бочках об одной главе, крест обит белым железом. А глава обита лемехом чешуйчатым, а на той церкви с северной стороны образ господа Саваофа. А к той церкви олтарь прирубной пятистенной». Упоминание о трапезе с северной стороны, очевидно, свидетельствует о пристройке к зданию. Храм этот, по своему времени, был очень замечателен по богатству вкладов, сделанных для него царем Феодором Алексеевичем и тобольским воеводой и стольником Федором Головиным, который был в нем в августе 1687 г. во время проезда российского посольства Головина в Старо-Селенгинск. (Головин Федор Алексеевич, 1650 - 1706, граф, ближайший соратник Петра I, генерал-адмирал с 1699 г. и генерал-фельдмаршал с 1700 г. Подписал Нерчинский договор 1689 г., участник Великого посольства 1697-98, с 1699 г. главный руководитель русской внешней политики. Первый кавалер ордена Андрея Первозванного). Так одна из риз, шитых золотом, парчой и серебром была подарена основателю монастыря ФЕОДОСИЮ супругой царя Феодора Алексеевича, царицей Марфой, при отправлении ФЕОДОСИЯ в Сибирь. «Царские врата были орнаментированы искусной резьбой, позолоченными и посеребренными венцами. Помимо большого количества икон и картин, писанных на досках и на «холстах живописью», в церкви находилось много утвари и атрибутов богослужения. Некоторые из них представляли собой образцы чеканного и ювелирного искусства, весьма тонкой работы ХVII - ХVIII вв. Например, на особой подставке лежало Евангелие праздничное на александрийской бумаге. Обложки и защипы были из кованого серебра с позолотой. Несколько листов в середине этой книги с парчой и цветными гравюрами тоже были серебряными. Вес серебра этого уникального издания составлял 537 граммов».

