Денис Москвин: «Общество должно контролировать бюджет!»

Председатель комиссии Общественной палаты Нижегородской области по развитию территорий, проректор ННГУ Денис Москвин рассказал в эфире РБК о том, почему, на его взгляд, так печально сложилась судьба большого отрезка Нижневолжской набережной за синим забором, как искать «точки роста» в нижегородской экономике и что поможет власти «не толстеть». «Нижегородский рабочий» публикует печатную версию интервью.
 

— Денис Павлович, вы руководите комиссией по развитию территорий Общественной палаты Нижегородской области. Очень длинное красивое название. А что это значит? Чем вы занимаетесь в Общественной палате?
— Начну с того, что Общественная палата в нашей стране была создана в 2015 году. На самом деле это был ответ на запрос, который возник у общества. И этот запрос продолжает с каждым годом лишь усиливаться — запрос на качественный диалог власти и общества. Необходимо обеспечить связь, которая позволит власти работать эффективней, «не толстеть» и при этом слышать людей и делать так, чтобы социальные процессы были адекватно оценены. И важно, чтобы мнение людей, которое формируется в данный момент в обществе, было бы учтено при принятии решений со стороны власти — как региональной, так и федеральной.

— Что конкретно будете делать на посту руководителя комиссии по развитию территорий Нижегородской области?
— Накопленный служебный опыт позволяет мне оценивать те процессы, которые происходят в государственном аппарате, и слышать реальные запросы, которые исходят от общества. В этом смысле Общественная палата — как раз та площадка, которая позволит совместить эти две компетенции. Надеюсь наиболее эффективным способом быть полезным землякам.
Необходимо при наличии бюджета Нижегородской области или конкретного муниципалитета не только тратить его на различные нужды, а искать точки роста. И в эти точки роста добавлять импульсы, которые называются федеральными целевыми программами, региональными программами развития, которые востребованы на конкретной территории. Приведу пример: на юг Нижегородской области — в Арзамасский, Дальнеконстантиновский, Шатковский районы — удалось привести достаточно большого инвестора, который за 2,5 года инвестирует порядка 7 миллиардов рублей.
Это колоссальная цифра с учетом того, что наш регион не является традиционно сельскохозяйственным, все—таки это зона рискованного земледелия. 7 миллиардов — примерно треть бюджета Нижнего Новгорода. Деньги очень большие, они позволят производить сельскохозяйственную продукцию по—настоящему хорошего уровня. Плюс это еще и налоги, и рабочие места.
Подобные проекты будут, как я искренне надеюсь, реализованы на территории всей Нижегородской области. У нас очень богатый край, у нас много возможностей, только надо их правильно использовать. Поиском вот этих точек роста, которые в несырьевом регионе могут дать толчок для увеличения бюджета и в хорошем смысле резонанса, — это и есть основная цель нашей комиссии.
Я считаю, что те рычаги, которые есть у гражданского общества, недооценены и в полную мощность не используются. Вот пример — резонансная, часто обсуждаемая ситуация на Нижневолжской набережной.

— Синий забор?
— Да, синий забор. Ведь это же по большому счету позор для всего региона, не говоря уж о том, что на Нижневолжской набережной находятся гидротехнические сооружения, и разрушение этого участка очень опасно. Я абсолютно уверен, что если бы провели по—настоящему эффективную широкую общественную дискуссию по этому вопросу, если бы задали горожанам вопрос о том, что, по их мнению, нужно сделать с набережной, то мы бы сейчас не искали колоссальные деньги, чтобы хотя бы восстановить то, что было. Но чтобы все происходило в подобном ключе, должен быть запрос и у власти, и у самого гражданского общества.
И никто не отменял важность мнения общества о том, как надо тратить бюджетные деньги. Что такое бюджет? Это деньги, которые платит население для того, чтобы власть администрировала ему комфортную жизнь. И куда направить эти деньги — это тоже большой вопрос, потому что денег ограниченное количество. И общество должно решать или во всяком случае влиять на эти решения с помощью прозрачного понятного механизма. Для всего этого и есть Общественная палата.

— Как вы собираетесь использовать свои политические связи, экономические связи, наработанные за 20 лет? Вы будете работать один или с командой единомышленников?
— Впервые за последние 13 лет к нам вернулась система выборов в Государственную Думу, которая была в 2003 году упразднена. Это так называемые мажоритарные округа. Конкретный депутат будет представлять конкретную территорию в Госдуме. И отвечать за развитие этой территории, и пытаться решить те проблемы, которые годами не решались. Не решались в силу того, что не было «прямого лифта» конкретной территории с министерствами. Сейчас государство эту связь вернуло, потому что почувствовало запрос общества.
Политическая модель, политическая система — штука подвижная. В этом смысле важны администраторы, которые слышат, чувствуют и понимают, каким образом настроить механизм так, чтобы он был наиболее эффективным.
Самое главное в этом — создание реальных проектов, которые уйдут именно в территорию, не где—то будут продекларированы в виде социально—экономической программы, а позволят найти конкретные точки, где можно развивать что—то, добавляя туда средства. При этом появляется возможность начать немедленное решение на любом уровне проблем, не дожидаясь, когда ситуация станет крайне тяжелой.

— Вы все свое время будете этой работе посвящать?
— Сейчас это моя основная деятельность, и я, конечно, буду посвящать все свое время ей. Но при этом с меня никто не снимал обязанности работы проректора в ННГУ. Университет имени Лобачевского — знаковый для нас вуз, это крупнейшее предприятие Нижегородской области. Там я оставляю много сил и делаю это с удовольствием, потому что ННГУ — это драйвер. Драйвер как для науки, так и для промышленности, образования и для всего региона.
Сейчас я вижу, что могу попробовать использовать наработанный багаж, наработанные связи в интересах региона. Вот это для меня главная задача. И я искренне верю, что это получится сделать наиболее качественным, эффективным образом.

Справка «НР»
Денис Павлович Москвин родился 11 августа 1978 года в городе Горьком. В 1999 году окончил Нижегородский государственный технический университет.
В разные годы работал руководителем редакций средств массовой информации, некоммерческих организаций, действующих в сфере развития гражданского общества, руководителем исполкома местного отделения партии «Единая Россия» в Нижнем Новгороде.
В 2010 году Москвин избран депутатом городской Думы Нижнего Новгорода, заместителем председателя комиссии Гордумы по развитию местного самоуправлению. С декабря 2014 года по март 2016 года — федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО по Нижегородской области.
С марта 2016 года Денис Москвин — член Общественной палаты Нижегородской области, председатель комиссии по развитию территорий. Проректор ННГУ.
Женат, воспитывает сына и дочь.

Общество с ограниченной ответственностью «Ежедневная городская газета Нижегородский рабочий»
Учредитель (соучредители) - Общество с ограниченной ответственностью
«Ежедневная городская газета Нижегородский рабочий», Администрация города Нижнего Новгорода
Главный редактор - Ищенко Юрий Владимирович
Телефон: (831)217 88 81
E-mail: redaktor@nrnnov.ru
Знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Зарегистрировавший СМИ орган и регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации СМИ - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; свидетельство ПИ №ТУ 52-01231 от 15.02.2018 г., выписка о внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ
Адрес: 603001, г. Нижний Новгород, ул. Кожевенная, дом 12, этаж 2