Театральный городовой

Эх, «Опера», куда катишься?

Драматурга и поэта Джона Гея, писавшего еще в первой трети XVIII века, плохо знают даже на философских кафедрах университетов. И то сказать, автор пасторалей и нескольких пьес особо не прославился, если бы не написал по подсказке своего друга Дж. Свифта пьесу «Опера нищих». Поскольку Джон Гей писал и басни, то мораль сей истории такова: не имей (по-современному сказать) тысячу фунтов стерлингов, а имей одного друга (если он, конечно, Дж. Свифт).

«Опера нищих» имела огромный успех. С одной стороны, это была пародия на повальное увлечение в Европе итальянской оперой (отсюда непонятное для нынешних зрителей противопоставление в афише и программке: «Опера нищих», но «Не опера в двух актах»). С другой — это политическая и социальная сатира, где достается коррупционерам и коррупции, в том числе политической, будь здоров как.

Сто лет пьеса шла на сценах театров, пока в 1928 году не обратил на нее внимание Бертольт Брехт и не написал по ее мотивам свою «Трехгрошовую оперу». Это уже была настоящая сатирическая издевка над политическими нравами современной ему Европы. Многие родовые черты «Оперы нищих» перекочевали в написанное и сыгранное Б. Брехтом: балладный (зонговый) строй, гротескное сочетание страсти к развлечениям у публики с подчеркнуто сатирической направленностью против нее же.

Когда команда постановщиков — Вадим Данцигер, художник Андрей Климов, композитор Михаил Хейфец — объявила о своем интересе к театральному сюжету, уже почти двести лет бродящему по Европе, все подумали, что речь идет о «Трехгрошовой опере». Но в Нижегородском академическом театре драмы вспомнили почему-то прототип от Джона Гея, уже этим самым немало озадачив публику.

Прежде всего, почти ушла из спектакля пародийность, потому что предмет пародийности растаял в дымке лет. Потом одна важная стилистическая краска стала «забивать», что называется, все остальное. Однажды у Г. А. Товстоногова ставил спектакль по Брехту польский режиссер. Он добивался от актеров особой достоверности, контактности, и на их вопрос, как же все-таки играть, вскричал: «Кабаретно!», то есть в механике эдакого шоу-общения. Я думаю, если бы кто-нибудь спросил В. Данцигера, как, собственно, играть, он бы мог громко прокричать на весь театр: «Пасторально!»

А пастораль, она и есть пастораль: изображающие влюбленность пастушки и пастушки, много риторики... Вот пример. Отлично начинающему главную роль Макхита Александру Сучкову (он вообще в последние сезоны просто круглый пятерочник и отличник) вдруг как-то надоело заявленное вначале состояние, он размягчился, расслабился и стал изображать откровенного опереточного героя (слава советской оперетте!), запутывая и без того неясное осознание зрителями происходящего на сцене донельзя. И это в одной из главных ролей спектакля, что же говорить об остальных?

Есть такое медицинское определение — обезвоженный организм. О спектакле «Опера нищих» можно сказать: почти «обезынтеллектуаленный» спектакль или, скажем, опереточно-мелодраматический вестерн (сегодняшний мир настолько жесток и беспощаден, что после «Оборонсервиса», после просмотров ежевечерних репортажей с моей родины — из Славянска и Краматорска — подкупы и обманы героев «Оперы нищих» — милые забавы обитателей какой-то там Аркадии).

Хотя нет. Один из создателей нижегородского спектакля выполнил свою работу просто блестяще. Это сценограф Андрей Климов. Его костюмы, остроумнейшие, точно выполненные по вкусу, — это дефиле, ревю высокой пробы. Здесь-то как раз есть, живет пародия на (раньше бы написали: буржуазный, теперь пишем более толерантно) гламурный строй устремлений современных пастушков-аристократов.

В любом театре есть основной, первый состав. Задействован он и в «Опере нищих», даже кое-что получается. Мария Мельникова, Вероника Блохина, Сергей Кабайло... Время от времени они собирают краски улыбчивые, даже памфлетные. Но общую погоду это не делает.

Спектакль откровенно тонет в какой-то вялости мысли и пафосного настроя, в данном случае разделяющего сцену и зал. Можно, конечно, в бирюльки поиграть. Талант все может. Но что желаем? О чем толкуем? В поисках чего-нибудь остренького и гламурненького? Или все-таки томимся по ясному воздуху души?

Василий ПАНИХИДИН

Общество с ограниченной ответственностью «Ежедневная городская газета Нижегородский рабочий»
Учредитель (соучредители) - Общество с ограниченной ответственностью
«Ежедневная городская газета Нижегородский рабочий», Администрация города Нижнего Новгорода
Главный редактор - Ищенко Юрий Владимирович
Телефон: (831)217 88 81
E-mail: redaktor@nrnnov.ru
Знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Зарегистрировавший СМИ орган и регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации СМИ - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; свидетельство ПИ №ТУ 52-01231 от 15.02.2018 г., выписка о внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ
Адрес: 603001, г. Нижний Новгород, ул. Кожевенная, дом 12, этаж 2