СВЯТЫНИ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ТРОИЦКОЙ ОБИТЕЛИ.
«1) Святый чудотворный образ Св. Николая Мир Ликийских (Можайский), явленный чудесно на острове озера Котокель во 2-й половине ХVIII в. Этот образ особенно чтут местные и окрестные жители и по Баргузинскому тракту и всему округу, где доселе живо сохраняются предания о явлении образа, - по чему усердно приглашают этот образ в селения и на поля для совершения пред ним молебного пения, при этом нередко бывали проявления благодати Божией и помощи молитвами и ходатайством Угодника Божия 2) Образ Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона, точный список с Чудотворнаго его образа на св. Афонской горе, откуда и прислан по просьбе бывшаго настоятеля сей обители - афонскаго постриженника Архимандрита Михаила в 1883 г. 3) Св. Животворящий Крест, сребропозлащенный, напрестольный эмалированный, высоко-художественной работы, дар обители от Благовернаго Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича, Ныне благополучно Царствующий Государь Император Николай II в память посещения Его Высочеством Первенцем Белаго Царя Свято-Троицкой обители 21 Июня 1891 г. 4) Св.Животворящий Крест сребропозлащенный, старинный, со многими частицами Животворящаго древа и мощей святых, дар обители Благочестивейшаго Государя Феодора Алексеевича, со Св. Евангелием и сосудами и проч. вещами. 5) Еще два свв. креста (напрестольных) старинных серебрянных, с частицами св. мощей (ветхие), два сосуда и два Евангелия того-же времени, Дарохранительница серебрянная, весом 6 фунтов, одна митра, замечательная старинною простотою, - по всей вероятности, о.Архимандрита Мисаила. Из риз того перваго времени замечательна одна по вкладу, якобы самой Царицы Марфы Матвеевны, супруги Царя Федора Алексеевича; была Ею вручена Игумену Феодосию, при отправлении его в Сибирь. Еще можно упомянуть о священнических ризах данных тогда Игумену Феодосию, с прочею утварью» (Токмаков, 1895, с.13-15)
2. СЕЛЕНГИНСКИЙ СПАССКИЙ мужской монастырь.
В 1820 г. пустынник ВАРЛААМ (в миру Василий Федотов Надеждин) недалеко от монгольской границы и реки Чикоя (ныне территория Читинской области) основал скит, ставший в 1835 г. Чикойским Иоанно-Предтеченским мужским монастырем. В 1915 г. монастырь был преобразован вновь во скит, а монахи переведены к Селенгинскому Спасскому мужскому монастырю.
«Cтаро-Селенгинский Спасский собор до 12 августа 1915 года был приписан к Новоселенгинскому собору. С 12 августа этот собор отошел в ведение вновь открытого при нем монастыря, а прихожане в числе не более 30 бедных дворов, остались в приходе Новоселенгинского собора» («ЗЕВ», 1916, № 1, с. 24).
3. НИЛОВСКАЯ мужская ПУСТЫНЬ преподобного НИЛА СТОЛОБЕНСКОГО (СТОЛБЕНСКОГО), заштатный (Тункинский район).
Основан в 1845 г. НИЛОМ (ИСАКОВИЧЕМ) - архиепископом Иркутским и Нерчинским В 1846 г. в одном из существовавших домов освящена церковь во имя преподобного Нила Столобенского, а в 1850 г. освящена отдельная церковь. В 1851 г. Пустынь эта Высочайше утверждена. До 1917 года была приписана к Иркутскому Архиерейскому дому.
«Нилова пустынь... находится в отдаленной части тункинскаго ведомства, - там, откуда начинаются казачьи пограничные караулы, по китайской границе. Эти караулы, в числе четырех, находятся от пустыни в разстоянии 9, 45, 120 и 230 верст. По протяжению этих караулов и далее расположены семь инородческих улусов, из которых последний отстоит от пустыни в 300 верстах. Во всех этих улусах считается до 670 д. обоего пола инородцев тункинскаго ведомства, а по караулам до 70 д. казачьего сословия (Эти караулы в настоящее время сняты.). Сама Нилова пустынь... устроена в необитаемом ущелье Саянских гор, при перпендикулярном слиянии двух рек - Ихэ-угуна и Холхондоя, из которых последний в обыкновенное время, неболее как горный ручей; Ихэ-угун же, хотя река незначительная, но по значительной покатости русла, необыкновенно быстрая... Конечный путь, при въезде в пустынь, пролегает, версты на две, по узкому ущелью, омываемому Ихэ-угуном и заросшему, по берегам его, лесом, посреди громадных отвесных гор, покрытых строевым хвойным лесом... Путник не замечает, и заметить трудно, как пред глазами его неожиданно открывается площадь треугольника, почти до самаго въезда в него, закрываемая с трех сторон превысокими горами, и на площади, разделяемой тем же Ихэ-угуном, но обрамленным здесь высокими обрубами, по ту и другую сторону его, Нилова пустынь, с ея строениями. Все строения - с одной стороны красивая, отделанная под кирпич, церковь, и жилыя помещения, с другой: службы и дом с ванною горячих минеральных вод, по тесноте продолговатаго треугольника, шириною вместе с Ихэ-угуном, не более 15 сажень, прижались близко к самой подошве громадных гор, и соединяются между собою высоким и красивым мостом, перекинутым чрез пенящуюся шумную реку, посредством двух свинок... Нилова пустынь, на месте которой прежде находилось лечебное заведение, для пользования супруги Генерал-губернатора Руперта минеральными водами, устроена с разнообразными видами и значением. В значении отшельнического жительства, Нилова пустынь есть прекрасное место жительства для иноков труженников. Тут есть строевой лес в огромном количестве, есть хорошие покосы. Можно иметь в достаточном количестве пахотную землю... тут не далеко может быть добываема рыба... это самое лучшее место исправления епитимийцев... К Ниловой пустыни было привлекаемо и значение экономическое, в роде фермы, с влиятельным образованием на окружающих инородцев. В видах экономии Нилова пустынь наделена 785-ю десятинами земли, которой самая значительная часть в горах, покрытых строевым лесом... В значении лечебницы, находящиеся в треугольнике Ниловой пустыни, минеральныя горячия воды, свыше 300 теплоты, имеют достоинство безспорное: потому что исцеления от ревматизма и от накожных сыпей бывали замечательныя... Оттого посетителями Ниловой лечебницы бывали, в продолжение лета, по три, по четыре и по два человека...» («ИЕВ’, 1869, № 37, с. 306-310).
4. ПОСОЛЬСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ женский общежительный, 2 класса.
После основания Селенгинского Троицкого монастыря (см. № 1) игумен ФЕОДОСИЙ, на Байкале в отведенных монастырю землях построил заимку и Пустынь для обитания монахов на Посольском мысу, на том месте, где был убит бурятами московский посол Ерофей Заболоцкий с сыном и спутниками в 1651 году. (Впоследствии над могилами была поставлена каменная часовня). «А во 159 году октябрь в 7 день сын боярский Ярофей Заблоцкой с сыном своим Кирилом, да подъячей Василей Чаплин, да казаки Васька Безносков, Тренька Соснин, Офонька Сергеев, Якунька Скороходов, да промышленой человек Сергушка Михайлов, всего 8 человек, вышед из дощаника, и отошли сажень со сто, росклали огонь, и у огня грелись. А толмач Панфилко Семенов и мугальский посол Седик да промышленых людей 12 человек от Ярофея с товарыщи остались у государевы казны в судне. И того ж дни наехали на Ярофея с товарыщи брацкие люди, а Тарукая-табуна ясачные люди, безвестно человек со сто, и Ярофея Заблоцкого, и сына ево Кирила, и подъячего Василья Чаплина, и казаков Ваську Безноскова с товарыщи, и промышленого человека побили досмерти и ограбили, и ружье, что с ними было, поимали, и к Панфилку с товарыщи к судну приступали, и из луков на дощаник по них стреляли. И толмач Панфилко от тех воров в дощанике отсиделись, и государево жалованье, что с ними послано к Цысану-кану и к зятю ево Турукаю-табуну, уберегли» (Материалы, 1974, с.347-348).
5. МЫСОВСКАЯ УСПЕНСКАЯ женская община.
Подворье Посольского монастыря. «По указу Св. Синода от 1 июня 1911 г. учредили в г. Мысовске женскую общину, с наименованием «Успенская Мысовская женская община» и назначением настоятельницей сей общины монахиню Успенского монастыря Пензенской епархии, Викторину» («ЗЕВ», 1911, №№ 15-16, с.425).
«Имеет одно молитвенное здание, деревянное, одноэтажное. Во дворе имеется 4 деревянных здания. По сведениям в монастыре проживают монахини, число которых неизвестно, коими руководит игуменья Викторина. 7 августа 1928 г.»(НАРБ, ф.Р-248, оп.3, д.121, л.14; д.50, л.14).
После закрытия в 1930-х гг. использовали под клуб (НАРБ, ф.Р-248, д.207, л.29).

6. ВЕРХНЕУДИНСКАЯ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ женская община.
В 1904 г. на средства бывшего казака, а затем золотопромышленника Титова Михаила Григорьевича за р. Удой начата постройка приписного к Верхнеудинской Спасской храма. Освящена 26 сентября 1906 г. «На освящение был приглашен Преосвященнейший Епископ Мефодий. Св. антиминс для новаго храма был привезен; св. же мощей под престол не было привезено. Тогда у Владыки было испрошено разрешение взять св. мощи из антиминса стараго Михаило-архангельскаго придела Вознесенскаго храма. Преосвященный понятно, дал на это свое благословение. Таким образом, из стараго антиминса св. мощи были переложены под престол новаго храма, а самый антиминс и по сие время с честью хранится в ризнице новаго храма» («ЗЕВ», 1907, № 22, с.489).
Общая площадь участка земли составляла 1662,5 квадратных метра. Само здание церкви было деревянное, одноэтажное, обшитое снаружи тесом, на каменном фундаменте, крыша железная, имело три выходных крыльца, 26 окон с железными решетками, внутри стены оштукатурены. Одна внутренняя лестница и хор. Печей голландских две шт. и одна утромаровская печь. Площадь церкви 284,9 кв.м. При церкви имелись три дома, амбар, колодец и небольшая мастерская по изготовлению восковых свеч.

Ковалева Анастасия

На Руси во все времена монастыри являлись надежным оплотом и защитой Православной веры, культурными центрами, где на протяжении многих столетий усердием монахов собирались бесценные рукописи и произведения искусства, одним словом все то, что характеризовало саму душу русского народа. Подобно заблудившимся в ночи путникам, люди всех сословий и разного материального достатка, стремились посетить монастырь, в надежде найти там покой и утешение, хотя бы на некоторое время приобщиться высокой подвижнической жизни, оставив все мирское и суетное, очистить свою душу молитвой и покаянием. Только в монастыре можно было получить жизненно важный совет и наставление, разрешить, казалось бы, неразрешимую задачу. На Российской земле расположено большое количество святых обителей, каждая из которых имеет свою неповторимую историю. Есть очень древние монастыри, с вековыми традициями и устоями, история таких монастырей запечатлела все вехи жизни святой Руси, с момента ее основания, а есть и очень молодые обители, только родившиеся и начинающие свою духовную жизнь. К таким «молодым» монастырям относится и Сретенский женский монастырь, расположенный в селе Батурино, Прибайкальского района, республики Бурятия.

Святая обитель расположена в живописном месте, в шестидесяти четырех километрах от города Улан - Удэ, близ трассы Усть - Баргузин. Это первый монастырь, открытый в Читинско - Забайкальской епархии после возрождения Православия. Вначале, на территории, где ныне расположен монастырь, была приходская церковь села Батурино. Деревянная церковь на этом месте известна еще с XVIII века. В 1811 году, на собрании прихожан волости, было принято решение, на месте старой деревянной церкви, построить новую каменную. Строительство и благоустройство нового храма велось исключительно на средства прихожан и добровольных жертвователей. Закладка нового храма состоялась летом 1813 года, через шестнадцать лет, в сентябре 1829 года была торжественно освящена нижняя теплая церковь в честь великого праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа. А еще через семь лет, в августе 1836 года, была освящена верхняя церковь, в честь святого великомученика и Победоносца Георгия. Новый храм получился очень красивым. На фоне суровой сибирской тайги, с ее вековыми деревьями, уходящими своими могучими вершинами в самое небо, белоснежный храм, с колокольней и изумрудными крышами, выглядел, как сказочный корабль, приплывший из удивительной страны. Выбор места для постройки новой церкви, также был не случаен: находящаяся в самом центре села, в долине, обрамляемой со всех сторон высокими горами, она просматривалась со всех точек слободы.

В советские богоборческие времена этот чудесный храм, как и большинство других, был закрыт, а его помещение использовалось под сельский клуб. Без малого семьдесят лет, некогда великолепный храм, ветшал и постепенно разрушался. И вот 14 мая 1999 года, в жалком, разгромленном виде, без куполов, колоколов и крестов, церковь, наконец - то, была возвращена Русской Православной Церкви. Для реставрации храма требовались колоссальные денежные затраты. Встал вопрос о том, где же взять эти средства. Вот тут - то Господь и послал на помощь добрых людей - братьев Пруидзе; Георгия, Геннадия и Евгения. Именно их стараниями, всего через несколько месяцев, разрушенный храм, вновь обрел былое великолепие. 28 ноября 1999 года, состоялось освящение церкви благочинным Бурятского округа Читинско - Забайкальской епархии, протоиереем Олегом Матвеевым. В один из своих визитов в Бурятское благочиние епископ Читинский и Забайкальский Евстафий, увидев вновь отреставрированный храм, решил основать в Батурино женскую обитель. Открытие первого монастыря в Читинско - Забайкальской епархии состоялось 8 марта 2000 года, и совпало с праздником первого и второго обретения честной главы Иоанна Предтечи. Как нам известно, из Священного Предания, все свое многострадальное земное житие, Иоанн Предтеча проповедовал покаяние: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Между тем, именно для покаяния, люди и выбирают подвиг монашеской жизни, оставляя мир.

Определением Священного Синода от 19 апреля 2000 года, монастырь был официально утвержден. На Забайкальской земле воссияла новая звезда, согревая в теплых лучах благодати многие и многие души. С первых дней своего основания монастырь находится под постоянным попечительством и заботой правящего архиерея Читинско - Забайкальской епархии, владыки Евстафия. Каждый визит архипастыря в обитель - это большая радость для насельниц монастыря и приехавших потрудиться во славу Божию паломников. Владыка внимательно наблюдает за продвижением строительных работ, производящихся в монастыре, оказывает материальную помощь, вовремя дает нужный совет. На сегодняшний день в обители труждаются тринадцать насельниц, во главе с настоятельницей. Каждый монастырь живет своей особой жизнью, по особому уставу, эта жизнь очень не похожа на жизнь обыкновенных людей в миру. Каждое утро в монастыре начинается с общего молитвенного правила, по завершению которого все расходятся на свои послушания. Слово «послушание» звучит интересно, непривычно для слуха невоцерковленного человека. А как раз в этом слове скрыт один из основных принципов монастырской жизни - «будь послушный», ничего не делай по своей воле. Под послушанием подразумевается какая - либо работа, которую поручает исполнять матушка настоятельница каждой сестре. Послушания в монастыре существуют самые различные. Кто-то трудится на ферме, ухаживая за коровами и домашними птицами, кто-то работает в трапезной, постоянно заботясь о том, что бы все обитатели монастыря были сыты, кто-то печет хлеб и просфоры, кто-то шьет монашескую одежду в швейной мастерской, кто-то поет на клиросе. Здесь невозможно перечислить все те послушания, которые существуют в каждом монастыре. Любой монастырь можно сравнить с маленьким государством, которое полностью обеспечивает себя само, и еще помогает другим. В Сретенском женском монастыре существует швейная мастерская, пекарня, сыроварня, огромный огород, большой скотный двор. И все это хозяйство процветает и приумножается в трудолюбивых руках сестер. Все монастырские послушания одинаково важны, ведь чтобы ни делала сестра, она, прежде всего несет послушание Самому Богу и служит людям, исполняя заповедь о любви к ближнему. Многие люди, впервые побывавшие в монастыре, искренне недоумевают, от чего монастырское молоко вкуснее, а монастырские помидоры слаще и душистее, чем те, которые продаются на базаре, а посетив трапезную и вовсе приходят в замешательство; почему обычная гречневая каша может быть такая вкусная? Здесь нет никакого секрета, а ответ на эту загадку очень прост. Ведь все, что не делается в монастыре - делается с молитвой.

По завершению утренних послушаний все сестры монастыря собираются в трапезной, где, прочитав молитвы перед вкушением пищи, все вместе садятся за стол. В монастырях издревле существует благочестивый обычай, во время общей трапезы читать вслух душеспасительную литературу. По завершению обеденной трапезы, в библиотеке монастыря читается Священное Писание, обсуждаются текущие монастырские дела, а затем вновь все расходятся на свои послушания. С момента основания Сретенского монастыря вошло в обычай, совершение ежедневного крестного хода вокруг стен обители с иконой Казанской Божьей Матери - Небесной Покровительницы и Заступницы Забайкальской земли. О том, как проистекает внутренняя, сокровенная жизнь насельниц монастыря, мы можем понять из слов матушки настоятельницы: - «В обители мы познаем себя. Общежительный монастырь для этого самое благоприятное место. Здесь мы неизбежно сталкиваемся характерами, притираясь, друг к другу, как камешки с острыми углами, постепенно делаясь гладкими и ровными. Научаемся «зрети своя прегрешения и неосуждати брата своего…», как говорится в великопостной молитве Ефрема Сирина. Так приобретается поистине бесценный духовный опыт. Не зря монастырь называют духовной академией».

Сретенский Батуринский женский монастырь основан весной 2000 года епископом Читинским и Забайкальским Евстафием (Евдокимовым). Обитель расположена в живописном уголке Прибайкальского района Бурятии. Она находится в республике, где основная масса населения считает своей религией шаманизм или буддизм.

Исторически в Батурине не было монастыря. Здесь действовал обычный приходской храм Сретения Господня. Церковь построена в 1836 году на пожертвования прихожан и «доброхотных пожалователей». Она имеет два придела. Нижний Сретенский – зимний. Верхний, летний, освящен в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В 1936 году храм был закрыт и вернулся Церкви лишь в конце 1990-х годов. Сейчас здесь женская обитель с шестнадцатью насельницами.


В 2011 году в монастыре началось и в 2015 году завершилось строительство нового двухэтажного келейного корпуса для сестер. В планах настоятельницы обители игумении Ники еще несколько важных монастырских построек. В обители есть небольшое хозяйство: огород, коровник, курятник.

Паломники и жители окрестных сел приезжают сюда помолиться, потрудиться на монастырских послушаниях. По престольным праздникам – на Сретение Господне (15 февраля) и в день памяти св. вмч. Георгия Победоносца (6 мая) – сестры принимают до пятисот богомольцев.


Источником духовной радости, утешения для насельниц Батуринской обители и паломников являются монастырские святыни: частица Животворящего Креста Господня, частицы мощей святителя Иннокентия Иркутского, св. вмч. Георгия Победоносца, св. вмч. Пантелеимона, прп. Амвросия Оптинского, прп. Серафима Саровского, прп. Варлаама Чикойского и многих других святых (всего более семидесяти).

Иерархическая структура монастыря строится традиционно: игумения, благочинная, казначея, на каждом послушании – старшая сестра.

Сестринское правило совершается с 6 ч. 30 мин. до 8 часов, затем до 10ч. 30мин. – служба. В неделю бывает три литургии обязательно. Остальные дни вычитывается суточный круг богослужения каждый день по очереди. Участие в чтении и пении принимают практически все сестры, но не каждый день – это зависит от послушания. Все присутствуют обязательно на Полунощнице ежедневно. Великим постом тоже все сестры стараются участвовать в службах.


После утреннего богослужения у насельниц завтрак, а затем послушания. Чай в 12ч., снова послушания, обед в 14ч. После обеда –келейное время до 16ч. Снова послушания. В 17ч. – вечерняя служба. После ужина (в 19ч. 30мин.) – келейное время. В 21ч. вечернее правило, в 23ч. –отбой.

Послушницы живут в келье по два человека, монахини и инокини по одной. Келейное правило у всех примерно одинаковое. Оно состоит из чтения Евангелия, Апостола, одной-двух кафизм Псалтири, покаянного канона Ангелу Хранителю или трех канонов покаянных (у некоторых дополнительно акафисты или каноны святым).

Сретенский монастырь маленький, матушка игумения и сестры живут как одна семья. Связь постоянная: совместные правила, служба, трапеза, послушания. При необходимости, в любое время можно поговорить с матушкой, посоветоваться, открыть помыслы. При желании сестры обращаются и к священнику, который проживает при монастыре.

Насельницы Сретенской обители несут послушания в алтаре, храме, иконной лавке, на колокольне, в бухгалтерии, канцелярии. Они работают с монастырским сайтом, проводят экскурсии по монастырю. Сестры трудятся в швейной и вышивальной мастерских, а также в гостинице для паломниц, на скотном дворе, огороде, в курятнике, зимней теплице, медпункте, трапезной, пекарне, прачечной, заготавливают чай, делают свечи. Летом в монастыре очень много цветов, есть небольшой фруктовый сибирский сад. На послушания, правила и службы у сестры уходит десять-двенадцать часов в день. Постоянные послушания каждой насельницы меняются нечасто, но день складывается из совмещения разных послушаний.

На первом месте в обители богослужение и работа над собственной душой.


С мирянами насельницы монастыря общаются не часто, за исключением настоятельницы, благочинной, воспитателя и преподавателя православной школы, а также сестер, которые проводят экскурсии и заняты на послушаниях в храме.

С 2010 по 2016 год в монастырь пришли девять новых сестер. Не всех желающих принимают в монастырь.

Сретенский монастырь – единственный женский монастырь на территории Бурятии. Социальная и просветительская деятельность монастыря распространяется далеко за его пределы.

В монастыре есть трудники из местного населения. Они работают на скотном дворе, на огороде, в швейной мастерской, в столярной мастерской. Трудникам выплачивается зарплата и обеспечивается соцпакет.


Сретенский монастырь в Батурине постоянно сотрудничает с министерством Соцзащиты населения и, с Божией помощью, вносит свою лепту в служение народу и России. Сестры несколько раз в году проводят детские праздники, на которые собирается до трехсот человек из соседних деревень. Обязательно бывают чаепитие и подарки. Дети под руководством преподавателей Воскресной школы готовят концерты. Периодически после богослужений проводятся праздники и для взрослых.


Монастырь окормляет три деревенских школы, три детских сада (неимущим семьям помогает оплачивать пребывание детей в саду). Матушка игумения постоянно посещает женскую колонию и спецучилище закрытого типа для девочек, проводит там беседы. На Рождество Христово и Пасху сестры готовят для заключенных по двести пятьдесят подарков.

Сретенская Батуринская обитель проводит крестные ходы по деревням. Сестры устанавливают поклонные кресты, раздают местным жителям иконы, крещенскую воду и православную литературу. Насельницы монастыря также организуют конкурсы на духовные темы и встречи с жителями районного центра Турунтаево в библиотеке и доме культуры; участвуют в сельских праздниках, выезжают с молебнами в соседние деревни.

На каникулах в монастыре живут дети из детских домов. Летом для Воскресной школы сестры устраивают палаточный лагерь.


Монастырь обеспечивает рабочими местами жителей деревни, помогает местному населению транспортом, медикаментами, одеждой, продуктами. Крещение, отпевание и любые требы для местного населения совершаются без всяких пожертвований: большая часть населения относится к категории малоимущих граждан. Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной для паломников бесплатное. На территории обители проживает семья с двумя детьми, попавшая в трудную жизненную ситуацию, а в гостинице – несколько женщин, которым сестры помогают вернуться к здоровому образу жизни. Реабилитацией алкоголе- и наркозависимых обитель занимается постоянно: сестры помогают тем, кто обращается за помощью.

Несмотря на свой юный возраст, Сретенский Батуринский монастырь является мощным оплотом православия на восточных рубежах России.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх